Полномочия и функции цб

Полномочия центрального банка

Роль центрального банка в экономике

Центральный банк является государственным кредитным учреждением, которое имеет право осуществлять эмиссию дене и обязано регулировать всю кредитно-банковскую систему и всю банковскую систему.

Центральный банк выступает основным звеном национальной кредитно-банковской системы.

Во многих странах центральный банк не осуществляет операции с населением и предприятиями — ввиду двух уровневой банковской системы данная роль возложена на коммерческие банки.

Центральный банк взаимодействует исключительно с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями, а также правительственными организациями, которым он оказывает разнообразные услуги. Возможность осуществления рефинансирования коммерческих банков является важнейшим условием финансовой устойчивости банковской системы.

Полномочия центрального банка

  • осуществляет эмиссию денег;
  • регулирует денежно-кредитную политику;
  • выступает банкиром правительства;
  • обеспечивает стабильность банковской системы.
  • Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Эмиссия денег приводит к увеличению денежных средств по средствам выпуска в обращение дополнительного количества денежных знаков.

    Денежная эмиссия осуществляется по следующим причинам:

  • износ денежных знаков, которые есть в обороте;
  • с целью покрытия дефицита бюджета
  • рост товарной массы, увеличение производства из-за роста количества субъектов рыночных отношений, активность и организованность производства и торговли, рост товарного предложения и иные факторы;
  • увеличение цен, который не связан с качеством и количеством товаров и услуг, что может быть связано с рядом факторов такими как спекулятивные операции участников денежного оборота, неправильная налоговая политика правительства, возникновение посредников, рост влияния монопольных цен;
  • уменьшение скорости обращения денег: рост доли наличности в структуре денежной массы и сбережений, дефицит товарного предложения, слабая организация торговли и производства, системные риски и прочее.
  • Центральный банк является банкиром правительства и осуществляет все необходимые ему операции, а именно:

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    • погашение долга государства и получение кредитов от иных государств;
    • исполнение бюджета по вопросам аккумулирования поступлений и выполнения планам по расходам;
    • ведение текущих счетов Правительства;
    • надзор за выпуском и хранением, а также изъятием банкнот и монет (в случае наличия в обороте последних) из обращения;
    • осуществление переводов валютных средств при проведении расчетов правительства с иными государствами;
    • формирование платежного баланса;
    • хранение золотовалютных резервов государства;
    • управление средствами Фонда благосостояния и Резервного фонда Российской Федерации.
    • Обеспечение стабильности банковской системы достигается по средствам ряда методов:

    • выдача лицензий для осуществления деятельности и на проведение отдельных операций, в ситуации грубых нарушений лицензии подлежат изъятию;
    • регулирование учетной ставки, по которой банки берут кредиты у центрального банка, которая оказывает прямое влияние на процентные ставки по депозитам и кредитам;
    • могут быть установлены лимиты на приобретение валюты;
    • введения временный мораторий на выдачу сумм по депозитам или же кредитов.

    Цели денежно-кредитной политики и её методы

    Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий, направленных на регулирование деятельности денежно-кредитной системы и рынка ссудных капиталов, а также порядка безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей и темпов экономического роста, кроме того содействие укреплению национальной валюты.

    Цели кредитно-денежной политики представлены на рисунке ниже.

    На следующем рисунке показана взаимосвязь методов и целей кредитно-денежной политики.

    Разработка и реализация кредитно-денежной политики — важнейшая функция центрального банка.

    Для регулирования кредитно-денежной политики у ЦБ есть следующие инструменты:

  • регулирование официальных резервных требований – величина резервов определяет кредитные возможности. Регулирование резервов оказывает прямое воздействие на банковскую активность, значит, и предложение денег.
  • операции на открытых рынках – реализация и приобретение государственных ценных бумаг. Банк увеличивает резервы банков, приобретая ценные бумаги. Реализация ценных бумаг ведет к обратному.
  • регулирование учётной ставки процента. Банки прибегают к кредитованию у центрального банка, процентная ставка по подобным кредитам именуется учетной ставкой. По средствам учетной ставки центральный банк воздействует на всю экономику, увеличивая или уменьшения объемы кредитования.
  • Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Полномочия центрального Банка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Лунгу Евгения Владимировна

    В статье отмечается, что полномочия чаще всего рассматривают как систему прав и обязанностей. Автор отмечает, что Центральный банк РФ должен наделяться такими правами, которые позволили бы ему эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Лунгу Евгения Владимировна,

    Текст научной работы на тему «Полномочия центрального Банка Российской Федерации»

    ?ВОПРОСЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

    © 2004 г. Е. В. Лунгу ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Полномочия занимают центральное место в правовом статусе любого субъекта и Центральный банк РФ также не является исключением. Полномочия чаще всего рассматривают как систему прав и обязанностей. Права — это возможность выбора вида и меры поведения, а обязанности — это требования ответственного следования должному поведению.

    Права и обязанности Банка России находятся в тесной взаимосвязи и направлены на реализацию стоящих перед ним целей. Банк России должен наделяться такими правами, которые позволяли бы ему эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

    Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ вопросы финансового, валютного регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что полномочиями по регулированию этих вопросов обладают только органы федеральной власти, но не органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Данный пункт Конституции РФ в значительной степени производен от ст. 8 Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства и свободное перемещение финансовых средств. Передача Российской Федерации вопросов финансового, валютного регулирования и денежной эмиссии как предметов исключительного ведения связано с реализацией экономических основ конституционного строя и, прежде всего, принципа единства экономического пространства. Полномочия Банка России, наделенного полномочиями в области финансового, валютного регулирования и денежной эмиссии, также должны быть реализованы в свете единого экономического пространства и свободного перемещения финансовых средств.

