Содержание:
Предмет трудового права
Предмет трудового права России
![]() |
|||
Вложение | Размер |
---|---|
trud_i_trudovye_otnosheniya.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ТРУД И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ,
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: 1. Повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданского общества.
2. Формирование у учащихся 9кл. понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права.
3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних.
формирование представления у обучающихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве.
Знакомство учащихся с правовыми нормами в области трудовых отношений.
Содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей
содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе,
способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина,
Оборудование: раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.
Введение учеников в тему урока
Здравствуйте ребята, сегодня наш урок мы начнём с ребуса. Перед вами столь необходимые и привычные школьные принадлежности:
Т етрадь + Р учка + У казка + Д оска
Первые буквы этих слов образуют слово, которое показывает:
существенное отличие человека от животных
является причиной его развития
помогает ему достичь материального благополучия
Назовите это слово и вспомните поговорки и пословицы, в которых человек выражает своё уважительное отношение к труду:
Терпение и труд все перетрут.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Не умеешь шить, так не пори.
У плохого мастера такова и пила.
Кто ленив с сохой, у того год плохой. Делай свое дело за семерых, а слушайся одного. У него дело из рук валится. По работе и мастера знать.
У работящего в руках дело огнем горит.
Рядись — не стыдись, а работай — не ленись.
В этих пословицах слышится осуждение лени, поощряется умение работать
2. Объявление учащимся темы урока: Итак, целями проведения урока являются:
расширение ваших правовых знаний в области трудовых отношений;
ознакомление с выдержками из законов РФ, регулирующих отношения в области труда;
разъяснение понятий: труд и трудовые отношения.
— Пройдет время, вы выучитесь, получите определенную специальность и вам предстоит процесс трудоустройства. Кто из вас уже определился с выбором профессии?
– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?
3. изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Итак, когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Иначе говоря, он вступает в трудовые отношения.
Трудовые правоотношения — отношения, урегулированные трудовым правом и возникающие между работником и работодателем.
Сл.слова – работник и работодатель
Учитель: Когда можно сказать о человеке «он работает»? (учит детей, делает уроки, строит дом, трудится за станком, списывает у соседа, вытирает пыль, поливает цветы, стирает ит.д.)
– а вы сейчас работаете?
– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?
– Чем труд является для каждого из вас?
Трудовые права несовершеннолетних
Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.
Комментированное чтение памятки.
«Несовершеннолетние и законодательство о труде»
Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.
Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.
Приём на работу (ст.63)
Допускается заключение трудового договора.
В случае получения основного общего образования или оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения.
С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.
С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с организациями кинематографии, театрах, концертных организациях для создания – исполнения произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
Медицинское освидетельствование (ст.69, 265)
Обязательное предварительное медицинское освидетельствование и ежегодный медицинский осмотр за счёт средств работодателя
Запрещается работа с вредными – опасными условиями труда, подземные работы, работы наносящие вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, кабаре, клубы, производство – перевозка – продажа спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и токсических препаратов),
Испытательный срок (ст.70, раздел IX)
Испытание при приёме на работу не устанавливается. Возможно заключение ученического договора
Рабочее время (ст.92)
24 часа в неделю или 12 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время.
36 часов в неделю или 18 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время
Продолжительность ежедневной работы – смены (ст.94)
От 14 до 16 лет
2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой
От 16 до 18 лет
3,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой
От 15 до 16 лет
Норма выработки (ст.265)
Предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учётом Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Работа в ночное время (ст.96, 269)
К работе в ночное время не допускаются
Сверхурочная работа (ст.99, 269)
Не допускаются привлечение к сверхурочным работам, командировкам, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме творческих работников и профессиональных спортсменов
Отпуск (ст.122, 125, 126, 176, 177, 267)
Предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы продолжительностью 31 календарный день и в удобное для них время Не допускается досрочный отзыв из отпуска или замена его на денежную компенсацию. Предоставление дополнительных отпусков с сохранением заработной платы для сдачи выпускных экзаменов: 9 дней (IXкл.) и 21 день (XIкл.)
Материальная ответственность (ст.242)
Несут в полном объёме лишь в случаях: умышленного причинения ущерба; ущерба, нанесённого в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; в результате совершённого преступления или административного проступка
Оплата труда (ст.271)
При повременной оплате – выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы. При сдельной оплате труда – с учётом сдельных расценок.
