МСФО (международные стандарты финансовой отчетности)
Обновлено 28.05.2020 в 15:02 57 071 просмотров
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это набор международных стандартов бухгалтерского учета, в которых указывается, как конкретные виды операций и другие события должны отражаться в финансовой отчетности. МСФО публикуются Советом по международным стандартам финансовой отчетности, и они точно определяют, как бухгалтеры должны вести и презентовать счета. МСФО были созданы для того, чтобы иметь «общий язык» бухгалтерского учета, потому что стандарты бизнеса и ведение учета могут отличаться как от компании к компании, так и от страны к стране.
Целью МСФО является поддержание стабильности и прозрачности в финансовом мире. Это позволяет предприятиям и индивидуальным инвесторам принимать квалифицированные финансовые решения, поскольку они могут точно видеть, что происходит с компанией, в которую они хотят инвестировать.
МСФО являются стандартными во многих частях мира, включая Европейский Союз и многие страны Азии и Южной Америки, но не в Соединенных Штатах. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) находится в процессе принятия решения о принятии стандартов в Америке. Страны, которые больше всего выигрывают от стандартов, — это те, которые ведут международный бизнес и инвестируют в него. Эксперты предполагают, что глобальное внедрение МСФО позволит сэкономить деньги на альтернативных сравнительных издержках, а также позволит более свободно передавать информацию.
В странах, которые приняли МСФО, как компаниям, так и инвесторам, выгодно использовать эту систему, поскольку инвесторы с большей вероятностью вкладывают деньги в компанию, если деловая практика компании прозрачна. Кроме того, стоимость инвестиций при этом обычно ниже. Компании, которые ведут международный бизнес, больше всего выигрывают от МСФО.
Ниже приведен список действующих стандартов МСФО:
Концептуальные основы финансовой отчетности | |
---|---|
МСФО/IAS 1 | Представление финансовой отчетности |
МСФО/IAS 2 | Запасы |
МСФО/IAS 7 | Отчет о движении денежных средств |
МСФО/IAS 8 | Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки |
МСФО/IAS 10 | События после окончания отчётного периода |
МСФО/IAS 12 | Налоги на прибыль |
МСФО/IAS 16 | Основные средства |
МСФО/IAS 17 | Аренда |
МСФО/IAS 19 | Вознаграждения работникам |
МСФО/IAS 20 | Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи |
МСФО/IAS 21 | Влияние изменений обменных курсов валют |
МСФО/IAS 23 | Затраты по займам |
МСФО/IAS 24 | Раскрытие информации о связанных сторонах |
МСФО/IAS 26 | Учёт и отчетность по пенсионным планам |
МСФО/IAS 27 | Отдельная финансовая отчетность |
МСФО/IAS 28 | Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия |
МСФО/IAS 29 | Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике |
МСФО/IAS 32 | Финансовые инструменты: представление информации |
МСФО/IAS 33 | Прибыль на акцию |
МСФО/IAS 34 | Промежуточная финансовая отчетность |
МСФО/IAS 36 | Обесценение активов |
МСФО/IAS 37 | Резервы, условные обязательства и условные активы |
МСФО/IAS 38 | Нематериальные активы |
МСФО/IAS 40 | Инвестиционное имущество |
МСФО/IAS 41 | Сельское хозяйство |
МСФО/IFRS 1 | Первое применение МСФО |
МСФО/IFRS 2 | Платёж, основанный на акциях |
МСФО/IFRS 3 | Объединения бизнеса |
МСФО/IFRS 4 | Договоры страхования |
МСФО/IFRS 5 | Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность |
МСФО/IFRS 6 | Разведка и оценка запасов полезных ископаемых |
МСФО/IFRS 7 | Финансовые инструменты: раскрытие информации |
МСФО/IFRS 8 | Операционные сегменты |
МСФО/IFRS 9 | Финансовые инструменты |
МСФО/IFRS 10 | Консолидированная финансовая отчётность |
МСФО/IFRS 11 | Совместная деятельность |
МСФО/IFRS 12 | Раскрытие информации об участии в других предприятиях |
МСФО/IFRS 13 | Оценка справедливой стоимости |
МСФО/IFRS 14 | Счета отложенных тарифных разниц |
МСФО/IFRS 15 | Выручка по договорам с покупателями |
SICs/IFRICs | Постановления об интерпретации стандартов |
МСФО для малых и средних предприятий |
Представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО
МСФО охватывают широкий спектр учетных операций. Существуют определенные аспекты деловой практики, для которых МСФО устанавливают обязательные правила. Основы МСФО – это элементы финансовой отчетности, принципы МСФО и виды основных отчетов.
Элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы.
Основополагающие Принципы МСФО:
Отчетность в соответствии с МСФО должна содержать 4 отчета:
Отчет о финансовом положении: он также называется балансом. МСФО влияют на то, как взаимосвязаны между собой компоненты баланса.
Отчет о совокупном доходе: это может быть одна форма, или ее можно разделить на отчет о прибылях и убытках мсфо и отчет о прочих доходах, включая имущество и оборудование.
Отчет об изменениях капитала: также известен как отчет о нераспределенной прибыли. Он отражает изменения в прибыли за данный финансовый период.
Отчет о движении денежных средств: в этом отчете суммируются финансовые транзакции компании за данный период, при этом денежные потоки разделяются на потоки по операционной деятельности, инвестициям и финансированию. Рекомендации по данному отчету содержатся в МСФО 7.
В дополнение к этим базовым отчетам, компания также должна представить приложения со сводкой своей учетной политики. Полный отчет часто рассматривается в сравнении с предыдущим отчетом, чтобы показать изменения в прибыли и убытках. Материнская компания должна создавать отдельные отчеты для каждой из своих дочерних компаний, а также консолидированную финансовую отчетность МСФО.