    Согласно ст. 1 Федерального закона о Центральном банке РФ полномочия Банка России установлены только Конституцией РФ и федеральными законами, подзаконные нормативные акты не могут регулировать полномочия Банка России. Поэтому Президент РФ, Правительство РФ и Банк России не могут принимать нормативные акты, устанавливающие, изменяющие или прекращающие полномочия Банка России.

    Так как Конституция РФ носит учредительный характер, она закрепляет лишь конституционные основы статуса Банка России и, в том числе, конституционные основы регулирования его полномочий, но подробное закрепление полномочия Банка России находят в федеральных законах.

    Полномочия Центрального банка РФ вытекают из его правового статуса, во-первых, как

    органа государства, а во-вторых, как юридического лица. Как те, так и другие полномочия Банка России должны быть направлены на выполнение его функций.

    В зависимости от содержания полномочия Банка России можно рассмотреть как публичные и частные. Публичные полномочия Банка России непосредственно направлены на выполнение функций Банка России как государственного органа и являются основными среди других полномочий Банка России. Например, в области организации безналичных расчетов Банк России координирует, регулирует и лицензирует деятельность расчетных и клиринговых организаций.

    Частные полномочия Банка России непосредственно на достижение функций Банка России не направлены и предназначены для организации деятельности Банка России, поэтому эти полномочия можно считать производными от основных. В то же время реализация публичных полномочий Банка России возможна только в случае выполнения частных полномочий. Например, Банк России может получать доходы от банковских операций и сделок, а также доходы от участия в капиталах кредитных организаций, но использовать полученные доходы Банк России обязан на выполнение своих функций как государственного органа и, прежде всего, функций, закрепленных Конституцией РФ.

    Особое место среди публичных полномочий Банка России занимают конституционные полномочия в области эмиссии денежных знаков, защиты и обеспечения устойчивости рубля. Данные полномочия выполняются Банком России для реализации экономических основ конституционного строя РФ, предусмотренных ст. 8 Конституции РФ. По своему статусу данные полномочия являются конституционными, несмотря на то, что предусмотрены федеральным законом о Центральном банке РФ, так как направлены на реализацию конституционных функций эмиссии денежных знаков, защиты и обеспечения устойчивости рубля.

    Кроме конституционных полномочий Банк России наделен и иными публичными полномочиями. Эти полномочия конституционными не являются, так как Конституцией РФ не предусмотрены, но необходимы Банку России для реализации конституционных полномочий. Полномочия, реализуемые Банком России как государственным органом, могут быть названы основными, в то время как иные полномочия Банка России направленные на организацию внутренней деятельности Банка России могут быть названы производными.

    Совместное регулирование вопросов проведения единой финансовой, кредитной и де-

    нежной политики Правительством РФ и Центральным банком Российской Федерации предусмотрено п. «б» ст. 114 Конституции РФ, а также ст. 15 федерального конституционного закона о Правительстве РФ. Однако, российское законодательство не предусматривает четких механизмов преодоления разногласий между регулирующими органами. Согласно ст. 11 Конституции РФ Правительство РФ как орган государственной власти имеет приоритет по вопросам регулирования совместных сфер деятельности. Поэтому Центральный банк РФ должен реализовывать свои публичные полномочия в соответствии с экономической политикой, проводимой Правительством РФ и федеральным законом о бюджете, проект которого разрабатывается Правительством РФ.

    Основной способ реализации публичных полномочий Банка России — это издание подзаконных нормативных актов в форме указаний, положений и инструкций. Правом издавать нормативные акты обладает только сам Банк России, его территориальные подразделения такими полномочиями не обладают.

    Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона о Центральном банке РФ, нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. По мнению ряда исследователей, эта норма закона не соответствует Конституции РФ, так как устанавливает приоритет нормативных актов Банка России над нормативными актами иных органов государственной власти.

    Однако необходимо учитывать, что Банк России может принимать нормативные акты по строго определенному кругу вопросов. Согласно ст. 11 Конституции РФ, нормативные акты Банка России не должны противоречить нормативным актам высших органов государственной власти. Нормативные акты Банка России являются обязательными для всех субъектов, однако они не обладают приоритетом над нормативными актами высших органов государственной власти, так как принимаются во исполнение этих актов.

    Таким образом, Банк России реализует конституционные полномочия:

    1. в области защиты и обеспечения устойчивости рубля;

    2. в области эмиссии наличных денег и организации денежного обращения.

    Кроме конституционных полномочий Банк России наделен и иными публичными полномочиями, которые он реализует для регулирования совместных с Правительством РФ сфер деятельности:

    1. в области денежно-кредитной политики;

    2. в области банковского регулирования и надзора;

    3. в области регулирования государственного долга РФ;

    4. в области управления золотовалютными резервами;

    5. в области валютного регулирования и валютного контроля;

    6. в области регулирования деятельности валютных бирж;

    7. в области международной и внешнеэкономической деятельности.

    Денежно-кредитная политика разрабатывается и проводится Банком России во взаимодействии с Правительством РФ. Вопросы денежнокредитной политики регламентируются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о Правительстве РФ, но наиболее подробно законом о Центральном банке РФ. Закон закрепляет основные положения денежнокредитной политики, сроки и порядок предоставления основных направлений денежно-

    кредитной политики в органы государственной власти, а также ее основные инструменты и методы.

