На вопросы из редакционной
почты отвечает доктор
юридических наук, ведущий
научный сотрудник
Института законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской
Федерации Ольга Беляева
Наше предприятие является МУПом, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, в уставном капитале которого доля участия муниципального образования превышает 50%. Доля выручки от услуг по водоснабжению и водоотведению составляет около 90% от общей выручки. Услуги по водоснабжению и водоотведению являются основной деятельностью предприятия.
В связи с этим возникает вопрос, с какой даты Закон № 223-ФЗ применяется к нашей организации? Согласно ч.8 ст.8 Закона № 223-ФЗ для муниципальных унитарных предприятий данный Закон начинает действовать с 1 января 2020 г.
Для начала замечу, что у МУПа нет доли участия, т.к. он целиком принадлежит муниципальному образованию. Определить дату применения Закона № 223-ФЗ следует по выручке. Если порассуждать на тему того, как все должно было быть в точном соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, то применять данный Закон Ваше предприятие должно было с 1 января 2012 г.
Логика моего ответа такова: если предприятие подпадает под действие Закона одновременно по двум основаниям: и как МУП, и как организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности по водоснабжению и водоотведению, то перейти к применению данного Закона следует с более ранней даты. В Вашем случае – это 1 января 2012 г. Однако спешу Вас успокоить: пока нет штрафов за нарушение требований Закона № 223-ФЗ, так что нарушение со стороны Вашего предприятие есть, но конкретного штрафа за такое нарушение пока нет. Вероятно, штрафы появятся в будущем году, поскольку Правительство РФ 10 октября с.г. одобрило законопроект о внесении соответствующих поправок в КоАП РФ.
Поскольку предприятие является поставщиком услуг, абоненты оплачивают услуги в различных банках и в том числе на Почте России и в едином расчетном центре.Как заключить договор на услуги банка, если объем таких услуг не определен? В соответствии с Законом № 223-ФЗ договор должен содержать количество поставляемого товара, объем выполненных работ, оказываемых услуг. Надо ли проводить процедуру закупки, чтобы заключить такой договор?
Проводить процедуру закупки надо, другой вопрос, какой она будет: конкурентной или неконкурентной. Ответ на данный вопрос следует искать в Вашем положении о закупки. Вы совершенно правы в том, что без указания объема услуг проводить закупочную процедуру нельзя. Единственный выход – установить предельный объем, чтобы в дальнейшем с определенной периодичностью его корректировать. Ведь в ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ прямо разрешается вносить изменения в договор, заключенный по результатам закупки, в части корректировки объема оказанных услуг. Есть другой вариант – установить предельный объем услуг в договоре, а потом по факту провести сверку взаиморасчетов и подписать соглашение о расторжении договора по соглашению сторон, отразив нем, на каких именно условиях (объем – оплата) Вы расстаетесь с банком или с почтой.
Мы являемся бюджетным учреждением, с нового года планируем проводить часть своих закупок по Закону № 223-ФЗ. Если все наши закупки будут поводиться до 100 тыс. руб., получается, что план закупок у нас будет «пустой»? Или нужно вносить в план закупок и мелкие закупки?
Если в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе Ваше учреждение принимает решение перейти на частичное применение Закона № 223-ФЗ, то Вы, конечно, столкнетесь с проблемой составления плана закупок. Ведь Вы объективно не располагаете информацией о том, по каким контрактам станете исполнителями, какие гранты получите и сколько денег заработаете от иной доходной деятельности.
Действительно, согласно п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932, в план закупки могут не включаться сведения о закупках товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. Поэтому целесообразно разместить «пустой» план. Как бы абсурдно не выглядела ситуация с размещением на официальном сайте бессодержательного документа, сделать это весьма целесообразно по следующим соображениям. Указанный нормативный акт допускает корректировку плана закупок, если плана нет – нечего корректировать; если есть «пустой» план – корректировка всегда возможна.
Является ли получение ГУПом кредита в банке случаем, который регламентирует Закон № 223-ФЗ как закупку, которую необходимо проводить с соблюдением вышеупомянутого закона?
Вопрос может показаться весьма простым только на первый взгляд, хотя в наш обиход уже прочно вошло понятие «банковская услуга».
Так, в ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» сказано, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре, среди прочего, должна быть указана стоимость банковских услуг. При этом участники кредитной организации не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита или об оказании им иных банковских услуг. Статья 32 данного Закона запрещает кредитным организациям заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что сферу деятельности кредитной организации составляют именно банковские услуги, а предоставление кредита есть одна из разновидностей подобных услуг.
Антимонопольное законодательство также оперирует термином «банковская услуга» (ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), банковская услуга отождествляется с банковской операцией (совокупностью банковских операций) и в п. 7 постановления Правительства РФ от 26.06.2007 г. № 409 «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации».
