Пенсионный фонд рф отчетность 2011

Электронная отчетность в ПФР

19 октября 2011 10:57

Отделение ПФР по Саратовской области продолжает прием расчетов по страховым взносам за 9 месяцев 2011 года и напоминает о необходимости сдавать отчетность в электронном виде.

Напомним, представлять отчетность с электронно-цифровой подписью необходимо в том случае, если численность работников предприятия или организации превышает 50 человек (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек).

Отделение ПФР по Саратовской области рекомендует сдавать отчетность в электронном виде и тем страхователям, у которых работает менее 50 человек.

Внедрение электронного документооборота между страхователями и органами ПФР снижает трудозатраты обеих сторон – участников документооборота, обеспечивает своевременность и оперативность представления отчетности страхователями. Для сокращения трудовых и временных затрат работодатели могут использовать специальные программы для формирования электронной отчетности.

«С 2011 года работодателям ежеквартально нужно сдавать не только отчетность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС и ТФОМС), но и сведения по персонифицированному учету, — напомнил Управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ Владимир Капкаев. — Одновременный прием двух видов отчетности позволяет минимизировать количество ошибок и повысить качество представляемой отчетности. В свою очередь, представление сведений персучета в ежеквартальном режиме вызвано необходимостью пополнения сведений о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это также влияет на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии».

Все формы отчетности, документов по персонифицированному учету, рекомендуемый порядок их заполнения, программы для подготовки отчетности и изменения в порядке представления страхователями РСВ-1 и сведений по персучету в электронном виде размещены на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru) в разделе «Работодателям». Также их можно получить в территориальных управлениях ПФР по месту регистрации страхователя.

Последняя дата сдачи отчетности по страховым взносам и сведений персучета – 15 ноября. Отделение ПФР по Саратовской области рекомендует не откладывать подготовку отчетности на последние дни. В отношении плательщиков страховых взносов, нарушивших сроки представления отчетности, законодательство предусматривает применение штрафных санкций.

Пенсионный фонд рф отчетность 2011

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация ПФР от 18 октября 2011 О предоставлении в Пенсионный фонд РФ отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по страховым взносам и сведений по персонифицированному учету

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации продолжают принимать от работодателей одновременно Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 9 месяцев текущего года, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета за третий квартал 2011 года.*

Отчетная кампания началась 3 октября, а последняя дата сдачи отчетности по страховым взносам и сведений переучета – 15 ноября.** Пенсионный фонд России обращает внимание страхователей на сроки представления отчетности и рекомендует не откладывать подготовку отчетности на последние дни и представлять ее заблаговременно. В отношении плательщиков страховых взносов, нарушивших сроки представления отчетности, законодательство предусматривает применение штрафных санкций.

Пенсионный фонд России напоминает, что с 2011 года работодателям ежеквартально нужно сдавать не только отчетность по страховым взносам в ПФР, ФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету. Одновременный прием двух видов отчетности призван минимизировать количество ошибок и повысить качество представляемой отчетности. В свою очередь, представление сведений переучета в ежеквартальном режиме вызвано необходимостью обновления и пополнения сведений о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это также влияет на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии.

С 1 апреля 2011 года внесены изменения в порядок представления отчетности в органы ПФР в электронном виде по защищенным каналам связи с электронно-цифровой подписью.*** Представлять отчетность по уплаченным страховым взносам и сведения переучета в электронной форме, начиная с первого квартала 2011 года, в обязательном порядке необходимо одновременно и одним отправлением по телекоммуникационным каналам связи. Это сделано для того, чтобы минимизировать расхождения между данными сведений по персонифицированному учету и отчетности по страховым взносам.

Напомним, представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью необходимо в том случае, если численность работников страхователя превышает 50 человек (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек). Пенсионный фонд России рекомендует сдавать отчетность в электронном виде и тем страхователям, у которых работают менее 50 человек. Внедрение электронного документооборота между страхователями и органами ПФР сокращает трудозатраты как организаций, так и территориальных органов ПФР при приеме и обработке отчетности, обеспечивает своевременность и оперативность представления отчетности страхователями. Для снижения трудовых и временных затрат работодатели могут использовать специальные программы для формирования электронной отчетности.

Все формы отчетности, документов по персонифицированному учету, рекомендуемый порядок их заполнения, программы для подготовки отчетности и изменения в порядке представления страхователями РСВ-1 и сведений по переучету в электронном виде размещены на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru) в разделе «Работодателям». Также их можно получить в территориальных органах ПФР по месту регистрации страхователя.

* Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с учетом изменений и дополнений).

** Отчетность по уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 и сведения индивидуального (персонифицированного) отчета представляются не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

*** Пачки индивидуальных сведений и отчетность по форме РСВ-1 отправляются вместе в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). При этом файл с РСВ-1 и файлы с пачками индивидуальных сведений каждый в отдельности заверяются электронно-цифровой подписью, архивируются, шифруются и представляются в территориальный орган ПФР в одной транспортной посылке.

Информация ПФР от 18 октября 2011

Текст информации размещен на сайте Пенсионного фонда России в Internet (https://pfrf.ru)

УПФР принимают от работодателей расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 9 месяцев текущего года и сведения индивидуального (персонифицированного) учета за III квартал 2011 г.

