Полномочия федеральных органов в сфере защиты прав потребителей

Содержание:

Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)

Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ в пункт 1 статьи 42 внесены изменения

1. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции:

осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

См. Порядок проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 1 сентября 2003 г. N 99

направляют предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ,оказания услуг), прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

Формы предписаний и постановлений, выдаваемых субъектам хозяйственной деятельности по результатам государственного контроля и надзора, введенные с 1 февраля 2000 г., утверждены постановлением Главного государственного инспектора РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений от 21 января 2000 г. N 320-3/76

Положение о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей утверждено приказом МАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42

предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг).

2. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

См. Правила проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 28 февраля 2000 г. N 12

Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ в пункт 3 статьи 42 внесены изменения

3. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг) возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

См. также Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

О ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, РОСПОТРЕБНАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Защита прав потребителя представляет собой комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом, и включает в себя: установление конкретных прав потребителей.

Федеральным органом, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (далее — Роспотребнадзор). Полномочия Роспотребнадзора условно можно разделить на три группы:

1. Полномочия, осуществляемые непосредственно Роспотребнадзором или его территориальными органами — направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний.

2. Направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией

3. Направление материалов в суд.

Кроме Роспотребнадзора и его территориальных органов существует ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль над безопасностью и качеством товаров, работ и услуг: органы по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора, по охране окружающей среды и природных ресурсов и др. Их объединяет единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг. Единство цели предопределяет единство полномочий в данной области, во многом совпадающих с полномочиями Роспотребнадзора: осуществление мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и принятие определенных мер в пределах своих полномочий (ст. 42.1 Закона о защите прав потребителей). Каждый из этих органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные полномочия в закрепленной области деятельности или по определенной группе товаров, работ, услуг в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством.

Для осуществления должного контроля и надзора указанные органы наделяются правом проведения комплекса мероприятий, предусмотренных непосредственно в Законе о защите прав потребителей, а также в других законах и иных правовых актах. В этот комплекс мероприятий в том числе входят:

-проверка соблюдения обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам)

-выдача предписаний, обязательных для исполнения, при выявлении фактов продажи товаров с истекшим сроком годности, с не установленными сроками годности, отсутствия достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге), непредставления необходимой и достоверной информации, других нарушений. Предписание должно действовать до устранения нарушений. Предписание может быть обжаловано продавцом, изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем

— принятие мер по приостановлению в предусмотренных случаях производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву его с внутреннего рынка и (или) от потребителей

-направление в органы МВД, прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел

— обращение в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов потребителей, а также с заявлениями о ликвидации (прекращении деятельности) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей. Под неоднократным нарушением прав потребителей следует понимать второе и последующие нарушения прав потребителей изготовителем, продавцом, исполнителем.

Закон о защите прав потребителей допускает также привлечение судом к участию в деле соответствующего федерального органа исполнительной власти, не лишенного права вступить в дело по собственной инициативе либо по инициативе лица, участвующего в деле. Цель участия такого органа — выдача заключения по делу для обеспечения надлежащей защиты прав потребителей.

Потребителю, столкнувшемуся с нарушением своих прав, целесообразно обращаться за помощью в уполномоченные органы исполнительной власти, направив руководителю жалобу с просьбой принять меры в отношении недобросовестного продавца, изготовителя, исполнителя.

Полномочия органов местного самоуправления на территории Белгородской области в сфере защиты прав потребителей

Дата публикации: 09.01.2020 2020-01-09

Статья просмотрена: 1069 раз

Библиографическое описание:

Ходыкин И. М. Полномочия органов местного самоуправления на территории Белгородской области в сфере защиты прав потребителей // Молодой ученый. ? 2020. ? №1. ? С. 266-267. ? URL https://moluch.ru/archive/60/8870/ (дата обращения: 30.08.2020).

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти [1, с. 246], однако они так же обеспечивают защиту прав потребителей в пределах территории соответствующего муниципального образования (района, города, посёлка, села и т. п.).

Полномочия органов местного самоуправления предусмотрены ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», и реализуются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Читайте так же:  Постановка авто пошлина

Статья 44 Закона «О защите прав потребителей», органы местного самоуправления наделяются полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей, даче консультаций по вопросам защиты прав потребителей, по обращению в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Для реализации этих полномочий они вправе при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) [2, 87–90] ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Закон «О защите прав потребителей» определяет формы взаимодействия между муниципальными органами и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль над качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Он выражается в незамедлительном информировании соответствующих федеральных органов о выявлении ненадлежащего качества товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. При этом обнаружение указанных обстоятельств является практически возможным в результате проведения проверочных мероприятий по жалобам граждан, направляемым в органы местного самоуправления.