Вместе с тем, в теории гражданского права воспринято иное понимание сущности кредитного договора, в то время как именно он и является целью закупочной процедуры в контексте требований Закона № 223-ФЗ.
Так, В.В. Витрянский отмечает, что кредитный договор не относится к договорам об оказании услуг, а принадлежит к категории договоров о передаче имущества. Существо обязательства банка состоит в передаче заемщику суммы кредита с условием ее возврата и выплаты вознаграждения. Кредитный договор относится к категории договоров о передаче имущества и в этом смысле составляет одну классификационную группу с договорами имущественного найма и ссуды, а не с договорами банковского вклада и банковского счета, которые действительно относятся к категории договоров об оказании финансовых (банковских) услуг(см. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право, Кн. 5. Т.1 Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований. М.: Статут, 2006).
Однако, несмотря на очевидные расхождения между приведенными позициями (законодательства и теории гражданского права), я бы рекомендовала Вам применять закупочные к заключению кредитных договоров, потому что речь идет об устоявшемся понятии банковской услуги. Кстати сказать, организации, применяющие Закон № 223-ФЗ в своей деятельности, проводят соответствующие процедуры для получения кредитов. Другое дело, какими являются эти процедуры: конкурентными или же неконкурентными.
Может ли контрактный управляющий быть членом комиссии по осуществлению закупок в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ?
Может, поскольку Закон № 44-ФЗ этого не запрещает.
Содержание:
Исключения из Закона № 223 ФЗ: определим и применим
Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук
После вступления в силу поправок, усложняющих проведение закупок по Закону № 223 ФЗ, самое время разобраться в том, какие закупки можно проводить без учета новых требований этого закона. Точное знание Закона № 223 ФЗ поможет избежать ненужных усилий даже при работе с редакцией, вступившей в силу в июле текущего года. Вместе с тем важно не перестараться и, сокращая лишнюю работу, не забыть про работу необходимую. Для этого обобщим те послабления, которые предоставляет действующая редакция Закона № 223 ФЗ заказчику, по степени их либеральности.
Итак, начнем с закупок, которые субъекты Закона № 223 ФЗ могут проводить без соблюдения каких бы то ни было требований данного закона. Однако советуем не расслабляться. Да, действие Закона № 223 ФЗ не распространяется на закупки-исключения, но общее гражданское законодательство в отношении таких закупок сохраняет свое действие в полной мере. А если закупка подразумевает соревнование нескольких поставщиков, то не стоит забывать и про антимонопольное законодательство. Более того, для большинства таких закупок в дополнение к общему гражданскому законодательству действует и специальное отраслевое регулирование — например, законодательство об электроэнергетике, об организованных торгах, о рынке ценных бумаг, об обязательном аудите и т. д. Перечень этих исключений приведен в части 4 статьи 1 Закона № 223 ФЗ и включает в себя следующие закупки:
1) купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
2) приобретение биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
3) закупка товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44 ФЗ;
4) закупка в области военно-технического сотрудничества;
5) закупка товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
6) отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
7) заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;
8) осуществление кредитной организацией и Внешэкономбанком лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;
9) определение, избрание и деятельность представителя владельцев облигаций;
10) открытие головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в уполномоченном банке отдельного счета и заключение ими с уполномоченным банком договоров о банковском сопровождении сопровождаемой сделки в соответствии с Федеральным законом № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
11) исполнение заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами РФ;
12) осуществление заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами;
13) закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.
На эти, и только на эти, закупки не распространяется требование Закона № 223 ФЗ. Нелишним будет напоминание и о том, что этот перечень является закрытым и не может произвольно дополняться заказчиком в собственном положении о закупках. Стоит заметить, что эти закупки не нужно публиковать в ЕИС и включать в официальный план закупок, а также в какую бы то ни было отчетность, предусмотренную Законом № 223 ФЗ.
Поскольку большинство перечисленных выше исключений уже знакомы опытным заказчикам, не будем на них останавливаться более подробно, а обратим внимание на две новеллы этого года, которые затрагивают деятельность большинства заказчиков.
Во-первых, разрешена свободная закупка продукции у взаимозависимых лиц — проще говоря, внутри холдинга. При этом такой режим касается не только закупки у дочерних, но и закупки у вышестоящих компаний. Само понимание зависимого лица не ограничивается простейшей формулировкой «более 50% акций в собственности», но включает и случаи фактического влияния, предусмотренные налоговым законодательством. Именно ссылкой на конкретное положение Налогового кодекса обуславливается включение того или иного поставщика в список зависимых лиц. Список этот, в свою очередь, должен быть включен вместе со ссылками на НК РФ в положение о закупках заказчика. И лишь у лиц, фигурирующих в этом списке, закупка проводится в свободном режиме.
