Содержание:
Маленькому пианисту — Борис Милич
Задача этого пособия — привлечь к музыке широкий круг детей дошкольного возраста путем постепенного знакомства их с музыкальным языком и средствами музыкальной выразительности, овладения начальным навыками игры на фортепиано в доступной, художественно увлекательной для них форме. Для достижения этой цели решающее значение имеет учебный материал, на котором осуществляется последовательное музыкальное развитие ребенка.
Б. Милич
Маленькому пианисту
«Музична Украiна», 1981г.
на русском и украинсом языках
(pdf, DjVu 14 Мб)
Краткие рекомендации к занятиям по слушанию музыки
Цели и задачи занятий по слушанию музыки — воспитание навыков восприятия музыкальных произведений, эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие начальных музыкально-слуховых представлений, необходимых для плодотворного проведения индивидуальных занятий по обучению игре на фортепиано. Материалом для слушания музыки является обширный и разнообразный по жанрам и образному строю песенный репертуар детских садов и фортепианная музыка для детей. При недостаточной эмоциональной отзывчивости на музыку рекомендуется на начальных занятиях чаще пользоваться песенной литературой, конкретнее воздействующей на музыкальные впечатления ребёнка и активизирующей его интерес к музыке. Характер подготовки детей к усвоению исполняемых произведений зависит от степени их музыкальной восприимчивости. Полезно предварительно (до исполнения) ознакомить детей с предлагаемым для слушания произведением. Такая подготовка включает разъяснение словесного текста, характера музыки и её образного содержания, сходства и различия частей формы, выразительных особенностей мелодии, ритма, регистров, динамики, штрихов. Демонстрируемая педагогом музыка должна исполняться выразительно, в соответствии с требованиями воплощения авторского замысла.
Слушание музыки необходимо проводить систематически, не реже одного раза в неделю. На каждом уроке исполняется одно новое произведение и повторяются две-три из ранее прослушанных пьес.
Раздел I
ПОДБИРАНИЕ ПО СЛУХУ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ
ИГРА ПОДОБРАННЫХ ПО СЛУХУ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ В АНСАМБЛЕ С ПЕДАГОГОМ
Раздел II
ИГРА ПО НОТАМ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ
ИГРА ПО НОТАМ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ В АНСАМБЛЕ С ПЕДАГОГОМ
РАЗДЕЛ III
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ И ЛЕГКИХ ПЬЕСИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ В АНСАМБЛЕ С ПЕДАГОГОМ
РАЗДЕЛ IV
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПЬЕС
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ АНСАМБЛЕЙ
Скачать пособие Бориса Милича — Маленькому пианисту
Это же пособие в формате pdf 1997 года издания
Фортепиано. Маленькому пианисту. Сост. Милич Борис.
Данный учебно-педагогический репертуар дает возможность снабдить учащегося необходимым набором произведений, которые должны быть изучены в течение года по программе, поместив их в одном сборнике. Произведения даны в глубоко продуманной редакции, основанной на многолетнем личном опыте преподавания проф.Милича Б.Е., на опыте обучения сотен детей в школе-студии студентами под руководством возглавляемого им коллектива преподавателей-консультантов. Высокие педагогические качества предлагаемой редакции произведений, вошедших в репертуар, и тонкое понимание интересов преподавателей и учащихся обусловили огромную популярность репертуара.
Пособие «Маленькому пианисту» адресовано учащимся дошкольникам и содержит методические указания для преподавателей начинающих пианистов.
Рекомендации по изучению включенных в репертуар произведений и анализ форм и методов работы педагога с учащимися 1-7 классов, ориентированный на фортепианную литературу, вошедшую в сборники «Фортепиано», содержатся в книге проф. Б.Е.Милича «Воспитание ученика-пианиста», являющейся учебным пособием по курсу методики обучения игре на фортепиано и адресованной педагогам детских музыкальных школ, студентам и учащимся музыкальных вузов и училищ.
ИГРА ПО НОТАМ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ В АНСАМБЛЕ С ПЕДАГОГОМ
Петушок. Русская народная песня. Обработка А.Гречанинова
Пастушок. Русская народная песня. Обработка М.Красева
В.Калинников. Тень-тень
В.Витлин.Кошечка
На зеленом лугу. Русская народная песня. Обработка Н.Метлова
Танцевать два Мишки вышли. Польская народная песня. Обработка В.Сибирского.
На лодочке. Башкирская народная песня. Обработка М.Красева
Скок, скок, поскок. Русская народная песня. Обработка Е.Туманян
Товары издательства кифара
Нотная тетрадь для учащихся младших классов ДМШ.
Популярный учебник сольфеджио для младших классов детских музыкальных школ. Широко используется в учебной практике.
Нотная тетрадь формата A5, для учащихся младших классов ДМШ.
`Фортепиано` для 2 класса входит в серию учебно-педагогического репертуара всех классов детской музыкальной школы. Сборник позволяет снабдить учащегося необходимым набором произведений, которые должны быть изучены в.
`Фортепиано` для 1 класса открывает серию учебно-педагогического репертуара всех классов детской музыкальной школы. Сборник позволяет снабдить учащегося необходимым набором произведений, которые должны быть изучены в.
Данный учебно-педагогический репертуар дает возможность снабдить учащегося необходимым набором произведений, которые должны быть изучены в течение года по программе, поместив их в одном сборнике. Произведения даны в.
Цель данного сборника — помочь начинающим любителям музыки самостоятельно овладеть основными навыками игры на фортепиано.
Для более полного и разностороннего освоения начального материала «Сольфеджио для 1-11 классов детских музыкальных школ» Н. Баевой и Т. Зебряк Издательство сочло необходимым попросить Наталью Давидовну Баеву написать.
Содержание: Часть 1. 50 маленьких этюдов (из соч.261, 821, 599 и 139) Часть 2. 32 этюда (из соч. 829, 849, 335 и 636) Методические указания
В новом учебном пособии известного педагога и композитора М. Александровой изложена оригинальная авторская Методика обучения игре на гитаре детей и взрослых. В яркой, наглядной форме происходит знакомство с устройством.
Учебник выдающегося музыковеда и педагога вышел в свет в 1951 году и уже много лет широко используется в учебной практике. Предназначается для курсов элементарной теории музыки в музыкальных учебных заведениях; может.
Фортепиано» для 4 класса входит в серию учебно-педагогического репертуара всех классов детской музыкальной школы. Сборник позволяет снабдить учащегося необходимым набором произведений, которые должны быть изучены в.
Э.Пухоль и его школа Введение Часть 1. Основы Часть 2.Первый курс Второй курс Часть 3. Третий курс Четвертый курс
При составлении этой `Школы` у меня не было намерения писать научную работу. Я только хотел сделать более легким изучение гитары, изложив план, который мог бы дать возможность глубже ознакомиться со всеми особенностями.
Консультант по заказам интернет-магазина:
+7 (846) 331-22-33 Самара
с 10:00 до 20:00+7 (8482) 55-55-88 Тольятти
с 10:00 до 20:00
© 1994-2020 Интернет-магазин «Чакона»: купить книги в Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске и Сызрани.
Вы можете оформить заказ в интернете или посетить наши розничные магазины. В наличии широчайший ассортимент товаров. Со многими издательствами мы работаем без посредников, поэтому у Вас есть возможность заказать самые свежие новинки и книги, которые только готовятся к выпуску. Доставка по России может быть для Вас бесплатной. Желаем удачных покупок!