Работодатель может устанавливать доплаты к заработной плате за счёт собственных средств
Закрепление. Разбор ситуаций.
Ситуация 1. 15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.
Ситуация 2. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?
Ситуация 3. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?
Задание для малых групп . Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:
«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.
При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.
Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.
Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.
На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля Отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.
Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.
Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.
Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.»
Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.
Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения? (16 лет.)
Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у несовершеннолетнего гражданина? (не более 35 ч.)
Скажите, пожалуйста, можно ли при приеме на работу несовершеннолетнего устанавливать ему испытательный срок? (Нет, нельзя!)
Что происходит, если совпадает выходной и нерабочий праздничный день? (Добавляется еще один выходной.)
– Поясните какую роль играет труд в жизни человека?
6. Домашнее задание : написать сочинение-рассуждение на одну из тем (по выбору школьника)
-«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер),
-«Делу время, потехе – час» (русская пословица)
Трудовые отношения с работником и их оформление в соответствующем законодательстве
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
уметь
владеть методами
Трудовые отношения: основные понятия
Трудовые отношения в настоящее время характеризуются сложными и противоречивыми процессами, что связано с особенностями развития экономики современной России. К ним относятся высокий уровень неравенства, неформальный характер взаимоотношений между работником и работодателем и невысокий уровень готовности к диалогу и внедрению современных кадровых технологий и т.д. Информатизация труда работников, его глобализация обусловливают трансформацию трудовых отношений. В связи с этим необходимо исследовать и систематизировать основные тенденции развития трудовых отношений. При этом следует иметь в виду, что не каждый труд служит источником трудовых отношений, а только тот, который имеет следующие характеристики [1] :
Традиционно трудовые отношения отражают отношения населения по поводу участия в трудовой деятельности. Для работников трудовые отношения – это возможность улучшить условия найма и условия труда, карьерного развития, принять участие в партисипативном управлении (от англ. participant – участник) организации и ее развитии. Для работодателей они означают принятие обязательств по отношению к своему персоналу, что предполагает разработку мероприятий по развитию работников, их мотивации, созданию условий для роста производительности труда, а также разрешение индивидуальных споров и конфликтов.
Следовательно, можно говорить, что трудовые отношения – система социальных и экономических интересов людей, связанных трудовой деятельностью; возникают между работодателями и наемными работниками и проявляются как интересы, могут носить формальный характер, например трудовые контракты, соглашения по процедурам [2] .
Трудовое отношение также можно определить как взаимодействие двух и более субъектов трудовых отношений между собой по поводу условий, процессов и результатов их деятельности. Под субъектом трудовых отношений понимается носитель предметно-практической деятельности, прямо или опосредованно направленной на реализацию интересов по поводу трудовой деятельности. А так как отношение, являясь взаимодействием, предполагает наличие не менее двух субъектов, то каждый из них может выступать как субъектом, так и объектом трудовых отношений.
Трудовое отношение включает: наделенный активностью объект, предмет, активность. Активность обладает следующими свойствами: начальное условие всякого действия; имеет меру интенсивности, динамичности, развития и результативности; есть последовательное осуществление деятельности (практические действия и мыслительные процессы). Под предметом трудовых отношений понимают совокупность условий и характеристик среды, вовлеченных в сферу интересов субъектов данных отношений (рис. 9.1).
Характер современных трудовых отношений полисубъектен и обусловливает трансформацию их предмета, что выражается в определенных тенденциях его изменений. Полисубъектность обусловливается следующими тенденциями: возрастает зависимость положения субъектов от применяемых технологий и требований к работнику.
Большое влияние оказывает рост конкуренции за счет снижения затрат на персонал при помощи повышения гибкости внутрифирменного рынка труда и применения дифференцированных подходов к различным группам работников. Возникают новые формы занятости: виртуальные работники, надомный труд, заемный труд, а также работа в нестандартное время суток. Происходит изменение экономической активности различных групп населения. Возникают новые субъекты трудовых
Рис. 9.1. Предмет трудовых отношений
отношений. Глобализация и информатизация в мировой экономике приводят к тому, что в сферу национальных трудовых отношений вовлекаются работодатели и работники из других стран. Расширяется предметная область трудовых отношений. Это связано с тем, что в настоящее время дотрудовые и послетрудовые отношения в значительной степени обусловливают характер и содержание трудовых отношений. Например, в целях защиты занятости работники – субъекты трудовых отношений могут добиваться повышения выходных пособий, дополнительного пенсионного страхования. Следовательно, суть трудовых отношений можно выразить как сотрудничество и взаимные уступки двух основных сторон – работодателей и наемных работников [3] .