Указанные данные должны быть представлены не позднее 15 ноября. Рекомендуется направлять их заблаговременно.

Отмечается, что названные 2 вида отчетности представляются одновременно для того, чтобы минимизировать количество ошибок и повысить качество представляемой отчетности.

Начиная с I квартала 2011 г. отчетность по уплаченным страховым взносам и сведения переучета в электронной форме обязательно должны направляться одновременно и одним отправлением.

Напоминается, что отчетность в электронном виде с ЭЦП формируется, если численность работников страхователя более 50 человек (в 2010 г. — более 100). Тем страхователям, у которых трудятся менее 50 человек также рекомендуется сдавать отчетность в электронной форме.

Для снижения трудовых и временных затрат работодатели могут использовать специальные программы для формирования электронной отчетности.

Все формы отчетности, порядок их заполнения, программы для их подготовки размещены на официальном сайте ПФР. Также такие сведения можно получить в территориальных органах фонда по месту регистрации страхователя.

Особенности приема отчетности за 2011 год, представляемой страхователями в Пенсионный фонд в 2012 г.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

09 сентября 2012 09:01

В соответствии с Постановлением Правления от 24.03.2011 № 59п Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов — страхователями в пользу физического лица (форма СЗВ-6-3) включены в перечень документов индивидуального (персонифицированного) в системе обязательного пенсионного страхования.

Начиная с 2011 года, форма СЗВ-6-3 представляется страхователями один раз в год на каждого работника в отчетный период за календарный год. Сведения сопровождаются описью документов (форма АДВ-6-4).
Главной особенностью представления отчетностей в 2012 году является то, что форма СЗВ-6-3 формируется в составе пакета документов индивидуальных сведений и направляется в территориальный орган Пенсионного фонда в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи полным комплектом.

Основным требованием к пакету документов является то, что вместе с Расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) с ненулевыми суммами начисленных страховых взносов за последние три месяца отчетного периода (строки 111, 112, 113 Раздела 1), а также c ненулевыми суммами выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица (строка 200 Раздела 2) за календарный год, представляются Сведения индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-6-1 (СЗВ-1-2), АДВ-6-3 и АДВ-6-2) с ненулевыми суммами начисленных и (или) уплаченных страховых взносов и Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов-страхователями в пользу физического лица (СЗВ-6-3, АДВ-6-4).

Комплексная проверка пакета документов, представляемых страхователями в рамках отчетного периода, осуществляется во взаимосвязи всех типов документов, с проведением «перекрестных» проверок показателей, содержащихся в разных формах документов (РСВ-1, АДВ-2-3-4, СЗВ-6-1-2-3).

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года с 01.01.2012 года не представляют Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-2) и Сведения индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-6-1, СЗВ6-2, СЗВ-6-3, АДВ-6-3, АДВ-6-2, АДВ-6-4). Суммы страховых взносов, подлежащие уплате указанными плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, определяется расчетным путем исходя из стоимости страхового года.

Исключение составляют главы КФХ, которые представляют Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-2) и Сведения индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-2). Вместе с РСВ-2 за календарный год СЗВ-6-3 и АДВ-6-4 не представляется.

Представление отчетности

Страхователи предоставляли в ПФР отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному сотруднику по единой форме отчетности, утвержденной Постановлением Правления ПФР, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 18.02.2020 года и опубликованным в Российской газете №41 от 21.02.2020 года.

Единая форма отчетности позволяла сократить объем отчетной информации и исключить несоответствия между предоставляемыми страхователями данными по страховым взносам и персонифицированному учету.

Особенности единой формы отчетности:

  • отражается уплата страховых взносов за периоды с 2020 года единым расчетным документом без выделения страховой и накопительной части;
  • отражается задолженность по страховым взносам, доначисление и уплата страховых взносов за периоды 2010 – 2020 годов;
  • в новом подразделе 2.4 формы отражаются особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам проведения специальной оценки условий труда с 1 января 2020 года и аттестации рабочих мест до 1 января 2020 года;
  • в индивидуальных сведениях не указывается сумма уплаченных страховых взносов.
  • Единая отчетность представлялась в территориальные органы ПФР ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, в бумажном виде, а в форме электронного документа не позднее 20 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Если последний день срока приходился на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считался ближайший следующий за ним рабочий день.

    ВАЖНО! Указанная норма предполагала продление срока представления отчетности для плательщиков, представляющих отчетность в электронном виде. Если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью.

    Таким образом, последними датами сдачи отчетности в бумажном виде в 2016 году являлись 15 февраля, 16 мая, 15 августа, 15 ноября, а при подаче отчетности в электронном виде — 20 февраля, 20 мая, 22 августа, 21 ноября.

    С 1 апреля 2016 года вводится новая форма отчетности по персонифицированному учету

    Федеральным законом от 29.12.2020 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 1 апреля 2016 года вводится для страхователей новая форма отчетности в ПФР.

    Страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

    1) Страховой номер индивидуального лицевого счета;

    2) Фамилию, имя, отчество;

    Читайте так же:  Спор о назначении человека по пьесе на дне

    3) Идентификационный номер налогоплательщика.