Образовательная программа учебного предмета «Музыкальный инструмент фортепиано» для подготовительного отделения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки г. Смоленска»
«Музыкальный инструмент фортепиано»
для подготовительного отделения
ДМШ №1 имени М.И.Глинки.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки г. Смоленска».
Новикова Н.В., преподаватель высшей категории по классу фортепиано, зав. методическим объединением «Фортепиано».
Ксенжик А.Л., преподаватель высшей категории по классу фортепиано, зав. методическим объединением «Фортепиано».
Лыткина А.Е., преподаватель высшей категории по классу фортепиано.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
5. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Программа предназначена для учащихся подготовительного класса и является первой ступенью в мир музыки, то есть в мир основных законов музыкального языка; способствующих расширению общего музыкального кругозора и формированию хорошего вкуса. Изучение теоретических основ музыки, проводимое в полном контакте с развитием музыкального слуха, будет способствовать правильной оценке художественных достоинств изучаемой музыки и воспитанию исполнительской культуры.
Основные задачи, которые преподаватель должен ставить в начале обучения – это воспитание активного интереса к музыке и инструменту, а также развитие музыкальных и исполнительских возможностей учащихся. Эти задачи достаточно сложны: всем известно, с какими разнообразными трудностями связано овладение искусством игры на фортепиано. В начальном периоде обучения закладывается фундамент основных музыкальных и пианистических навыков, поэтому с самого начала следует приучать ребёнка к слуховому самоконтролю. Надо заботиться о том, чтобы приёмы звукоизвлечения и двигательные навыки служили выполнению музыкальных задач. С первых же шагов нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь учащимуся ощутить взаимосвязь всех частей руки.
В фортепианном начальном обучении дело касается не только усвоения инструментальных навыков, оно является, помимо этого, одной из из форм музыкального воспитания ребенка и, причем, чрезвычайно действенной формой.
Цель программы : способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию и развитию музыкального вкуса, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, изучение клавиатуры, нотной грамоты, получить навыки игры по нотам ,понимать особенности выразительного исполнения мелодий и динамические нюансы, познакомится с музыкой русских и зарубежных композиторов.
Практическое достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
1.Развить у учащихся:
2.приобрести следующие навыки:
— подбор по слуху мелодий;
-анализ отдельных элементов музыкальной речи;
-анализ мелодий по нотному тексту
Возраст детей, участвующих в реализации программы 6 лет.
Форма занятий — комбинированный урок: опрос, изложение нового материала, гимнастика рук, игра несложных пьес, обобщение.
Продолжительность урока – академический час – 40 мин.
Главным результатом начального этапа обучения должны стать:
Навык постоянного слухового контроля;
Контроль свободы движения корпуса и рук;
Навык грамотного прочтения текста;
Знание наиболее употребительных музыкальных терминов;
Умение исполнить пьесу в концерте;
владение первоначальными навыками игры по нотам на музыкальном инструменте;
Пропевание выученной мелодию ;
-подбор на инструменте простейшую мелодию и простейший аккомпанемент ;
анализировать по нотному тексту или на слух простейшие мелодии
освоить нотную запись и нотную грамоту.
Основные методы обучения:
— пение несложных мелодий;
— анализ нотного текста;
— подбор на инструменте;
Специфика обучения детей 5-6 лет:
Продолжительность урока не должна превышать более 35 минут, так как в таком юном возрасте ребёнок быстро утомляется.
Урок должен проходить в игровой форме. Никаких слов: «ты должен», «сделай упражнение»; вместо этого, должно звучать: «давай поиграем, сейчас я тебе покажу игру – считалку, затем ты меня будешь передразнивать» и так далее.
Обязательно должна быть смена деятельности. Удержать внимание ребёнка в этом возрасте можно 5-6 минут, далее необходима разгрузка, какое-либо физическое действие. Например: «Давай ты попрыгаешь как зайчик» или другое действие.
Урок нужно строить, основываясь на детском интересе и познавательной деятельности. Детям интересно узнавать новое, находить что-либо повторяющееся, самим открывать то, что обычно объясняет учитель. Поэтому ребёнка, путём наводящих вопросов, нужно подводить к их собственному “открытию”. Тогда и запоминается всё намного лучше, чем просто скучное, хоть и очень правильное объяснение учителя.
Дети 3 – 4х лет мыслят образами. Образное мышление профилирует. Поэтому необходимо яркое, эмоционально-окрашенное объяснение учителя. Яркие образные пьесы для развития музыкального восприятия.
Огромное значение имеют наглядные пособия. Картинки к пьескам, музыкальные игры, натуральные барабанчики, маракасы для работы над ритмом. Можно использовать так же чудесные пособия И.Е.Домогацкой “Учимся вместе с мамой”, учебник Е.В.Толкуновой “Начальные уроки игры на фортепиано”.
Конечно, каждый ребёнок индивидуален, но в таком юном возрасте дети обычно очень переменчивы в настроении (эмоционально неустойчивы), поэтому необходимо внимательно следить за настроением ребёнка, уметь быстро переключать внимание малыша, чувствовать, когда ученик устаёт. Отношение с малышом надо строить на взаимном доверии, постараться, чтобы процесс обучения приносил ребёнку радость.
Часто родители задают вопрос о необходимости их присутствия на уроке. Это зависит от индивидуальности ребёнка, главное, что бы малыш чувствовал себя на уроке комфортно. Если для этого нужно присутствие мамы, то пожалуйста. Но если из-за мамы ребёнок отвлекается, невнимателен, то мама пусть посидит в коридорчике, а не в классе. Конечно, в любом случае общение педагога с родителями необходимо. Объяснить домашнее задание, новый материал, чтобы мама или папа помогли ребёнку закрепить его. Главное, чтобы родители не переусердствовали, выполняя домашнее задание с малышом. Не заставляли его, как взрослого, учить домашнее задание длительное время и за один раз. Лучше учить задание на дом в несколько заходов, в перерывах между игрой, а повторять теорию можно, например, по дороге в детский садик и так далее.
Прохождение нового материала на уроке должно идти от простого к сложному, через повторение пройденного.
Не стоит, говорить, наверно это и так понятно всем педагогам, что ребёнку в таком маленьком возрасте не следует сразу объяснять ноты на нотном стане. Первое полугодие, а иногда и больше, длится до нотный период. Играем по ступенькам, по лесенке, по аппликатурному правилу, затем знакомимся с графическим изображением нот, вводим в работу 1 – 2 линейки, понятие: “нотки на линейках сидят” и “в окошечко глядят” – (между линейками).
Кроме того необходимо много ритмических упражнений. Сначала это прохлопывание слов, затем стихов. Позже работа на двух линеечках, для правой и левой руки, то есть стучим ритмы двумя руками вместе, затем по очереди, позже вперемежку (совмещённые).
Необходимо много упражнений на координацию, на развитие пальчиков. Для этого удобно использовать пальчиковые игры.
В этом возрасте большое внимание необходимо уделять слушанию музыки. Это игра педагога на уроке, затем обязательное совместное обсуждение, рисунки к прослушанной музыке. А в идеале просмотр мультфильмов, в которых звучит классическая музыка, слава Богу, сегодня их можно найти и скачать в интернете. Просмотр мультфильмов можно давать, как домашнее задание.
С первого урока необходимо научить малыша бережно относиться к звуку, а не просто бессмысленно бить по клавишам. Для этого можно сочинять маленькие попевочки, а вначале просто пофантазировать: “Сыграй так, как будто зажигаются звёздочки на небе или идёт лёгкий дождик” и так далее.