Во-вторых, стоит обратить внимание на новую формулировку исключения, связанного с электроэнергетикой. Теперь это исключение касается «договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка». Законодательством же об электроэнергетике обязательными для участников рынка обращения электрической энергии названы не только оптовые, но и розничные договоры. В этом контексте совместное толкование норм двух законов дает основания для вывода о том, что любая закупка электроэнергии теперь освобождена от необходимости соблюдения требований Закона № 223 ФЗ.
Эту новеллу стоит признать в высшей степени здравой, поскольку и раньше соблюдение Закона № 223 ФЗ при закупке электроэнергии было формальным. И дело здесь не в злонамерениях заказчика, а в том, что, сколько ни устраивай конкурсы на поставку электроэнергии, поставщик всегда будет один, и только один.
Забыть про публикацию
От описанной выше категории закупок следует отличать закупки, проведение которых не сопряжено с публикацией сведений в ЕИС. При этом, несмотря на освобождение от ключевой и самой обременительной обязанности, необходимо помнить про два нюанса. Первый — способ такой закупки все равно должен определяться положением о закупке. Проще говоря, если закрытая закупка проводится у единственного поставщика, то соответствующее основание прямой закупки должно фигурировать в положении. Второй — сведения об общем количестве и общей стоимости таких закупок в обязательном порядке учитываются при составлении отчетности. При этом, исходя из форм отчетности, указание на реквизиты и суммы отдельных договоров, разумеется, не требуется.
К этой категории с 2020 года относятся не только закупки на сумму до 100 (500) тысяч рублей (которые заказчик имеет право не публиковать) и закупки, связанные с гостайной или приравненные к ней (которые заказчик публиковать не имеет права), но и две новые категории закупок. Согласно новым пунктам 2 и 3 части 15 статьи 4 Закона № 223 ФЗ заказчик вправе не публиковать в ЕИС закупки банковских услуг и недвижимости.
К закупкам банковских услуг в этих новеллах относятся:
привлечение во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
получение кредитов и займов;
доверительное управление денежными средствами и иным имуществом;
выдача банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
открытие и ведение счетов, включая аккредитивы;
От публикации закупок, связанных с недвижимостью, освобождается заключение и исполнение договоров купли-продажи, аренды (субаренды), доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.
Правда, в отношении новых перечней в Закон № 223 ФЗ включена статья 3.1-1, наделяющая Правительство РФ правом определять случаи и порядок согласования таких закупок госкорпорациями, госкомпаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, а также «дочками» всех вышеперечисленных структур.
Забыть про документацию
Даже если закупка не подпадает ни под одну из перечисленных выше категорий, но проводится у единственного поставщика на основании положения о закупках, то согласно новой редакции части 5 статьи 4 Закона № 223 ФЗ заказчик имеет право не размещать в ЕИС извещение, документацию и протоколы. Строго говоря, исходя из буквального чтения последнего предложения названной части, само право размещать такие сведения в ЕИС при проведении закупки у единственного поставщика заказчик имеет лишь в том случае, если эта опция предусмотрена его положением о закупках.
Таким образом, при закупке у единственного поставщика заказчику нужно лишь отразить ее в плане закупок до заключения договора, а сам договор и документы о его исполнении своевременно разместить в реестре договоров, предусмотренном статьей 4.1 Закона № 223 ФЗ. При этом Закон № 223 ФЗ не оговаривает вопрос о том, объявлена ли такая закупка изначально как закупка у единственного поставщика или стала таковой по итогам несостоявшейся конкурентной закупки.
Забыть про новые требования
При описании и формулировке исключения, предусмотренного частью 5 статьи 4 Закона № 223 ФЗ, однозначно используется термин «закупка», а не «конкурентная закупка», как в большинстве новых требований этого закона. Это возвращает нас к мысли о том, что закупка неконкурентная в терминологии новой редакции Закона № 223 ФЗ, не является неконкурентной по своей сути. Ведь именно пониманием того, что не только в конкурентной, но и в неконкурентной закупке должно быть обеспечено открытое и равное соревнование поставщиков по заранее установленным правилам, обусловлено требование статьи 4 Закона № 223 ФЗ о том, что и при проведении неконкурентной закупки заказчик обязан публиковать и извещение о закупке, и всю документацию, связанную с ней. И несмотря на то что части 9 и 10 статьи 4 Закона № 223 ФЗ содержат слова «конкурентная закупка», именно на требования этих двух частей стоит ориентироваться при составлении извещения и документации неконкурентной закупки. Коль скоро неконкурентная закупка включает соревнование между несколькими участниками закупки, число которых может быть больше, чем в конкурентной, — при проведении такой закупки необходимо соблюдать и требования антимонопольного законодательства.