В то же время местные органы по защите прав потребителей, в отличие от федеральных органов исполнительной власти, не наделены никакими контрольными функциями.

В работе по защите прав потребителей органы местного самоуправления взаимодействуют как с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, так и с органами исполнительной власти субъектов РФ, общественными объединениями потребителей.

Указанное взаимодействие может осуществляться в формах участия представителей органов местного самоуправления:

1) в работе координационных советов по защите прав потребителей;

2) в разработке региональных программ по защите прав потребителей;

3) в совместных проверках хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей;

4) в различных мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей и др.

С целью создания оптимального кадрового баланса структур по защите прав потребителей органов местного самоуправления, а также обеспечения единой системы управления потребительским рынком Белгородской области, департаментом экономического развития области в 2007 году был разработан стандарт организации управления потребительским рынком на территориях муниципальных образований, обеспечивающий необходимую численность кадрового состава служб, курирующих потребительский рынок.

Исходя из основных социально-экономических задач, стоящих перед правительством области и органами местного самоуправления по повышению уровня и качества жизни населения области, в каждом муниципальном образовании сформированы соответствующие структуры — отделы по защите прав потребителей местных администраций.

Кроме этого, на территории всех муниципальных образований области действует система уполномоченных по защите прав потребителей — в 311 населённых пунктов. Специалисты из числа сотрудников сельских администраций осуществляют первичную консультативную помощь населению по защите их потребительских прав непосредственно по месту их жительства. Основная задача, стоящая перед уполномоченными, заключается в выявлении нарушений законодательства и информировании районных администраций в целях принятия мер по их устранению.

В рамках выполнения Стратегии развития региональной системы защиты прав потребителей Белгородской области на 2011–2020 годы, утверждены показатели эффективности работы органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей.

К целевым показателям эффективности ее выполнения относятся:

1. Рост потребительской активности граждан на 5 % по отношению к базовому показателю.

2. Удельный вес потребительских обращений, урегулированных в досудебном порядке, — более 80 %.

3. Создание действующей системы уполномоченных по защите прав потребителей во всех сельских поселениях области — не менее 50 % от общего их числа.

4. Увеличение ежегодного темпа роста эффективности деятельности единых общественных приемных по вопросам малого бизнеса и защите прав потребителей (далее — ЕОП) на 5 % по отношению к базовому показателю.

5. Увеличение удельного веса обученных работников торговли и общественного питания более чем на 10 % от общего их числа.

6. Сохранение удельного веса устных обращений граждан в общем количестве обращений на уровне более 65 %.

Однако, несмотря на проведенную работу, в функционировании системы защиты прав потребителей Белгородской области имеются проблемы.

Прежде всего, требуется искоренение дублирования контрольных органов, борьба с превышением полномочий многими контролерами, устранение чрезмерного количества проверок контролирующими органами. Необходимо провести работу по практической реализации требований недавно вступившего в действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [3, № 155–156]. Также необходимо разработать нормативные документы по взаимодействию контрольных органов и общественных организаций потребителей.

Права потребителей не могут быть действенно защищены без информирования людей о некачественных, опасных товарах, работах, услугах, о недобросовестных продавцах, изготовителях, исполнителях, без широкого просвещения населения. Это направление потребительской политики развивается все больше, хотя и недостаточно. Здесь необходимо сосредоточение усилий всех органов и организаций, занимающихся защитой прав потребителей, средств массовой информации, сферы образования, культуры, социального обслуживания, найти способы преодоления узковедомственных интересов и межведомственных противоречий.

Чрезвычайно сложной до настоящего времени остается проблема взаимодействия всех органов и организаций, занимающихся потребительской тематикой в Белгородской области. Есть успехи во взаимодействии небольшого количества органов местного самоуправления и обществ потребителей. Достаточно широко, пожалуй, развиваются только отношения между территориальным управлением Роспотребнадзора и контрольными органами.

1. Золотухина Т. А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ «О защите прав потребителей». — М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007г.

2. О взаимодействии органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в деле защиты прав потребителей // Городское управление. — 2005г. — № 3.