    С учетом выходных (праздничных) дней первую отчетность необходимо представить не позднее 10 мая 2016 года.

    Обращаем внимание, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

    Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

    Формат данных сведений о застрахованных лицах, утвержденный Распоряжением Правления ПФР от 31.08.2016 N 432р «Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)» для представления отчетности в электронном виде.

    Результатом приема отчетности является протокол приема отчетности, формируемый ПФР.

    Как читать протокол приема отчетности

    При наличии в протоколе приема отчетности ошибок с кодом 50 формируется отрицательный протокол и отчетность не считается принятой. Страхователю необходимо устранить ошибки и повторно представить отчетность с типом «исходная». (приложение 1).

    При наличии в протоколе приема отчетности ошибок с кодами 30 и 40 формируется положительный протокол, и отчетность считается частично принятой. При прочтении протокола необходимо обратить внимание, что данные по застрахованным лицам, в отношении которых в протоколе сформированы ошибки с указанными типами, не будут приняты. Страхователю по этим застрахованным лицам необходимо устранить ошибки и представить на них отчетность с типом «дополняющая». (приложение 2).

    При отсутствии ошибок в отчетности формируется положительный протокол приема отчетности, который не содержит ошибки и предупреждения или содержит только предупреждения (коды 10 и 20). Отчетность считается принятой. (приложение 3).

    Отчетность по форме РВ-3 с периода 9 месяцев 2020 года

    Прием отчетности с 1 полугодия 2020 года

    Прием отчетности для плательщиков страховых взносов с 1 полугодия 2020 года территориальные органы ПФР будут осуществлять по новой форме РСВ-1 и соответствующим форматам.

    Обращаем Ваше внимание что:

    • o Внесены изменений в статью 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ в части отменыс 1 января 2020 годапредельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
    • o С 2020 года статьями 58.4 и 58.5 Федерального закона № 212-ФЗ установлено право применения пониженных тарифов страховых взносов:
    • — для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» – статьей 58.4;

      — для плательщиков, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» — статья 58.5.

      Для применения указанными категориями плательщиков при представлении сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, введены соответствующие коды категорий застрахованных лиц:

      Категории плательщиков страховых взносов

      Код тарифа

      Код категории застрахованного лица

      Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2020 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

      Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

      В 2020 году прекратили свое действие пониженные тарифы (и соответствующие коды категорий застрахованных лиц), установленные для применения в 2012 — 2020 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1-3 и пункте 7 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ):

    • o для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
    • o для организаций народных художественных промыслов;
    • o семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
    • o для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
    • o для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений;для общественных организаций инвалидов;
    • o для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
    • o для плательщиков страховых взносов — российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера);

    Федеральным законом от 28 июня 2020 года № 188-ФЗ (внесением изменений в статью 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ) исключена норма, оговаривающая необходимый шестимесячный срок заключения трудовых договоров, с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации;

    В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Отчетность по форме РСВ-1 с 1 полугодия 2020 года

    Отчетность по форме РСВ-1 за 1 квартал 2020 года (по формам и форматам 2020 года)

    Рекомендуемый образец карточки индивидуального учета для использования в работе бухгалтеров и для включения в программы по бухгалтерскому учету (разработана Пенсионный фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации и рекомендована совместным письмом от 09 декабря 2020 г. № АД-30-26/16030, № 17-03-10/08/4738П)
    Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов

    Сдача отчетности до 2020 года

    Отчетность по страховым взносам

    Представление отчетных документов по уплате страховых взносов (РСВ-1, РСВ-2 и РВ-3)

    Для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение :
    Рекомендуемый порядок по заполнению отчетности
    Форма отчетности (РВ-3)

    Формат Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (формат данных), разработанный в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2012 № 232н, зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2012, регистрационный №23588*

    В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения» (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2012 № 23588) Пенсионный фонд Российской Федерации распоряжением Правления ПФР от 30.03.2012 № 92р утвердил формат Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (формат данных).

    *Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

    Форматы форм расчётов страховых взносов (РСВ-1, РСВ-2 ПФР) начиная с I квартала 2020 года

    Прием отчетности начиная с I квартала 2020 года

    Прием отчетности начиная с I квартала 2012 года. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н об утверждении новой формы РСВ-1, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 23.03.2012 регистрационный №23588*

    *Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

    Рекомендуемые образцы документов

    Типовые ошибки плательщиков страховых взносов в отчетах предоставляемых в ПФР

    Уважаемые плательщики!

    Практика двух прошедших отчетных кампаний показала, что при заполнении Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1 ПФР) встречается ряд характерных ошибок. Обращаем на них Ваше внимание.