    Учитывая, что вопросы денежно-кредитной политики отнесены к сфере деятельности органов государственной власти, полномочия Банка России должны быть реализованы в соответствии с целями деятельности Президента РФ и Правительства РФ.

    Принцип согласованности является основным при разработке и проведении денежнокредитной политики Правительством РФ и Банком России, поскольку разделение инструментов и методов денежно-кредитной политики между этими государственными органами противоречит принципу единого экономического пространства, предусмотренного ст. 8 Конституции РФ.

    Публичные полномочия Банка России в области банковского регулирования и надзора можно разделить на несколько частей:

    ¦ полномочия по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций;

    ¦ полномочия по установлению правил проведения банковских операций и других сделок кредитных организаций;

    ¦ полномочия по надзору и применению санкций за совершение правонарушений кредитными организациями и банковскими группами;

    ¦ полномочия по предупреждению банкротства кредитных организаций;

    ¦ полномочия по ликвидации и банкротству кредитных организаций.

    Регистрация кредитных организаций является совместной сферой деятельности Правительства РФ и Банка России. Банк России принимает решение о регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности в том случае, если кредитная организация соответствует всем требованиям, предъявляемым к ней Правительством РФ и Банком России. Банк России наделен правом принять решение о регистрации кредитной организации, но регистрацию осуществляет управление МНС РФ по субъекту Российской Федерации. Решение Банка России о регистрации кредитной организации оформляется сопроводительным письмом. Решение Банка России о выдаче лицензии сопровождается выдачей лицензии на осуществление банковской деятельности. Банк России, принимая решение о регистрации кредитной организации и о выдаче лицен-

    зии на осуществление банковской деятельности, не издает нормативного акта, несмотря на то, что данное решение, относится к компетенции Банка России. Согласно ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, решение должно быть оформлено нормативным актом. В ином случае оно не является обязательным для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

    Поэтому отсутствие нормативного акта по вопросам регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций может являться основанием для отказа в признании решения Банка России иными субъектами.

    Публичные полномочия Банка России по установлению правил проведения банковских операций и других сделок кредитных организаций предусмотрены законом о Центральном банке РФ. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций , бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также устанавливает обязательные нормативы и обязывает предоставлять другую информацию, предусмотренную федеральными законами. Свои публичные полномочия по регулированию деятельности кредитных организаций Банк России реализует с целью поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации а, следовательно, и для развития принципа единого экономического пространства, предусмотренного ст. 8 Конституции РФ.

    Полномочия по надзору и применению санкций за совершение правонарушений кредитными организациями и банковскими группами реализуются Банком России только в прямо указанных в федеральных законах случаях.

    Банк России осуществляет публичные полномочия банковского надзора не только в соответствии с национальным законодательством РФ, но и в соответствии с Базельскими принципами текущего надзора за деятельностью кредитных организаций. Публичные полномочия банковского надзора реализуются Банком России по двум основным направлениям: это финансовое состояние конкретной кредитной организации и банковской системы в целом. Основная цель применения полномочий Банка России в области банковского надзора — это выявление проблем в кредитных организациях и применение к ним мер надзорного реагирования.

    Методы, применяемые Банком России для осуществления банковского надзора, предусмотрены федеральным законом и заключаются в предоставлении ему права требования от кредитных организаций информации и документов о ее деятельности, а также в проведении проверки кредитной организации.

    Публичные полномочия банковского надзора за состоянием всей банковской системы реализуются Банком России совместно с Правительством РФ. Цель применения публичных полномочий по надзору за состоянием банков-

    ской системы — это развитие и укрепление банковской системы.

    Применение санкций не является самоцелью банковского надзора и используется Банком России в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России. Предписания Банка России не являются нормативным актом, они могут содержать лишь требование Банка России об устранении выявленных нарушений. Они не могут содержать правил проведения банковских операций или иные нормы кроме требования об устранении выявленных нарушений.

    Публичные полномочия по предупреждению банкротства кредитных организаций реализуются Банком России на основе результатов банковского надзора. Предупреждение банкротства конкретной кредитной организации осуществляется для сохранения устойчивости всей банковской системы Российской Федерации, защиты интересов кредиторов (вкладчиков), а следовательно для сохранения единого экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств, защиты прав человека, как наивысшей ценности в Российской Федерации.

    Публичные полномочия Банка России по предупреждению банкротства реализуются путем издания нормативных актов о финансовом оздоровлении кредитной организации, о введении временной администрации или о реорганизации кредитной организации. Банк России осуществляет общее руководство деятельностью по предупреждению банкротства. В соответствии с нормативными актами Банка России реализует полномочия по предупреждению банкротства Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Мероприятия по предупреждению банкротства Банк России осуществляет совместно с Агентством по реструктуризации кредитных организаций путем направления взаимных предложений, например, о передаче кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций.

    Публичные полномочия Банка России по ликвидации кредитных организаций осуществляются на основании федерального закона «О банках и банковской деятельности в РФ», которым закрепляются публичные полномочия по регистрации кредитной организации по поводу ликвидации, а также публичные полномочия по отзыву лицензии. Банк России наделен правом издавать нормативные акты по вопросам банкротства кредитных организаций в том случае, если отношения связанные с банкротством кредитной организации не урегулированы федеральным законом.

    Полномочия Банка России в области банкротства кредитных организаций достаточно широки и осуществляются Банком России по следующим направлениям: полномочия непосредственно по банкротству кредитных организаций, например, право подать заявление в арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом; а также публичные полномочия, направленные на организацию процесса банкрот-

    ства кредитных организаций, например, полномочия по аттестации арбитражных управляющих.