Никогда нельзя забывать, что любой ребёнок любит похвалу. Стимулировать малыша можно по-разному, это и доброе слово, многие преподаватели используют в качестве стимула – детские цветные наклейки. Можно ставить и оценки, но только пятёрки с плюсом и минусом, потому что, в этом возрасте даже получение четвёрки, может превратиться в трагедию.
В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Главная задача на первых уроках – заинтересовать ребенка, показать и рассказать, что такое музыка. Более узкий круг профессиональных навыков надо вводить постепенно, в зависимости от индивидуальных качеств ученика. Во время урока педагог должен тонко реагировать на настроение ребенка, на его самочувствие и работоспособность (которая прививается постепенно). Возможно изменение темы урока, варьирование поурочного плана. Очень важна похвала и поддержка педагога. Ребенок всегда должен чувствовать, что в классе- единомышленники, они доверяют друг другу, им интересно вместе заниматься.
Чтобы ученик не уставал надо чередовать задания :сидим за столом, пишем ноты, находим их на клавиатуре, стоим у фортепиано и поем песенку, садимся рядом и хлопаем ритм, еще пишем ноты, делаем небольшую гимнастику и т.д.можно разрешить приносить на урок любимые игрушки, так обстановка в классе будет для ребенка привычной и уютной.
Учитывая все вышесказанное, педагог, тем не менее, должен держать инициативу в своих руках. Нельзя идти на поводу у ученика, если он «разыгрался» или, наоборот, капризничает. В классе должна быть спокойная обстановка и творческая атмосфера это вызывает уважение и у ребенка, и у родителей.
Дети очень любят выступать. В детском саду они привыкли читать стихи, петь, танцевать. У ребенка , обучающегося в детской школе искусств, надо выработать потребность общения со слушателями. Ребенок должен привыкнуть, что все накопленное им в занятиях должно быть показано в публичном выступлении. Форма выступления может быть любая: играть знакомым, родным, на прослушиваниях и концертах, на открытых уроках для родителей. Только во время публичного выступления ученика можно объективно оценить его успехи, проследить все этапы его роста.
Организация игрового аппарата.
Работа по организации игрового аппарата должна проводиться незаметно и ненавязчиво. Есть много рекомендаций по подготовке рук к игре на фортепиано. Их можно разделить на две группы: упражнения, развивающие весь плечевой аппарат и упражнения, тренирующие пальцы. Еще один важный момент в работе по организации игрового аппарата- развитие кординации. Начинать урок рекомендуется с гимнастики рук. Следующая группа упражнений – у инструмента. Если педагог во время игры упражнений держит руку ребенка и направляет ее, то это воспринимается очень естественно, ребенок невольно копирует все движения, чувствует самые легкие прикосновения. Приобретает правильные ощущения. «Создавая» руки ребенка, педагог должен сделать их гибкими, свободными, естественными. Ученик должен понять, что его руки «умеют говорить»: нежно, громко, сердито, ласково и т.д.
С первых же шагов необходимо направлять внимание ученика на качество звука, развивать внутренний слух, слышать продолжительность звука.
Можно давать сотни советов как работать с малышами. Но главное не забывать, что каждый ребёнок это индивидуальность. Иногда приходиться полностью менять весь план урока, так как ребёнок вносит свои коррективы. Бывает малыш, ещё не научившись играть “нон легато” с удовольствием играет “стаккато”. Ну и разрешите ему эту непоследовательность. Если ребёнку нравиться по чёрным клавишам, то на здоровье. Но только, по возможности, объясните ученику – на понятном ему языке, что такое диез и бемоль.
Главная задача в работе, с малышами, не навредить, а также как можно ярче раскрыть музыкальные и творческие способности ребёнка, сделать его гармонически развитым.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знакомство с учащимися. Ознакомление их с тем, как и чем они будут заниматься на уроках фортепиано.
Начальный этап обучения.
Знакомство с фортепиано. Виды инструментов: рояль, пианино. Сравнение формы, история создания.
Выработка правильной посадки за инструментом.
Работа над постановкой рук. Организация целесообразных игровых движений, упражнений: «Радуга», «Домик», «Держу мячик», «Купол», поочерёдно каждой рукой.
Работа над постановкой и снятием рук с клавиатуры ( маховые упражнения по системе а.Д.Артаболевской).
Развитие творческих навыков. Уроки, посвящены развитию музыкального слуха ребёнка. Формированию навыков восприятия музыки.
Подбор учащимися мелодий по слуху от разных клавиш. Придумай другой вариант мелодий.
Слушание музыки в исполнении преподавателя с небольшой пояснительной беседой. Учить слушать музыку, способствовать осмысленному её восприятию
Нотный стан, скрипичный и басовый ключи, клавиатура.
Понятия: мелодия. Мотив, аккомпанемент, фраза, период.
Длительность нот. Паузы. Динамические оттенки. Лад (мажор и минор).
Знаки альтерации. Музыкальная терминология.
Умение строить интервалы от заданного звука, различать трезвучия (мажор и минор). Умение чисто интонировать.
Владение штрихами non legato, legato, staccato.
Гаммы. Упражнения. Основы аппликатуры. Развитие самостоятельности первого пальца, укрепление 4 и 5-ого пальцев.
Чтение нот с листа. Пьесы играются в порядки их усложнения.
Этюды и пьесы. Игра двумя руками. Переход от игры поочерёдного исполнения каждой рукой к одновременной игре двумя руками.
После 1-ого года обучения.
На начальном этапе обучения учащийся должен
Основы музыкальной грамоты;
Управлять своиммышечно-двигательным аппаратом;
Играть произведения двумя руками;
Применять приёмы звукоизвлечения: non legato , legato , staccato .
Словесно охарактеризовать исполняемоё произведение;
В течении года учащийся должен исполнить свыше 20 пьес и этюдов различного характера, ансамбли, пьесы с элементами полифонии.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Техническое оснащение занятий:
— аудиозаписи, С D диски
Примерные условия реализации данной программы:
— наличие нотной и методической литературы, учебных пособий для обучающихся;
— наличие фоно- и аудиотеки;
— осуществление тесной связи с преподавателями других дисциплин
— соблюдение межпредметных связей;
— активный поиск новых форм и методов преподавания, самообразование педагога.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
— игра простых произведений по нотам.
Форма подведения итогов: контрольный урок
Формы контроля. Требования для подготовительного отделения.
5-тилетнии дети: Прослушивание(май): Владение штрихами: non legato , legato , staccato .Три пьесы разного характера.
6-тилетнии дети : Вступительный экзамен ( май). Три пьесы (этюд и две разнохарактерные пьесы)
Оценки и учет знаний
Специфика работы с детьми 4-6 лет состоит в том, что занятия музыкой входят в их жизнь постепенно, не отрывая их от привычной детской жизни. Надо сохранять все, что приносит радость ребенку, что кажется ему важным и необходимым. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок. Задача педагога- вселить в ребенка веру в свои силы, вызывать интерес к обучению, стремление постичь новое.
Педагог должен только поощрять маленького ученика, радоваться вместе с ним каждому выполнению задания. К концу первого года обучения можно ставить оценки только «положительные», обращать внимание ученика, если какое-то задание не получилось или он может выполнить его лучше. Все замечания должны делаться в доброжелательной форме.
Педагогу рекомендуется вести учет знаний, которые получает ученик. Необходимо в конце каждой четверти или раз в полугодие отмечать в индивидуальном плане достигнутые результаты работы, уровень полученных знаний. В конце года надо сделать анализ работы и подвести итог.
