Электронная библиотека
Одним из ключевых понятий организационно-административной работы (далее – ОАР) является социальная организация, для которой характерны цель, иерархия, управление, синергия. Особенностью социальных систем является их сложность, обусловленная тем, что основной элемент системы — человек — обладает индивидуальностью и большим диапазоном выбора поведения. Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости.
Термин «организация» широко применяется в менеджменте. Как известно, организация изучается разными науками (экономикой, философией, социологией, кибернетикой и др.).
Организация может создаваться для выполнения более или менее ясно очерченной функции и выступать как социальный институт с известным статусом и как автономный объект. Организация может выступать как процесс целенаправленного воздействия на объект, в таком случае понятие организации совпадает с понятием управления. Организация может означать упорядоченность какого-либо объекта в плане структуры строения, типа связей.
Организация создается как инструмент решения общественных задач и средство достижения цели. Она складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С этих позиций организация представляет собой совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности-конфликтности. Предметом управления выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. Основные проблемы здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость.
Организация — это высший уровень развития социальных систем.
Организация выступает как:
· искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. Организация в этом случае является автономным объектом и выступает как социальный институт, имеющий известный статус. Например, предприятия, орган власти и др.;
· деятельность (распределение функций, установление связей, координация и т.п.). В этом случае организация — это процесс целенаправленного воздействия на объект. Здесь есть организатор и контингент организуемых. Понятие организации в таком случае означает управление;
· определенная структура, строение, тип связей, представляющих способ соединения частей в целое. Способ соединения является специфическим для каждого рода объектов. В таком смысле организация объекта представляет собой свойство, атрибут последнего. Например, можно говорить об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества и т.д.
В социологии выделяют два механизма образования организаций как форм социальной общности:
1) достижение общих целей через достижение индивидуальных целей;
2) достижение индивидуальных целей через выдвижение и достижение общих целей.
В первом случае мы имеем дело с трудовыми организациями, предприятиями и т. п.; во втором — с акционерными обществами, массовыми союзными организациями. При коллективном достижении цели возникает необходимость в иерархии и управлении.
Для организации характерны следующие социальные свойства:
· целевая природа. Организация выступает средством решения общественных задач, средством достижения цели, поэтому возникают проблемы, связанные с выяснением целей и функций, выполнением их, оценкой эффективности результатов, мотивацией и стимулированием персонала;
· степень внутренней упорядоченности. Организация представляет собой человеческую общность, т. е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности или конфликтности;
· деперсонификация. Организация выступает как безличная структура связей и норм, для нее важны иерархия и взаимодействие с внешней средой. Здесь возникают проблемы равновесия, самоуправления, разделения труда, управляемости организации.
Перечисленные признаки взаимосвязаны и взаимопереплетены.
Кроме того, для организационно-административной работы имеют важное значение такие признаки организации:
· индивид в организации — одновременно работник, личность и элемент системы;
· ключевой элемент любой организации — цель. Именно ради достижения цели создаются организации.
Механизм функционирования структур организационно-административной работы связан с принципами их построения, учитывает социальные связи и отношения, в которых индивиды находятся друг с другом в конкретных условиях места и времени. Социальные процессы имеют место в различных сферах и на различных уровнях общественной организации.
Механизм функционирования структур ОАР исходит из того, что объектами управления выступают: индивид, группа, организация, социальные процессы.
Менеджер должен для каждого уровня управления выбрать наиболее эффективные методы. Напомним, что под методами управления в менеджменте понимают комплекс социальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы, коллективы.
Применительно к отдельному работнику методы социального управления могут быть следующие:
· прямое управление в форме задания, приказа;
· через мотивы и потребности (стимулирование);
· через систему ценностей (воспитание, образование и т.п.);
· через окружающую социальную среду (например, изменение условий труда и др.).
Для группы могут быть применены такие методы, как:
· формирование состава группы с учетом квалификационных, демографических, психологических и других признаков;
· сплочение группы путем совершенствования стиля руководства.
На уровне социальной организации:
· согласование формальной и неформальной структур;
· совершенствование социальной структуры коллектива путем использования методов социального планирования.
Социальное управление направлено на достижение изменений в положении управляемого объекта.
Важно обеспечить управляемость организацией. Границы управляемости определяются сложностью управляемого объекта. Повышение степени управляемости может быть обеспечено большей обоснованностью управляющих воздействий, например, объединением персонала вокруг общих целей и развитием системы мотивации. Особенно это касается вопросов организации и оплаты труда, социального страхования, содержания и развития инфраструктуры. При этом для регулирования труда может оказаться эффективной система договорных отношений.
Успешное решение задач по совершенствованию управления организацией во многом зависит от степени учета социальных и психологических факторов. Речь может идти о качестве работы конкретной группы людей и о работе всей организации. Так, если менеджер убежден, что его подразделение работает более эффективно, чем другие, он может передать опыт менеджерам других подразделений.
Важная роль в обеспечении функционирования структуры ОАР отводится программам обучения персонала. Разработка и реализация программ обучения персонала, переподготовки кадров имеют огромное значение для решения таких социальных проблем российской экономики в условиях переходного периода, как занятость и безработица.
Механизм управления структурами ОАР зависит от особенностей объекта и предмета управления. Однако в любом случае существуют организационные структуры, призванные проводить в жизнь социальную политику, решать проблемы обеспечения социальной справедливости.
Организационная структура – это деление организаций социальной сферы на те или иные подразделения, а организационная схема управления — это распределение обязанностей и ответственности сотрудников организаций социальной сферы.
Организационные структуры социальной сферы чрезвычайно разнообразны. Они распределяются в соответствии с Общероссийским классификатором технико-экономической социальной информации по отраслям: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Они осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Таким образом, организации социальной сферы представляют некоммерческий сектор экономики.
Организации социальной сферы могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью средств от предпринимательской деятельности.
Несмотря на все различия структур социальной сферы, все они являются сложными системами. В общем виде механизм управления социальной системой можно представить схематически (рис. 1.1).
Сотрудники организации обеспечивают решение стоящих перед ней целей. Управление осуществляется на основе анализа отклонений от поставленных целей.
Содержание входа и выхода для организации социальной сферы задается внешней средой, прежде всего это финансирование. С учетом этого функционирование организаций социальной сферы можно представить так, как это показано на рис. 1.2:
Получив финансирование, организация социальной сферы может осуществлять свою деятельность. Например, научная организация, находящаяся на бюджетном финансировании, может выполнить комплекс исследований и получить результат в виде теоретической разработки, которая в дальнейшем передается для практического использования в народном хозяйстве. Организация здравоохранения, получив финансирование, использует ресурсы для закупки оборудования и медикаментов, может привлекать квалифицированный медицинский персонал, оказывать необходимую помощь пациентам. Результат этого — излеченные больные, которые могут участвовать в решении задач общественного развития.
Для организации социальной сферы содержание входа и выхода связано с внешней средой. Жизнедеятельность организации социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов:
· получение ресурсов из внешней среды,
· использование ресурсов для достижения цели организации,
· передача результата во внешнюю среду.
Если хотя бы один из процессов нарушается, то существование организации становится невозможным.
Однако организации социальной сферы не всегда могут рассчитывать только на финансирование из бюджета, и задача менеджеров этих организаций — поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования.