    Как и иные публичные полномочия в области банковского регулирования и надзора, публичные полномочия в области ликвидации и банкротства кредитных организаций направлены на защиту прав кредиторов (вкладчиков) а, следовательно, и на защиту прав граждан, поддержание единого экономического пространства в Российской Федерации, свободное перемещение финансовых средств.

    Публичные полномочия в области регулирования государственного долга Банк России реализует только по поручению Правительства РФ. Банк России не вправе самостоятельно возлагать на себя обязанности по обслуживанию государственного долга.

    В Российской Федерации отсутствует единый центр по управлению государственным долгом, поэтому общее руководство обслуживанием государственного долга осуществляет Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. Банк России свои полномочия по обслуживанию государственного долга осуществляет по согласованию с Министерством финансов РФ. Полномочия Банка России в этой области реализуются путем выполнения Банком России функций оператора на рынке государственных ценных бумаг, а также консультаций Министерства финансов РФ по поводу выпуска государственных ценных бумаг с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежнокредитной политики.

    Банк России не является специализированным органом по обслуживанию государственного долга, и свои публичные полномочия в этой области он подчиняет задачам, которые имеют для него принципиальное значение: контроль над денежной массой, защита рубля, поддержка банковской системы. Политика Банка России по обслуживанию государственного долга вполне оправданна, так как управление государственными ценными бумагами, как и вся деятельность Банка России направлена на реализацию денежно-кредитной политики РФ.

    Публичные полномочия Банка России в области управления золотовалютными резервами можно рассмотреть как деятельность Банка России по официальному управлению высоколиквидными финансовыми активами, находящимися в распоряжении Банка России по состоянию на отчетную дату. По общему правилу золотовалютные резервы включают: монетарное золото; специальные права заимствования; резервную позицию в МВФ; остатки на текущих счетах; краткосрочные депозиты в банках; ценные бумаги иностранных правительств; другие ликвидные валютные активы.

    Однозначного определения содержания золотовалютных резервов не существует, так как их содержание формируется в зависимости от функций их использования и может меняться.

    Собственником золотовалютных резервов является Российская Федерация, Банк России

    осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению золотовалютными резервами. От имени государства интересы собственника представляет Правительство РФ, которое вправе определять приоритетные направления деятельности Банка России по управлению золотовалютными резервами. Поэтому доходы, получаемые Банком России от сделок, связанных с управлением золотовалютными резервами также являются собственностью Российской Федерации.

    Публичные полномочия Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля предусмотрены федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле. Как орган валютного регулирования Банк Росси наделен правом издавать нормативные акты по вопросам регулирования расчетов, порядка совершения сделок с валютными ценностями, а также предоставления иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу.

    Банк России не определяет общих направлений валютного регулирования и валютного контроля, а является органом валютного регулирования и валютного контроля кредитных организаций. Согласно ст. 15 федерального конституционного закона о Правительстве РФ валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации осуществляются Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ. Банк России должен осуществлять свои полномочия в области валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с принципами единого экономического пространства, свободного перемещения финансовых средств, защиты и обеспечения устойчивости рубля. Законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ могут определяться и иные задачи, направленные на достижение конституционных целей валютного регулирования и контроля.

    Публичные полномочия Банка России в области регулирования деятельности валютных бирж заключаются в установлении порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществления выдачи, приостановления и отзыва разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

    Согласно ст. 97 Федерального закона о Центральном банке РФ нормы, предусматривающие функции Банка России по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Поэтому на сегодняшний день эти публичные полномочия Банка России не реализуются.

    Включение этих полномочий позволит Банку России в полном объеме контролировать деятельность всех субъектов на валютном рынке и тем самым позволит эффективнее проводить политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

    Полномочия Банка России в области международной и внешнеэкономической деятельности осуществляются для эффективного выполнения полномочий Банка России как государственного органа. Банк России представляет интересы Российской Федерации на международной арене в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства РФ в области осуществления банковского регулирования и надзора и взаимодействия с центральными банками иностранных государств и валютнофинансовыми организациями. Деятельность Банка России по данному направлению носит вспомогательный характер по отношению к деятельности Правительства РФ.

    Учитывая двойственный статус Банка России необходимо рассмотреть, также частные полномочия, переданные Банку России как юридическому лицу. Данные полномочия не нашли своего отражения в Конституции РФ, так как прямо не направлены на реализацию конституционных функций Банка России и являются производными от основных (публичных) полномочий.

    Несмотря на то что Банк России по своему статусу кредитной организацией не является, гл. 8 Федерального закона о Центральном банке РФ он наделен правом совершать как банковские операции, так и иные сделки, разрешенные кредитным организациям.

    В отличие от кредитных организаций Банк России не является коммерческой организацией, поэтому доходы, получаемые Банком России от банковских операций и иных сделок, должны быть направлены на выполнение публичных функций Банка России. В то же время, как и кредитные организации, Банк России не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью, и вправе защищать свои интересы в суде или арбитражном суде.