Сравнение стандартов МСФО и американских стандартов (GAAP)
Существуют различия между МСФО и общепринятыми стандартами бухгалтерского учета других стран, которые влияют на расчет финансового соотношения. Например, МСФО не так строги при определении выручки и позволяют компаниям быстрее сообщать о доходах, поэтому, следовательно, баланс в рамках этой системы может показывать более высокий поток доходов. МСФО также имеют другие требования к расходам: например, если компания тратит деньги на разработку или инвестиции на будущее, она не обязательно должна показывать их как расход (т.е. их можно капитализировать).
Еще одна разница между МСФО и ГААП заключается в определении порядка учета запасов. Есть два способа отслеживать запасы: FIFO и LIFO. FIFO означает, что самая последняя единица запасов остается непроданной до продажи предыдущих запасов. LIFO означает, что самая последняя единица запасов будет продана первой. МСФО запрещают LIFO, в то время как американские и другие стандарты позволяют участникам свободно их использовать.
МСФО возникли в Европейском союзе с намерением распространить их на всем континенте. Идея быстро распространилась по всему миру, поскольку «общий язык» финансовой отчетности позволил расширить связи по всему миру. Соединенные Штаты еще не приняли МСФО, так как многие рассматривают американские ОПБУ как «золотой стандарт». Однако, поскольку МСФО становятся более глобальной нормой, ситуация может измениться, если SEC примет решение о том, что МСФО подходят для американской инвестиционной практики.
В настоящее время около 120 стран используют МСФО, и 90 из них требуют, чтобы отчетность компаний полностью была представлена в соответствии с требованиями МСФО.
МСФО поддерживаются Фондом МСФО. Миссия Фонда МСФО (IFRS) — «обеспечить прозрачность, подотчетность и эффективность на финансовых рынках по всему миру». Фонд МСФО (IFRS) не только обеспечивает и контролирует стандарты финансовой отчетности, но также делает различные предложения и рекомендации тем, кто отклоняется от практических рекомендаций.
Целью перехода на МСФО является максимальное упрощение международных сопоставлений. Это сложно, потому что каждая страна имеет свой собственный набор правил. Например, US GAAP отличаются от канадских GAAP. Синхронизация стандартов бухгалтерского учета во всем мире является непрерывным процессом в международном сообществе бухгалтерского учета.
Трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО
Один из основных методов подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО – это трансформация.
Основные этапы трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО:
Трансформацию финансовой отчетности МСФО на практике сложно представить без ее автоматизации. Существуют различные программы на платформе 1С, которые позволяют автоматизировать данный процесс. Одним из таких решений является «WA:Финансист». В нашем решении существует возможность транслировать данные бухгалтерского учета, осуществлять мэппинг на счета плана счетов МСФО, делать различные корректировки и реклассификации, осуществлять элиминацию внутригрупповых оборотов при консолидации отчетности. Кроме того, настроены 4 основных отчета МСФО:
Фрагмент Отчета о финансовом положении МСФО в «WA: Финансист»: закладка мсфо «Основные средства».
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): базовый курс
Бухгалтерский учет и 1С
Этот курс в нашем Центре
успешно закончили
1580 человек!
International financial reporting standards (IFRS): a basic course
Данный курс соответствует требованиям профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 21.02.2020 № 103н!
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) действуют в России уже с 2012 года. В самом скором времени большинство российских предприятий должны будут сдавать и публиковать отчетность по МСФО. Уже сегодня внедрение МСФО жизненно необходимо тем предприятиям, которые планируют выходить на международный рынок, создать совместную компанию или привлечь солидных инвесторов. Переход на МСФО сразу же заметно повысит доверие к Вашему предприятию со стороны инвесторов, банков и акционеров.
Знание МСФО – это Ваш шанс получить высокооплачиваемую работу. Если Вы хотите работать в банковской и финансовой сфере, в крупных российских, зарубежных и международных компаниях, знание МСФО Вам просто необходимо! Знание МСФО позволяет формировать качественную управленческую отчетность, поэтому МСФО для бухгалтера является ключом к получению новой специальности – финансового аналитика.
Окончив курс, Вы получите серьезную теоретическую подготовку в области применения МСФО, основные навыки понимания принципов и норм для использования при подготовке отчетности. Вы научитесь правильно читать отчетность, составленную в соответствии с МСФО, оперировать понятиями, понимать смысл, цели и задачи составления отчетности.
Если Вы хотите стать действительно высококвалифицированным специалистом, получить престижную должность, добиться значимых успехов в карьере — спешите изучить МСФО уже сейчас!
Обучившись на курсе, Вы получите предварительную подготовку к сдаче экзамена DipIFR ACCA. Сертификация ACCA (Association of Chartered Certified Accountants) — одна из самых престижных в мире и признана в 170 странах. Сдав экзамен DipIFR ACCA, Вы сможете претендовать на престижную и высокооплачиваемую работу в ведущих компаниях как России, так и других европейских стран.
Внимание: мы предлагаем Вам пройти предварительное тестирование по курсу «Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): базовый курс». Предварительное тестирование поможет Вам объективно оценить Ваши знания и правильно определить направление дальнейшего повышения Вашей квалификации.
Курс предназначен для специалистов, занимающихся подготовкой финансовой отчетности в соответствии с МСФО, руководителей и работников бухгалтерии и финансово-экономических служб, внутренних аудиторов, контролеров и сотрудников казначейства, желающих идти в ногу со временем и быть в курсе последних изменений в МСФО, а также финансовых и кредитных специалистов банков, анализирующих отчетность по МСФО.
Дать базовые знания в области МСФО — основные принципы, понятия, цели и задачи при подготовке отчетности, понимание основных отличий международных стандартов финансовой отчетности и российского бухгалтерского учета.