3. Федеральный закон от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)» (ред. от 30.12.2006г., с изм. 22.12.2008г.) // Российская газета. — 2001г. — № 155–156.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 г. Москва Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Изменения и поправки

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Председатель Правительства Российской Федерации

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.1. государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

5.1.2. государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.2. выдает лицензии на осуществление:

5.2.1. деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

5.2.2. деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

Читайте так же:  Полномочия и функции цб

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.14. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.

13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — г. Москва.

Об региональных программах по защите прав потребителей как составляющая часть государственной политики в сфере защиты прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Воронежской области по информации поступившей из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Воронежской области сообщает:
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет полномочия и права высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Так, статьей 42.1 указанного Закона установлено, что высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
Наиболее эффективным способом реализации установленных полномочий в области защиты прав потребителей для всех участников национальной системы защиты прав потребителей является осуществление системных мероприятий в рамках региональных целевых программ по защите прав потребителей.
Разработка комплекса соответствующих мероприятий с точки зрения их первоочередности и значимости именно для конкретного региона позволяет обеспечить эффективное взаимодействие и сотрудничество их исполнителей – участников системы защиты прав потребителей, которыми являются федеральные органы государственной власти, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и институты гражданского общества, для решения конкретных задач и достижения общей цели – повышения качества и уровня жизни населения в регионе и в целом в стране.
Практика принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, свидетельствует о необходимости дальнейшего применения и развития заложенного указанными программами принципа организации комплексного, системного подхода к совершенствованию существующих механизмов государственной и общественной защиты потребительских прав граждан на региональном уровне.В настоящее время региональные программы по защите прав потребителей действуют на территории следующих субъектов Российской Федерации: Белгородская область, Воронежская область, Новгородская область, Ростовская область, Кабардино-Балкарская Республика, Костромская область, Республика Татарстан, Карачаево–Черкесская Республика, Ленинградская область, Саратовская область, Амурская область.
Систематически проводимый Роспотребнадзором анализ действующих региональных программ по защите прав потребителей свидетельствует о том, что мобилизуя необходимые ресурсы, они являются эффективным механизмом, способствующим организации и координации деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей на субъектовом и муниципальном уровнях.
Организация превентивного подхода, направленного на предупреждение нарушений прав потребителей и применение конкретных мер для достижения поставленных задач совместными усилиями органов власти и общества, осуществляемые в рамках реализации региональных целевых программ, в целом направлены на успешную реализацию государственной политики в данной сфере.В этой связи, региональные программы по защите прав потребителей являются: действенным дополнительным ресурсом, направленным на повышение правовых гарантий основных прав граждан (право на просвещение, информацию и др.);позволяют объединить усилия и полномочия, а также определить порядок взаимодействия всех составляющих национальной системы защиты прав потребителей — федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов);служат источником оказания государственной поддержки деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), реализующих свои полномочия в порядке ст. 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;обеспечивают оказание доступной правовой помощи потребителям на муниципальном уровне (что в том числе способствует повышению уровня социального обеспечения пожилых людей, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, малоимущих и социально незащищенных слоев населения);способствуют стабилизации потребительского рынка в регионе, направлены на недопущение и своевременное выявление негативных тенденций в его развитии; являются составной частью социально-экономической политики региона и способствуют проведению согласованной потребительской политики, созданию условий для экономического развития местных товаропроизводителей, в том числе за счет выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, формированию общественного мнения о широких возможностях населения по защите своих прав.Региональные программы по защите прав потребителей представляют собой достаточно действенный механизм, который в настоящее время имеет особую актуальность в формировании общей стратегии реализации комплекса взаимосвязанных правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленных на продуктивное пресечение нарушений прав потребителей.Указанное определяет значимость практики реализации региональных программ по защите прав потребителей на уровне субъектов Российской Федерации, как составной части государственной политики в сфере защиты прав потребителей. В целях оптимизации деятельности по разработке, принятию и эффективной реализации региональных программ по защите прав потребителей, обеспечения координации деятельности по дальнейшему формированию и совершенствованию на региональном уровне эффективной системы защиты потребительских прав граждан, в рамках деятельности постоянно действующего совещательного органа Роспотребнадзора — Консультативного совета по защите прав потребителей инициирована разработка методических рекомендательных документов, направленных на создание единообразного подхода к планированию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей в регионах. Обсуждение проекта обозначенных методических документов внесено в план работы Консультативного совета по защите прав потребителей Роспотребнадзора на 2 полугодие 2020года.