    При заполнении титульного листа:

    — не указывается регистрационный номер ТФОМС, а также реквизиты Код ОКАТО, Код по ОКВЭД;

    — наименование плательщика в РСВ-1 ПФР должно соответствовать наименованию в учредительных документах;

    — номер телефона заполняется в обязательном порядке;

    — код тарифа заполняется в обязательном порядке;

    При заполнении 1-го раздела:

    — в строку 100 ошибочно вносятся данные о задолженности, образовавшейся за период с 2002 по 2009 год;

    — в строках 141-143 должны указываться суммы с разбивкой по месяцам;

    При заполнении 2-го раздела:

    — в 214-215 строки не должны включаться суммы выплат по листкам нетрудоспособности

    При заполнении 3-го раздела:

    — плательщики страховых взносов, применяющие упрощенную систему налогообложения, ошибочно отражают информацию в 3 разделе (ЕНВД)

    При заполнении 4-го раздела:

    — внимательнее следует заполнять даты выдачи и окончания действия справки медико-социальной экспертизы (ВТЭК)

    При заполнении 5-го раздела:

    — в строке 510 должен быть отражен остаток задолженности на начало расчетного периода

    Сведения индивидуального персонифицированного учета

    Особенности представления страхователями в органы ПФР отчетности, начиная с отчетности с 1 квартала 2020 года

    Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» внесены изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном), в соответствии с которыми с 2020 года на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, занятых на работах указанных в подпункте 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», учитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страхова-нии в Российской Федерации».

    С целью реализации указанного Федерального закона с первого отчетного периода 2020 года вводятся новые формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования:

    — форма СЗВ-6-4 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица»;

    — форма АДВ-6-5 «Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обяза-тельное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица».

    Как и в предыдущие отчетные периоды, отчетность по новым формам при приеме в органах ПФР будет проверяться в соответствии с Дополнением 2 к Правилам проверки документов персонифицированного учета, представляемых в электронной форме.

    Изменения для страхователей, представляющих отчетность по персонифицированному учету за отчетные периоды с 1-го квартала 2012 года

    В 2012 году в срок не позднее 15 февраля в органы ПФР страхователям-работодателям наряду с отчетностью по страховым взносам за 2011 год по форме РСВ-1 и персонифицированному учету сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц по формам СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2 за четвертый квартал 2011 года необходимо также представить на каждого работника сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов — страхователями в пользу физического лица в 2011 году по формам документов персонифицированного учета, утвержденным постановлением Правления ПФР от 24.03.2011 № 59п, 31.07.2006 № 192п , зарегистрированным Минюстом России:

    Необходимость представления сведений о заработке связана с реализацией органами ПФР Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), в соответствии с частью 7 статьи 13 которого в случае прекращения деятельности страхователя сведения о заработке застрахованного лица подтверждаются данными, содержащими в системе индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования.

    Как и в предыдущие отчетные периоды отчетность, в т.ч. по новым формам, при приеме в органах ПФР будет проверяться.

    Правила проверки документов персонифицированного учета, представляемых в электронной форме, вместе с новыми формами документов персонифицированного учета и правилами их заполнения размещены на сайте ПФР.

    Особенности представления страхователями отчетности в органы ПФР в 2012 году

    Федеральными законами от 07.11.2011 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» и от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» внесены изменения в законодательство Российской Федерации, в соответствии с которыми изменены тарифы страховых взносов, уплачиваемых за членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов за исполнение обязанностей члена экипажа судна, а также за иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.

    Читайте так же:  Наследование дома при дарении

    измены правила заполнения форм АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР» и АДВ-3 «Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР»;

    уточнены порядок представления и правила заполнения формы СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица»;

    внесены изменения в классификатор параметров, используемых в формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе для отражения сведений :

  • за членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов за исполнение обязанностей члена экипажа судна;
  • за иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно проживающие на территории Российской Федерации и заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев;
  • за работников из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации и заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев;
  • Пенсионный фонд обращает внимание страхователей на то, что при подготовке отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету за первый квартал 2012 года, представляемых в территориальный орган ПФР с 1 апреля 2012 года необходимо руководствоваться изменениями, внесенными в постановление Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п постановлением Правления ПФР от 28.03.2012 № 66р.

    Полный текст постановления Правления ПФР от 28.03.2012 № 66р «О внесении изменений в постановление Правления ПРФ от 31.07.2006 № 192п размещен на сайте ПФР в разделе «Законодательство» подразделе «Персонифицированный учет»

    Пенсионный фонд рекомендует страхователям не откладывать подготовку отчетности на конец месяца и представлять ее вовремя, поскольку в отношении страхователей, нарушивших сроки представления отчетности по персонифицированному учету, законодательство предусматривает применение штрафных санкций.

    Как исправить отчетность в Пенсионный фонд

    Бухгалтеру приходится постоянно заполнять и сдавать различные отчеты, расчеты и декларации. Неудивительно, что порой в них закрадываются ошибки. В этой статье мы поговорим о том, как исправить ошибки, допущенные в отчетности, представляемой в ПФР, и как можно избежать ответственности или добиться уменьшения штрафных санкций.

    Лучше сдать в срок с ошибками, чем опоздать

    Начнем с того, что при определенных обстоятельствах организации выгодно сдать заведомо ошибочный отчет, но уложиться в установленные сроки (не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за соответствующим отчетным или расчетным периодом), чем задержать отправку форм до того момента, когда вся отчетность будет составлена правильно и будут получены все необходимые данные, которых по каким-то причинам может не иметься в пределах срока сдачи отчетности.

    Дело в том, что за несвоевременное представление отчетности в ПФР предусмотрен отдельный штраф. В отношении формы РСВ-1 ПФР эта санкция прописана в ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). А в отношении форм, содержащих данные персонифицированного (индивидуального) учета, — в ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ).