По окончании курса слушатели будут знать:
Специалисты, обладающие этими знаниями и навыками, в настоящее время крайне востребованы. Большинство выпускников наших курсов делают успешную карьеру и пользуются уважением работодателей.
Продолжительность курса — 40 ак. ч.
Тема | Ак. часов |
---|---|
Модуль 1. Концептуальные принципы подготовки и представления финансовой отчетности по МСФО. Стандарты МСФО (IAS) 1, МСФО (IAS) 8, МСФО (IFRS) 13 |
- Методологическое отличие МСФО от РСБУ
- Основные допущения МСФО
- Две концепции капитала
- Оценки в системе МСФО
- МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»
- Принципы оценки справедливой стоимости
- Три подхода к оценке справедливой стоимости
- Оценка субъективности исходных данных при определении справедливой стоимоcти
- МСФО (IAS) 1 Представление финансовой отчётности
- Cтруктура финансовой отчетности по МСФО
- Отчет о совокупном доходе: компоненты прочего совокупного дохода
- Раскрытие информации в отчетности
- МСФО (IAS) 8 Учетная политика, изменения в расчётных оценках и ошибки
- Этап 1. Алгоритм определения справедливой стоимости.
- принцип наилучшего использования
- три подхода к оценке справедливой стоимости
- три уровня иерархии субъективности исходных данных при определении справедливой стоимости.
- Этап 2. Учет изменения стоимости денег во времени: модель дисконтирования по МСФО
- вычисление приведенной стоимости
- расчет эффективной ставки процента (ЭСП) с помощью функции «Чистый внутренний доход» финансовых функций Excel.
- Этап 3. Тренинг по формированию Отчета о совокупном доходе.
- Этап 4. Анализ финансовой отчетности российских компаний.
4
- Пять шагов признания выручки
- Методы оценки отдельной продажной цены
- Учет в случае признания выручки с течением времени
- Этап 5. Особенности учета выручки на примерах применения (IFRS) 15
- механизм дополнительных «контрактных» статей учета в учете выручки
- учет переменной величины вознаграждения в сделках с правом на возврат товара
- разбиение цены сделки по обязательствам
Итоговый опрос по теме
Учебный проект:
- Единая модель учета арендных операций
- Условия признания низкой стоимости объектов аренды
- Финансовые инструменты
- МСФО (IAS) 32 Финансовые инструменты: представление информации
- МСФО (IFRS) 9 Финансовые инструменты
- Этап 23. Формирование графика платежей, с разделением уплачиваемых процентов и основной суммы долга как основы правильного отражения в учете финансовой аренды.
- Этап 24. Учет у арендатора права пользования объектом аренды как отдельного актива и обязательства по аренде согласно стандарту (IFRS) 16 «Аренда».
- Этап 25. Практический пример расчетов и учета финансовой аренды.
- Этап 26. Учет финансовых активов в зависимости от принятой компанией бизнес-модели управления финансовыми активами:
- Пример учета первой категории финансовых активов согласно (IFRS) 9: отражение финансового актива по амортизированной стоимости.
- Пример учета второй категории финансовых активов согласно (IFRS) 9: отражение финансового актива по справедливой стоимости через отчет о прибыли и убытках.
- Этап 27. Пример учета третьей категории финансовых активов согласно (IFRS) 9: отражение финансового актива по справедливой стоимости через прочий совокупный доход.
- Классификация вознаграждений сотрудникам согласно МСФО (IAS) 19
- Учет пенсионных планов
- МСФО (IFRS) 2 Выплаты на основе долевых инструментов
- Этап 28. Иллюстрация зависимости признания, учета и оценки вознаграждения сотрудникам от правильной классификации выплаты между выходным пособием и вознаграждением по окончании трудовой деятельности.
- Этап 29. Схема отражения структурных элементов пенсионного плана с установленными выплатами по статьям финансовых отчетов МСФО-отчетности.
- Этап 30. Примеры учета пенсионного плана с установленными взносами и пенсионного плана с установленными выплатами.
- Этап 31. Учет увеличения пенсионных выплат в связи с сокращением пенсионного плана.
- Этап 32. Пример расчета обязательства в случае сделки на основе долевых инструментов с выплатами денежными средствами.
- Этап 33. Учет операций предоставления руководящим сотрудникам прав на получение выгод от прироста стоимости акций.
- Консолидация
- Анализ наличия контроля
- Методы консолидации
- Этап 34. Пошаговый алгоритм анализа наличия контроля при покупке компании.
- Этап 35. Практический пример консолидации дочерней и ассоциированной компаний.
- Две модели отложенных налогов на прибыль
- Учет отложенного налогообложения по МСФО
- Временные разницы, возникающие при консолидации
- МСФО (IFRS) 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность
- МСФО (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
- МСФО (IAS) 7 Отчёты о движении денежных средств
- Прямой и косвенный метод построения Отчета о движении денежных средств
- Раскрытия о долговых обязательствах, относящихся к финансовой деятельности
- Этап 36. Схема отражения основной идеи отложенного налогообложения.
- Этап 37. Примеры учета налогооблагаемой и вычитаемой временных разниц в соответствии с МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».
- Этап 38. Примеры учета временных разниц, возникающих при консолидации.
- Этап 39. Иллюстрация условий признания отложенного налогового актива.
- Этап 40. Примеры анализа выполнения критериев классификации долгосрочных активов, в качестве предназначенных для продажи.
- Этап 41. Учет дохода или убытка, ранее не учтенные в оценке долгосрочных активов или группы выбытия, предназначенных для продажи.
- Этап 42. Примеры связанности сторон, влияния связанной стороны на финансовое положение компании.