Примерные экзаменационные программы при поступлении
из подготовительного класса в первый класс ДМШ
I .Г.Гумберт. Этюд
Укр. нар. песня «Ой ты, дивчина, заручённая»
II .Русская народная песня «Коровушка»
Ю.Абелев. Осенняя песенка
III .Э.Човек. Перед зеркалом
IV .Б.Барток. Дуэт
В.Игнатьев. Колыбельная для кота
5. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ В КОНЦЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА
Ю.Абелев. Дождик. Осенняя песенка. Весенняя песенка.
А.Балаж. Игра в солдатики.
Б.Барток. Дуэт. Противоположное движение.
И.Беркович. «Ой, лопнув обруч».
Б.Берлин. Пони «Звёздочка». Марширующие поросята.
Ю.Вейнберг. Про Машу.
В.Игнатьев. Колыбельная для кота. Сороки-белобоки. Гном.
Д.Кабалевский. Ёжик. Шутка. Забавный случай.
И.Королькова. Гуси. Балалайка. Бабушкина сказка.
«Коровушка».Русская нар. песня.
К.Лонгшамп-Друшкевичева. Полька. Краковяк. Из бабушкиных воспоминаний.
Н.Любарский. О чижике. Курочка.
В.Маркевичувна. Колыбельная песенка. Прогулка в лесу. Марш. Кобза.
Г.Массон. Таинственное шествие. Через холм и долину.
Т.Остен. Вальс кукушки.
Э.Сигмейстер. Прыг-скок. В долине. Ковбойская песня.
Ф.Файзи. Песня бабушки.
Э.Човек. Дудочка. Перед зеркалом.
для учащихся подготовительного класса.
Азбука игры на фортепиано. Сост. С.Барсукова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2002 г.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М. «Советский композитор». 1986 г.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучения игре на фортепиано. Л. «Советский композитор». 1989 г.
Барсукова С. Весёлая музыкальная гимнастика. Для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008 г.
Геталова О. «В музыку с радостью», СПб Композитор, 2001
Донченко Т., Захарова Л. «Раз, два, три, четыре, пять. Начинаю я играть!» Первые уроки маленького пианиста. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2012 г.
Дьяченко Н. Музыкальные картинки, М.1992
Емельянова Г. Упражнения-трансформеры. Для начинающих пианистов. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2009 г.
Заславец Г. Музыкальный рассвет. Начальный период обучения. Киев. «Мелосвит». 2007 г.
Иванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь для самых маленьких. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2006 г.
Игнатьев И., Игнатьева Л., «Я музыкантом встать хочу» М. «Советский композитор». 1986 г.
Королькова И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2007 г.
Королькова И. Я буду пианистом. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008 г.
Пилипенко Л. Азбука ритмов. М. Изд. В.Катанский. 2004 г.
Милич Б. Маленькому пианисту. Пособие для дошкольников. М. «Кифара». 2012 г.
Музыкальная азбука для самых маленьких. Сост. Н.Горошко. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2007 г.
.Новая школа игры на фортепиано. Сост. Г.Цыганова и И.Королькова. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2020 г.
.Печковская М. 42 урока музыки. Пособие для начинающих пианистов. Новосибирск. «Окарина». 2009 г.
Перунова Н. Музыкальная азбука. Для детей дошкольного возраста. М. «Советский композитор». 1990 г.
.Рябухина Н. Давай поиграем! Учебное пособие обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008 г.
.Соколов М. Маленький пианист. М. «Музыка». 1991 г.
Сотникова «Я учусь играть», СПб ,Союз художников, 2001
Сыграй-ка! Сборник пьес для учащихся подготовительного класса ДМШ. Сост. В.Поливода и В.Сластененко. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2011 г.
Толкунова Е. Начальные уроки игры на фортепиано. М. «Музыка». 2008 г.
Тургенева Э. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано. М. «Владос». 2002 г.
Цыганова Г. Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия для подготовительного класса ДМШ. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2020 г.
Фортепианная школа Фаины Брянской. «Классика – XXI ». 2008 г.
Чкуасели Т. Начинаем играть на фортепиано. «Олма – Пресс». 2003 г.
Яканюк В. Спадчына. 100 уроков начинающего пианиста. Минск. 1994 г.
Акентьева Л. Нотки спрятались в словах. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.
Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепианро», м.Музыка, 81
2.Баренбойм Л. «Путь к музицированию». Издание 2. Л., 1979.
3.Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения Пианиста». Методические материалы. М., 1971.
4.«Выдающиеся пианисты — педагоги о фортепианном искусстве». М., 1966.
5.Галич В. «О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных уроках в фортепианных классах». Вопросы фортепианной педагогики. Вып.4. М.: «Музыка», 1976.
6.Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». М., 1961.
7.Коган Г. «Вопросы пианизма». М., 1968.
8.Красильников И. « Методика обучения игре на клавишном синтезаторе». М., 2007.
9.Куус И. «Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащегося».
10.«Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В.Натансон, Б.В.Руденко. М.: «Музыка»,1981.
11.Маккиннон Л. « Игра наизусть». Л.,1967.
12.Мейлих Е. «У истоков музицирования». « Музыка — детям». Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып. 3. Л.: «Музыка», 1976.
13.Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора». М.,1963.
14.С. «Работа пианиста над музыкальным произведением». М.- Л., 1964.
15.Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Методические рекомендации. М., 2003
16.Цыпин Г. «Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста».
17.«Музыкальное воспитание в школе». Сост. О. Апраксина. Вып. 9. М.: «Музыка», 1974.
18.Шавкунов И. «Игра на синтезаторе». Методика и программа обучения СПб.: «Композитор», 2001.
19.Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». М.: «Музыка», 1996.
20.Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов». М., 1959.
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие музыкально-исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. За период дошкольного детства ребенок при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок в как в общем, так и в музыкальном развитии, которое происходит:
В области эмоций — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям.
В области ощущения, восприятия и слуха — от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики.
В области проявления отношений — от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса.
В области исполнительской деятельности — от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.
Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей.
Алексеев А. А. — Методика обучения игре на фортепиано — М.: Музыка, 1978 — 63 С.
Альтерман С. С. — 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет — СПб.: Композитор, 1999 — 52 С.
Артоболевская А. Д. — Первая встреча с музыкой — М.: Советский композитор, 1992 — 73 С.
Артоболевская А. Д. — Хрестоматия маленького пианиста — М.: Советский композитор, 1991 — 85 С.
Асафьев Б. В. — О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании — Л., 1973 — 56 С.
Баренбойм Л. А. — Музыкальная педагогика и исполнительство — Л.: Советский композитор, 1974 -54 С.
Баренбойм Л. А. — Фортепианная педагогика — М.: Музыка, 1967 — 78 С.
Барухзон Л. М., Волчек Л. Л. — Азбука музыкальной фантазии — СПб.: Композитор, 1995 — 44 С.
Бекина С. И., Ломова Т. П. — Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей). Из опыта работы муз. Руководителей дет. садов. — М.: Просвещение, 1981 — 158 С., нот.
Ветлугина Н. А. — Музыкальное развитие ребёнка — М.: 1968 — 218 С.
Винокурова Е. — Развивающее обучение в классе фортепиано ДМШ — Астрахань: Проект «LINOLIUS», 2008.