Таким образом, функционирование трудовых отношений представляет собой процесс, который характеризует последовательное развитие взаимодействий и их переход в другое состояние [4] .
9 групп трудовых отношений
Трудовое право — это важнейшая отрасль российского права, регулирующая при активном участии его субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие примыкающие, непосредственно с ними связанные, производные от них отношения и устанавливающая права и обязанности по труду на производстве субъектов трудового права и ответственность за их нарушение.
Трудовое право — одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных отраслей права Российской Федерации, играющая основную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателями.
С трудовым правом приходится иметь дело работодателям, должностным лицам их администрации, работникам кадровых и юридических служб, правоохранительных органов, менеджерам, представителям малого бизнеса, т.е. довольно широкому кругу лиц, и, конечно, оно касается всех работников.
Трудовое право регулирует поведение людей в сфере общественной организации труда.
Человек и общество могут потреблять лишь то, что создано трудом. Чем выше организация труда, его техническая вооруженность, а следовательно, и его производительность, тем богаче общество.
Труд является в современном обществе категорией социальной, экономической, а также политической. Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность человека, которая в то же время развивает и преобразует самого человека. Все великие открытия, весь научно-технический прогресс общества, его цивилизация — это результат большого труда многих поколений людей. Труд определяет богатство общества и его развитие. Труд определил название данной отрасли права, которая выделилась в самостоятельную отрасль из отрасли гражданского права в 1918 г. с принятием первого Кодекса законов о труде России.
Труд — целенаправленная деятельность человека, реализующего его физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ, именуемых на производстве продуктом труда, продуктом производства. Говоря о правовом регулировании труда, имеем в виду регулирование отношений по труду, т.е. поведения людей в этих отношениях, а не труда как процесса деятельности.
Само название «Трудовое право» подразумевает, что данная отрасль права имеет дело с отношениями по труду. Но не все отношения, связанные с трудом, регулируются нормами трудового права. Так, труд на собственном садово-огородном участке, труд домохозяйки по уборке своей квартиры, стирке, приготовлению для семьи пищи, труд военнослужащего или учащегося по освоению знаний — все это общественно полезный труд. Но он не регулируется нормами трудового законодательства, поскольку трудовых отношений в общественной кооперации труда здесь не возникает.
Трудовое право регулирует отношения по труду в общественной организации труда, т.е. на любом производстве. Всякий совместный груд требует его организации, управления и основан на определенной форме собственности на орудия в средства тру да. Организация труда имеет две стороны: техническую и общественную (социальную).
Техническая организация труда — это, во-первых, связь человека в процессе общего труда с орудиями труда, техникой, материалами, технологическим процессом, во-вторых, отражение отношения человека к природе, степень воздействия на нее при использовании ее в трудовой деятельности. Техническая организация труда нравом не регулируется, для нее существуют технические инструкции, правила. Поэтому техническая организация труда, т.е. как управлять техникой, как делать одежду, обувь, тот или иной продукт, в разных странах, в разных обществах может быть одинаковой. Это касается, например, технологий изготовления самолетов, машин, сахара, хлеба и т.д. Обе названные стороны общественной организации труда находятся в тесной связи и во взаимодействии, влияя друг на друга.
Общественная организация труда — существующая в данном обществе, государстве связь между людьми в процессе совместного труда, включающая их отношения по собственности к средствам производства и к продукту труда. Эти исторически определенные для каждого государства, общества отношения людей, т.е. их связи по участию в общественной организации труда, и являются предметом правового регулирования, т.е. предметом отрасли трудового права. Общественная организация труда — всегда исторически определенная его организация в каждом обществе в общественном производстве. А общественным производством является признаваемое государством, обществом совместное производство для блага общества.
Трудовое право — отрасль российского права, играющая первостепенную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателями независимо от их организационно-правовых норм. Трудовое право регулирует отношения по труду в области общественной его организации.
В настоящее время наиболее активными являются две группы трудовых отношений: тех, кто трудится по найму; тех, в которые вступают собственники имущества акционерного предприятия акционерного предприятия.