- Этап 43. Примеры формирования отчета о движении денежных средств прямым и косвенным методами.
- Этап 44. Анализ отчетов о движении денежных средств российских компаний.
- Отличие резерва от других видов обязательств
- Критерии оценки резервов
- МСФО (IFRS) 8 Операционные сегменты
- Сегментирование-отражение внутренней структуры бизнеса
- Критерии выделения отчетных сегментов
- пороговые значения для выделения отчетных сегментов
- анализ сегментирования в финансовой отчетности российских компаний
- МСФО (IAS) 21 Влияние изменений обменных курсов иностранных валют
- Правила учета хозяйственных операций, выраженных в иностранной валюте
- Особенности учета курсовых разниц иностранных подразделений Группы компаний
- МСФО (IAS) 10 События после отчётной даты
- Корректирующие и некорректирующие события после отчетной даты.
- Раскрытие информации о событиях после отчетной даты.
- Этап 45. Примеры расчета оценочных обязательств.
- Этап 46. Примеры учета покрытия расходов за счет использования созданных оценочных обязательств.
- Этап 47. Иллюстрация особенностей формирования резерва на покрытие затрат по реорганизации.
- Этап 48. Схема выделения отчетных операционных сегментов компании как отражение внутренней организационной структуры компании.
- Этап 49. Пример проверки соответствия операционных сегментов критериям отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».
- Этап 20. Примеры учета курсовых разниц по монетарным и немонетарным статьям.
- Этап 51. Иллюстрация особенностей учета курсовой разницы, возникающей по операциям зарубежной компании, как части чистых инвестиций в зарубежную компанию.
- Этап 52. Тестовый тренинг по определению функциональной валюты.
- Этап 53. Примеры учета оценочных обязательств по корректирующим событиям после отчетной даты.
- Дополнительные критерии публичности по МСФО
- Основные упрощения стандарта для малых и средних предприятий по сравнению с полной версией МСФО
- Этап 54. Примеры случаев тестирования активов по разведке и оценке минеральных ресурсов на обесценение.
- Этап 55. Расчет средневзвешенного числа акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода.
- Этап 56. Примеры расчета базовой прибыли на акцию при бонусной эмиссии.
- Этап 57. Примеры расчета разводненной прибыли на акцию.
- Проформа отчета о совокупных доходах и нераспределенной прибыли для малых и средних предприятий согласно МСФО.
По данному курсу дополнительные часы предназначены для выполнения домашних заданий в рабочих тетрадях и закрепления материала самостоятельно.
Данный курс вы можете пройти как в очном формате, так и дистанционно в режиме онлайн. Чтобы записаться на онлайн-обучение, в корзине измените тип обучения на «онлайн» и выберите удобную для вас группу.
Чем онлайн-обучение отличается от других видов обучения?
Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Пресс-служба
107016, Москва, ул. Неглинная, 12
www.cbr.ru
О подготовке к применению Международного стандарта финансовой отчетности «Договоры страхования»
Банк России в связи с публикацией Минфином России проекта приказа «О введении Международного стандарта финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации», разработанного в целях признания Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 17 «Договоры страхования» на территории Российской Федерации (далее — МСФО (IFRS) 17, Стандарт), информирует о следующем.
МСФО (IFRS) 17 устанавливает принципы признания, оценки, представления и раскрытия договоров страхования, заменяет Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования» с планируемой датой вступления в силу с 1 января 2021 года с возможным пересчетом остатков на 31.12.2020.
Стандарт представляет собой наиболее существенное изменение требований к европейскому страховому учету за последние 20 лет, подразумевая полный пересмотр финансовой отчетности страховщиков и негосударственных пенсионных фондов. Принципы, лежащие в основе методов оценки МСФО (IFRS) 17, приведут к фундаментальному изменению текущей практики оценивания, в частности для долгосрочных договоров страхования. В целях своевременной гармоничной интеграции положений Стандарта в бизнес модель компании страховщикам и негосударственным пенсионным фондам в ближайшее время необходимо правильно проинтерпретировать положения МСФО (IFRS) 17, прояснив для себя возможные последствия его внедрения, что само по себе является процессом длительным, требующим значительных усилий. Дополнительно потребуется адаптировать профессиональные знания сотрудников до уровня, адекватного выполнению задач компании и соответствующего пониманию требований, диктуемых новым Стандартом.
Представляется, что МСФО (IFRS) 17 окажет существенное влияние на учетные и отчетные данные российских страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов, потребует значительных усилий и внедрения новых или обновления существующих систем, процессов и средств контроля, затронет другие направления деятельности компаний, такие как финансовый менеджмент, актуарное направление, ИТ-инфраструктуру, правовое сопровождение деятельности.
Учитывая изложенное, Банк России полагает целесообразным страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам заблаговременно оценить влияние МСФО (IFRS) 17 на финансовые показатели компаний.
4 июня 2020 года
При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.
Отчетность коммерческого банка (проблемы и перспективы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности) Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Елкин Станислав Евгеньевич,
Текст научной работы на тему «Отчетность коммерческого банка (проблемы и перспективы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности)»
?БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Омский государственный университет
ОТЧЕТНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ)*
In the article the problem and outlook of transition on the International Accounting Standards and fiscal accounting are discussed. Special attention is paid to the problem of negative and positive result’s of transformation in conformity with the International Accounting Standards.
Возникновение современной банковской отчетности.
Центральный банк РФ проводит последовательную политику приведения действующих российских норм и правил бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами бухгалтерского учета (International Accounting Standards — IAS).