Выготский Л. С. — Психология искусства — М., 1968 — 375 С. — 2- издание
Готсдинер А. Л. — Музыкальная психология М.,1983 190 С.
Дмитриева Л. Г. — Детское музыкальное творчество как метод воспитания — М.: 1976 — 241 С. Выпуск 11.
Достал Я. — Ребёнок за роялем — обязанность и игра / Ребёнок за роялем. Педагоги социалистических стран о фортепианной методике — М., 1981 — 111 С.
Жуков С. В. — Слушание музыки как основная форма приобщения детей к музыке.
Зимина А. Н. — Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений — М.: Владос, 2000 — 304 С.
Класс специального фортепиано. Интенсивный курс: Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств // сост. Смирнова Т. И. — МК РФ, 2000 — 64 С.
Класс специального фортепиано. Программа для детских музыкальных школ — МК СССР, 1985 — 96 С.
Ключарева Т. — Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения» // Вопросы музыкальной педагогики — М.: Музыка, 1979 — С. 21, вып.1.
Коновалов А. — доНОТЫши — Курган, 1999.
Крутецкий В. А. — Проблемы формирования и развития способностей — М.: 1972 — 245 С.
Кувшинников Н., Соколов М. — Школа игры на фортепиано — М.: Советский композитор, 1963 — 136 С.
Любомудрова Н. А. — Методика обучения игре на фортепиано — М.: Музыка, 1982 — 141 С.
Медушевский В. В. — О закономерностях и средствах художественного воздействия музык — М, 1976 — 164 С.
Методическая разработка по музыке по теме: «Игровые приёмы работы в донотный и начальные периоды с детьми 5-7 лет в классе фортепиано» / Сост. Миргалимова Г. В. — 2012.
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ / Сост. Алексеев А. Д. — МК СССР, 1988 — 32 С.
Мильштейн Я. И., К. Н. Игумнов. — М.: Музыка, 1975 — 83 С.
Милич Б. Е. — Маленькому пианисту. Пособие для дошкольников — Киев, 1981 — 151 С.
Назайкинский Е. В. — Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Восприятие музыки — М., 2002 — 132 С.
Нейгауз Г. Г. — Об искусстве фортепианной игры — М.: Музыка, 1988 — 139 С.
Панкова Н. И. — Возрастные особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте.
Поддьяков Н. Н. — К вопросу о развитии мышления дошкольников / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии — М., 1981. часть 2.
Рубинштейн С. Л. — Основы общей психологии — М., 2003 — 312С.
Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под ред. Л. А. Баренбойма — М., 1979 — 198 С.
Смирнова Т. И. — Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации — М.: Издательство ЦСДК, 1994 — 56 С.
Старовойтова Л. — Игра в игру на фортепиано, тетрадь первая. — М. — 2003.
Тарасова К. В. — Онтогенез музыкальных способностей — М., 1988 — 156 С.
Тимакин Е. М. — Воспитание пианиста — М.: Советский композитор, 1989 — 143 С.
Теплов Б. М. — Психология музыкальных способностей — М., 1947 — 305 С.
Фейнберг С. Е. — Мастерство пианиста — М.: Музыка, 1978.
Шмидт-Шкловская А. — О воспитании пианистических навыков — Л.: Музыка, 1985 — С. 69, 2-е издание.
Шульверк — Итоги и задачи / Из истории музыкального воспитания — М., 1990 — 109 С.
Шульгина В. А., Маркевич Н. Ю. — Юным пианистам. Репертуарный сборник для подготовительных групп детских музыкальных школ — Киев, 1985 — 108
Щапов А. П. — Фортепианная педагогика — М., 1960.
Фортепиано. Маленькому пианисту
Данный учебно-педагогический репертуар дает возможность снабдить учащегося необходимым набором произведений, которые должны быть изучены в течение года по программе, поместив их в одном сборнике. Произведения даны в глубоко продуманной редакции, основанной на многолетнем личном опыте преподавания проф.Милича Б.Е., на опыте обучения сотен детей в школе-студии студентами под руководством возглавляемого им коллектива преподавателей-консультантов. Высокие педагогические качества предлагаемой редакции произведений, вошедших в репертуар, и тонкое понимание интересов преподавателей и учащихся обусловили огромную популярность репертуара.
Пособие «Маленькому пианисту» адресовано учащимся дошкольникам и содержит методические указания для преподавателей начинающих пианистов.
Рекомендации по изучению включенных в репертуар произведений и анализ форм и методов работы педагога с учащимися 1-7 классов, ориентированный на фортепианную литературу, вошедшую в сборники «Фортепиано», содержатся в книге проф. Б.Е.Милича «Воспитание ученика-пианиста», являющейся учебным пособием по курсу методики обучения игре на фортепиано и адресованной педагогам детских музыкальных школ, студентам и учащимся музыкальных вузов и училищ.
Раздел I
ПОДБИРАНИЕ ПО СЛУХУ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ
А.Филиппенко. Праздничная
Диби-диби. Украинская народная песня
Дударик. Украинская народная песня
В.Карасева. Зима
Прийди, прийди, сонечко. Украинская народная песня
Е.Тиличеева. Флажки
А.Филиппенко. Про лягушек и комара
Василек. Детская песенка
Ку-ку. Ау!
Iде, iде дiд, дiд. Украинская народная песня
Ой дзвони дзвонять. Украинская народная песня
Я.Степовой. Сорока-ворона
Зайчик. Народная прибаутка
Солнышко. Народная прибаутка
Как пошли наши подружки. Русская народная песня
М.Раухвергер. Корова
Наконец настали стужи. Детская песня
Шум. Украинская народная песня
М.Красев. Топ-топ
Перстень. Украинская народная песня
А.Филиппенко. Новогодняя
Две тетери. Русская народная песня
Ветка кизила. Болгарская народная детская песня
Ладушки. Детская песня
ИГРА ПОДОБРАННЫХ ПО СЛУХУ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ В АНСАМБЛЕ С ПЕДАГОГОМ
Два кота. Польская народная песня, Обработка В.Сибирского
Сорока. Детская песенка. Обработка В.Агафонникопа
А.Филиппенко. Цыплята
Е.Тиличеева. Колыбельная
Вийди, вийди, сонечко. Украинская народная песня. Обработка Л.Ревуцкого
Т.Корганов. Гамма-вальс
Раздел II
ИГРА ПО НОТАМ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ
Ходит зайка по саду. Детская песня
Я.Степовой.Бим- бом
Н.Шереметьева. Радио
А.Филиппенко.Цыплята
А.Островский. Тень
Т.Попатенко.За грибами
А.Березняк. Едет воз
Бiлодень, бiлодень. Украинская народная песня
Зима. Татарская народная песня
Латышская народная песня
Украинская народная мелодия
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня
Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня
Армянская народная песня
Вышивание. Чешская народная песня
Белорусская народная песня
Армянская детская песня
Зайчик та лисичка. Украинская народная песня
М.Красев. Ёлочка
Коляда. Украинская народная песня
Ой ду-ду. Детская песенка
Лисичка. Украинская народная песня
Ан.Александров. Кто у нас хороший
Два пiвники. Украинская народная песня
Там за речкой, там за перевалом. Русская народная песня
Л.Лобачев.Курочка-рябушечка
Ты заря моя, зорюшка. Русская народная песня
Раздел III
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ И ЛЕГКИХ ПЬЕС
Я.Медынь. Одуванчик
Латышский народный танец
С.Степшина. Игра в мяч
Все мы песни перепели. Русская народная песня
Как по морю, морю синему. Русская народная песня
Земелюшка-чернозем. Русская народная песня
Вечерком красна девица. Русская народная песня
Бумажный голубь. Югославская детская песня
К.Лонгшамп-Друшкевичова. Два приятеля
Ю.Щуровский. Мышонок
Коровушка. Русская народная песня
А.Филиппенко. Калачи
Стрекоза. Французская народная детская песня
А.Филиппенко. Собирай урожай
Калинка. Русская народная песня.