Главной группой в предмете трудового договора являются общественно-трудовые отношения, но кроме них существует 9 групп отношений, тесно с ними связанных:
1. отношения по обеспечению занятости по трудоустройству (это отношения гражданина с государственной службой занятости или другим специальным органом трудоустройства по поводу поиска подходящей работы и получения направления на нее) При этом возникает три вида отношений: между гражданином и трудоустраивающим органом по поводу содействия в поисках работы: между трудоустраивающим органом и предприятием по поводу направления граждан на работу; между предприятием и гражданином, направленным к нему ФСЗ на предмет заключения трудового договора.
2. Отношения трудового коллектива с работодателем и его администрацией – менеджерами.
3. Организационно-управленческие отношения профсоюзного органа на производстве, либо другого уполномоченного работниками органа с работодателем, его администрацией по поводу улучшения условий труда, применения норм трудового права, принятия и реализации локальных его норм, защиты прав трудящихся.
4. Отношения в части подготовки кадров, профотбора и повышения квалификации на производстве. Включают три группы связей: в сферах ученичества, повышения квалификации, руководства обучением.
5. отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за ущерб, причиненный по вине одной стороны другой.
6. Социально-партнерские отношения представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти на федеральном, отраслевом, республиканском и региональном уровнях по заключению коллективных договоров и соглашений о социально-экономической политике, социально-экономическом развитии отраслей народного хозяйства.
7. Отношения по разрешению трудовых споров.
8. Трудовые правоотношения работника с работодателем.
9. Правоотношения по надзору и контролю за трудовым законодательством.
Таким образом, предметом трудового права является комплекс общественных отношений по труду работника на производстве, и главными, определяющими все другие отношения в нем, являются трудовые отношения работника с работодателем.
Проблемы государственного регулирования труда в России в основном носят экономический характер. Современное государство не стремится обеспечить гарантированный прежде уровень трудовых прав. Переход к рыночной экономике диктует свои приоритеты в государственной политике. В связи с этим актуальность данной темы очевидна, необходимо рассмотрение данной проблемы необходимо уделять внимание, как на государственном уровне, так и уровне субъектов федерации
Целью данной дипломной работы являться изучение предмета и метода трудового права.
Задачи исследования рассмотреть:
· Понятие предмета и метода трудового права;
· Правоотношения в сфере трудового права, виды трудовых правоотношений;
· Правовое регулирование занятности и труда в Российской Федерации;
Трудовое право как отрасль права имеет свою специфическую сферу регулирования – сферу общественного труда. Будучи источником общественного богатства, труд определяет прогресс общества. Вот почему среди отраслей современного права трудовое право занимает одно из ведущих мест. Оно регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового права.
Источниками для написания данной работы послужи законодательные акты правительство РФ, учебные пособия и периодические издания, а также монографические статьи известных юристов специалистов по трудовому праву.
Регулирование социально-трудовых отношений и управление персоналом организации
В результате изучения главы 9 студент должен:
владеть
- • понятийным аппаратом в области социально-трудовых отношений;
- • навыками ведения переговоров по разрешению коллективных трудовых споров;
- • приемами оценки качества трудовой жизни.
- 1. Фактические социально-трудовые отношения, действующие па объективном и субъективном уровнях.
- 2. Социально-трудовые правоотношения, отражающие проекцию фактических социально-трудовых отношений на институциональный, законодательный и нормотворческий уровень.
- • субъекты социально-трудовых отношений;
- • предметы социально-трудовых отношений и их структура;
- • типы социально-трудовых отношений.
- по обеспечению занятости и трудоустройства;
- по охране труда и здоровья работников;
- по разрешению трудовых споров;
- по социальному страхованию и социальному партнерству.
- свобода труда – означает свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд в РФ запрещен;
- каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и свобод. Это предполагает запрет ограничений трудовых прав или предоставление преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, возраста, места жительства, политических убеждений и др.;
- обеспечение права на защиту от безработицы – обязанность государства;
- обеспечение права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
- режим труда и отдыха работника
- условия оплаты труда работника
- права и обязанности работника и работодателя
- наименование должности, профессии, специальности работника
- адрес места работы
- наименование работодателя
- фамилия, имя, отчество работника
- характеристика условий труда.
- испытательный срок
- оплата проезда до места работы, оплата мобильной связи
- условие периодического повышения квалификации и т. д.
- Бессрочный трудовой договор – заключается на неопределенный срок, и работник может расторгнуть этот договор без объяснения причин, предупредив администрацию за две недели. Администрация также может уволить работника, но лишь по основаниям, указанным в Трудовом кодексе (сокращение штата, прогул, появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, грубое нарушение правил внутреннего распорядка, несоответствие квалификации работника занимаемой должности).