От каких же требований свободны заказчики и поставщики при проведении неконкурентной закупки? Исключительно от тех разрозненных требований, которые с июля 2020 года и составляют отличие конкурентной и неконкурентной закупки в Законе № 223 ФЗ. Так, например, при проведении неконкурентной закупки заказчик не обязан оформлять отдельным протоколом результаты таких промежуточных по сути своей стадий, как вскрытие конвертов или предварительная квалификация (разумеется, если этого не требует его собственная закупочная документация). Заказчик при проведении неконкурентной закупки не обязан требовать от участника закупки обособления коммерческого предложения, цены и сведений о самом поставщике. Заказчик имеет право при необходимости указать при проведении неконкурентной закупки товарный знак без оговорки об аналоге. И именно при проведении неконкурентной закупки и заказчик, и участники закупки имеют возможность воспользоваться эффективным механизмом соревнования в режиме реального времени не только в рамках аукциона, но и в рамках иных электронных способов закупки.
223-ФЗ и финансы: что изменится в 2020 году?
Руководитель по развитию новых продуктов и сервисов B2B-Center Юлия Потоцкая рассказывает, как работать с обеспечением на электронных площадках после изменений в законодательстве.
Обеспечение заявки в 2020 году
По новым правилам заказчики, работающие в рамках закона № 223-ФЗ, могут требовать обеспечение заявки, если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн рублей. В этом случае обеспечение может составлять не более 5%.
«Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей», — гласит документ.
В закупках по 223-ФЗ и коммерческих торгах обеспечение может приниматься:
На ЭТП процесс проходит по следующим правилам. Заказчик публикует сумму обеспечения и устанавливает сроки для размещения денег. Поставщик перечисляет деньги на виртуальный счет, где они блокируются. Кстати, деньги можно использовать не только для конкретной процедуры, а для всех действий в рамках площадки.
Если поставщик одержал победу, то сначала подтверждается заключение контракта. После этого деньги можно выводить. Если выбрали другого исполнителя, то деньги размораживаются.
Если победивший участник уклоняется или отказывается от заключения договора, то обеспечение заявки вернуть он не сможет. В законе 223-ФЗ описана еще одна ситуация, при которой деньги не вернутся к поставщику. Если извещение о закупке требует внести обеспечение исполнения договора до его заключения, а поставщик либо не предоставляет его, либо предоставляет с нарушениями условий.
Нужно ли заводить спецсчет для каждой торговой площадки?
В постановлении такого требования нет, но в реальности такая необходимость может возникнуть. Операторам придется взаимодействовать с множеством банков, которые вошли в правительственный перечень.
IT-инфраструктура не до конца готова к этому. Поэтому сначала предполагалось, что будет один специальный счет, но позднее поставщикам разрешили использовать несколько. Перед заявкой уточняйте есть ли у площадки договор с конкретным банком. По закону специальные счета будут действовать для закупок по 44-ФЗ и закупок у МСП по 223-ФЗ.
Спецсчета оплачиваются дополнительно?
Пока ответа на этот вопрос нет. Обсуждение идет внутри банковской сферы. Возможно оплата будет, но стоить услуга будет дешевле ведения расчетного счета. Пока даже у Центрального Банка нет четкого регламента работы специальных счетов.
Как быстро банк подтверждает блокировку средств на спецсчете?
По постановлению правительства на это должно уходить не больше 1 часа. Но между банком и площадкой должна произойти системная интеграция, что довольно сложно. Работы сейчас активно ведутся.
Выступление Юлии Потоцкой на тему «Правила 2020 года и финансовые инструменты: гарантии, кредиты, обеспечение»:
Как участвовать в торгах по 223-ФЗ с критерием МПС?
- Открыть счет в банке, который есть в списке правительства. Можно использовать существующий счет, но сначала подпишите дополнительное соглашение. Не забудьте проверить работает ли площадка с вашим банком. Иначе оператор не увидит наличие денег на счету.
- Внести сведения на площадку и пополнить счет. В постановлении прописано, что передача информации между площадкой и банком должна быть автоматизирована. Средства блокируются в течение часа после вскрытия конвертов. Если денег не будет, то заявка не рассматривается.
- Через «кошелек» в шапке сайта;
- В личном кабинете;
- Со страницы «Обеспечительный платеж»;
- Из закупки, в которой требуется обеспечение.
- Заявка. Указываете сумму, оставляете реквизиты, подписываете документы электронной подписью или прикрепляете скан. Дополнительно предоставляете выписку из ЕГРН.
- Проверка юристами. Они смотрят документы, проверяют полномочия подписавшего и дают согласие.
- Перечисление. Деньги переводятся по указанным реквизитам.