К.Лонгшамп-Друшкевичова. Игра в жмурки
Тыном-таном. Словацкая народная песня
У ворот, ворот. Русская народная песня
Чешская народная песня
Ю.Абелев. Рассказ
Ой лис до лисици. Украинская народная песня
Попщ гай. Украинская народная песня
Дударик. Украинская народная песня
Дождик. Русская народная песня. Обработка А.Гречанинова
Ладушки. Детская песня
К.Лонгшамп-Друшкевичова. Полька
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ В АНСАМБЛЕ С ПЕДАГОГОМ
Д.Кабалевский. Про Петю
Выйду ль я на реченьку. Русская народная песня. Обработка Т.Сотникова
В.Витлин. Дед Мороз
Камаринская. Русская народная песня. Обработка Т.Сотникова
А.Филиппенко.В городах и селах детвора растет
Я — коза ярая. Украинская народная песня. Обработка Л.Ревуцкого
Мой конек. Чешская народная песня
С.Прокофьев. Болтунья
Раздел IV
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПЬЕС
Ой за гаэм, гаэм. Украинская народная песня
Ф.Козицкий. Песня Мая
Ой ти, дiчино зарученая. Украинская народная песня. Обработка И.Берковича
Ю.Абелев. В степи
Ю.Абелев. Осенняя песенка
Ой лопнув обруч. Украинская народная песня. Обработка И.Берковича
Эстонский танец
Башкирская песенка. Обработка А.Розанова
Вставала ранешенько. Русская народная песня
А.Жилинскис. Утренняя зарядка
Д.Кабалевский. Ежик
Ю.Щуровский. Серенькая кукушечка .
М.Степаненко. Обидели
Ю.Щуровский. Хитрая лисичка
Д.Кабалевский. Маленькая полька
Ж.Колодуб. Вальс
Б.Берлин. Пони Звездочка
А.Коломиец. Танец
Большой олень.
Французская народная песня
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ АНСАМБЛЕЙ
В.Калинников. Киска
А.Филиппенко. По малину в сад пойдем
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня. Обработка П.Вейса
А.Филиппенко. На мосточке
Как при лужку. Русская народная песня. Обработка Т.Сотникова
Во сыром бору тропина. Русская народная песня. Обработка Ю.Глаголева
А.Островский. Пусть всегда будет солнце
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Методическое пособие для учащихся 1 класса по предмету «Специальное фортепиано» «Адаптационный период в 1 классе»
Марина Стеганцова
Методическое пособие для учащихся 1 класса по предмету «Специальное фортепиано» «Адаптационный период в 1 классе»
2) Теоретическая часть
3) Практическая часть
4) Дидактическая часть
5) Список литературы
Данное методическое пособие «Адаптационный период в 1 классе» предназначено для детей 6-7 летнего возраста, расчитано на первые 6 месяцев обучения в музыкальной школе. Оно опирается на методические разработки педагогов А. Артоболевской, Л. Баренбойма, Е. Королевой и на собственный педагогический опыт. По моему мнению в отличие от уже существующей программы данное методическое пособие учитывает возрастные и физиологические особенности детей 6-7летнего возраста, обучение проходит в форме игры в более мягком режиме, имеет более здоровьесберегающий характер, развивает любовь и привычку к регулярным занятиям на фортепиано. Первый класс-это самый сложный период в жизни школьника. Методическое пособие «Адаптационный период в 1классе на отделении фортепиано» поможет маленькому пианисту пройти сложный период в развитии, даст уверенность ему в своих силах. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Адаптационный период в 1 классе направлен на:
1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
2. Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
3 Уверенность школьника в успех. Создание доброжелательной атмосферы, принятие индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4 Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
5. Освоение музыкальных произведений.
6. Обучение пианистическим приемам и навыкам.
2. Теоретическпя часть.
Музыкальное воспитание формирует эстетические чувства ребенка, приобщает его к великому музыкальному наследию. Музыка развивает ребенка умственно. Обогащается его словарь образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, а эмоциональная отзывчивость одна из важнейших музыкальных способностей которая связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сочувствие и т. д. Поэтому неоспоримо незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке нравственности, общечеловеческих ценностей: добра, красоты и вкуса. По утверждению психологов, восприятие детей 6-7летнего возраста отличается произвольностью, т. е. носит активный характер. То же касается и других психических процессов, таких как, память, внимание и воображение. Поэтому так важно именно в этом возрасте интенсивно развивать данные сферы. А накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению музыкальной грамотой и навыками игры на инструменте. Именно в 6-7летнем возрасте зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Уроки с детьми должны быть увлекательными, занимательными, с привлечением поэзии, изобразительного искусства. На таких уроках активизируется внимание ребенка, мышление, память, создается доброжелательная, комфортная атмосфера. Музыкальный материал должен быть понятным и доступным для исполнения и удобным для пения юным музыкантам. Использование подтекстовок к пьесам, рисование музыкального образа будит воображение ребенка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком. В репертуар детей 6-7 летнего возраста должны быть включены образцы народной и классической музыки прошлого и настоящего, доступные для детского восприятия.
Я рекомендую в этот сложный для ребенка период заниматься три раза в неделю по 30 минут.
После прохождения данного адаптационного периода программы ребенок должен знать:
-Ноты скрипичного ключа
-Ритмическую организацию музыки
-Элементарные понятия музыкального языка
Ребенок должен уметь:
-свободно ориентироваться на клавиатуре инструмента
-владеть навыками постановки руки
-приемами звукоизвлечения (non legato, staccato,2-3х нотное legato)
— пользоваться динамикой и нюансировкой( f ,р,creshendo,diminuendo)
-исполнять 2-х и 3-х частные пьесы.
У ребенка будут сформированы такие личностные качества как эмоциональность, восприимчивость, ответственность за свою музыкальную деятельность, умение контактировать, вести диалог с учителем.
Система контроля должна быть упрощенной в форме контрольных уроков без оценок. Первое же выступление на сцене должно состояться после адаптационного периода.
1 Донотный период. Знакомство с инструментом. 8ч.
2 Овладение штрихом non legato. Знакомство с жанрами музыки 8ч.
3 Знакомство с нотной грамотой. Игра из руки в руку 8ч.
4 Освоение приема игры на staccato и legato 8ч.
5 Знакомство с нотами басового ключа. Жанры фортепианной музыки 8ч.
3. Практическая часть.
Форма занятий индивидуальная.
1)Донотный период. Знакомство с инструментом. с его строением, историей возникновения. Знакомство с понятиями: музыкальный звук, мелодия, ритм (чтение простейших ритмических партитур) и т. д. Постановка рук, корпуса, головы (упражнения на развитие различных групп мышц рук. Кистей, пальцев, координации рук. Первые навыки звукоизвлечения и прикосновения к клавиатуре.
Начинать занятия рекомендуется со знакомства с инструментом. Можно прочитать малышу стихотворение «Фортепиано».
Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль
Ведь нельзя же со слоном спутать трехэтажный дом.