Первым шагом в этом направлении явилось введение общей финансовой отчетности коммерческих банков, порядок составления которой регламентировался инструкцией Центробанка России от 1 октября 1997 г. № 17 «О составлении финансовой отчетности». Основной задачей введения общей финансовой отчетности коммерческого банка было ее использование для ознакомления и анализа деятельности коммерческого банка Центральным банком, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем — для открытой публикации. Она позволила перейти к унифицированным принципам составления и публикации финансовых отчетов коммерческих банков. Российские банки, их иностранные контрагенты, надзорные органы получили возможность более реально оценивать финансовое состояние банка на основании показателей доходности, платежеспособности и ликвидности.
Вторым шагом стало введение в действие с января 1998 г. нового плана счетов и «Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 18 июня 1997 г. № 61.
Новые принципы построения плана счетов бухгалтерского учета позволили создать из ранее разнородных частей единую комплексную банковскую отчетность. Напомним базовые принципы построения плана счетов бухгалтерского учета.
1. Разделение счетов на активные и пассивные. Отказ от использования активно-пассивных счетов.
2. Единообразное отражение операций, совершаемых в различных видах валют, отказ от «валютного» раздела баланса. Приоритет содержания операции над видом валюты, в которой эта операция совершается.
3. Единая временная структура активных и пассивных операций (девять временных интервалов).
4. Разрешение банкам принимать решение об открытии дополнительных счетов, необходимых им для более точного отражения совершаемых операций.
5. Разделение счетов по типам клиентов.
6. Сокращение числа разделов в плане счетов до семи: «Капитал и фонды», «Денежные средства и драгоценные металлы», «Межбанковские операции», «Операции с клиентами», «Операции с ценными бумагами», «Средства и имущество», «Результаты деятельности».
7. Приведение баланса по доверительному управлению (8-й раздел), внебалансовых счетов, счетов по учету срочных операций (9-й раздел) и счетов депо к единой форме с балансовыми счетами.
8. Введение двадцатизначной нумерации лицевых банковских счетов.
«Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» № 205-П, утвержденные ЦБ РФ 5 декабря 2002 г., развивают международные
* При подготовке статьи использованы материалы из: Акимова А.Н., Береговой А.Ю. Большая книга бухгалтера банка // Ежегодный справочник-альманах. М.: Издат. группа «БДЦ-пресс», 2002.
Отчетность коммерческого банка.
принципы бухгалтерского учета: раздельное отражение активов и пассивов, приоритет содержания над формой, существенность, открытость и осторожность. Вследствие принятия этих нормативных документов существенно изменилась банковская отчетность, представляемая коммерческими банками в Центробанк России: заметно повысилась информативность отчетности, в первую очередь ее основного элемента — банковского баланса.
Какие основные особенности имеет действующая в настоящее время банковская отчетность? В чем ее отличие от действовавшей ранее?
Основное отличие действующей банковской отчетности от использовавшейся ранее заключается в том, что она комплексная. Старую банковскую отчетность можно было достаточно легко разделить на три неравные части: бухгалтерскую, статистическую и общую финансовую.
Бухгалтерскую и общую финансовую отчетность использовали главным образом надзорные органы для сбора информации и осуществления надзора и контроля над деятельностью банков, а статистическую — в основном для формирования национальной статистики.
Несовершенство плана счетов проявлялось в том, что вся бухгалтерская отчетность была разделена на собственно бухгалтерскую отчетность, составляемую на основе этого плана, и общую финансовую отчетность, при подготовке которой соблюдались международные требования. Проблема заключалась в том, что расчет многочисленных агрегированных показателей банковской ликвидности, платежеспособности, доходности и прочие в соответствии с унифицированными международными нормами не мог быть произведен на основе существовавшего в то время плана счетов и практики учета тех или иных средств на конкретных балансовых счетах второго порядка. Таким образом, разделение бухгалтерской отчетности коммерческих банков на две, по сути, автономные отчетности явилось следствием наложения международных стандартов бухгалтерского учета на отечественный план счетов бухгалтерского учета.
Центробанк России постоянно совершенствовал нормативную базу банковской деятельности, приводя ее в соответствие с потребностями момента, в результате чего собственно бухгалтерская отчетность коммерческих банков постоянно видоизменялась. Ее состав за это время пополнился многочисленной отчетностью о валютных операциях, разнообразными отчетными формами о наличном денежном обращении, работе с бюджетными средствами, публикуемой отчетности в средствах массовой информации и т. д.
Классификация банковской отчетности.
Отчетность кредитных организаций образца 1998-2003 гг. стала бухгалтерско-статистической. Получение Центробанком России отчетности от кредитных организаций необходимо для разработки и проведения денежно-кредитной и валютной политики, осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций, валютного контроля и регулирования, составления платежного баланса РФ, анализа поступлений и остатков на счетах по учету средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также осуществления контроля при ликвидации кредитных организаций.
В соответствии с этими принципами банковская отчетность разбита на пять составляющих: финансовая статистика, денежно-кредитная статистика, статистика платежного баланса, статистика финансового рынка, бюджетная статистика.
Помимо пяти видов бухгалтерской и статистической отчетности банковская отчетность содержала такой очень интересный компонент, как дополнительная отчетность. В соответствии с существенными изменениями, завершившимися внесением в банковскую отчетность указанием Центробанка России от 11 апреля 2002 г. № 1135-У «О внесении дополнений и изменений в Указание Банка России «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ» и Перечень отчетности и другой информации, представляемой кредитными организациями в Центральный банк РФ», формы дополнительной отчетности были включены в различные разделы бухгалтерской отчетности банков.