Таким образом, применительно к системам понятием «организационная структура» обозначают внутреннее строение субъекта и объекта деятельности.
В ОАР различают такие более частные понятия:
оргструктура обслуживания — состав, соподчиненность и взаимосвязи подразделений, звеньев, выполняющих функции социальной работы в непосредственном контакте с клиентами (подопечными, пациентами);
оргструктура подразделений, звеньев или общая структура учреждения социальной защиты (помощи) — состав, соподчиненность и взаимосвязи всех оргединиц, фактически ее образующих;
оргструктура аппарата управления — состав, соподчиненность и взаимосвязи управленческих подразделений, звеньев.
Наряду с организационной структурой в учреждениях, организациях имеются также социальная и техническая структуры.
С понятием «организационная структура» непосредственно соотносятся такие понятия, как «подразделение», «звено», «ступень», «орган», «формальная» и «неформальная» структуры, «диапазон управления».
Подразделение — это организационная единица, имеющая определенные задачи, выполняющая функции (обязанности) и наделенная для этого необходимыми правами и ответственностью. Типичные подразделения — департамент, главное управление, управление, отдел, отделение.
Звено. Данное понятие имеет два значения: 1) звено как синоним понятия «подразделение»; 2) звено — это отдельный работник (должность).
Количество подразделений и звеньев — один из показателей структурной сложности или простоты системы. Поэтому совершенствование системы, в частности, связано с изменением количества подразделений, звеньев, их соподчиненности, взаимосвязей, взаимодействия.
Ступень — это совокупность ряда подразделений и звеньев (должностей), находящихся на определенном уровне системы (первичном, среднем, высшем). Образно говоря, по ступеням, как по лестнице, можно идти в оргструктуре снизу вверх или, наоборот, сверху вниз. Чем больше ступеней, тем, при прочих равных условиях, больше система и сложнее ее организационное построение.
Орган. В первом своем значении данное понятие является синонимом понятия «подразделение». Во втором оно обозначает организационную единицу управления отраслевого, межотраслевого или территориального уровней. Органами, например, управления считаются министерства, комитеты, администрации. Орган — это более или менее крупная организационная единица.
Формальная структура — понятие, обозначающее состав, соподчиненность и должностные взаимосвязи подразделений, звеньев без учета конкретных работников, их психологических особенностей, возраста, опыта и др.
Неформальная структура — это та система человеческих отношений, взаимосвязей, взаимовлияний, взаимодействий, которая свойственна данной оргструктуре. При совершенствовании оргструктур необходимо считаться с наличием неформальной структуры.
Диапазон управления — рекомендуемое или фактическое количество работников или подразделений (или то и другое вместе), находящихся в подчинении у одного руководителя.
Смысл данного понятия заключается в количественной характеристике формальной организационной структуры в сопоставлении (по формальным признакам) подсистем, которые возглавляются соответствующими руководителями.
Диапазон управления имеет качественные оценки в том случае, если принимаются во внимание показатели неформальной оргструктуры, факторы качественного по
рядка — квалификация и опыт подчиненных, их профессиональное мастерство, техническая вооруженность труда, простота или сложность связей в системе и т.д.
Понятие «диапазон управления» связано с понятиями «управляемость» и «неуправляемость».
Управляемость — владение руководителем основными, ключевыми параметрами объекта, ситуации, деятельности.
Неуправляемость означает подчинение руководителя тем силам, факторам, обстоятельствам, с которыми он не справляется или не хочет справиться. Появляются стихийность, неподконтрольность, неподчиненность, что ведет к слабости или отсутствию управления (руководства).
Управляемость и неуправляемость наряду с количественными характеристиками объекта (системы) связаны и с качественными процессами, показателями.
Основными разновидностями организационных структур являются линейная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная.
Достоинства линейной ОСУ: каждое нижестоящее звено имеет только одного руководителя; команды нижестоящим звеньям отдаются последовательно — от вышестоящих к нижестоящим.
Недостатки: руководитель должен быть компетентен во всех вопросах управляемого объекта; при увеличении количества звеньев по вертикали снижаются возможности обеспечения управляемости; при количественных и качественных изменениях в объекте повышаются требования к компетенции руководителя, «застывание» компетенции означает «застывание» и объекта.
Функциональная ОСУ отражает разделение и специализацию в системе управления. Наряду с линейными звеньями в ней имеются функциональные подразделения, звенья.
Достоинства: подготовка проектов решений специалистами по тому или иному вопросу; создание или ликвидация функциональных подразделений (звеньев) как отражение потребностей при реализации функций; ответственность за реализацию определенных функций; использование знаний специалистов как своеобразного «информационного капитала».
Недостатки: указания (команды) могут поступать «с разных сторон»; образование «функционалки» (чрезмерная специализация труда); тенденции к «раздуванию», «разбуханию» аппарата управления.
ОСУ по отделениям (или дивизиональная) отражает специализацию в обслуживании, предоставляемых услугах (рис. 1.5).
Достоинства: специализация в деятельности, что позволяет качественно и квалифицированно выполнять работу, функции; «улавливание» различных потребностей по предоставлению услуг; возможность создания новых специализированных отделений сообразно выявленным потребностям; увеличение количества отделений в зависимости от увеличения количества обслуживаемых; использование квалифицированных специалистов по направлениям деятельности отделений.
Недостатки: «привязка» аппарата управления к каждому отделению, что может привести к его искусственному раздуванию; потеря управляемости за счет увеличения количества отделений.
Рассмотрим организационную структуру социальной службы на примере Центра социального обслуживания «Кузьминки» (г. Москва).
Центр является медико-социальным, культурно-бытовым учреждением (некоммерческой организацией), предназначенным для оказания различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам, одиноким и одиноко проживающим лицам, а также другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.
Центр представляет собой юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, круглую печать и угловой штамп с его наименованием, счета (в том числе благотворительный), бланки, юридический адрес и удостоверения для сотрудников.
Основные задачи и функции ЦСО:
— выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
— контакты с государственными и общественными организациями для совместной работы;
— определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
— предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;
— обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пенсионеров и инвалидов;
— предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания; организация питания для лиц, находящихся на обслуживании Центра;
— оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация их обслуживания предприятиями торговли, общественного питания, здравоохранения, коммунального и бытового хозяйства, а также другими организациями;
— организация натуральной гуманитарной и срочной помощи натурального характера;
— оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников Центра.
Деятельность Центра строится на сотрудничестве с различными государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами. В том числе: обществом инвалидов; Советом ветеранов Великой Отечественной войны и труда; Советом ветеранов-афганцев; Советом многодетных матерей; муниципальными управлениями социальной защиты населения (МУСЗН) «Кузьминки» и «Рязанский»; социальными отделами муниципального округа «Кузьминки» и «Рязанский».
Центр широко использует средства массовой информации для ознакомления населения со своей деятельностью. Контингент обслуживаемых ЦСО очень неоднороден,
в основном это пожилые люди, одинокие, инвалиды. В последнее время участились случаи обращения за помощью не только одиноких, но и одиноко проживающих, имеющих родственников в других районах города. Это побудило к поиску новых форм обслуживания, развитию работы Центра в разных направлениях.