Читайте так же:  Жалоба на жэк в администрацию

© Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, 2009—2020 г.

Адрес: 394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, 21а

Тел.: +7 (473) 263-77-27

Дата последнего обновления информации:
30.08.2020 17:08

Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти их территориальных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров работ, услуг

1. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный

орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического

надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов

и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы),

осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг),

в пределах своей компетенции:

осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности товаров

направляют предписания об устранении нарушений требований к безопасности

товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ,

услуг), прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания

услуг), прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров

(работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы,

но не установлены, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения

работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации

о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании

об этом потребителей;

предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям,

продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ,

2. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный

надзора и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие

контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей

компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ,

услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

3. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти,

осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг),

а также организация и проведение работ по обязательной сертификации товаров

(работ, услуг) возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии

В конституциях ряда стран за последние десятилетия специально выделяется еще одна немаловажная социальная проблема — защита прав потребителя.

В России впервые Закон «О защите прав потребителей» был принят 7 февраля 1992 г .*, когда рыночные отношения только еще начинали формироваться, и, конечно, он не мог предусмотреть всех возможных ситуаций.

Законом «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г .) установлено право потребителей на просвещение в области защиты . bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/33.htm.

Государственная защита прав потребителей закреплена Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г . № 2300-1 (ред. от 9 января 1996 г . № 2-ФЗ). Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения.

Гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России . Законом «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 . bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/33.htm.

Закон РФ «О защите прав потребителей» позволяет гражданам добиваться реализации своих справедливых требований как в судебных, так и в специальных государственных органах.

К этим государственным органам относятся: Комитет РФ по торговле (Роскомторг) и Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).

— осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе.

1. Защита прав потребителей. Предприниматели выступают на рынке товаров и услуг в качестве: изготовителей, производя … Изготовитель (исполнитель, продавец) информирует потребителей о товаре (работах, услугах), включая в техническую документацию, маркировку

его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается. причинителем вреда при наличии его вины. Сфера применения Закона о защите прав потребителей очень широка.

Статья 42.2 ЗоЗПП РФ. Передача осуществления полномочий органа государственного надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Последняя редакция Ст. 42.2 Закона о ЗПП

Полномочия органа государственного надзора по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Комментарий к Статье 42.2 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Высший уровень государственных органов власти наделен определенным объемом возможностей по поводу разработки, анализа законодательства в сфере защиты законных интересов потребителей и пресечения обнаруженных правонарушений.

Ст. 42.2 ЗоЗПП РФ регулирует правила передачи некоторых полномочий, предоставленных федеральным органам в сфере защиты прав потребителей, на уровень ниже, то есть в ведение субъектов РФ. Это необходимо для ускорения процесса решения вопросов способом делегирования на места. Кроме того, именно второй уровень власти и органы, работающие в конкретной местности, лучше могут отследить и учесть главные особенности осуществления торговой и иной деятельности в районе.

Структура и содержание

Ст. 42.2 ЗоЗПП РФ состоит только из одного пункта. Его содержание включает норму, позволяющую передавать некоторые полномочия органов федерального значения, осуществляющих надзор в сфере отстаивания интересов потребителей, на уровень субъектов РФ. Кроме того, текст отсылает к ФЗ № 184-ФЗ от 6.10.1999 г., который раскрывает и поясняет объем указанных полномочий.

Применение и толкование

Применение ст. 42.2 Закона «О защите прав потребителей» напрямую связано с предыдущей этого же нормативно-правового акта . Оно является продолжением и пояснением, так как положения, изложенные в них, дополняют друг друга.

Согласно тексту ст. 42.1 ЗоЗПП РФ представители власти регионального значения наделяются определенным набором полномочий в области отстаивания интересов приобретателя. Однако конкретных видов обязанностей и прав этих органов не приводится. Именно поэтому следующая статья закона раскрывает источник, в котором содержатся пояснения и определяется право федеральных органов перепоручать определенные задачи на уровень ниже.

Эти статьи рассматривать необходимо в совокупности, как законодательно закрепленный метод расширения взаимодействия всех уровней власти в РФ.

В итоге, ст. 42.2 ЗоЗПП РФ является логическим продолжением предыдущей и поясняет некоторые моменты разделения полномочий между федеральной властью и представителями государственной власти субъектов РФ в сфере отстаивания и защиты интересов приобретателя.

admin

© 2021 Nourcuk.ru. All rights reserved.