    Банковские операции и иные сделки Банк России может совершать только при соблюдении ограничений предусмотренных законом о Центральном банке РФ. Банк Росси наделен правом совершать банковские операции и иные сделки только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также Правительством РФ. Банк России не имеет право обслуживать физических лиц и юридических лиц, не имеющих лицензии на совершение банковских операций, за исключением случаев, когда в регионе отсутствуют кредитные организации. В этом случае Банк России обязан осуществлять банковское обслуживание для реализации принципа единого экономического пространства в Российской Федерации и свободного передвижения финансовых средств. Ограничения при осуществлении банковской деятельности по субъектному составу связаны, прежде всего, с неравным положением Банка России и иных кредитных организаций на рынке банковских

    услуг. Банк России имеет более выгодное положение по сравнению с иными участниками рынка банковских услуг, поэтому наделение его правом совершать банковские операции с физическими и юридическими лицами, не имеющими лицензии Банка России, может привести к сокращению количества кредитных организаций в Российской Федерации и созданию монополии Банка России на рынке банковских услуг, что противоречит п. 2 ст. 34 Конституции РФ.

    Банк России вправе осуществлять банковские операции, в том числе сделки с иностранной валютой с драгоценными металлами и иными валютными ценностями как самостоятельно, так и по поручению Правительства РФ, но только для защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    Однако даже банковские операции, осуществляемые Банком России для реализации стоящих перед ним целей, не могут совершаться без ограничений. Являясь кредитором последней инстанции для кредитных организаций, Банк России может принимать в качестве обеспечения исполнения обязательств только установленные законом виды вещей при сроке кредитования не более одного года.

    Таким образом, полномочия Банка России необходимо рассматривать как предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами права и обязанности, направленные на реализацию целей деятельности Банка России.

    Полномочия Банка России могут быть как частными, так и публичными в зависимости от того, направлены ли они на выполнение полномочий государственного органа или на обеспечение деятельности непосредственно Банка России. Однако реализация публичных полномочий без выполнения частных невозможна, так как они взаимосвязаны.

    Особое место среди публичных полномочий занимают конституционные полномочия, направленные на выполнение конституционных функций Банка России. Полномочиями по проведению финансовой, кредитной и денежной политики, обладает не только Центральный банк РФ, но и Правительство РФ. Банк России в соответствии ст. 11 Конституции РФ обязан реализовывать свои публичные полномочия в соответствии с экономической политикой Правительства РФ. Однако российским законодательством не предусмотрены четкие механизмы преодоления разногласий между ними.

    Основным способом реализации публичных полномочий Банка России является издание подзаконных нормативных актов, обязательных для всех субъектов. Они издаются по строго определенному кругу вопросов и не могут противоречить нормативным актам высших органов государственной власти. Однако Банк России не полностью реализует свои нормотворческие полномочия, принимая решения о выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности, и не издавая при этом нормативноправового акта.

    Частные полномочия Банка России прямо не направлены на реализацию публичных полномочий. Банк России наделен правом осуществлять банковские операции и иные сделки, но только для реализации публичных полномочий.

    Цели и функции Банка России

    Центральный банк Российской Федерации (синоним – Банк России) является верхним уровнем банковской системы России. Банк России – пример классического центрального банка страны с рыночно ориентированной экономикой. Конституцией РФ (ст. 75) определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции указывается защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 3 упомянутого Закона, целями деятельности Банка России являются:

  • • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;
  • • развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности.
  • Последняя целевая функция стала мандатом центрального банка в связи с его превращением в единый регулятор.

    В соответствии с особыми функциями, полномочиями и ролью Центрального банка в экономической системе Конституцией РФ (ст. 75) констатируется его исключительный правовой статус. Банк России – это особый публично-правовой институт, обладающий, повторим это еще раз, исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти в прямом понимании; более того, в законе подчеркивается его независимость от всех ветвей власти. Вместе с тем полномочия Центрального банка по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Оптимальной юридической формой для такого статуса является лицо публичного права.

    Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая международные (золотовалютные) резервы, осуществляются самим Банком России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Помимо имущественной, Банк России наделен и финансовой самостоятельностью. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

    По Конституции, Банк России не обладает правом законодательной инициативы. Однако он активно участвует в законодательном процессе – издает собственные правовые акты, производит экспертизу проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся функций Банка России.

    Важным элементом характеристики Банка России является принцип независимости, содержание которого описано выше. Это общий для деятельности центрального банка любой страны принцип. Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 75 Конституции РФ, а также в ст. 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    В соответствии с принципом независимости и автономности государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России – по обязательствам государства. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России.

    В своей деятельности Банк России не подконтролен, но подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ); направляет и отзывает своих представителей в Национальном банковском совете; рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России, доклады по ним Председателя Банка России; проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

    Структура ЦБ РФ включает в себя 79 территориальных учреждений по всей стране. В течение 2020 г. Банк России создаст главные управления по восьми федеральным округам на базе одного из территориальных учреждений ЦБ в соответствующем федеральном округе. Остальные учреждения преобразуются в их отделения. Московское главное территориальное управление ЦБ будет преобразовано в главное управление по Центральному федеральному округу.

    В организационную структуру входит секретариат Председателя Банка России, аппарат Банка России, целый ряд департаментов, управлений и служб. Среди них сводный экономический департамент, департаменты статистики, наличного денежного обращения, национальной платежной системы, бухгалтерского учета и отчетности, лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, банковского надзора, банковского регулирования, надзора за системно значимыми кредитными организациями, операций на финансовых рынках, обеспечения и контроля операций на финансовых рынках, финансовой стабильности, финансового мониторинга и валютного контроля, денежно-кредитной политики, юридический, финансовый, административный, полевых учреждений, информатизации и телекоммуникаций, информационных систем, кадровой политики и обеспечения работы с персоналом, внутреннего аудита, международного сотрудничества и общественных коммуникаций. В структуру Банка России входят также Главная инспекция кредитных организаций, Главное управление недвижимости Банка России, Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России, Главное управление безопасности и защиты информации, Центральный каталог кредитных историй, Пресс- служба Банка России. Помимо этого, в структуру Банка России входит 475 расчетно-кассовых центров, образовательные учреждения и учебно-методические центры.