ЦСО «Кузьминки» имеет определенную структуру, которая представлена в приложении 1, из которой видно, что основными подразделениями являются:
— отделения социальной помощи на дому (всего 26);
— отделение дневного пребывания;
— отделение срочной социальной помощи.
Каждое из них специализируется на выполнении определенных функций.
Центр возглавляет директор, осуществляющий руководство его деятельностью на основе единоначалия.
Директор Центра назначается и увольняется руководством Комитета социальной защиты населения г. Москвы в соответствии с действующим законодательством.
В должностные обязанности директора входит:
— обеспечение хозяйственной деятельности и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения;
— организация мероприятий по привлечению внебюджетных средств на укрепление материально-технической базы, улучшение обслуживания граждан и условий труда работников.
Деятельность ЦСО включает два важнейших направления:
1) укрепление материально-технической базы самого Центра, улучшение условий труда работников, заработная плата;
2) деятельность по обслуживанию граждан.
Вся финансово-экономическая документация Центра хранится в бухгалтерии. Главный бухгалтер составляет смету расходов, контролирует использование средств и готовит отчеты согласно требованиям инструкций.
ЦСО «Кузьминки» имеет два счета: бюджетный и внебюджетный. Бюджетный счет — это финансирование плановой деятельности Центра, а именно: содержание самого учреждения, заработная плата, текущие и капитальные ремонты, проведение праздничных мероприятий и т. д. Внебюджетный счет существует для спонсорской помощи и деятельности Центра, предусмотренной муниципалитетом или префектурой.
Заместитель директора по социальной работе отвечает за организацию деятельности по обслуживанию граждан определенными структурными подразделениями Центра.
Функции заместителя директора по хозяйственным вопросам заключаются в обеспечении Центра всем необходимым для производственной деятельности.
Отдел кадров играет важную роль при составлении штатного расписания и тарификационных списков, в которых зафиксирована заработная плата служащих в соответствии с их квалификацией. Общее руководство персоналом осуществляет директор Центра.
Специалист по социальной работе (по бесплатному питанию) отвечает за организацию бесплатного питания, выдачу путевок на бесплатное питание, за правильную и своевременную отчетность.
Другим важным понятием ОАР является понятие метод управления. Методы управления – это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе информации, выбранные из возможных вариантов. Методы управления классифицируются на организационные, экономические, социальные, социально-психологические и др.
Остановимся на группе организационных методов, т.к. они наиболее важны в ОАР. Первая концепция организационных методов была разработана в 20-х годах видным деятелем научной организации труда П.М. Керженцевым. В состав оргметодов он включал:
1) организационный план (организационное планирование);
3) формы инструктирования: директива (лозунг); постановление (декрет), инструкция, приказ;
4) распределение сил;
5) организацию заново и реорганизацию;
8) методы дезорганизации;
9) организационные приемы.
В современной практике управления используются разнообразные оргметоды, которые можно объединить в определенные группы по преобладающему направлению их использования.
Первая группа. Оргметоды, с помощью которых создается та или иная система (предприятие, организация, учреждение) — типовые оргструктуры, методы проектирования структур (целевой, нормативно-расчетный, функциональный, информационно-операционный), регламентирование (уставы, положения, должностные инструкции).
Вторая группа. Оргметоды, используемые в процессе управления (руководства) созданной системой — организационно-распорядительные или административные.
Третья группа. Оргметоды, применяемые для улучшения, совершенствования системы — методы органализа, реорганизации, организационного развития.
Четвертая группа. Оргметоды, направленные на дезорганизацию систем, их расформирование, ликвидацию — методы дезорганизации, расформирования.
Пятая группа. Оргметоды, рассматриваемые по основным элементам процесса управления (табл. 1.1).
Классификация организационных методов
Методы сбора, обработки, систематизации, анализа хранения, выдачи и передачи информации различного происхождения
Методы определения целевых задач (аналитический, эвристический, интуитивный); методы оценки целей, задач (ранжирование по значимости, подведение итогов); методы фиксации целей, задач (официальные документы, документы личного пользования); методы отображения целей, задач (графические методы – «дерево целей», сетевые графики)
Индивидуальные и коллективные методы подготовки и принятия решений (индивидуальный и коллективный «блокноты», мозговая атака (мозговой штурм), метод Дельта, групповая дискуссия, аналоги, расчеты – всего свыше 20 методов
Методы создания ОИС (регламентирование, инструкции, средства ориентации); методы управления ОИС (оргпланирование, инструктирование, распорядительные (административные) методы); методы преобразования ОИС (реорганизация); методы расформирования, разрушения ОИС (методы дезорганизации)
Методы подбора и расстановки кадров (описательные и количественные методы, испытание должностью, выполнение задач от простых к сложным, стажировка); формы и методы взаимодействия
Методы определения количества ресурсов – нормативный и аналоговый методы, метод укрупненных расчетов, «дерево ресурсов»
Методы определения необходимого времени (опытно-нормативный, экспертный и аналоговый методы); методы экономии времени (последовательный и параллельный методы выполнения работ, делегирование полномочий)
Методы контроля: получение периодической информации от подчиненных, нижестоящих руководителей; личные наблюдения, графические методы; данные, получаемые с помощью ЭВМ; контрольные записи в ежедневнике, еженедельнике, журнале, настольном календаре; информация на совещаниях, заседаниях; запрос информации по определенному вопросу; выявление отклонений; личная проверка состояния дел; доклады исполнителей о ходе работы; изучение отчетных данных; инспекции; «экран выполнения работы»; спецкартотеки
Таким образом, организационные методы управления представляют собой способы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы (организации, учреждения), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы и обеспечивается определенный уровень (качество) их организованности.
Однако недостаточно знать организационные методы, нужно также уметь их использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяют выделить несколько типов руководителей.
Первый тип (знающий — умеющий): руководитель знает и умеет использовать многие методы. Это наиболее ценный тип руководителя-организатора.
Второй тип (знающий — неумеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К руководителям данного типа относятся обычно начинающие руководители, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы.
Третий тип (умеющий — частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания. Это так называемый тип руководителя-практика. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новейшими методами.
Четвертый тип (неумеющий — незнающий): руководитель данного типа не является организатором.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Рабочая программа по дисциплине «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций» Для специальности 040101 – «Социальная работа»
Федеральное агентство по образованию
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Проректор по учебной работе
По дисциплине «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций»
Для специальности 040101 – «Социальная работа»
Профилирующая кафедра истории и социальной работы
Учебный план набора 2001 года и последующих лет
Распределение учебного времени:
Лекции – 23 часов
Практические занятия – 23 часов
Всего аудиторных занятий – 46 часов
Самостоятельная работа – 90 часов
Общая трудоемкость – 135 часов
Зачет – IX семестр
Программа составлена на основании ГОС ВО для специальности 040101 – «социальная работа», утвержденного 10.03.2000, рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР _______________2007 г., протокол №__________.
Директор ОГУ «Комплексный центр
социального обслуживания населения
Рабочая программа согласована с факультетом и профилирующей кафедрой специальности
Декан ГФ ________________
Сформировать систематизированные знания применительно к опыту организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций в современной России.