- Безопасность. Убедитесь, что банк является партнером площадки.
- Законность. Проследите, чтобы гарантия оформлялась согласно требованиями 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Доступность. Банк должен предоставлять услуги в каждом регионе РФ и заключить соглашения со всеми спец. операторами.
- Скорость. Гарантия предоставляется без посредников и в течение 1 дня.
- нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
- в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
- если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.
- Требование наличия банковской гарантии списке в ЕРБГ, который расположен в ЕИС. Для документа по 44-ФЗ — это требование является обязательным и если заказчик не увидит БГ в едином реестре, то может отказать поставщику. Для БГ по 223-ФЗ данное требование не является критичным, закон не обязывает вносить гарантию единый реестр.
- При сумме контракта свыше 50 000 000 руб, Федеральный Закон 44 (ч. 6 ст. 96) обязывает заказчика установить обеспечение исполнения в размере от 10% до 30% от максимальной суммы договора. Если рассматривать данный пункт в контексте 223-ФЗ, то он не регламентирует размер обеспечения в принципе.
- быть безотзывной;
- содержать в тексте указание срока действия;
- быть одобрена или отвергнута самим заказчиком не дольше, чем в течении трех дней, с того момента, как была получена;
- содержать информацию обо всех обязательствах принципала и правах бенефициара, на исполнения контракта которых был выдан документ;
- быть подробно расписаны суммы выплат бенефициару, в случае, если поставщик не выполнит или выполнит частично условия заключенного договора.
- Получить гарантию по 223-ФЗ намного выгоднее, чем получение кредита на обеспечение исполнения.
- Также, преимуществом будет то, что при ее наличии, вы можете использовать авансовый платеж.
- Неоспоримым плюсом, является то, что при наличии банковской гарантии риски с заключением контракта сводятся к минимуму сводятся к минимуму.
- для обеспечения заявки;
- для возврата аванса;
- для обеспечения исполнения договора.
- быть безотзывным;
- иметь срок действия;
- содержать список обязательств поставщика и сумму возврата заказчику.
- работа в течение трех лет;
- наличие лицензии;
- участие в системе страхования вкладов (для банков, оказывающих услуги физическим лицам);
- наличие удовлетворительного уровня кредитоспособности;
- наличие лимита, установленного ПАО «Транснефть», на операции с банком;
- наличие долгосрочного кредитного рейтинга одного из международных агентств (Fitch, Moody’s, S&P);
- средняя величина собственных средств (капитала) за последние 3 месяца не менее 40 млрд. рублей;
- использование банком типовых форм банковских гарантий, утвержденных в ПАО «Транснефть»;
- проведение верификации банковских гарантий.
- информация о заказчике, поставщике и банке;
- сумма;
- перечень обязательств поставщика, которые обеспечены гарантией;
- срок исполнения требований заказчика о выдаче средств;
- основания для выполнения требований заказчика — письменное уведомление банка;
- список документов, которые заказчик должен предоставить сотруднику кредитной организации;
- основания для отказа;
- срок действия.
- банк имеет лицензию, его деятельность не приостановлена, он не находится в процессе банкротства;
- гарантия содержит все необходимые условия;
- она не может быть отозвана банком;
- гарантия напечатана на официальном бланке банка и имеет срок действия;
- срок действия гарантии превышает период подачи заявок и срок действия контракта.
- размер предлагаемого кредита;
- размер платы за предоставление займа (проценты), в том числе в абсолютном выражении;
- график платежей с указанием сумм.
- определить среднее значение ставок по кредиту, предлагаемых несколькими банками;
- перевести среднее значение ставок в рубли.
- Получаем ставки по кредитам от трех банков, например 16 %, 12 % и 13 % годовых. Значит, среднее значение — 13,6 %.
- Переводим среднее значение в рубли. Получается, что если заказчику нужен займ в 1 млн руб., то НМЦД составит 136 000 руб.
- прийти к единому мнению;
- подготовить дополнительное соглашение к контракту.
- положение о закупках в организации утверждено и опубликовано в ЕИС в соответствии с требованиями законодательства;
- документ должен содержать порядок оформления этапов конкурентных и иных процедур (например, заключить договор с единственным поставщиком будет возможно, если эта процедура прописана в положении заказчика);
- действующее положение соответствует типовым положениям о закупках учредителя или собственника вашей организации. В нем нет прямого запрета на использование заемных средств.
Как пополнить виртуальный счет на B2B-Center?
Запомните, что обеспечение заявки – это не платеж за услуги площадки. Это деньги для подтверждения заявки. Поэтому не стоит отправлять средства по реквизитам за услуги ЭТП. В данных разделах легко сформировать платежку для перечисления обеспечения. Также легко контролировать денежные средства и транзакции.