    Серьезные изменения произошли в 2020 г. в связи с превращением Банка России в интегрированный финансовый регулятор (мегарегулятор) с приданием ему функций контроля за финансовыми рынками. В составе центрального аппарата Банка России созданы шесть департаментов, два главных управления и служба – департаменты развития финансовых рынков, допуска на финансовые рынки, сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций, страхового рынка, коллективных инвестиций и доверительного управления, рынка ценных бумаг и товарного рынка, Главное управление рынка микрофинансирования, Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках, Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

    Банк России является крупным, по мировым меркам, байком – в нем работает более 66 тыс. человек.

    Полномочия и функции цб

    Закрепление статуса Банка России (Центрального Банка Российской Федерации) на конституционном уровне (ст.75 Конституции РФ) характеризует его как один из центральных институтов современного российского государства. Как отметил Конституционный суд РФ в одном из своих решений (Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О, вынесенное в связи с запросом ВС РФ о проверке конституционности части третьей ст. 75 Закона о ЦБ РФ (Банке России) [1] «статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения [2] .

    Таким образом, не являясь органом государственной власти, Банк России наделен полномочиями схожими по полномочиям с органами государственной власти, и во исполнение своих целей вправе применять меры государственного принуждения. При этом свои полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч.2 ст.1 ФЗ «О ЦБ РФ»).

    Как следует из конституционных норм, закрепляющих основные функции Банка России, последний осуществляет защиту и выпуски, национальной валюты. В юридической литературе рассматриваемое конституционное положение подвергается критике. Как отмечает Г.А. Тосунян «конституционная дефиниция содержит изъян. Она не вполне верна, а точнее сказать, устарела в той части, где защита и обеспечение устойчивости рубля обозначены как основная функция Банка России». Профессор Г.А. Тосунян анализируя иностранное законодательство приходит к выводу о том, что основополагающая цель деятельности Банка России – поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране [3] .

    Для достижения этих целей Банк России осуществляет денежно-кредитную политику государства [4] :

    — процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России; операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг); рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков), а также учет и переучет векселей; валютное регулирование, в том числе валютные интервенции (покупка-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);

    — установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы;

    — прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций) — проводятся в исключительных случаях по согласованию с Правительством Российской Федерации.

    Среди основных целей Банка России названы (ст.3 ФЗ «О ЦБ РФ»):

    — защита и обеспечение устойчивости рубля;

    — развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

    — обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

    Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» — в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным [5] .

    Функции ЦБ РФ перечислены в ст. 4 ФЗ «О Центральном банке». К ним относятся:

    1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

    2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

    2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

    3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

    4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

    5) устанавливает правила проведения банковских операций;

    6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

    7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

    8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

    9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);

    10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

    12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

    14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

    15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

    17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

    18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

    18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

    19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

    Из всего объема функций нас, прежде всего, интересует функция банковского надзора. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов – это является главной целью банковского регулирования и надзора. При этом регулирование и надзор имеют установленные законодательством пределы — согласно ст.56 Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Банковский надзор — это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Говоря точнее — это надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями в своей деятельности федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ [6] .

    Уточняя определение банковского надзора, Н.Ю.Ерпылева обращает внимание на то, что надзор (наблюдение) может быть дистанционным и контактным. Кроме того, надзор включает в себя наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациями установленных им нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение предусмотренных банковским правом санкций в случае их нарушения. Цели банковского надзора не имеют самостоятельного значения, а подчинены целям регулирования банковской системы. Значение же банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе [7] .

    Согласно письму ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. №70-Т «О типичных банковских рисках» [8] под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

    Наиболее типичными банковскими рисками, подлежащими банковскому регулированию и надзору, согласно письму ЦБ РФ являются:

    Кредитный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.

    Страновой риск (включая риск неперевода средств) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).

    Рыночный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Рыночный риск включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риск.

    Фондовый риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности (ценные бумаги, в том числе закрепляющие права на участие в управлении) торгового портфеля и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и общими колебаниями рыночных цен на финансовые инструменты.

    Валютный риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым кредитной организацией позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах.

    Процентный риск — риск возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации.

    Риск ликвидности — риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств.

    Операционный риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

    Правовой риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

    несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;

    допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах); несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);

    нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.

    Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.

    Стратегический риск — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление), и выражающихся в неучете или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.

    Таким образом, общей целью банковского надзора является:

    — поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

    — обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

    — защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.

    Банковский надзор – это есть самостоятельное направление государственной деятельности в РФ, определяемое особой сферой его применения – сфера банковской деятельности. Соответственно, актуальным остается определить, что представляет собой банковская деятельность как объект банковского надзора (об этом чуть ниже в нашем исследовании).

    Кроме этого, еще некоторые факторы выделяют банковский надзор из иных государственных функций. А именно:

    — специальный орган банковского надзора, наделенный соответствующими полномочиями в банковской системе (Банк России);

    — определенный круг юридических лиц, признаваемых объектами такого надзора (главным образом, кредитные организации);

    — наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом;

    — специальные санкции, применяемые Банком России в рамках привлечения поднадзорных субъектов к юридической ответственности за допущенные нарушения законодательства [9] .