1. Дать целостное представление о нормативно-правовой базе организационно-административной работы применительно к системе социальных учреждений и организаций;
2. Показать основные составляющие опыта кадрового обеспечения организационно-административной работы в системе социальной работы;
3. Сформировать понимание и навык информационно-практических основ изучения, распространения и внедрения передового опыта социальной работы.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника формирует целостное теоретическое, методологическое, методическое и конкретно-ситуативное представление об опыте организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Требования к уровню освоения курса определяются задачами курса. При прохождении итогового контроля студент должен показать знание основных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
Должен уметь раскрывать главные составляющие передового опыта кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы, показать на конкретных примерах информационно-практическую основу изучения, распространения и внедрения передового опыта организационно-административной работы.
Содержание дисциплины
Теория организационно-административной работы
Правовая основа организационно-административной работы
Нормативный инструментарий организационно-административной работы
Статистическое и диагностическое содержание организационно-административной работы
Технологическое содержание организационно-административной работы
Результирующее содержание организационно-административной работы
Практика кадрового обеспечения организационно-административной работы
Повышение квалификации кадров, выполняющих организационно-административную работу
Деловой имидж кадров, выполняющих организационно-административную работу
Содержание программы
Возникновение и развитие эмпирической теории организационно-административной работы (ОАР). Понятие «опыт ОАР» и его существенные признаки. Исторический и современный опыт. Отечественный и зарубежный опыт. Конкретный и обобщенный опыт. Эмпирическая теория первичного уровня – отдельного руководителя как организатора и администратора. Опыт личности, группы, коллектива социального учреждения. Метаэмпирическая теория. Опыт как эмпирический инструментарий. Разнообразный и однообразный опыт. Возможности использования опыта руководителей и специалистов, отношений от активной организационно-административной работы.
ОАР как вид трудовых отношений. Правовой статус социальных служб, учреждений и организаций. Руководитель как организатор и администратор. Их основные задачи и функции. Конкретные ситуации и их правовые характеристики. Правовые последствия решения конфликтных ситуаций в практике руководителей социальной сферы. Типичные и нетипичные практические ситуации, их анализ и возможные решения.
Понятие «нормативный инструментарий ОАР». Система нормативных инструментов. Распорядок дня. Средства ориентации – словесные, нумерационные, пиктографические, комбинированные. Уставы, положения и должностные инструкции. Их структура и содержание. Режимы труда и отдыха. Система организационных норм – нормы времени, нормы обслуживания, нормы численности, нормы управляемости.
Процессы создания, становления и развития социальных учреждений, организаций. Особенности данных процессов на конкретных примерах. Методики создания социальных учреждений, организаций. Типичные «болезни роста». Практические методики развития социальных учреждений – инновационные, обучающего консультирования, внешнего и внутреннего консалтинга. Содержание конкретной методики. Опыт стратегии и тактики совершенствования деятельности социального учреждения.
Понятие «технология ОАР». Методики анализа технологий ОАР. Подготовка организационно-административных документов (применительно к первичному уровню) – приказов и распоряжений. Обеспечение их «правовой чистоты». Государственные стандарты России на организационно-административную документацию. Разработка планов организационно-технических мероприятий. Технологии разработки комплексных планов в социальных учреждениях. Процесс реализации административных решений. Опыт использования систем контроля исполнения. Современные технологии подготовки и проведения совещаний, заседаний.
Понятие «результативность ОАР». Виды результатов ОАР. Результаты работы социального учреждения в целом. Результаты работы подразделений. Модели высокорезультативного опыта ОАР в различных структурах – социальной защиты, образования, здравоохранения, правоохранительных органах. Методики результативности ОАР. Основные факторы высокой и низкой результативности. Типичные причины низкой результативности ОАР.
Понятие «кадровое обеспечение». Разновидности кадрового обеспечения. Особенности практики «вчера специалист – сегодня руководитель». Набор со стороны. Конкурсная система – ее внешние и внутренние механизмы. Практика формирования и использования кадрового резерва. Проблемы профессионализма кадров, выполняющих организационно-административную работу. Методы оценки уровня профессионализма. Анализ модели «руководитель, работавший в одной сфере, и перешедший в систему социальной работы».
Значение обновления, пополнения и совершенствования организационно-административной компетентности в современных условиях. Практические формы и методы повышения квалификации кадров, их назначение и характеристика. Возможности использования примеров из практического опыта в учебных целях. Технологии «перевода опыта» в учебный материал. Применение инновационно-деятельностных игр и тренингов. Метод конкретных ситуаций, их разновидности и особенности применения в учебном процессе.
Понятие «деловой имидж». Слагаемые делового имиджа и его связь с уровнем профессионализма. Практические проблемы оценки и изменения «делового имиджа». Типичные «организационно-административные болезни» руководителя – «увлечение командованием», «руководящее чванство», «организационная жадность». Мотивация изменения / улучшения «делового имиджа».
Темы практических занятий (22 часа)
1. Расчет среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина. Учет доходов. Порядок определения состава малоимущей семьи.
2. Расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Социальная норма общей площади жилья. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан. Порядок определения состава семьи заявителя. Справка о размере начисленной субсидии. Перечисление денежных средств на счета получателей.
3. Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Процентные скидки. Порядок расчета компенсации на твердое топливо. Осуществление ежемесячных денежных выплат взамен льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан.
4. Меры социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми.
Назначение и расчет ежемесячной денежной выплаты по оплате услуг дошкольного образовательного учреждения семьям с низкими доходами. Организация оздоровления детей и подростков.
5. Меры социальной поддержки малоимущих семей.
Расчет муниципального пособия. Расчет денежной компенсации на приобретение и доставку твердого топлива. Механизм выплаты единовременной материальной помощи пострадавшим от пожара. Расчет единовременных и ежемесячных выплат по договорам пожизненной ренты в городе Томске.
6. Процесс реабилитации инвалидов от общего заболевания.
Составление реабилитационной карты инвалида. Механизм обеспечения средствами реабилитации.
Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти
Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы
1.1.Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации
1.2. История становления системы социальной защиты
Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы
2.1. Государственные органы социальной защиты населения
2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды
2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации
2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2.1.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения
2.1.5. Отдел по труду и социальным вопросам
2.1.6. Пенсионный отдел города или района
2.2. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения
2.2.1. Основы научной организации труда в системе социальной защиты населения
2.2.2. Планирование работы районных (городских) органов социальной защиты населения
Глава III. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти
3.1. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти
3.2. Анализ реализации программы социальной поддержки населения г.Тольятти
3.3. Повышение эффективности системы социальной защиты
Список используемой литературы
Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и про-исходящие в нем экономические и политические процессы.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.
Целью деятельности организаций социальной работы в систе-ме социальной защиты населения является установление устойчи-вых и упорядоченных связей между различными уровнями систе-мы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жиз-ненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.
Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить, что фактически все структу-ры общества, т. е. институты государственной власти обществен-ного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуще-ствляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасно-сти и др.
Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня-тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ-ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали-дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви-тие системы социальных служб, реализацию государственной по-литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Целью данной курсовой работы является анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения.
В связи с поставленной целью курсовой работы выделим следующие задачи:
— определить основные понятия социальной поддержки, обеспечения населения и системы социальной защиты;
— выделить проблемные области в организационно-административной работе органов системы социальной защиты;
— описать нормативно-правовую и структурную организацию организационно-административной работы государственных и районных органов социальной защиты;
— рассмотреть программу социальной поддержки населения г.Тольятти.