- Срочный трудовой договор заключается на определенный срок до 5 лет и только в тех случаях, которые указаны в Трудовом кодексе (для производства временных работ, например, сброс снега с крыш, для замены отсутствующих работников, например, женщин в декретном отпуске и т. д.).
- Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. – М.: Академкнига, 2010.
- Никитин А.Ф. Обществознание 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012.
- Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2012. Электронная версия (Источник).
- Основываясь на материале учебников по обществознанию, перечислите основные права работника и работодателя.
Содержание социально-трудовых отношений работников
Переход к рыночной экономике в России способствовал формированию новых социально-трудовых отношений наемных работников, работодателей и государства.
Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные па регулирование качества трудовой жизни. В то же время социально-трудовые отношения, безусловно, субъективированы, так как они отражают субъективно определенные намерения и действия их участников, основанные на осознанной ими взаимной зависимости.
Социально-трудовые отношения между участниками трудового процесса воссоздаются и воспроизводятся благодаря трудовому поведению работников, их поступкам, совершаемым под воздействием потребностей, интересов, ценностных ориентаций, трудовой ситуации. Из всех разнообразных видов социально-экономического поведения (трудового, демографического, миграционного, лично-хозяйственного, потребительского, досугового, поведения в сфере образования, распределения и обмена) трудовое, профессиональное является важнейшим в формировании социально-трудовых отношений.
Социально-трудовые отношения как система имеют две формы существования.
В системе социально-трудовых отношений выделяются следующие структурные составляющие:
Субъекты социально-трудовых отношений
Субъектами социально-трудовых отношений могут быть работник или группа работников, объединенных каким-либо системообразующим признаком, работодатель и государство. В связи с этим социально-трудовые отношения могут быть индивидуальными, когда с отдельным работодателем взаимодействует отдельный работник, а также групповыми или коллективными, когда стороны социально-трудовых отношений представлены несколькими работниками и (или) работодателями. Значит, социально-трудовые отношения могут подразделяться на двух-, трех- и многосторонние. В качестве субъекта социально-трудовых отношений может выступать организация или их группа, а также территориальное образование. В этом же качестве мировое сообщество в определенных условиях рассматривает и отдельное государство.
Рассмотрим основные характеристики субъектов социально-трудовых отношений.
Наемный работник – это гражданин, заключивший трудовой договор с работодателем, руководителем организации или отдельным лицом. Договор найма может быть письменным или устным, но в любом случае он определяет социально-трудовые отношения между его участниками. В качестве работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать как отдельный работник, так и группы работников, различающиеся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и другим признакам.
Основой групповых и индивидуальных различий выступают возраст, пол, состояние здоровья, уровень образования, профессиональная, должностная, отраслевая принадлежность, территориальное размещение, определяющие сущностные стороны в трудовом поведении работника.
Возрастные различия в процессе формирования новых социально-трудовых отношений в России на современном этапе играют особую роль: смена поколений, серьезно отличающихся друг от друга по основным социально-психологическим параметрам, ориентации и мотивации, требует адекватного учета. На социально-трудовых отношениях отражается принадлежность к тому или иному полу. Например, специалисты отмечают, что мужчинам присущ повышенный радикализм, а женщинам – конформизм.
Работник должен обладать определенными качествами, оценка состояния которых может дать реальное представление о сущности и зрелости социально-трудовых отношений. Прежде всего, наемный работник должен обладать готовностью и способностью к личному участию в социально-трудовых отношениях, иметь определенную установку на предпочтительные способы участия в них.
Развитые трудовые отношения предполагают существование институтов, выступающих от имени работников, защищающих их интересы. Традиционно таковыми являются профессиональные союзы – массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников. Это группы работников, различающихся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов и др. Например, хор или спортивная команда какого-либо предприятия.
Работодатель согласно международной классификации статуса в занятости – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или нескольких работников. Обычно работодатель является собственником средств производства. Однако в хозяйственной практике России работодателем считается также и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает работников по договору. Например, директор государственного предприятия, хотя он сам является наемным работником государства и не владеет средствами производства.
Роль государства в социально-трудовых отношениях исследована многими специалистами (Р. Фримен, М. Саламон и др.). Систематизация их взглядов и анализ практического опыта деятельности государства в сфере социально-трудовых отношений показывают, что чаще всего государство выполняет роли законодателя, защитника прав, регулировщика, работодателя.