Как вывести деньги с площадки?
Деньги выводятся за три шага:
Что будет с тендерными кредитами?
Деньги можно получить используя инструменты площадки. У B2B-Center есть партнеры для кредитования участников закупок. Поставщик подает заявку. Она отправляется партнеру. После одобрения деньги автоматически попадают на счет клиента. Если используете спецсчета, то кредитную линию возможно открыть в том же банке.
Как оформить банковскую гарантию?
Наша площадка предоставляет быстрое оформление банковской гарантии под все виды торгов. С 1 января 2020 года все гарантии по 223-ФЗ должны быть выделены в отдельный реестр. И если гарантия не внесена, то организатор имеет право отклонить заявку. Обязательно контролируйте данный момент.
При выборе банка учитывайте следующие моменты:
Если раньше организатор закупки выставлял требования к гарантии самостоятельно, то теперь они регламентируются законом.
Новые запреты: как изменятся госзакупки по 223-ФЗ
Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение – если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.
Электронные площадки: почему никто не готов
Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2020 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2020 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.
В конце апреля «Ведомости» сообщали, что проект требований Правительства к спецсчетам может заблокировать малому и среднему бизнесу доступ к закупкам. Как следовало из публикации, проект предусматривал, что предприниматель может одновременно открыть спецсчет только в одном банке, который привязан к одной площадке. Но в итоговом тексте постановления, опубликованном 4 июня 2020 года, такого положения нет. «Спецсчета можно будет открывать в разных банках», – успокаивает Калинина.
Конкурентные закупки: новые ограничения
Кроме того, заказчикам теперь запрещено требовать обеспечение заявок, если начальная цена договора в конкурентной закупке составит меньше 5 млн руб. Это облегчит жизнь малому бизнесу, но, с другой стороны, недобросовестным поставщикам будет легче заниматься демпингом и закупочным рейдерством, оценивает партнер DS Law Мария Калинина. Порядок проведения конкурентной закупки предусматривает права и обязанности сторон. Участники могут направлять запросы о разъяснении положений документации. Заказчик обязан разместить ответ в ЕИС в течение трех рабочих дней. Конкурентную закупку он может отменить лишь тогда, когда еще не истек срок подачи заявок.
Что же касается закупок у единственного поставщика, заказчик должен привести в положении о закупках закрытый перечень случаев, когда это возможно, а также способ и порядок их проведения. Такой исчерпывающий перечень, от которого нельзя отклоняться, должен помочь сделать закупки более конкурентными, надеется Анна Большакова из Art De Lex.
Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.
Юрист Art De Lex Анна Большакова
Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:
Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант – формула определения цены договора и ее максимальное значение.
По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.
Главная тенденция – сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.
Партнер DS Law Мария Калинина
Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».
Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, – поделилась Калинина. – Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».
Банковская гарантия по 223-ФЗ
Согласно 223-ФЗ, наиболее надежный и удобный способ подстраховать исполнение контракта — это использование банковской гарантии.
Банковская гарантия 223-ФЗ — способ обеспечения выполнения обязательств по договору, на тот случай если поставщик не выполнит или выполнит частично условия контракта, то все финансовые риски на себя берет выдавший ее банк.
Банковская гарантия по 223-ФЗ — отличие от 44-ФЗ
Главное отличие между этими двумя федеральными законами, что 223-ФЗ более либерален: он дает заказчику гораздо больше полномочий по установлению требований к гарантии.
Он закрепляет лишь общие условия проведения закупочной деятельности, а также дает больше свободы заказчику для составления ТЗ. А 44-ФЗ, в свою очередь, считается более жестким, по причине того, что в нем установлены исчерпывающие требования как к тексту и форме документа, так и к банкам, имеющим право ее выпускать.
Ключевыми и самыми важными отличиями можно выделить следующие:
Существует определенный список банков, которые имею право выдавать БГ для обеспечения контракта по 44-ФЗ. Данным организациям выставлены определенные условия, такие как: лицензия на осуществление деятельности в данном направлении; капитал должен составлять не менее 300 млн руб; наличие рейтинга АКРА или Эксперт РА. Только выполнив эти требования банк может претендовать на присутствие в списке организаций, имеющих право выдавать БГ по 44-ФЗ и получить идентификационный номер.
Для банковских гарантий по 223-ФЗ данное условие не является обязательным по нормам закона. Но в данном случае, требования к банкам могут выставлять сами заказчики.