Пой под музыку, пляши-инструменты хороши…
Все: и взрослые и дети инструменты любят эти.
Только знай, у них давно есть название одно:
Не забудь, фортепиано, произносится оно.
Форте-это значит громко, заучи, не будь лентяй,
А пиано-это тихо, ты, дружок, запоминай.
Если руки мыл под краном, подходи к фортепиано.
Это кто там стал опять громко крышкою стучать,
Если крышка упадет, больно пальчики прибьет.
Эти правила просты, выполнять их должен ты.
Заглянув с ребенком внутрь пианино или рояля, надо показать как звучат толстые струны, как тонкие. Надо объяснить ребенку, что фортепиано-поющий инструмент и заставить петь его струнки могут кончики пальцев, которые очень нежно должны погружаться в дно клавиатуры. Главной задачей педагога на данном этапе привить культуру отношения к звуку, научить прикасаться к нему, извлекать его из инструмента. Работа над звуком не может быть в отрыве от работы над правильной посадкой, положением рук и ног. Для освобождения мышц спины, плеч и рук можно использовать следующие упражнения:
«Шалтай Болтай». Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом
одновременно с этим, увеличивать наклон, а затем, постепенно распрямляться, возвращаясь в исходное положение.
«Мельница» Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад-вперед, все выше и выше, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
Упражнения «Колобок» и «Мельница» поможет в постановке руки.
«Колобок». Взять кисть ребенка, добившись, что бы она была свободной, и затем крутить руку у запястья, как колобок из теста. «Лепить» таким образом надо по очереди правую и левую руку ребенка.
«Мячик». Расслабленную руку ребенка подбрасывать и ловить, как мячик.
Т. Смирнова в своей авторской программе «Фортепиано. Интенсивный курс» предлагает ряд упражнений на овладение правильной посадкой, на развитие координации движений, на свободу рук и цепкость пальцев, глубину взятия звука.
«Новая и сломанная кукла». Сидеть за инструментом как кукла на витрине (от 2-х до 20 секунд, затем расслабиться (5-10 секунд). Выполнять 5-6 раз.
«Заводная кукла». Сидя за инструментом покачивать туловищем с прямой, напряженной спиной взад и вперед. Затем расслабиться-кончился завод. Во время выполнения упражнения руки свободно лежат на коленях, ноги стоят на подставке.
«Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Педагог играет пьесу П. И. Чайковского «Подснежник». На первую фразу подснежник растет, т. е. правая рука плавно поднимается вверх и опускается. На протяжении всего упражнения кисть должна висеть расслабленная, как цветок подснежника. Подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. На вторую фразу тоже самое делает левая рука. На третью фразу поднимаются две руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.
«Фонарики». Сидя на стуле положить кисти рук на стол. Подтягивать пальцы к ладошке до того момента, пока они не встанут на «подушечки» и не появятся все суставы ладошки и пальцев, так называемые «фонарики.
Овладение штрихом non legato. Знакомство с жанрами музыки.
Овладение штрихом non legato. Слушание музыки: развитие эмоционально-образного восприятия. воображения. Знакомство с основными жанрами музыки (Танец, песня, марш). Пение песенок, подбор по слуху на инструменте, игра простейших песенок каждой рукой отдельно. Коррекция рук.
Для овладения штрихом non legato предлагаются такие упражнения:
«Вешалка». Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки и свободно покачал локтями (вешалка-рука, а пальцы- крючок).
«Ванька-Встанька».Со своими учениками я использую свое упражнение. На слово «Ванька» ребенок приготавливает руку на инструменте. На слово «Встанька» встает на ноги, опираясь 3 пальцем на клавишу, садится и бросает свободную руку на колени. Упражнение повторяется много раз на разных нотах.
С первых же уроков нужно предоставлять ребенку возможность исполнять на инструменте простые пьески. Начинать обучение рекомендуется с игры штрихом non legato только третьим пальцем каждой рукой отдельно. Non legato помогает почувствовать вес руки. В этот период предлагается использовать упражнение «Пчелка».
«Пчелка». Выполняется за инструментом. Рука-пчелка-свободно перелетает с клавиши на клавишу- с цветка на цветок-и кончиком пальца-хоботком-проникает в клавишу –в середину цветка.
После закрепления первоначальных навыков игры 3 пальцем, можно переходить к игре 2-м,4-м и только потом 1-м и 5-м пальцем. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. После игры с квинт можно переходить к игре терций. Сначала 2-м и4-м пальцами, затем 3-м и 4-м пальцами. После того как освоены терции и квинты можно переходить к игре трехзвучных аккордов. Начинать игру на legato следует наиболее сильными пальцами(3-2, затем подключать 4палец (2-3-4, затем 1-й и 5-й пальцы. Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.
Также в раздел вошли в качестве физкультминутки знакомство с жанрами музыки: танец, песня, марш. Ребенку предлагается спеть песенку и подвигаться под танец (вальс, полька) или марш. А также предлагается подбор по слуху легких песенок- попевок.
Знакомство с нотной грамотой. Игра из руки в руку.
Знакомство с нотной грамотой. Первые навыки чтения нот. Игра простейших песенок из руки в руку. Коррекция рук. Закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков.
Нотной грамотой овладеваем посредством игры в «Ноты-картинки» по специальным карточкам с подсказкой-картинкой под каждой ноткой. Например, нотку соль подсказывает солнышко, нотку ре-репка, ми-мишка, фа- фонарик, ля-лягушка, си- синичка, до- дом. Клавиатуру осваиваем благодаря упражнению «Радуга»: рисуем «радугу» рукой от «до» до «до», от «ре» до «ре», от «ми» до «ми» и т. д.
Одновременно с освоением клавиатуры рекомендуется знакомить с ритмической организацией музыки. И начинать разговор следует с понятий: пульса-шагов музыки, темпа, длинных и коротких звуков, ритмического рисунка (чередование длинных и коротких звуков,такта (чередование сильных и слабых долей, тактовой черты и т. д. Развивать ритмические способности ребенка так же следует, используя разнообразные ритмические игры и упражнения. Прохлопывание и протопывание пульса песенок или музыкального произведения, предложенного для прослушивания, прохлопывание ритмического рисунка стихотворений и различных потешек и др.
Для знакомства с длительностями я придумала ритмические карточки:1;И;2;И;3;И;4;И. Из них выкладываются длительности и разнообразные ритмические рисунки.
Освоение приема игры на staccato и legato.
Игра простейших песенок в скрипичном ключе двумя руками. Освоение штрихов legato и staccato. Знакомство ребенка с понятием фразы, ее развитием, динамикой, нюансами. Коррекция рук.
Для освоения игры на staccato я придумала упражнение «старт».
Рука в собранном состоянии лежит на клавиатуре, палец касается клавиши и ждет команды: «На старт, внимание, марш». Ребенок отталкивается от клавиатуры, встряхивая кистью и возвращается в исходное положение.
Начинать игру на legato следует наиболее сильными пальцами(3-2, затем подключать 4палец (2-3-4, затем 1-й и 5-й пальцы. Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.
«Гномы идут в поход». (Работа над legato). Надо объяснить ребенку, как гномик (пальчик) несет тяжелый рюкзак и передает его другому гномику (другому пальчику).
В связи с legato даем понятие музыкальной фразы. На разном музыкальном материале показываем короткие (состоящие из двух нот) и длинные музыкальные фразы, сравниваем с короткими и длинными музыкальными предложениями. Обязательно играем Ю. Абелева «Осенняя песенка», состоящая из чередования двух залигованных нот.