    Однако если отчетность первоначально представлена в срок, но с ошибками, а исправленные данные переучета поданы уже после истечения установленного срока — и даже если исправлять отчеты пришлось неоднократно, прежде чем орган ПФР наконец принял данные, — наказать организацию за непредоставление сведений в срок нельзя. Как указали судьи в постановлении ФАС Центрального округа от 17.09.2012 по делу № А23-193/2012 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 16.01.2020 № ВАС-18135/12), в случае подачи ошибочных сведений, но в установленный срок, обязанность страхователя по своевременному представлению отчетности считается исполненной.

    Тем более что отказать в приеме ошибочной отчетности орган ПФР не может — в числе предусмотренных законом правовых последствий для случаев, когда предоставленные сведения содержат ошибки или недостоверную информацию, отказ в принятии сведений либо принятие решения о том, что сведения являются непредоставленными, не числятся.

    В той же ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрены аналогичные санкции еще и за предоставление неполных или недостоверных сведений. Но на практике для устранения ошибок в уже поданных отчетах имеется как минимум двухнедельный «люфт». Ведь согласно п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее — Инструкция № 987н), органы ПФР, обнаружив ошибки — несоответствия между предоставленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, должны направить страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений, а срок, в течение которого страхователь должен представить уточненные данные, составляет две недели с момента получения такого уведомления. Плюс сама проверка и выявление ошибок занимает некоторое время. По Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от страхователей отчетнос­ти по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц, утвержденному приказом Минтруда России от 21.09.2012 № 196н (далее — Административный регламент), который начал действовать с 29 января 2020 г., срок приема и рассмотрения документов должен составлять два рабочих дня со дня их поступления в соответствующий орган ПФР. Но на деле — особенно если отчетность представлена только на бумажных носителях — проверка может длиться дольше, и, соответственно, у бухгалтера будет даже больше «лишних» двух недель на доработку отчетности.

    Да и в случае если ошибки в представленных формах документов переучета страхователь обнаруживает сам, у него согласно п. 34 Инструкции № 987н в распоряжении есть те же две недели со дня обнаружения ошибки, чтобы представить исправленные формы.

    Но самое интересное в другом. Законодательство не предусматривает ответственности за нарушение указанного двухнедельного срока. На это обращалось внимание, в частности, в постановлении ФАС Уральского округа от 21.08.2012 № Ф09-7273/12 по делу № А60-43696/11. Судьи также подчеркнули, что в силу ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет полное право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР и что предоставление корректирующих сведений предусмотрено уже упоминавшимися п. 34 и 41 Инструкции № 987н. Причем в случае неустранения имеющихся расхождений в двухнедельный срок территориальный орган ПФР имеет право принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку. А потому при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты и ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган ПФР может сам скорректировать сведения и не вправе выставлять финансовые санкции.

    Порядок внесения изменений в расчет формы РСВ-1 ПФР прописан в ст. 17 Закона № 212-ФЗ. В целом он аналогичен правилам подачи уточненных налоговых деклараций, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

    В обязательном порядке уточненки подаются только в том случае, когда в поданном ранее расчете обнаруживаются факты неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибки, которые привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате.

    Если же обнаружены недостоверные сведения или ошибки, которые не привели к занижению суммы взносов — возможно даже, что взносы были начислены излишне, — подача уточненки становится делом добровольным. Причем согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 212-ФЗ в такой ситуации даже если уточненный расчет представляется уже после истечения установленного срока подачи расчета, он не считается представленным с нарушением срока.

    Вне зависимости от причин подачи уточненного расчета представлять его в ПФР нужно всегда по той форме, которая действовала в том расчетном периоде, за который вносятся изменения. К примеру, если ошибка была допущена в отчете за 2012 г. (который нужно было сдать до 15 февраля 2020 г.), а обнаружили и исправили ее в апреле 2020 г., подавать уточненку за 2012 г. нужно по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н. И тот факт, что к апрелю 2020 г. уже появилась новая форма, утвержденная приказом Минтруда России от 28.12.2012 № 639н, никакого значения в данном случае не имеет — ведь по новой форме сдаются расчеты только начиная с отчетности за I квартал 2020 г.

    Как правильно подать уточненку, чтобы избежать штрафов

    Далее в той же ст. 17 Закона № 212-ФЗ уточняются некоторые нюансы, благодаря которым можно успешно подать уточненные расчеты и не оказаться привлеченными к ответственности.

    Лучше всего, конечно, самостоятельно обнаружить и исправить ошибки. Причем если это удается сделать еще до истечения срока подачи расчета за соответствующий период, вообще никаких проблем не возникнет — уточненный расчет будет считаться поданным в срок в день его фактической подачи в ПФР.

    Если же ошибку в отчете, поданном вовремя, обнаружили или смогли исправить уже после того, как установленный срок истек, но сделали это совершенно самостоятельно — и не потому, что узнали о назначении выездной проверки или о том, что в ходе камеральной проверки орган ПФР обнаружил факты неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибок, приводящих к занижению суммы взносов, — все равно есть шанс обойтись без штрафов. А вот от пеней и необходимости доплатить недостающую сумму взносов никто не освобождает. Причем сделать это нужно до подачи уточненки.