Существование помимо «основной» еще и «дополнительной» банковской отчетности имело как свои плюсы, так и минусы, но минусов все же больше. В первую очередь состав «дополнительной» отчетности в отличие от бухгалтерской отчетности меняется гораздо динамичнее. Большинство новых форм банковской отчетности, вводимых Центробанком России для совершенствования оперативного надзора за деятельностью коммерческих банков, появляется обычно как элементы «дополнительной» отчетности. При этом нумерация новых форм в «дополнительной» отчетности большей частью соответствует принятой нумерации в «основной» бухгалтерской отчетности. Это позволило сравнительно легко включить все новые формы в состав «основной» отчетности. Таким образом, «дополнительная»
отчетность благополучно выполнила роль полигона, на котором Банк России отрабатывал новые средства контроля за деятельностью российских банков.
Исторически сложилось, что в «дополнительную» банковскую отчетность входили все формы отчетности, составляемые коммерческими банками в соответствии с требованиями инструкции Центробанка России от 1 ноября 1997 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». Эта Инструкция является базовым документом, регулирующим деятельность коммерческих банков на основе соблюдения ими установленных Центробанком России обязательных экономических нормативов. Также в «дополнительную» банковскую отчетность входили все отчеты о создании банками фонда обязательных резервов для депонирования в Центробанке России, отчеты об открытых валютных позициях и открытых позициях в драгоценных металлах. Важность этих форм банковской отчетности определяется тем, что подавляющее большинство штрафных санкций, применяемых к кредитным организациям со стороны Центробанка России за нарушение пруденциальных норм деятельности, накладывается на банки при нарушениях, которые отражаются именно в этих формах отчетности. Наконец, в «дополнительную» отчетность входили такие два важнейших компонента, определяющие лицо финансовой отчетности любого коммерческого банка, как консолидированная отчетность и годовая публикуемая отчетность. Значение этих видов отчетности для деятельности коммерческого банка исключительно велико.
Таким образом, с объединением «основной» и «дополнительной» составляющих банковской отчетности в единую комплексную банковскую отчетность сделан еще один шаг по совершенствованию национальных норм бухгалтерского учета и отчетности.
Определение и признаки отчетности.
Требования к информации, представленной в банковской отчетности, достаточно противоречивы. Они зависят, во-первых, от того, кто является потребителем этой информации, во-вторых, от целей, для которых ее планируется использовать. Значимость разносторонней информации, содержащейся в банковской отчетности, для успешной и эффективной деятельности как банковской системы в целом, так и отдельных банков трудно переоценить. Это обусловлено многообразием связей коммерческих банков с акционерами, клиентами, партнерами, Центральным банком РФ, органами власти различных уровней, аудиторами, населением, средствами массовой информации.
Любая информация, а особенно финансовая, становится чрезвычайно актуальной в кризисные периоды. Резко возрастает потребность в ее анализе для принятия стратегически важных решений в условиях труднопрогнозируемых процессов. Эффективность обоснованного экономического решения определяется правильностью оценки и сопоставления собственных возможностей с потребностями и условиями рынка.
Указанные обстоятельства и стремление повысить качественный уровень отечественной банковской системы побуждают Центральный банк РФ, банковские объединения и отдельные кредитные организации предпринимать определенные усилия, направленные на удовлетворение информационных потребностей многочисленных пользователей банковской информации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Центробанку России. Используя сведения банковской отчетности коммерческих банков, Центробанк России решает, как уже отмечалось ранее, две главные задачи — формирование национальной статистики и оперативный контроль деятельности банков.
Для решения первой задачи собираемая Центробанком России информация должна соответствовать стандартам и требованиям, предъявляемым Международным валютным фондом и другими международными организациями, а также правительственными органами. Основное внимание Центробанк России уделяет здесь денежным агрегатам и распределению финансовой активности по ключевым позициям, которые составляют часть механизма прямого макроэкономического регулирования. Приоритетными являются получение информации в целом по системе и ее анализ с целью выявления основных тенденций в банковской сфере страны или ее регионов. Здесь используются лишь агрегированные показатели, информация по отдельным банкам не раскрывается.
Для решения второй задачи Центробанк России применяет методики контроля динамики аналитических показателей эффективности работы коммерческого банка. Эта информация необходима для обеспечения стабильности внутренних финансовых рынков, предупреждения и оказания помощи при возникновении трудностей в работе коммерческих банков. Она собирается на основании нормативной финансовой отчетности и обрабатывается индивидуально по каждому банку. Отличительной особенностью данной информации является наличие в ней значительного объема конфиденциальных сведений о банке, его клиентах, характере деятельности в том или ином сегменте финансового рынка.
Итак, что же понимается сегодня под банковской отчетностью?
Под банковской отчетностью понимается предусмотренная действующим законодательством РФ и нормативными актами Центробанка России форма получения информации о деятельности кредитных организаций, при которой Центробанк России получает информацию в виде установленных отчетных документов (форм отчетности), утвержденных Центробанком России, подписанных электронной цифровой подписью или собственноручно лицами, ответственными за достоверность представленных сведений.
Основными признаками отчетности являются:
1. Обязательность — каждая кредитная организация обязана представлять отчетность по показателям, формам, в адреса и сроки, установленные указаниями Центробанка России.
2. Документальная обоснованность — все данные отчетности формируются на основе первичных учетных документов, в том числе разрабатываемых в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ и правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, а также иных документов, предусмотренных нормативными актами Центробанка России.
3. Юридическая сила — формы отчетности являются официальными документами кредитной организации, которая в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за их достоверность, правильность оформления и своевременность представления.
Важным, с нашей точки зрения, моментом является введение унифицированных форм для представления всех банковских отчетов, а также ориентированность информации, содержащейся в отчетах, на автоматизированную обработку.
Перспективы института банковской отчетности.