    Во исполнение рассмотренных целей и задач Банк России наделен широкими полномочиями. Поскольку весь широкий перечень полномочий Банка России не представляется рассмотреть в рамках нашего исследования, имеющего иную цель и задачи, рассмотрим надзорные полномочия ЦБР, на наш взгляд именно данные полномочия являются базисными в современном банковском регулировании.

    Надзорные и регулятивные полномочия Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации.

    Банком России установлены обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. В настоящее время действуют:

    — Положение ЦБР от 16 января 2007 г. N 301-П «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России» [10] ;

    — Указание ЦБР от 14 июля 2005 г. N 1594-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в ЦБР» [11]

    — Указание ЦБР от 17 декабря 2004 г. N 1530-У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета» [12]

    — Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1375-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в ЦБР» [13]

    — Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в ЦБР» [14]

    — Положение ЦБР от 5 января 2004г. №246-П «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности» [15] ;

    — Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» [16] ;

    — Положение ЦБР от 30 июля 2002г. №191-П «О порядке составления и представления консолидированной отчетности» [17] и др.

    Закон закрепляет общее правило о том, что банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц (ст.58 Закона).

    Наряду с правилами проведения операций Банк России вправе устанавливать следующие обязательные нормативы для кредитных организаций:

    — предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

    — максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

    — максимальный размер крупных кредитных рисков;

    — нормативы ликвидности кредитной организации;

    — нормативы достаточности собственных средств (капитала);

    — размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

    — минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

    — нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

    — максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

    Подробным образом обязательные нормативы урегулированы в одноименной Инструкции ЦБР от 16 января 2004г. №110-И «Об обязательных нормативах банков» [18] (с изменениями от 13 августа 2004 г., 18 февраля, 6, 29 июля 2005 г., 20 марта 2006 г.). В указанной Инструкции устанавлены числовые значения и методика расчета следующих обязательных нормативов банков:

    — достаточности собственных средств (капитала) банка;

    — максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

    — максимального размера крупных кредитных рисков;

    — максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);

    — совокупной величины риска по инсайдерам банка;

    — использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

    Также необходимо выделить следующие нормативные акты Банка России, закрепляющие обязательные нормативы:

    — Положение ЦБР от 20 марта 2006 г. N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» [19] ;

    — Указание ЦБР от 22 июня 2005 г. N 1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон» [20] ;

    — Инструкция ЦБР от 31 марта 2004 г. N 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием» [21] ;

    — Указание оперативного характера ЦБР от 17 января 2005 г. N 2-Т «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении» [22] .

    Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами (ст.72 ФЗ «О ЦБ РФ»). В развитие положений Закона действует Положение ЦБР от 10 февраля 2003 г. N 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» [23] . Подчеркнем, что Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.

    В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов действует Указание ЦБР от 6 февраля 2006 г. N 1656-У [24] . О действиях территориальных учреждений Банка России в случае выявления фактов оплаты уставного капитала ненадлежащими активами при рассмотрении вопросов деятельности кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций действует Указание оперативного характера ЦБР от 23 июля 2004 г. N 87-Т [25] .

    Также обратим внимание, что о порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций действует Указание ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-УТакже обратим внимание, что о порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций действует Указание ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-У [26] ; Об особенностях применения ЦБР мер к кредитным организациям после выявления фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов издано письмо ЦБР от 2 июня 2004 г. N 57-Т [27] .

    Наряду с рассмотренными нормативами ФЗ «О ЦБ РФ» устанавливает контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций. Данное требование осуществляются в рамках предусмотренного Федеральным законом «О защите конкуренции» [28] государственного контроля за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг.

    Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их (ст.59 Закона). Подробно вопросы регистрации урегулированы в следующих актах Банка России:

    — Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» [29] ;

    — Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» [30] (с изменениями от 4 октября 2005 г., 10 мая, 11 декабря 2006 г.)

    — Положение ЦБР от 25 октября 2005 г. N 277-П «О Книге государственной регистрации кредитных организаций» [31]

    Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

    Действующее законодательство (ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ «О ЦБ РФ» наделяет Банк России правом устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. В настоящее время действует Указание ЦБР от 9 августа 2004 г. N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» [32] .

    Как закреплено в Указании ЦБР №1486 ответственный сотрудник должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования — опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет.

    Для сотрудников структурного подразделения при тех же требованиях опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, должен составлять не менее шести месяцев, а при отсутствии высшего образования — опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее одного года или опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, не менее одного года.

    Не допускаются к указанным должностям лица имеющие:

    — судимости за совершение преступления из корыстных побуждений или по найму, преступления в сфере экономики и преступлений, предусмотренных ч.2 и 3 ст.146, ст.ст. 205, 205.1, 206, 208 — 210, 221, 222, 226, 227, ч.2 ст.228, ст.ст.228.1, 228.2, 229, 232, 234, 238, 240 — 242, 282.1, 282.2, 285, 289, 290 — 292, 325 — 327.1, 355, 359 Уголовного кодекса РФ;

    — административное правонарушение в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, а также правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5 и ст.ст.19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное течение одного года, предшествовавшего дню назначения на соответствующую должность, а также на момент нахождения в соответствующей должности и установленных вступившим в законную силу соответствующим постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об указанных административных правонарушениях;

    — факты расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с п.7 ст.81 Трудового кодекса РФ в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность.

    Для осуществления надзорных функций Банк России наделен полномочиями по проверке кредитных организаций (ст.73 ФЗ «О ЦБ РФ»).