Объектом исследования в данной курсовой работе является опыт организационно-административной работы системы социальной защиты населения и ее нормативно-правовое регулирование.
Предмет — анализ системы социальной защиты населения государственных и районных органов социальной защиты.
Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы.
1.1. Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации.
Социальная защита населения в широком смысле этого поня-тия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетру-доспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсия-ми по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помо-щи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попав-шим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и пересе-ленцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессио-нальное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров соци-ального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.
Социальное обеспечение — это основная часть социальной защи-ты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное стра-хование, создание дополнительных форм социального обеспече-ния и благотворительности [13, 62].
Изменение модели социальной политики сопровождается фор-мированием принципиально новой институциональной системы. Старая система социального обеспечения заменяется новой сис-темой социальной защиты населения, основными элементами ко-торой являются:
* государственные социальные гарантии, включая льготы отдель-ным категориям населения (категориальные социальные услуги);
* социальная помощь (государственное вспомоществование);
Система социальных гарантий обеспечивает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется прин-цип распределения по потребностям с учетом ресурсных возмож-ностей государства, что и определяет меру этих гарантий. Мини-мальный набор и уровень этих гарантий носит конкретно-истори-ческий характер и определяется конкретными условиями каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан реализуется на основе общего налогообложения и бюджетного финансирования.
К системе социальных гарантий примыкают социальные льго-ты — социальные гарантии отдельным категориям населения. Для этой формы социальной защиты характерны универсальность пре-доставления социальных благ и услуг в рамках определенной со-циально-демографической группы населения (инвалиды, ветера-ны войны и т.д.) и обеспечение за счет государственной налогово-бюджетной системы.
Социальная помощь как форма социальной защиты населения обеспечивает предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым слоям населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи явля-ются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже чер-ты бедности. Смысл системы социальной помощи — обеспечение минимально гарантированного дохода всем слоям населения.
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связан-ных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе принципа коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюд-жетных фондов, которые формируются на основе принципа соли-дарного участия из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Эти фонды функционируют на прин-ципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Суще-ствует обязательное и добровольное страхование.
Обязательное социальное страхование обеспечивается через целевые внебюджетные фонды и гарантируется государством, что превращает его в особую разновидность государственных соци-альных гарантий. Оно призвано обеспечить всем гражданам, неза-висимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и т.п., равные возможности в получении опреде-ленного уровня страховых социальных гарантий (пенсий, пособий, услуг). Обязательное социальное страхование рассматривается как гарантированная государством система мер материального обес-печения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а так-же охраны здоровья членов общества.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии стра-ховой поддержки государства (госбюджета). Оно призвано обес-печить дополнительный уровень социальной защиты граждан по сравнению с обязательным социальным страхованием. Поэтому добровольное социальное страхование рассматривается не как аль-тернатива обязательного страхования, а как его дополнение, обес-печивающее более высокий уровень страховой защиты населения (поскольку уровень государственных гарантий в системе обязатель-ного социального страхования оказывается недостаточным).
Помимо этого в рыночной экономике существуют разнообраз-ные формы частного страхования от социальных рисков — разно-видности добровольного личного страхования граждан. Доброволь-ное социальное страхование граждан относится к системе неком-мерческого страхования как важного элемента функционирования рынка страховых услуг.
Таким образом, в сфере социального страхования существует как рынок страховых услуг, так и система государственного соци-ального страхования, общественный сектор. Частный рынок не обеспечивает полного удовлетворения потребностей населения в страховых услугах. Возникает проблема неполного рынка страхо-вания, когда его покидают неплатежеспособные слои. Обязательное государственное страхование обеспечивает всем социальное страхование как социально значимое благо.
Появление системы социального страхования в России связа-но с принятием следующих законов:
* «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.);
* «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.);
* «О медицинском страховании граждан в Российской Федера-ции» (1991 г.).
Кроме того, нормативными основаниями формирования сис-темы социального страхования были Указы Президента РФ о Фон-де социального страхования в РФ, о негосударственных пенсион-ных фондах, а также постановления Правительства РФ о государ-ственных внебюджетных социальных фондах, к которым относятся:
* Пенсионный фонд Российской Федерации (образован поста-новлением Парламента России от 22 декабря 1990 г.);
* Фонд социального страхования РФ;
* Фонды обязательного медицинского страхования;
* Государственный фонд занятости населения России. Становление в 1991 — 1993 гг. государственных внебюджетных фондов социального страхования привело к сокращению роли го-сударственного бюджета в финансировании социальных расходов.
Так, в 1994 г. объем фондов социального страхования составил 46,7% всех социальных расходов государства, а социальный бюджет был равен 53,3%. В 1995 г. объем фондов социального страхования превысил объем социального бюджета РФ, составив, соответственно, 52,2 и 47,8%.
В течение переходного периода к рыночной экономике в Рос-сии значение государственных внебюджетных фондов социально-го страхования в системе социальной защиты населения возраста-ет. Политика децентрализации государственных социальных рас-ходов ведет к росту региональных и местных социальных бюджетов, внебюджетных фондов и их доли в общих социальных расходах государства. Сегодня доля федерального бюджета в общем объеме государственных социальных расходов составляет 20%, а общая доля региональных бюджетов и внебюджетных социальных фон-дов достигла 80%, в том числе доля фондов социального страхова-ния в общем объеме государственных социальных расходов пре-высила 50%.
1.2. История становления системы социальной защиты.
Принимая на себя обязанность помогать нуждающимся, государство должно выявить лица, которым требу-ется такая защита. Поскольку оно достаточно далеко от этих лиц, а чис-ло их велико, в основание отбора мо-гут быть положены исключительно формальные, анкетные признаки: возраст, величина дохода, рабочий стаж и т.п. Создав вместо привычных — сословных или классовых — социаль-ные группы населения, государство приступает к традиционному распре-делению выделенных на цели соци-альной защиты средств. При таком распределении помощь строится не на основании ее эффективности, но исходя из имеющихся ресурсов, а по-тому нередко оказывается лишенной практического смысла.
Пагубным последствием все-общего выравнивания может стать развитие привычки к иждивенчеству и псевдоравенству. Такая угроза суще-ствует не только в России. В странах Европы и даже в США сложились це-лые группы граждан, поколениями живущих на пособие. В некоторых странах Латинской Америки люмпе-низированные слои населения созда-ли уже не просто банды, но подполь-ные армии, и правительства этих стран всерьез задумываются над тем,
не применить ли к ним те самые «выс-шие меры социальной защиты», о ко-торых говорится в эпиграфе к настоя-щей статье.
Начиная с Древней Руси, как и во всей средневековой Европе, органами об-щественного призрения служили церкви и монастыри. «Около со-боров, церквей и монастырей сосре-дотачивалась общественная благот-ворительность, содержались больни-цы, богадельни, странноприимницы и школы». На эти цели Церковь ис-пользовала не только пожертвования, но и переданное ей доходное иму-щество и «десятину» от налогов. По пути поддержки церковной благотво-рительности пошли не только удель-ные князья, но и крестьянские миры. При этом благотворительность осуществлялась в соответствии с во-леизъявлением прихожан, хотя и ини-циировалась церковными иерархами. Кроме того, взаимопомощь осуществлялась в рамках семьи, крестьянского мира, сословных орга-низаций — на основе традиции и не нуждалась в государственном регу-лировании. В отличие от человека на-шего времени, зачастую остающего-ся один на один со своими проблема-ми, человек Средневековья от рожде-ния был включен в целую сеть семей-ных, сословных и религиозных корпо-раций, на помощь которых он мог рассчитывать [8, 31].