Существенное значение для формирования надлежащей правовой базы регулирования банковского сектора имеют принятые изменения и дополнения в действующие законы. Центробанк России, используя предоставленные полномочия, будет проводить инспекционные проверки с целью выявления банков, представляющих недостоверную отчетность и имеющих признаки несостоятельности. Особое внимание будет уделяться правильности расчета собственных средств и достаточности капитала. На основании данных, полученных из официальной отчетности и в ходе инспекционных проверок, у банков, имеющих установленные законодательством основания, будут отзываться лицензии на совершение банковских операций.
Принципиальное значение имеет принятие законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих, в частности:
1. Защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея в виду прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог.
2. Изменения и дополнения в статьи 318, 809 и 839 ГК РФ, направленные на установление единого порядка начисления процентов по операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств.
3. Повышение уровня требований к достаточности капитала, необходимой для продолжения работы кредитных организаций на рынке банковских услуг.
4. Изменения в статью 837 ГК РФ, устанавливающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней).
5. Развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (законодательство об электронной подписи и о переводе денежных средств).
6. Повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах.
7. Предоставление Центробанку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп.
8. Предоставление Центробанку России права обмениваться информацией с органами надзора иностранных государств на конфиденциальной основе и информацией, полученной в процессе осуществления им функций по надзору за банками (за исключением справок по операциям и счетам), без получения согласия кредитной организации и обеспечение защиты информации, получаемой Центробанком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.
Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности, банковского надзора и внешнего аудита является внедрение в полном объеме международно-признанных подходов к их методике и организации. Это потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также улучшения практики его применения. Задачи укрепления правопорядка в банковском деле, наряду с вопросами банковского надзора, связаны с такими проблемами, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям уже проводится с использованием международного опыта.
Укрепление банковского надзора, включая процедуры регистрации и лицензирования кредитных организаций, текущего надзора и отзыва лицензий играет важную роль в реформировании банковского сектора.
В сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Центробанком России продолжается работа по совершенствованию системы лицензирования деятельности кредитных организаций, включая повышение требований к их учредителям (участникам) и унификацию подходов к лицензированию банков.
Предстоит в соответствии с законодательством решить прежде всего следующие задачи.
1. Развить подходы к оценке финансового положения учредителей (участников) кредитных организаций, лиц, приобретающих существенную долю их капитала, а также к оценке их деловой репутации.
2. Повысить квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций, руководителей и бухгалтеров филиалов, включая требования, предъявляемые к их деловой репутации.
3. Усовершенствовать методики оценки бизнес-планов кредитных организаций.
4. Обеспечить раскрытие кредитной организацией сведений о ее реальных владельцах, повысить требования к прозрачности структуры собственности кредитных организаций.
5. Провести оценку возможного влияния взаимозависимости учредителей на деятельность кредитных организаций.
В сфере текущего надзора важнейшей задачей является внедрение системы оценки деятельности кредитных организаций на основе международно-признанных подходов.
Существенным элементом обеспечения финансовой стабильности банковского сектора является дальнейшее развитие системы требований, определяющих допустимые параметры принимаемых кредитными организациями рисков.
Центробанк России продолжает реализацию подходов, предусмотренных «Основополагающими принципами эффективного банковского надзора», рекомендованными Базельским комитетом по банковскому надзору, что предполагает последовательный переход от формальных ограничений и регламентации к максимальному учету в деятельности кредитных организаций таких параметров, как:
1) существенность рисков;
2) адекватность суждения кредитной организации о реальном уровне риска;
3) качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками.
В связи с этим деятельность Центробанка России направлена на качественное совершенствование текущего надзора, прежде всего на замещение формальных процедур контроля за соблюдением установленных норм оценкой реальных параметров рисков. Особое внимание уделяется качеству внутрибанковских систем управления и внутреннего контроля.
Центробанк России предпринимает меры по развитию проективной функции текущего надзора. В этих целях получила дальнейшее совершенствование система раннего предупреждения, базирующаяся на данных документального анализа и результатах инспекторских проверок.
Основное внимание уделяется финансовому состоянию кредитных организаций, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обнаружению проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения. Эта задача решается путем внедрения Центробанком России комплексных методик и практики анализа финансового состояния кредитных организаций как при проведении документарного надзора, так и в ходе осуществления инспекторских проверок.
Важным элементом современной системы текущего надзора за банками выступает надзор на консолидированной основе, задачей которого на ближайшие несколько лет является методическая отработка и практическая реализация подходов к консолидированной оценке всех рисков, принимаемых кредитной организацией в процессе деятельности как непосредственно, так и опосредованно, через
аффилированные структуры, включая в том числе и риски, возникающие в связи с осуществлением деятельности, не относящейся к банковской.
Одним из условий реализации отмеченных задач является требование транспарентности контроля за деятельностью кредитных организаций, осуществляемого через участие в их капитале или любым иным способом.
Развитие системы формирования резервов на возможные потери осуществляется на основе включения в число инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери, внебалансовых операций, срочных сделок, ценных бумаг, приобретенных для инвестирования (включая государственные).
В перспективе одновременно с внедрением международных стандартов бухгалтерского учета финансовой отчетности и модернизацией системы налогообложения Центробанк России предусматривает дополнительно либерализовать подходы к порядку формирования всех видов резервов, имея в виду предоставление кредитным организациям более широких возможностей для вынесения суждения о величине принятого риска при формировании резервов с последующим контролем надзорного органа и внешних аудиторов.
Важнейшей предпосылкой повышения эффективности регулирования и банковского надзора является переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В целях подготовки перехода кредитных организаций на международные стандарты с 1 января 2004 г. Правительство РФ и Центробанк России в течение 2003 г. должны определить меры организационноправового характера, необходимые для перехода кредитных организаций на бухгалтерский учет и финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.