Мера реализации каждой из этих ролевых функций государства, характер их сочетания в каждый конкретный момент времени определяются историческими, политическими, экономическими условиями развития государства. Поэтому роль последнего в социально-трудовых отношениях может изменяться самым существенным образом.
Трудовые правоотношения
На уроке мы рассмотрим понятие и содержание трудовых правоотношений. Вы узнаете, кто выступает сторонами в трудовых отношениях, что такое трудовой договор и какие условия он должен содержать, как разрешаются трудовые споры. Также вы познакомитесь с особенностями труда несовершеннолетних.
Трудовое право – это отрасль российского права, которая относится к частному праву. Трудовое право регулирует общественные отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с трудовой деятельностью работников в организации работодателя. Оно также регулирует отношения, сопутствующие трудовым и производные от трудовых, например, отношения:
Источниками трудового права являются Конституция РФ, Трудовой кодекс, другие нормативные акты, а также трудовые акты, принятые работодателем.
Рис. 1. Шахтеры бастуют (Источник)
Трудовое право основано на следующих принципах:
Субъектами трудового права являются работники – физические лица, которые лично осуществляют трудовую деятельность. По общему правилу, работники могут вступать в трудовые правоотношения по достижении 16 лет. В отдельных случаях трудовой договор можно заключить с 15-летними подростками. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, но только с согласия одного из родителей (опекунов, попечителей).
Другим субъектом трудового права является работодатель – предприятие, учреждение, организация независимо от формы собственности, вступившие в трудовые отношения с работником. Представителем работодателя является администрация предприятия или учреждения. Кроме того, в отдельные трудовые правоотношения могут вступать такие субъекты, как трудовой коллектив, профсоюз, комиссия по трудовым спорам и др.
Рис. 2. Трудовая книжка (Источник)
Трудовой договор – это соглашение, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной профессии или должности, подчиняясь внутреннему распорядку организации, а работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (рис. 3). Один экземпляр передается работнику, второй – работодателю. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
При поступлении на работу работнику необходимо предоставить администрации предприятия следующие документы: паспорт, трудовую книжку (рис. 2) и документ об образовании. Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности. Прием на работу без трудовой книжки не допускается. Лицам, поступающим на работу впервые, администрация предприятия обязана завести трудовую книжку.
В трудовом договоре различают две группы условий:
1. необходимые, без которых трудовой договор не может существовать. К ним относятся:
2. дополнительные – могут отсутствовать в трудовом договоре. Например:
Кроме того, существуют такие условия трудового договора, которые закреплены Трудовым кодексом и не могут быть изменены работодателем и работником – например, продолжительность рабочего дня не должна превышать 8 часов (40 рабочих часов в неделю), ежегодный отпуск должен составлять не менее 28 календарных дней.
Различают два вида трудовых договоров:
При приеме на работу администрация может устанавливать испытательный срок от 3 до 6 месяцев. Если работник выдержал испытание, то он продолжает работу без каких-либо дополнительных юридических оформлений. Если же он не выдержал испытания, то он должен быть уволен не позже последнего дня испытательного срока, иначе он будет считаться выдержавшим испытательный срок.
Трудовое законодательство предусматривает повышенную охрану труда несовершеннолетних, закрепляя для них ряд льгот: сокращенная рабочая неделя (16–18 лет – 36 часов, до 16 лет – 24 часа в неделю, ежегодный отпуск – 31 день (в любое время года), запрет на использование труда несовершеннолетних на сверхурочных работах, ночных работах и в командировках, запрет на установление испытательного срока).
Рис. 3. Подписание трудового договора (Источник)
Между работниками и работодателями по поводу условий труда возникают трудовые споры. Они могут быть индивидуальными (между работодателем и работником) и коллективными (между работодателем и трудовым коллективом). Основным органом разрешения индивидуальных трудовых споров является комиссия по трудовым спорам, которая создается на предприятии из равного числа представителей рабочего коллектива и представителей администрации. Если работник не доволен решением комиссии, он может обратиться в суд. Если решение коллективного трудового спора не будет найдено, трудовой коллектив имеет право на забастовку.
Забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора (рис. 1). Решение о забастовке принимается на общем собрании трудового коллектива не менее чем двумя третями голосов. Администрация предприятия должна быть предупреждена о проведении забастовки за две недели. Никто не может быть принужден к забастовке и не может быть лишен права на забастовку, за исключением работников некоторых профессий (авиадиспетчеры, службы скорой помощи).
Список литературы
Домашнее задание
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.