? Рассчитайте стоимость гарантии по 223-ФЗ
Банковская гарантия по 223 ФЗ — ее виды и применение
ФЗ-223 предусматривает несколько видов банковских гарантий:
для исполнения госконтракта. Данная БГ обязывает выплатить банк определенную сумму, в том случае, если исполнитель недобросовестно исполняет свои обязанности по договору или отказывается от выполнения контракта в принципе;
для обеспечения заявки подрядчика , собирающегося участвовать в аукционе или конкурсе. Она служит подтверждением намерений поставщика, а также является свидетельством того, что он не откажется от подписания контракта;
для возврата аванса . В случае, если после его получения исполнитель отказался исполнять свои обязательства, по подписанному контракту.
Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ
Конечно, данный закон довольно лоялен, но для того, чтобы получить гарантию по 223-ФЗ требуется соблюсти ряд предписанных законом правил.
Таким образом банковская гарантия должна:
Преимущества гарантии по 223-ФЗ
Подводя итог, можно сказать, что многие заказчики при проведении торгов по 223-ФЗ ставят наличие банковской гарантии обязательным условием.
Совет: даже если этот пункт в тендерной документации отсутствует, целесообразным будет все-таки получить этот документ, так его наличие обеспечивает ряд преимуществ.
Мы предлагаем обратить в один из наших банков-партнеров для получения гарантии на самых выгодных условиях.
©ООО МКК «РусТендер»
Участник закупки волен выбирать любой способ обеспечения заявки и исполнения контракта. Наиболее часто используемые — это перечисление средств на счет и предоставление банковской гарантии по 223-ФЗ. Второй способ используется, когда у компании нет свободных денег. Далее рассмотрим требования к банковской гарантии по 223-ФЗ.
Банковская гарантия по 223-ФЗ: что это такое
О банковской гарантии по 223-ФЗ говорится в статье 3 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Заказчик вправе прописать в своем положении условия обеспечения, порядок, сроки и случаи его возврата, а также способы предоставления. Среди них заказчик может указать и банковскую гарантию.
Отдельной статьи о банковской гарантии в 223-ФЗ нет, как и определения этого термина. Оно содержится в ст. 368 ГК РФ. Это документ, по которому гарант (в нашем случае это банк) обязуется уплатить бенефициару (заказчику) определенную денежную сумму при наступлении или не наступлении оговоренных условий.
Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »
Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »
Виды банковской гарантии по 223-ФЗ
Этот документ может быть трех видов:
В первом случае банк обязуется выплатить заказчику деньги, если участник уклонился от заключения договора, став победителем процедуры, или не предоставил обеспечение исполнения контракта. О том, что изменилось в июле 2020 г., в чем уже сейчас есть ошибки и как работать правильно, расскажет эксперт
Второй вид подразумевает, что кредитная организация вернет заказчику выплаченный поставщику аванс, если последний откажется исполнять взятые на себя обязательства после получения предоплаты. Наконец, банковская гарантия исполнения контракта по 223-ФЗ предусматривает возврат средств, если исполнитель не выполнил или выполнил ненадлежащим образом свои обязательства по договору.
Мелким шрифтом под звездочкой: условия банковской гарантии, в которые нужно вчитаться заранее
Банковская гарантия — это ваша страховка. Если поставщик сорвет контракт — банк все возместит, иначе какой смысл в механизме гарантии. Практика работы с гарантиями уже сложилась, тексты гарантий похожие, условия стандартные, никто уже особо в них не вчитывается. И напрасно, потому что стандартная на первый взгляд бумага может содержать условия, из-за которых становится бесполезной. Вы не только не сможете получить деньги, но и окажетесь втянутыми в длинный и безрезультатный судебный процесс. А это дополнительные расходы и просрочка закупки.
Условия банковской гарантии по 223-ФЗ
Требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ в Законе о закупках отдельными видами юрлиц не содержатся. Заказчикам рекомендуется опираться на положения от 08.11.2020 № 1005″>постановления Правительства РФ от 08.11.2020 № 1005. Там сказано, что документ должен:
Остальные требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ смотрите в положении о закупке и документации к конкретной процедуре. К примеру, крупнейший заказчик «Транснефть — Сибирь» принимает гарантии только от банков из своего перечня. К ним предъявляют определенные требования:
Форма банковской гарантии у этого заказчика содержится в документации к каждой закупке. Срок действия этого документа должен на 28 дней превышать срок действия заявки на участие в закупке.
Как получить банковскую гарантию по 223-ФЗ
Обратиться в банк лучше заранее, поскольку проверка надежности компании может занять время. Банки проверяют кредитную историю клиента, наличие вкладов и успешно погашенных займов и т.д. В выдаче документа могут отказать.
Получить банковскую гарантию по 223-ФЗ онлайн предлагают многие ЭТП. Заявку можно подать прямо в личном кабинете площадки. Услуга доступна в банках, с которыми сотрудничает конкретная ЭТП.