Переход на международные стандарты требует изменения нормативной базы организации бухгалтерского и управленческого учета, разработки, апробации и внедрения новых программных комплексов, обучения и переподготовки бухгалтерских, управленческих, аудиторских кадров, а также специалистов банковского надзора.
Указанные меры направлены в первую очередь на устранение дублирования и излишней детализации представляемой в Центробанк России информации, оптимизацию сроков представления отчетности. Центробанк России в рамках деятельности Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России приступил к разработке нормативной базы для внедрения международных стандартов и их апробации на группе «пилотных» банков.
Новым направлением раскрытия информации о банковском секторе станет введение в практику публикации макропруденциальных показателей, характеризующих основные параметры его деятельности. Раскрытие данной информации позволит кредитным организациям, инвесторам, надзорным органам и другим заинтересованным пользователям осуществлять регулярный мониторинг макроэкономических показателей деятельности российского банковского сектора.
В условиях глобализации финансовых рынков усиливается значение эффективного обмена информацией о деятельности кредитных организаций и банковских групп с органами банковского надзора других стран. Необходимо внесение изменений в законодательство, определяющих возможности и условия обмена информацией о кредитных организациях с надзорными органами зарубежных стран в целях развития международного аспекта транспарентности информации о российском банковском секторе.
Центробанк России продолжает совершенствование системы организации банковского надзора на основе оптимального сочетания элементов централизации и децентрализации надзорных функций.
В целях повышения эффективности системы корпоративного управления в кредитных организациях и банковского надзора за их деятельностью Центробанк России должен обеспечить развитие обмена информацией с внешними аудиторами кредитных организаций в соответствии с подходами, содержащимися в международных рекомендациях.
Аудит кредитных организаций, взаимодействие с международными организациями.
Внешний аудит призван играть возрастающую роль в развитии транспарентности деятельности кредитных организаций, усилении дисциплины рынка и совершенствовании систем корпоративного управления и внутреннего контроля. Основной задачей на ближайшие годы является внедрение стандартов аудита в соответствии с требованиями международной практики и международных стандартов финансовой отчетности:
1. Приведение стандартов аудита в соответствие с требованиями международной практики.
2. Повышение требований к репутации и опыту работы аудиторских организаций, работающих с кредитными организациями; развитие практики применения адекватных мер к аудиторам за грубые
ошибки, повлекшие введение в заблуждение пользователей подтвержденной аудиторами недостоверной информации, включая лишение лицензий на осуществление аудиторской деятельности.
3. Повышение роли саморегулируемых профессиональных организаций в допуске аудиторов на рынок и контроле за качеством аудита.
Наиболее важными направлениями развития культуры банковского дела являются:
1. Повышение качества системы корпоративного управления и внутреннего контроля.
2. Повышение ответственности руководителей кредитных организаций за исполнение принятых ими обязательств.
3. Развитие рыночной дисциплины, включая транспарентность банковской деятельности.
4. Повышение профессиональных навыков и уровня этических норм деятельности руководства, сотрудников, а также учредителей (участников) кредитных организаций.
Развитие культуры банковского дела обеспечивается рядом факторов, включая совершенствование действующего законодательства, развитие системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора. В то же время практика, в том числе и международная, показывает, что эти факторы без поддержки банковского сообщества не могут дать желаемых результатов.
Стимулом к повышению культуры банковского дела и укреплению взаимодействия в банковском сообществе явилось бы принятие банковским сообществом этических принципов банковского дела, в разработке которых ведущую роль должны играть сами кредитные организации и их ассоциации. Задача такого документа — систематизировать неурегулированные законодательством принципы делового оборота, отвечающие целям формирования здоровой рыночной среды. Одновременно банковское сообщество должно выработать эффективные механизмы контроля за добросовестностью участников рынка банковских услуг.
Я.А. Клесова, Е.Б. Свердлина
ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ДОСТАТОЧНОСТИ
In this article the authors examine the problem of forming of bank capital from the point of view of economic theory and the bank practice. The economic idea of the index of bank capital adequacy is analyzed taking into account the historical dynamics of the Bank of Russia approaches to the capital and normative adequacy calculation. The problem of interest rate risk valuation for the normative calculation of capital adequacy is examined. The appropriate calculations are made on the example of a hypothetical bank and there is drawn a conclusions about the expedient approach to the interest rate risk valuation.
Капитал банка — одно из ключевых понятий в области банковского менеджмента. Надежность банка напрямую зависит от объема накопленных капитальных ресурсов. В сопоставлении с капиталом рассчитывается множество обязательных нормативов. Поэтому отнюдь не случайно, что в настоящее время качество составляющих капитала пользуется повышенным вниманием со стороны Центробанка России. В частности, в марте 2003 г. вступило в силу положение Центробанка России № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций», которое предусматривает исключение из расчета капитала той части его источников, для формирования которой инвесторами использовались ненадлежащие активы. Безусловно, это нововведение выливается в необходимость сокращения капитала теми банками, которые в свое время «раздували» его искусственно. Причем ранее был возможен целый ряд путей, напрямую ведущих к искусственному увеличению капитала: оплата эмиссии из собственных средств банка (например, путем предоставления потенциальному акционеру кредита, путем создания дочерней компании, которая оплачивает часть эмиссии), получение субординированного кредита, ресурсом для которого стали опять же собственные средства банка и т. д.
По данным Центробанка России [1, с. 14], за 2002 г. собственные средства (капитал) действующих кредитных организаций выросли на 28,1 % и по состоянию на 1 января 2003 г. составили 581,3 млрд руб., что (в реальном исчислении) превышает предкризисный уровень на 25,8 %. Рост капитала за 2002 г. произошел у 1 118 банков (84 % от числа действующих кредитных организаций) на сумму 139,4 млрд руб. Уставный капитал, формирование которого до недавнего времени могло осуществ-