    Таким образом, при добровольном самостоятельном обнаружении и исправлении ошибок — в том числе и в случае, когда при подаче первоначального расчета бухгалтер уже знает об их наличии (но решает сдать «заведомо ошибочный» отчет, чтобы уложиться в установленные сроки и избежать штрафа за непредставление данных) или подозревает, что с отчетом что-то не так, но уже не располагает временем, чтобы обнаружить ошибку до истечения срока подачи отчетности, — действовать нужно так.

    1. Обязательно подать хоть что-нибудь — пусть даже с ошибками — в установленные сроки.

    2. После выявления ошибки внести необходимые исправления в отчетность (по тем формам, которые действовали в соответствующем периоде) и проверить, произошло ли занижение суммы взносов и возникла ли необходимость их доплачивать, а также уплачивать пени.

    3. Если такая необходимость возникла — сначала провести упомянутые платежи и уже затем сдавать уточненную отчетность (отправлять в электронной форме или сдавать на бумажном носителе — в зависимости от конкретных обстоятельств, в т.ч. от численности работников за предыдущий год).

    Впрочем, нередки случаи, когда ошибки обнаруживаются в ходе выездных проверок. И тогда избежать штрафов могут только те, чьи ошибки не привели к занижению суммы страховых взносов и не связаны с неотражением или неполнотой отражения сведений в расчетах.

    Обратим особое внимание на то, что в ст. 17 Закона № 212-ФЗ фактически речь идет о представлении уточненок только при обнаружении самой организацией ошибок и фактов неотражения или неполноты отражения сведений. В ней ничего не говорится о том, что органы ПФР имеют право требовать от организации представления уточненок, в том числе и по результатам проведенных ими проверок. Тем более что суммы страховых взносов, доначисленных по актам камеральных и выездных проверок, по которым в отчетном периоде вступили решения о привлечении плательщика взносов к ответственности, подлежат отражению в строке 120 раздела 1, а также в четвертом разделе расчета формы РСВ-1 ПФР. Так что, по большому счету, никакой необходимости в подаче уточненки за предыдущие периоды в случае, когда орган ПФР по результатам проверки доначислил взносы, нет: эти суммы благополучно отразятся по строке 120 очередного отчета, который будет представлен за текущий период.

    Согласно Порядку заполнения формы РСВ-1 таким же образом (по строке 120 раздела 1 и в разделе 4) могут отражаться и суммы самостоятельно доначисленных страховых взносов в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные периоды в соответствии со ст. 7 Закона № 212-ФЗ. Причем, хотя формально единственным вариантом исправления такой ситуации исходя из буквы Закона № 212-ФЗ является именно подача уточненной декларации за тот период, в котором ошибка была допущена, сотрудники ПФР поддерживают такой «упрощенный» вариант. Иными словами, им удобнее, чтобы вместо подачи уточненки организация, самостоятельно обнаружившая ошибку, представляла только текущий отчет, в котором по строке 120 раздела 1 и в разделе 4 отражались бы все доначисления, связанные с ошибками и недочетами, выявленными уже после сдачи предыдущих отчетов. Ведь тогда им нужно будет обработать только один отчет, а не несколько.

    Читайте так же:  Дорожный налог свыше 100 л.С

    В некоторых случаях у организаций возникает дополнительная возможность избежать штрафов — если сотрудники ПФР допускают ошибки или небрежность при оформлении результатов проверок, в результате чего нарушается установленная процедура привлечения к ответственности. Если суд признает эти нарушения существенными, наложение штрафа может быть признано незаконным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2012 № А56-36039/2011).

    РСВ-1 и индивидуальные сведения — только «в паре»

    В случае когда возникает необходимость подать уточненку, не забывайте, что отчетность в ПФР представляется единым пакетом: то есть форма РСВ-1 всегда должна подаваться вместе с индивидуальными сведениями (ИС) за тот же период. А потому сотрудники ПФР вполне могут не принять уточненный расчет РСВ-1, если он подается «сам по себе», даже если исправления потребовались только в этой форме, а данные персонифицированного учета никоим образом не корректируются. Так что, отправляя уточненку в электронной форме или сдавая ее в бумажном варианте, следует подготавливать весь комплект (и РСВ-1, и ИС) за соответствующий период, даже если исправления внесены только в одну из частей.

    И наоборот, если исправления вносятся только в ИС, подать только корректирующие формы по ИС, без РСВ, тоже не получится. Более того, программы ПФР работают таким образом, что без текущей отчетности корректирующие сведения приняты не будут.

    Таким образом, при необходимости внести исправления в ИС и РСВ-1 в органы ПФР должен направляться (представляться) такой комплект:

    — корректирующие СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2 за тот период, в котором была допущена ошибка (а «старую» опись формы АДВ-6-2 корректировать не нужно);

    — персонифицированная отчетность за текущий период (причем суммы доначислений по корректирующим формам СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 должны попасть в опись формы АДВ-6-2 за текущий период);

    — расчет формы РСВ-1 ПФР за текущий период;

    — уточненный РСВ-1 ПФР, если возникла необходимость доначислять взносы за предыдущие периоды и организация решила следовать букве Закона № 212-ФЗ, а не отражать доначисления в отчете РСВ-1 за текущий период.