Знакомство с нотами басового ключа. Жанры фортепианной музыки.
Освоение пьес 2-х и 3-х частной формы. Знакомство с жанрами фортепианной музыки (пьеса, этюд, старинные танцы). Коррекция рук.
Для изучения нот басового ключа я придумала сказку, где живут в согласии два царства-государства: скрипичного и басового ключа. У каждого царства свои законы и правила, где пальцы правой руки служат царству скрипичного ключа, а пальцы левой руки служат царству басового ключа. Проводим сравнительную характеристику расположения нот на нотном стане и на клавиатуре, разучиваем название октав.
В данном разделе преподаватель знакомит ученика с жанрами фортепианной музыки и предлагает ученику разучить этюд, пьесу и старинный танец с небольшим содержанием нот басового ключа.
4. Дидактическая часть.
Репертуар должен быть разнообразным, отвечать педагогическим требованиям на разных этапах обучения и доступный детскому восприятию. Кроме того, при выборе репертуара следует учитывать черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, желания самого ребенка. Правильно выбранный репертуар побуждает ребенка к творческому поиску художественного образа, повышает интерес к занятиям музыкой. В течении адаптационного периода ребенок должен пройти в классе 20-25 разнохарактерных произведений.
Приблизительный репертуарный список.
Представленные в списке пьески ярки, образны и доступны для детского восприятия с одой стороны, а с другой-ценные в методическом плане. Они обеспечивают выполнение ключевых задач: подбор по слуху, освоение штрихов, постепенное включение всех пальцев обеих рук, выработку игры в ансамбле, приобретению слуховых и двигательных навыков, умение слушать себя, пользоваться динамикой.
1.«Азбука игры на фортепиано» составитель С А Барсукова. 2005г.
Песенки-потешки: «Село солнышко», «Дождик», «Сорока», «Солнышко», «Снежный дом», «Одуванчик и др.
2.«Маленькому пианисту» под ред. Б. Милича. 1964г.
Русские народные песни: «Ой, звоны», «Зайчик ты, зайчик», «Петушок», «Как пошли наши подружки», «Наконец настали стужи», М. Раухтвергер «Корова», А. Филиппенко «Новогодняя», Украинская народная песня «перстень», детская песенка «Ходит зайка по саду», детская песенка «Ой, ду-ду», французская детская песенка «Стрекоза», русская народная песня «У ворот, ворот», русская народная песня «Дождик», украинская народная песня «Зайчик и лисичка», Я. Медынь «Одуванчики», Ю. Щуровский «Мышонок», Б. Кабалевский «Ежик», Б. Кабалевский «Маленькая полька», Ж. Колодуб «Вальс», В. Витлин «Кошечка»(ансамбль, русская народная песня «На зеленом лугу» (ансамбль, В. Витлин «Дед Мороз».
3. Н. Соколова «Ребенок за роялем»(сборник ансамблей для фортепиано, 1983г.)
«Баю-бай», «Баба яга», «Колокольчик», «Осень», «Снеговик», «Нарисую кошкин дом», «В облачные перышки», «Серая коза», «Снежная игрушка», Земляника и лягушки».
4.«В музыку с радостью» сост. О. Геталова (2002г.)
Чешская народная песня «Белка» (ансамбль, Л. Хереско «Ледяная гора», польская народная песня «Два кота», Ею Тиличеева «Спите куклы», Т. Караганов «Гамма-вальс» (ансамбль,А. Красев «Гуси», Ф. Лещинский «Лошадки», А. Березняк «Белка», английская народная песня «Игрушечный медвежонок», В. Благ «Чудак», украинская народная песня «Лепешки», В. Красев «Цветики», Е. Тиличеева «Про елочку», О. Геталова «Рыжий кот», А. Филиппенко «Цыплята», русская народная песня «Как за синею рекой» Б. Берлин «Пони Звездочка, Е. Гнесина «Радуга», О. Геталова «Добрый гном», О. Геталова «Часы», О. Геталова «Лягушки танцуют» О. Геталова «Мяу-мяу», Г. Эрнесакс «Едет паровоз», украинская народная песня «Ой, лопнул обруч», русская народная песня «Тень-тень», Д. Томпсон «Вальс гномов», чешская народная песня «Маленькая Юлька», А. Бородин «Полька» (ансамбль, А. Филиппенко «Я на скрипочке играю» Г. Портнов «Ухти-тухти» (ансамбль, французская народная песня «Большой олень», К. Лонгшамп-Друшкевич «Краковяк», Б. Савельев «Песня кота Леопольда», русская народная песня «Козлик», украинская народная песня «Ой ты, дивчина», М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку» (ансамбль).
Дидактический материал: ноты- картинки, ритмические карточки.
5. Список литературы.
Репертуарные сборники для учащихся:
О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»
С. И. Голованова «Первые шаги» (2000г.)
С. А. Барсукова «Азбука игры на фортепиано.» (2005г).
Н. Соколова «Ребенок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 4 руки (1983).
И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста».
О. Черникова «Дорога к синичке». Ансамбли для тех, кто еще не умеет играть на фортепиано. (2005г).
О. Сотникова «Играем с удовольствием» (2006г.)
Ж. Пересветова «Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги.» (2008г.)
Рекомендуемая методическая литература для преподавателя:
Как научить играть на рояле. Первые шаги. Серия «Мастер-класс» (2005г.)
Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста» (2002г.)
Е. Королева «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» (2001г.)
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» (1997г.)
Л. Баренбойм, Н. Пирунова «Путь к музыке» (1991г.)
Л. Хереско «Музыкальные картинки» (1988г.)
Т. Юдовина. Т. Гальперина «За роялем без слез, или я- детский педагог» (1996г.)
Т. Юдовина, Т. Гальперина «Музыка и вся жизнь» (2007г.)
Игры для детского сада в адаптационный период с детьми трех-четырех лет Иди ко мне Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!».
Индивидуальная программа по предмету «Музыка и пение» для учащихся 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.
Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить,.
Итоговый контрольно-проверочный тест по предмету «Музыка» в 8 классе Уважаемые педагоги! Предлагаю вам ознакомиться сИтоговым проверочным тестом по предмету «Музыка» в 8 классе. Тест составлен по темам «Традиции.
Картотека игр для детей в адаптационный период Картотека игр для детей в адаптационный период Игра № 1 «Ладушки» Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках.
Презентация «Методический материал для проведения контрольно-проверочной работы в 8 классе по предмету «Музыка» Уважаемые учителя! Как правило, в конце учебного года педагоги проводят контрольно-проверочные работы с учащимися. Мне тоже ежегодно приходилось.
Проект по предмету «Изобразительная деятельность» для учащихся ДШИ «Изготовление и декорирование кокошника» Проект по предмету изобразительная деятельность (подготовительная группа 9-10 лет) Урок изобразительной деятельности. Подготовительная.
Рекомендации для родителей в адаптационный период детей ясельного возраста к условиям ДОУ Детский сад является новым, еще неизвестным, пространством, с новым окружением, новой обстановкой, новыми людьми. В период адаптации малыш.
Час общения для учеников 4 класса в формате урока-проекта учащихся 6 класса «Птичкин день» Птичкин день Разработка учителя географии Горловской ОШ І-ІІІ cт. №25 с углублённым изучением отдельных предметов Сокольниковой Л. А. Форма.
Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано. Из опыта работы Хатхе Сима Айдамировна Преподаватель фортепиано Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Афипсипская детская школа.