Эпоха позднего Средневековья и перехода к Новому времени по-родила государство современного ти-па, обладающего государственным аппаратом, регулярной армией, бюд-жетом, систематизированным зако-нодательством и т.д. Не могло остать-ся вне государственного регулирова-ния и общественное призрение.
С 1721 года Русская правос-лавная церковь, введенная в систему государства через Синод, получила предписание к обязательному испол-нению призрения и устройству в гу-берниях богаделен, а в городах — смирительных домов для профессио-нальных нищих. Церковное имущест-во было передано в управление госу-дарства, доходы, полученные от его использования, выдавались строго по смете, с четкой росписью статей рас-ходов. Ранее свободная церковная благотворительность стала госу-дарственной повинностью. В свою очередь, «общественная благотвори-тельность была приурочена к единице казенной» и потому вводить ее прихо-дилось принудительными мерами. Частная благотворительность в обход церковной была запрещена законо-дательно, нарушение сурово кара-лось. Отсюда — один шаг до оконча-тельной передачи призрения в веде-ние государства. Что и происходит в последней четверти XVIII века в ре-зультате реформ Екатерины Великой, последовавших за секуляризацией церковной собственности при Елиза-вете Петровне. С этого времени и до второй половины XIX века Русская православная церковь вынуждена ог-раничить свою деятельность сослов-ным призрением (церковного причта и членов их семей), а также отдельны-ми мероприятиями, проводимыми по личной инициативе иерархов или свя-щеннослужителей.
Отсутствие гражданских об-ществ на местах и слабые хозяй-ственные навыки в губерниях вызыва-ют централизацию губернской де-ятельности административного призрения и государственный контроль за нею. В 1802 году соз-дается Министерство внутренних дел России, принимающее на себя функции такого контроля. Однако при этом сохраняются собственность Приказов общественного призрения и относительная автономия их хозяй-ства.
Второе событие 1802 года — создание по инициативе Российс-кого Императорского дома Чело-веколюбивого общества, действо-вавшего вплоть до 1917 года. Частная независимая благотворительность, запрет на которую был снят уже ре-формами Екатерины II, получает свое первое организационное оформле-ние. Как видим, хотя формально Общество с министерством не связа-но, но именно МВД формирует прави-ла гражданской инициативы, а его нижележащие полицейские уп-равления обязаны контролировать их исполнение. Таким образом, к цер-ковной и административной благот-ворительности присоединяется но-вое ее направление — гражданское.
Последствиями октябрьского переворота 1917-го стали решитель-ный отказ от общественного призре-ния и признание социального страхования в качестве единственного средства разрешения социальных проблем. Формирование такого страхования проходит через ряд этапов, последовательно приво-дящих к социальной защите, изве-стной ныне, причем его основные принципы влияют и на современное сознание.
На первом этапе формирова-ния в № 3 газеты «Временного рабо-че-крестьянского правительства» (а таковым оно останется до разгона Уч-редительного собрания в январе 1918 года) декларируются планы новой власти в отношении всех наемных ра-бочих, городской и сельской бедно-ты. Пять основных принципов рабо-чей страховой программы включали:
* полное самоуправление застрахованных;
* распространение социально-го страхования на все виды потери работоспособности и безработицу;
* возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей;
* расширение круга страхуе-мых за счет городской и сельской бедноты;
* возмещение полного зара-ботка при страховании.
Пункты эти были приняты еще на VI (Пражской) Всероссийской кон-ференции РСДРП 5-17 января 1912 года. Ни один из этих принци-пов не был осуществлен, даже со-ответствующее законодательство не было принято, а отдельные «дробные» декреты носили малосогласованный характер.
Следующий этап предусматри-вал полное разрушение ранее действовавшей системы страхования и формирование нового советского подхода: «Обеспечению подлежат все лица, источником существования ко-торых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Уже в сен-тябре 1918 года ликвидированы все прежние органы страхования (вслед за ликвидацией местного самоуправ-ления в августе 1918 года). Обнаро-довано «Положение о социальном обеспечении (не помощи!) трудя-щихся». В нем перечислены все случаи, требующие обеспечения, взя-того на себя государством:
* оказание всех видов врачеб-ной помощи и родовспоможения;
* обеспечение средств к суще-ствованию для временно утративших трудоспособность, независимо от причины, вызвавшей утрату (общие заболевания, увечья и т.п.);
* обеспечение всех или части средств к существованию для посто-
янно утративших работоспособность в результате увечья, болезни, старос-ти, обеспечение средств к существо-ванию для безработных. Определены круг лиц (трудящи-еся) и случаи необходимости обеспе-чения со стороны государства. Однако и это пока лишь декларация.
На третьем этапе Декретом, принятым в апреле 1919 года, вводится единый источник обеспе-чения: «средства на оказание всех видов социального обеспечения и на охрану труда отпускаются из Госуда-рственного казначейства в сметном порядке по смете Наркомтруда».
Освобождение дворянства Ека-териной II среди прочих имело важное следствие в виде появления думаю-щего «праздного класса». Примеча-тельно, что в результате в России общественное сознание взрастает на фундаменте призрения. Первоначально призрение фрагментарно и сословно. К середи-не XIX века начинается создание все-сословных обществ, укрепляя един-ство гражданского общества. Пос-тепенно расширяется круг лиц, получающих помощь от общества в той или иной форме. Помощь ма-лоимущим начинает рассматривать-ся не как самоцель, а как средство возврата «сирых и убогих» к нор-мальному гражданскому состоянию, не требующему общественных пода-чек. Все более важную роль начина-ют играть формы взаимопомощи граждан как в области финансовой поддержки, так и в кооперации мало-имущих и среднеимущих.
Таким образом, к началу XX ве-ка общество, все более объединяясь, выделяет как минимум три уровня благотворительности:
* имущие и среднеимущие по-лучают ее как поддержку в виде кре-дитов и страхования;
* малоимущие трудоспособ-ные используют помощь для возвра-та в нормальное гражданское состоя-ние;
* недееспособным обществе оказывает опеку и берет на себя приз-рение условий их существования.
Необходимо понять, что инсти-тут призрения не самостоятелен. Он является следствием гражданскогс развития, которое ныне находится в самом зачаточном состоянии. Он предполагает наличие свободных средств у части населения (имеющей достаточно высокий уровень жизни), которых нет в нашей сегодняшней действительности. Он может быть обеспечен лишь при условии сущест-вования развитой многоукладной собственности, что сегодня не реали-зовано. Он требует высокого уровня образования и культуры. Сегодня уровень образования достаточно высок, а уровень культуры доста-точно низок, что, в свою очередь, обесценивает образование. Нако-нец, институт призрения невозможно представить вне развитой нравствен-ности и морали, само упоминание о которых выпало из традиций советс-кого аппарата всех уровней. Не идеализируя путь, пройден-ный Россией, приходится признать, что институт призрения сыграл ог-ромную роль в истории ее, и не столь-ко в объеме и результатах конкретной помощи, сколько в побуждении раз-вития государства, вышедшего к 1913 году на рубежи формирования круп-ной державы мирового масштаба. Все институты, следствием которых стало призрение, и все организации, ставшие результатом его созревания, оказались соединенными в едином итоге эволюции.
Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы.
Институт учреждений и организаций социальной работы явля-ется многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.
Целью деятельности организаций социальной работы в систе-ме социальной защиты населения является установление устойчи-вых и упорядоченных связей между различными уровнями систе-мы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жиз-ненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом [11, 126].
Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить что фактически все структу-ры общества, т. е. институты государственной власти обществен-ного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуще-ствляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасно-сти и др.
В общем виде организационную структуру институтов социаль-ной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноцен-ной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их инте-ресами и потребностями.
В структуре реализации механизмов системы социальной по-мощи населению выделяются два глобальных уровня: законода-тельный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Вся система выглядит следующим образом: высшие орга-ны власти республик, краев и областей, входящих в РФ, и систе-ма местных администраций всех уровней; президент РФ и его администрация; Правительство Российской Федерации. Эти за-конодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной за-щите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Кон-ституцией РФ и федеральными законами.
Важнейшим условием создания эффективной системы соци-альной защиты является деятельность органов социальной защи-ты на уровне Федерации, региона, трудового коллектива и негосу-дарственных общественных организаций. Вниманию читателя предлагаются структурные подразделения 2-го и 3-го уровней со-циальной работы.
Говоря о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия на процессы социальной практики.
Объектами управления в системе социальной защиты населе-ния являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаи-моотношений, которая складывается между людьми, нуждающи-мися в помощи.
Субъектами управления в системе социальной защиты населе-ния являются организации, непосредственно занимающиеся про-блемами социальной помощи населению: министерства, главки, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объек-том воздействия со стороны органов социальной работы, сам яв-ляется субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функ-циональные задачи системы социальной защиты.
Функции органов социальной работы — это объективно необ-ходимая, относительно самостоятельная часть управленческой де-ятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-вре-менной формой выражения. Для органов социальной работы ха-рактерными функциями являются:
¦ осуществление защищенности, страховки и гарантии соци-альной обеспеченности, покровительства;
¦ реализация государственной политики по созданию необхо-димых предпосылок для улучшения материального положе-ния и условий жуизни различных слоев и групп населения, нуждающихся в помощи.
2.1. Государственные органы социальной защиты населения.
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является соци-альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспи-тания детей и иных случаях, установленных законом. [1]
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Кон-ституция возлагает обязанность на государство создавать все необ-ходимые условия для осуществления этого права.
Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня-тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслу-живании граждан пожилого возраста и инвалидов»[5], 10.12.95 г. — «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[6], 24.11.95 г. — «О социальной защите инвалидов в Рос-сийской Федерации»[7].
В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:
граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);
инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;
инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
граждане, пострадавшие от последствий аварии на Черно-быльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
вынужденные беженцы и переселенцы;
дети — круглые сироты;
дети с девиантным поведением;
семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круг-лые сироты, алкоголики и наркоманы;
молодые, студенческие, семьи;
граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;
лица с ограниченными возможностями;
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ-ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали-дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви-тие системы социальных служб, реализацию государственной по-литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды.
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского стра-хования.
Фонд социального страхования Российской Федерации — специа-лизированное финансово-кредитное учреждение при Правитель-стве Российской Федерации. Основная задача Фонда социально-го страхования — обеспечение гарантированных государством по-собий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения по-лутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановле-нием Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государ-ственного управления финансами пенсионного обеспечения в Рос-сийской Федерации [2]. Пенсионный фонд России является самосто-ятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ве-дении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
страховых взносов иных категорий работающих граждан;
ассигнований из федерального бюджета и др.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России опреде-ляется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонд занятости — государственный внебюджетный фонд Рос-сийской Федерации, предназначенный для финансирования ме-роприятий, связанных с разработкой и реализацией государствен-ной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:
обязательных страховых взносов работодателей;
обязательных страховых взносов с заработка работающих;
ассигнований из федерального бюджета Российской Феде-рации.
Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; вы-плату пособий по безработице, компенсаций; оказание матери-альной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обяза-тельного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское стра-хование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонды социальной поддержки населения — это один из источни-ков финансовых средств для осуществления деятельности по со-циальному обслуживанию населения.
Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной под-держки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной со-циальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.
Министерство труда и социального развития определяет основ-ные направления расходования средств этого фонда. На террито-рии субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населе-ния действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, ин-валидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособ-ным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Средства Фондов социальной поддержки населения расходу-ются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование ме-роприятий по следующим направлениям:
предоставление натуральной помощи в виде предметов пер-вой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
организация бесплатного питания;
предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез-но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
создание собственных предприятий;
содействие в предоставлении кредитов и прочее.
Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударствен-ных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — социально-финансовая некоммерческая организация, осуществ-ляющая деятельность по формированию активов путем привлече-ния добровольных целевых денежных взносов юридических и фи-зических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных вып-лат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.
Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обя-занности производить обязательные отчисления в государствен-ный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.
Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пен-сионным фондом и страхователем.
2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Основным федеральным органом исполнительной власти, про-водящим государственную политику и управление в области тру-да, занятости и социальной защиты населения, является Мини-стерство труда и социального развития Российской Федерации.
Министерство в своей деятельности руководствуется Консти-туцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Пре-зидента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Мини-стерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Феде-рации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями [3].
Министерство труда и социального развития Российской Фе-дерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру-гими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объе-динениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с задачами, поставленными перед министер-ством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуще-ствляет свои функции в следующих областях: решение комплекс-ных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; соци-альное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; за-нятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита насе-ления; социальное обслуживание населения; государственная служ-ба; законодательство о труде, занятости и социальной защите на-селения; международное партнерство [14, 58].
Министерство труда и социального развития Российской Фе-дерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представле-нию Председателя Правительства Российской Федерации. Предсе-датель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.
2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В различных регионах, субъектах Российской Федерации орга-ны социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Коми-теты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.
Органы социальной защиты населения области, края находят-ся в двойном подчинении — подчиняются администрации облас-ти, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные за-дачи Департамента, его структуру.
Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защи-ты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие систе-мы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоя-тельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Феде-рации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Основные задачи Департамента
Организация совместно с территориальными органами ис-полнительной власти государственного пенсионного обеспечения.
Создание государственной системы социального обслужива-ния населения, содействие ее развитию.
Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.
Организация социальной поддержки семьи, пожилых граж-дан и ветеранов.
Участие в обеспечении функционирования и совершенство-вания системы социальной защиты граждан, уволенных с воен-ной службы, и членов их семей.
Участие в формировании и проведение финансово-экономи-ческой и инвестиционной политики, направленной на реализа-цию программ и мероприятий по социальной защите населения.
Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.
Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.
Осуществление контроля за правильным применением дей-ствующего законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах системы социальной защиты населения.
Привлечение на договорной основе юридических и физичес-ких лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и нормативных актов по воп-росам социальной защиты.