    Нередко проблемы с пенсионной отчетностью вызваны самой элементарной причиной — опечатками или описками.

    Бывают также нестыковки в сведениях, предоставленных работниками, и официальных классификаторах, которые не так-то легко обнаружить самостоятельно. К примеру, согласно Информационному сообщению ПФР от 21.02.2020 «Особенности представления страхователями в органы ПФР отчетности, начиная с отчетности за I квартал 2020 года» (равно как и более раннему Информационному сообщению ПФР от 20.12.2011), адреса, указанные в персонифицированной отчетности, должны соответствовать КЛАДРу (Ведомственному классификатору адресов России, см. сайт по адресу: htt://www.gnivc.ru/). На деле же нередко наименования населенных пунктов в паспортах и иных документах работников не соответствуют текущей версии КЛАДРа — к примеру, некоторые города переименованы (соответственно, вполне возможно, что указанного в паспорте работника города на сегодняшний момент просто «не существует»), у некоторых населенных пунк­тов изменился статус (скажем, бывший «поселок городского типа» стал «рабочим поселком») и т.д. А между тем при наличии таких ошибок отчетность просто не пройдет, то есть программы ПФР не примут предоставленные сведения.

    Впрочем, выявить подобные ошибки можно при помощи специальных программ, которые ПФР выкладывает бесплатно на своем сайте (CheckXML-UFA и CheckXML; www.pfrf.ru/free_programs/). Причем эти программы не просто проверяют файлы по структуре на соответствие требованиям утвержденного формата электронного представления, но также производят сверку сумм:

    — начисленных страховых взносов, указанных в форме РСВ-1 (в соответствии с тарифами), с данными о суммах начисленных взносов, указанных в форме АДВ-6-2 (сверка итоговых сумм начисленных страховых взносах в целом по организации);

    — уплаченных страховых взносов, указанных в форме РСВ-1 и форме АДВ-6-2 (в соответствии с начисленными взносами);

    — выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, указанных в форме РСВ-1 и форме АДВ-6-4 (сверка итоговых сумм в целом по организации);

    — соответствие сумм начисленных страховых взносов суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, и тарифам страховых взносов, применяемых страхователем.

    Впрочем, даже если описки и опечатки все-таки закрались в отчет, представленный в органы ПФР, вероятность избежать штрафных санкций очень высока. Ведь судьи считают, что наличие в предоставленных сведениях описки не может быть расценено как предоставление недостоверных сведений (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2012 по делу № А28-2360/2012). Особенно если, скажем, описка допущена в фамилии застрахованного лица, но при этом иные сведения указаны верно и позволяют идентифицировать данное застрахованное лицо.

    Неполные или «не те» — не обязательно недостоверные

    Вообще, вопрос о том, какие именно сведения можно считать недостоверными, весьма важен — ведь от этого зависит, сможет ли ПФР привлечь организацию к ответственности. Ведь предоставление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует самостоятельный состав правонарушения. А вот за предоставление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность — такие ошибки просто подлежат исправлению в порядке, установленном п. 34 и 41 Инструкции № 987н. На это обращалось внимание, в частности, в уже упоминавшемся постановлении ФАС Центрального округа от 17.09.2012 по делу № А23-193/2012.

    А в другом из уже упоминавшихся судебных решений — постановлении ФАС Уральского округа от 21.08.2012 № Ф09-7273/12 по делу № А60-43696/11 — подчеркивалось, что не могут расцениваться как недостоверные сведения такие недочеты и ошибки, содержащиеся в первоначально предоставленных страхователем сведениях персонифицированного учета и впос ледствии исправленные им, как неверное указание:

    — отчества застрахованного лица;

    — начислений страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии;

    — уплаты страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии застрахованных лиц.

    Все эти сведения корректируются в порядке, предусмотренном Инструкцией № 987н. Подобных примеров достаточно много.

    Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2012 по делу № А27-14147/2011 суд посчитал, что не следует расценивать в качестве недостоверных сведений такие недочеты и ошибки, как указание неправильных данных в отношении стажа работников (например, по одной работнице была допущена ошибка при указании периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, по другой не был выделен в стаже период по временной нетрудоспособности, по третьей — не был указан стаж за полугодие отчетного года). Подобные ошибки орган ПФР мог бы скорректировать и самостоятельно.

    А в рассматривавшейся ситуации Управление ПФР не представило никаких доказательств:

    — направления организации уведомления об устранении имеющихся расхождений;

    — принятия решения о корректировке предоставленных сведений.

    Иными словами, привлекать к ответственности организацию было не за что.

    Еще одним интересным примером является постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2012 по делу № А56-58836/2011, где рассматривалась такая ситуация: в предоставленных в ПФР сведениях персонифицированного учета была допущена ошибка, заключавшаяся в том, что вместо сведений о начисленных и уплаченных взносах за полугодие указаны сведения за год. Суд не посчитал, что само по себе это было предоставлением недостоверных сведений — просто при заполнении формы АДВ-6-2 была допущена ошибка. И орган ПФР обязан был предо-

    ставить организации возможность ее исправления. А поскольку этого сделано не было и в нарушение предусмотренных процедур ПФР сразу выставил организации штраф, суд встал на защиту организации — тем более что нормами ст. 17 Закона № 27-ФЗ не установлена ответственность за предоставление сведений персонифицированного учета, содержащих ошибки.