    О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБР действует Инструкция ЦБР от 25 августа 2003 г. N 105-И [33] (с изменениями от 13 января 2005 г., 27 октября 2006 г.), а также Инструкция ЦБР «Об организации инспекционной деятельности» от 1 декабря 2003 г. N 108-И [34] (с изменениями от 13 января 2005 г., 15 декабря 2006г.).

    Проверки кредитных организаций (их филиалов) могут проводиться по поручению Совета директоров Банка России аудиторскими организациями. Организацию проведения указанных проверок осуществляет Главная инспекция в порядке, установленном нормативными и иными актами Банка России.

    Организация инспекционной деятельности Банка России осуществляется Главной инспекцией и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России (п.1.3 Инструкции №105).

    Уполномоченные представители Банка России проводят два вида проверок кредитных организаций (их филиалов): комплексные и тематические (п.1.4 Инструкции №105).

    Комплексная проверка — проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности. Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней.

    Тематическая проверка — проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности. Тематическая проверка кредитной организации (ее филиала) проводится в срок до 35 рабочих дней.

    По результатам проверки Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

    При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением следующих случаев (ч.5 ст.72 ФЗ «О ЦБ РФ»):

    — если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

    — по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации.

    [1] Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — 2001г. — №2.

    [2] Голубев С.А. Банк России и конституционный контроль // эж-ЮРИСТ — №42 — октябрь 2004 г.

    [3] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») — М.: 2003.

    [4] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев – М.: 2003г.

    [5] Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций. – М.: 2004. – с.42.

    [6] Калантырский Д.Я. Пути совершенствования правового регулирования банковского надзора в Российской Федерации // Юридическая работа в кредитной организации – №1 — 2006 г.

    [7] Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика — №3, 4. — 2005 г.

    [8] Указание оперативного характера ЦБР от 23 июня 2004г. №70-Т «О типичных банковских рисках» // Вестник Банка России — 30 июня 2004г. — №38.

    [9] См. Смирнов Е.Е. Надзор в банковском секторе РФ: тенденции и перспективы (интервью с А.Г. Аксаковым, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, членом Национального банковского Совета ЦБ РФ) // Юридическая работа в кредитной организации — №6 — 2006 г.

    [10] Положение ЦБР от 16 января 2007 г. N 301-П «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России»

    [11] Указание ЦБР от 14 июля 2005 г. N 1594-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 19 августа 2005г. — №44.

    [12] Указание ЦБР от 17 декабря 2004 г. N 1530-У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета» // Вестник Банка России. — 23 декабря 2004г. — №73.

    [13] Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1375-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 18 февраля 2004г. — №14.

    [14] Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 12 февраля 2004г. — №12-13.

    [15] Положение ЦБР от 5 января 2004 г. N 246-П «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности» // Вестник Банка России. — 6 февраля 2004г. — №10.

    [16] Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» // Вестник Банка России. — 4 февраля 2004г. — №7.

    [17] Положение ЦБР от 30 июля 2002 г. N 191-П «О консолидированной отчетности» // Вестник Банка России. — 31 октября 2002г. — №58.

    [18] Инструкция ЦБР от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков» // Вестник Банка России. — 11 февраля 2004г. — №11.

    [19] Положение ЦБР от 20 марта 2006 г. N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» // Вестник Банка России. — 4 мая 2006г. — №26.

    [20] Указание ЦБР от 22 июня 2005 г. N 1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон» // Вестник Банка России. — 27 июля 2005г. — №38.

    [21] Инструкция ЦБР от 31 марта 2004 г. N 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием» // Вестник Банка России. — 19 мая 2004г. — №30.

    [22] Указание оперативного характера ЦБР от 17 января 2005 г. N 2-Т «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении» // Вестник Банка России. — 19 января 2005г. — №2.

    [23] Положение ЦБР от 10 февраля 2003 г. N 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» // Вестник Банка России. — 20 марта 2003г. — №15.

    [24] Указание ЦБР от 6 февраля 2006 г. N 1656-У «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов» // Вестник Банка России. — 15 марта 2006г. — №16.

    [25] Указание оперативного характера ЦБР от 23 июля 2004 г. N 87-Т «О действиях территориальных учреждений Банка России в случае выявления фактов оплаты уставного капитала ненадлежащими активами при рассмотрении вопросов деятельности кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России. — 11 августа 2004г. — №48.

    [26] Указание ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-У «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» // Вестник Банка России. — 30 апреля 2003г. — №23.

    [27] Письмо ЦБР от 2 июня 2004 г. N 57-Т «Об особенностях применения Банком России мер к кредитным организациям после выявления фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов»

    [28] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 31 июля 2006г. — №31. — Ст. 3434.

    [29] Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» // Вестник Банка России. — 10 августа 2005г. — №40.

    [30] Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России. — 20 февраля 2004г. — №15.

    [31] Положение ЦБР от 25 октября 2005 г. N 277-П «О Книге государственной регистрации кредитных организаций»

    [32] Указание ЦБР от 9 августа 2004 г. N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» // Вестник Банка России. — 10 сентября 2004г. — №54.

    [33] Инструкция ЦБР от 25 августа 2003 г. N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 9 декабря 2003г. — №67.

    [34] Инструкция ЦБР от 1 декабря 2003 г. N 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» // Вестник Банка России. — 9 декабря 2003г. — №67.

    Читайте так же:  Договор купли-продажи автомобиля 2020 бланк по наследству

admin