В отличие от 44-ФЗ, реестра банков, выдающих банковские гарантии по 223-ФЗ, нет. Каждый заказчик может сформировать свой список и указать его в положении. Если его нет, рекомендуется ориентироваться на список банков, где можно получить банковскую гарантию по 44-ФЗ. Этот перечень доступен на сайте Минфина. В нем больше двухсот кредитных организаций, которые соответствуют всем требованиям.
Если банковская гарантия необходима срочно, закажите эту услугу на ЭТП. Она предоставляется за отдельную плату. Кроме того, ускорить процесс поможет обращение в тот банк, клиентом которого является участник. Если учреждение знает о его добросовестности, то длительные проверки не потребуются и получить банковскую гарантию по 44-ФЗ удастся срочно.
Образец банковской гарантии по 223-ФЗ
Рассмотрим форму банковской гарантии по 223-ФЗ. Образец содержит следующие данные:
Срок банковской гарантии по 223-ФЗ
Срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ при обеспечении контракта должен на 1 месяц превышать период исполнения обязательств сторонами. Срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ при обеспечении заявки должен быть на 2 месяца длиннее периода подачи заявок.
Проверка банковской гарантии по 223-ФЗ
Рассмотрим, как проверить банковскую гарантию по 223-ФЗ. Это необходимо сделать по нескольким критериям:
Участники закупки предоставляют заказчику банковскую гарантию, чтобы обеспечить заявку или контракт. Проверьте гарантию реестре в течение трех рабочих дней после того, как получили. Убедитесь, что она есть в реестре, ее условия отвечают требованиям закона и документации. Читайте, что делать, если гарантии нет в перечне или банк прописал требования, которых нет в документации.
Реестр банковских гарантий по 223-ФЗ
Реестр банковских гарантий существует только для закона № 44-ФЗ. Раньше эта информация находилась в открытом доступе и каждый участник перед подачей документов заказчику мог проверить, включены ли сведения в перечень.
Однако по новым правилам госзакупок реестр банковских гарантий могут видеть только банки и заказчики в своих личных кабинетах на ЕИС. По 223-ФЗ ведение этого списка не предусмотрено.
Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ
Как заключить кредитный договор по 223-ФЗ
Использование заемных средств, предоставление денег во временное пользование сторонним организациям — нормальная практика для организации любой формы собственности. Если в уставном капитале организации присутствует доля государства и она превышает 50 %, законодательство предписывает заключение кредитного договора по 223-ФЗ, т. е. на конкурсной основе. Прямо не запрещено брать кредиты, выдавать займы и бюджетным организациям. Кроме использования закона о закупках, они обязаны учитывать объем доходов, которые получат от ПДД (приносящей доход деятельности).
Кредитная организация предоставляет заемщику денежные средства и получает назад сумму кредита и проценты по нему. Это не купля-продажа, не подряд и не услуга. Но договорные отношения с банками по поводу заемных средств мы не найдем и в исключениях сферы действия закона о закупках.
В Письме Минэкономразвития № Д28и-773 от 30.03.2016 указано, что если о желании привлечь займ и кредит заявляет юрлицо, то действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. В ситуации же, когда заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, при осуществлении таких операций нужно следовать нормам 223-ФЗ.
Давайте выясним, почему. Практика показывает, что понятие «банковская услуга» широко применяется в законодательстве РФ. Используется оно в законе «О банках и банковской деятельности». Здесь предоставление кредита прямо отнесено к разновидности банковских услуг. В антимонопольном законодательстве эти услуги перечислены среди финансовых, связанных с размещением денежных средств. Клиент оплачивает услуги банка в виде процентов.
Именно поэтому заключение кредитного договора у вышеперечисленных организаций проходит по итогам закупочных процедур. С точки зрения ГК, документ подтверждает факт получения финансовой услуги и обязательства клиента по их оплате. Подготовка и заключение договора в соответствии с положениями 223-ФЗ никак на его природе не отражается. Поэтому для начала рассмотрим, что важно указать в информационном сообщении о закупке с особенностями закупки кредитного договора, а затем рассмотрим важные нюансы в составлении договора.
Что считаем важным в документации
Получение банковского кредита в закупках по 223-ФЗ имеет ряд особенностей. Поэтому разработка информационного сообщения и документации требует особого внимание. В извещении о закупке в числе различных сведений, предусмотренных законодательством (ч. 8, 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ), нужно прописать требуемый объем кредита (это будет соответствовать позиции «предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг») и максимальный размер платы за пользование кредитом (размер процентов), в том числе в абсолютном значении (это будет соответствовать позиции «сведения о НМЦД»). Рассмотрим, как это можно сделать с учетом того, что «приобретается» банковский кредит.
Позиция документации | Содержание |
Размер необходимого кредита, валюта кредита. | |
Желаемый срок пользования кредитом. | |
Желаемый график платежей. | |