    Общее и частное: нестыковки частей отчетов

    Также не является само по себе основанием для предъявления штрафных санкций и наличие «нестыковок» в различных частях пенсионных отчетов — например, расхождение данных в сумме страховых взносов, указанных в формах АДВ-6-2 и РСВ-1, в файле и базе данных ПФР.

    В подобных ситуациях ПФР, предъявляя претензии к организации, должен указать, в чем именно выразилась недостоверность предоставленных сведений — ведь только тогда можно говорить о наличии состава правонарушения.

    На это обращалось внимание, в частности, в постановлении ФАС Уральского округа от 03.07.2012 № Ф09-5462/12 по делу № А60-50871/2011. Суд выяснил, что вывод ПФР о недостоверности предоставленных сведений был основан только на сравнении фондом размера начисленных страховых взносов, указанного в ведомости уплаты по форме АДВ-11, с размером, указанным в форме РСВ-1 за спорный период, в файле учреждения и базе Пенсионного фонда. Однако проверка предоставленных сведений должна производиться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона № 27-ФЗ — а на деле она не производилась. А потому наличие состава правонарушения было признано недоказанным, ведь ни в акте, ни в решении по результатам камеральной проверки не были изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения: не было указано, в чем именно выразилась недостоверность предоставленных сведений и в результате каких виновных действий предоставлены недостоверные сведения. Более того, Управление ПФР не смогло доказать и размера платежей в ПФР, начисленных по лицам, в отношении которых предоставлены якобы недостоверные сведения, исходя из которых мог быть определен размер штрафа, если бы основания для привлечения организации к ответственности все-таки были.

    Аналогичная проблема рассматривается и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2012 по делу № А56-10287/2012. При проведении камеральной проверки предоставленных организацией сведений было установлено, что суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в описи АДВ-6-2 за календарный год, не соответствуют суммам разницы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в РСВ-1 за 12 месяцев и шесть месяцев того же года. В результате было принято решение привлечь организацию к ответственности за предоставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа. Суд обнаружил, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях акта и решения по итогам камеральной проверки не изложены обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, и не указано, в чем именно выразилась недостоверность предоставленных сведений. Орган ПФР указывал только на сам факт предоставления недостоверных индивидуальных сведений (выявленном расхождении), но никаких ссылок на уведомления об ошибках и расхождениях со сроком исправления, протоколы проверки файлов, протоколы приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета в акте и решении не было, да и сами перечисленные документы отсутствовали. Кроме того, в ходе проверки органом ПФР не устанавливалась сумма фактически уплаченных страховых взносов за тот год согласно данным ПФР и соотношение данных сумм с указанными в АДВ-6-2, РСВ-1. И, собственно, факт несоответствия сведений в форме АДВ-6-2, за которую организацию и пытались оштрафовать, в ходе проверки установлен не был — это обстоятельство было установлено только после принятия решения Управлением ПФР при представлении организацией уточненных данных, которые были приняты без замечаний.

    Неправильное распределение взносов

    Еще одна довольно распространенная проблема — это неправильное распределение взносов. Ведь начислять и платить пенсионные взносы нужно раздельно на страховую и накопительную части (в отношении выплат застрахованными лицам 1967 г.р. и моложе). Однако бухгалтер может перепутать ставки или запутаться при заполнении платежек, в результате чего «страховые» взносы будут перечислены как «накопительные» и наоборот.

    Ситуацию такого рода рассматривал ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 02.05.2012 по делу № А56-49298/2011. В результате камеральной проверки орган ПФР собирался привлечь организацию к ответственности за неверное указание платежей на страховую и накопительные части — однако в акте проверки не было конкретизировано, в чем именно выразилось правонарушение. Управление ПФР в качестве недостоверных сведений расценивало то обстоятельство, что задолженность по страховым взносам на конец расчетного периода, указанная страхователем в представленном расчете, не соответствует данным ПФР: суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные в форме АДВ-11, не соответствовали суммам страховых взносов, учтенным в базе данных Управления. Проблема заключалась в неверном указании платежей на страховую и накопительную части (в качестве уплаченных взносов были приведены одни суммы, а в реестре платежей — другие). Суд выяснил, что организация предоставила сведения исходя из данных своего бухгалтерского учета, то есть в суммах фактически уплаченных им в отчетном периоде, а Управление при вынесении решения исходило из сумм, поступивших на его счет. Но главная проблема состояла в том, что организация на протяжении восьми месяцев уплачивала страховые взносы, но в платежных поручениях указывались неверные ИНН и КПП получателя. Однако сведения из представленных платежных поручений совпадали с теми суммами, которые были указаны в форме АДВ-6-2.

    В итоге суд заключил, что тот факт, что в платежных поручениях указывались неверные ИНН и КПП получателя, не является основанием для привлечения страхователя к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Тем более что уплаченные деньги поступили на счет ПФР.

    Более того, Управление ПФР не смогло представить доказательств направления страхователю уведомления об устранении имеющихся расхождений. То есть процедуры, установленные действующим законодательством, были Фондом нарушены. И никаких штрафов организации платить не пришлось.

    admin