Информирование населения по вопросам социальной защи-ты и трудовых отношений.
А. В области пенсионного обеспечения:
организует работу органов социальной защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;
создает и развивает автоматизированные системы назначе-ния и выплаты государственных пенсий;
организует и осуществляет контроль за правильностью на-значения и выплаты государственных пенсий, пособий и компен-саций, выделяемых из федерального, краевого бюджетов, а также из Пенсионного фонда Российской Федерации органам социаль-ной защиты населения;
осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодар-ского края выплату пенсий гражданам, находящимся за предела-ми Российской Федерации.
Б. В области социального обслуживания населения:
организует и развивает совместно с органами исполнитель-ной власти с учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей различных категорий и групп населения разветвленную сеть комплексных и специализированных государ-ственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляю-щих социальное обслуживание населения, учреждений по реаби-литации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и т. д.;
участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в эк-стремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного мес-та жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.
В, В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инва-лидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:
разрабатывает предложения по формированию государствен-ной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимо-действии с органами исполнительной власти; осуществляет меры по организации и развитию службы ме-дико-социальной экспертизы и государственной системы реаби-литации инвалидов, а также по обеспечению их специальными транспортными средствами реабилитации и ухода за ними; обеспечивает организацию протезно-ортопедической помо-щи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предоставляемых гражданам при протезировании;
содействуют созданию и совершенствованию деятельности Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов;
оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов, воинов-интернационалистов.
Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и вете-ранов:
разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами испол-нительной власти; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре-ализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граж-дан и ветеранов действующим законодательством.
Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцов-ства и детства:
разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки семьи, материн-ства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с орга-нами исполнительной власти;
осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей действующим законо-дательством;
осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставших-ся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.
Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:
подготавливает проекты нормативных актов, краевых про-грамм, а также обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих, погибших при прохождении воен-ной службы, ветеранов войны и военной службы;
координирует создание и совершенствование системы соци-альной реабилитации инвалидов военной службы.
Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной поли-тики:
финансирует подведомственные Департаменту учреждения и организации, краевые программы и мероприятия по социальной защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реа-лизацию краевых программ и мероприятий по социальной защите населения;
рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных ему учреждений и организаций; осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию организации и нормирования труда работни-ков подведомственных ему учреждений и организаций.
3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:
— разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для государственной системы социальной защиты населения, органи-зует подготовку и повышение квалификации работников и специ-алистов органов социальной защиты населения и их контроль.
И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:
осуществляет меры по повышению роли тарифных соглаше-ний, коллективных договоров между работодателями, наемными работниками и профсоюзами;
осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате труда;
изучает причины возникновения коллективных трудовых кон-фликтов и принимает участие в их разрешении;
— разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюде-ния норм и правил по охране труда работников подведомственных ему учреждений и организаций.
Департамент возглавляет генеральный директор. Его назначает и освобождает от должности глава администрации края.
Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.
Генеральный директор имеет заместителей, назначаемых и ос-вобождаемых от должности по его представлению главой админи-страции края.
Генеральный директор Департамента:
распределяет обязанности между своими заместителями;
руководит на принципах единоначалия деятельностью Де-партамента;
координирует и контролирует деятельность подведомствен-ных ему учреждений, организаций, предприятий;
в пределах своей компетенции издает приказы, инструкциии дает указания, обязательные для исполнения всеми подведом-ственными организациями и органами системы социальной защи-ты населения края;
назначает и освобождает от должности работников аппарата Департамента и руководителей подведомственных организаций, предприятий;
налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата;
представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград;
имеет другие права в соответствии с действующим законода-тельством.
В Департаменте образуется Коллегия. В ее состав входят: гене-ральный директор (председатель Коллегии), его заместители, ру-ководящие работники аппарата Департамента. В состав Коллегии могут входить руководители и специалисты подведомственных и других организаций, учреждений. Состав Коллегии утверждается постановлением главы администрации края.
Коллегия Департамента по социальной защите населения ад-министрации края создана в целях организации эффективного управления системой социальной защиты населения края, для совместного обсуждения и принятия решений по наиболее важ-ным и сложным вопросам деятельности Департамента.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие воп-росы социальной защиты населения, перспективы деятельности подведомственных подразделений, подбора, расстановки и вос-питания кадров и другие основные вопросы деятельности Депар-тамента, вырабатывает главные направления развития системы социальной защиты населения края.
Постановления Коллегии оформляются протоколами и прово-дятся в жизнь приказами генерального директора. В ведении Департамента находится краевой Фонд социальной защиты населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением главы администрации края.
2.1.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения.
Районные (городские) органы социальной защиты населения — это муниципальные органы управления в структуре администра-ции района, города. Они подчиняются как администрации райо-на, города, так и органам социальной защиты населения области, края.
Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития си-стемы социального обслуживания населения.
Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по ре-шению органов местного самоуправления. Управление в своей де-ятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями выше-стоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.
В своей структуре Управление социальной защиты населения имеет:
Содержание Ведение 1. Девиации в структуре системы социальной работы Основные подходы к объяснению девиантного поведения Основные причины и факторы девиантного поведения 2. Девиантное поведение молодежи.
Понятие, формы, принципы, каналы социальной мобильности
Понятие, формы, принципы, каналы социальной мобильности Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу » Social Mobility , Its Forms and Fluctuation». Он писал: «Под.
Мир XXI века и христианская традиция
Мир XXI века и христианская традиция Н.Н. Моисеев В этой статье я выступаю не как христианин, а как физикалист, воспитанный в христианской культуре, которому дороги и ее принципы, и порождаемый ею образ жизни. И.
Плюсы и минусы гражданского брака
Гражданский брак: за и против Когда-то под термином «гражданский брак» подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и.
Социологические исследования приоритетов в решении социальных проблем города
Социологические исследования приоритетов в решении социальных проблем города Станислав Катаев Одним из условий научного подхода к выработке региональной социальной политики являются социологические исследования по.
Дискретность и неравномерность становления общепланетарной цивилизации
Дискретность и неравномерность становления общепланетарной цивилизации Араб-Оглы Э.А. Глобализация — сложный, рассчитанный на длительный исторический срок процесс, который охватит не только XXI век, но, несомненно.
Маргиналы
НГУ Кафедра социологии Реферат Тема: Маргиналы Выполнил: Группа: Принял: 1999 СОДЕРЖАНИЕ 1. Вступление — 3 2. Причины дезорганизованности и их преодоление.
«Физика» и «метафизика» смерти
«Физика» и «метафизика» смерти «Человек есть существо умирающее» — это суждение принадлежит к разряду банальных истин. Нет ничего более очевидного, и в то же время, в буквальном смысле, менее очевидного для человека, чем его.
Социологические характеристики современной науки
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ 1. Состояние современной науки Социология науки изучает социальные структуры и процессы научной деятельности, взаимодействие научных структур, статус науки и ученых в обществе. В.
Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти
1 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы 1.1.Понятие социальной зашиты населения.
Исследования советского общества в неовеберианской исторической социологии
Исследования советского общества в неовеберианской исторической социологии М.В. Масловский Ведущими теоретическими направлениями в современной исторической социологии являются неомарксизм и неовеберианство.