Содержание:
Нужно ли платить транспортный налог с прицепов и полуприцепов, а так же комбайнов, которые стоят на учете у фирмы, которая их сдает
Нужно ли платить транспортный налог за прицеп тяжеловоз (для негабаритных грузов)? И комбайны,которые стоят на учете у фирмы, которая в свою очередь сдает их сельхоз товаропроизводителю?Техника используется для сева,уборки сельхозпродукции.
Транспортные средства, с которых нужно платить налог, перечислены в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Несамоходные наземные транспортные средства, к которым относятся, в частности, прицепы и полуприцепы, в этом пункте не названы. Соответственно, транспортный налог с прицепа платить не нужно.
Комбайны не являются объектом обложения транспортным налогом при одновременном выполнении двух условий:
Таким образом, если фирма, на которую зарегистрированы комбайны, является сельскохозяйственным товаропроизводителем, платить транспортный налог с них не нужно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с прицепов и полуприцепов
Объясняется это следующим. Транспортные средства, с которых нужно платить налог, перечислены в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Несамоходные наземные транспортные средства, к которым относятся, в частности, прицепы и полуприцепы, в этом пункте не названы.*
Такой же точки зрения придерживается и налоговое ведомство (п. 12 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).
2. Ситуация: может ли агропромышленная организация, имеющая сельскохозяйственные машины, применять льготы по транспортному налогу. Деятельность организации не соответствует критериям сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленным в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса
Тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания) не являются объектом обложения транспортным налогом при одновременном выполнении двух условий:*
Перечисленные транспортные средства освобождаются от налогообложения независимо от того, кто использует их в сельскохозяйственной деятельности: собственник транспортного средства или арендатор, занимающийся сельхозпроизводством.*
Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 6 марта 2012 г. № БС-4-11/3637.
При применении этой нормы следует руководствоваться определением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое дано в пункте 1 статьи 3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ. В частности, исключать из налоговой базы по транспортному налогу тракторы, комбайны и специальные автомашины могут организации и предприниматели:*
- которые производят сельхозпродукцию, ее первичную и последующую (промышленную) переработку;
- у которых доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов от общих доходов за календарный год. Этот показатель определяется по итогам года, за который уплачивается транспортный налог.
Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое содержится в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ, содержит более строгие критерии. Однако несоблюдение этих критериев на применение льгот по транспортному налогу не влияет. Их нужно учитывать только при применении единого сельхозналога (п. 5 ст. 346.2 НК РФ), при расчете налога на прибыль и при применении пониженных тарифов страховых взносов (ст. 2.1 Закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ и ч. 2 ст. 57 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Из рекомендации « Кто должен платить транспортный налог »
действительный государственный советник РФ 3-го класса
* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.
Нужно ли платить за прицеп транспортный налог и налог на имущество и подавать соответствующие налоговые декларации?
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ несамоходные прицепы не являются объектом обложения транспортным налогом.
Таким образом, транспортный налог по автомобильному прицепу платить не нужно.
Декларацию по транспортному налогу организация обязана представлять в налоговый орган, поскольку из вопроса понятно, что на организацию зарегистрирован как минимум один автомобиль. Однако включать в налоговую декларацию автомобильный прицеп не следует.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Пунктом 4 ст. 374 НК РФ предусмотрены виды имущества (объекты), не признаваемые объектами налогообложения. В частности, объектами налогообложения не признаются объекты ОС, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС.
Статьей 381 НК РФ предусмотрены налоговые льготы. Так, на основании п. 25 ст. 381 НК РФ освобождены от обложения налогом на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2020 года на учет в качестве ОС, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
— реорганизации или ликвидации юридических лиц;
— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
С 1 января 2020 года налоговая льгота для движимого имущества применяется исключительно по решению региональных властей.
В соответствии с Законом Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2020 года на учет в качестве основных средств, установлена в размере 0% в 2020-2020 годах.
Учитывая, что рассматриваемый прицеп является движимым имуществом, относящимся к пятой амортизационной группе, приходим к выводу, что в 2020-2020 годах налог на имущество организаций со стоимости прицепа платить не нужно. В дальнейшем все будет зависеть от законодательства Московской области.
Стоит отметить, что организация должна подавать в налоговый орган налоговую декларацию по имуществу, отразив в ней налоговую льготу по движимому имуществу.
Транспортный налог — как платить
Виды транспортных средств, с которых нужно платить транспортный налог, перечислены в п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации. К ним относятся самоходные наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и т.д.), воздушные (самолеты, вертолеты и др.) и водные (теплоходы, яхты, катера, моторные лодки, гидроциклы и т.д.) транспортные средства, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Некоторые виды транспорта освобождены от уплаты налога, к ним, в частности, относятся:
— весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л. с.;
— легковые автомобили для инвалидов;
— промысловые морские и речные суда;
— тракторы, самоходные комбайны всех марок, спецмашины (молоковозы, скотовозы и т.д.), используемые сельхозпроизводителями для производства сельхозпродукции;
— транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Полный перечень видов транспортных средств, не облагаемых налогом, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Отметим, что не нужно платить транспортный налог с прицепов и полуприцепов, ведь транспортные средства, облагаемые налогом, перечислены в п. 1 ст. 358 НК РФ. Несамоходные наземные транспортные средства, к которым относятся, в частности, прицепы и полуприцепы, в этом пункте не указаны. Такой же точки зрения придерживается и налоговое ведомство (п. 12 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177).
При этом нужно платить транспортный налог с автопогрузчиков, бурильных установок, самоходных машин и другой специальной техники. Так как транспортным налогом облагаются все транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Поэтому если транспортное средство (в том числе спецтехника, смонтированная на базе грузовых автомобилей, а также самоходные машины, механизмы на гусеничном и пневматическом ходу) зарегистрировано в органах ГИБДД или Ростехнадзора, то налог платить нужно (п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938, Письмо Минфина России от 22 июня 2010 г. N 03-05-05-04/13).
Кроме того, п. 2 ст. 358 НК РФ установлен закрытый перечень транспорта, который не является объектом налогообложения по транспортному налогу. Поэтому транспорт, не учтенный в этом перечне, следует включать в налоговую базу по транспортному налогу. Такого мнения придерживается Минфин России (Письма от 17 августа 2007 г. N 03-05-06-04/35 и от 27 февраля 2004 г. N 04-05-11/21). Поддерживает данную позицию арбитражная практика (Определение ВАС РФ от 28 апреля 2007 г. N 2965/07, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июня 2007 г. N А05-10855/2006-18).
Далее подчеркнем, что транспортные средства федеральных органов исполнительной власти освобождаются от налогообложения, если в структурах этой власти предусмотрена военная служба. К таким структурам, в частности, относятся: Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, внутренние войска МВД России, подразделения ФСБ России и др. Полный перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
Если военная служба в структурах исполнительной власти не предусмотрена, то с принадлежащих им транспортных средств нужно платить транспортный налог. Об этом сказано в Письме Минфина России от 31 октября 2007 г. N 03-05-06-01/126.
В целом платить транспортный налог должны организации, предприниматели и граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). По общему правилу транспортное средство регистрируется на его собственника (п. 20 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 (далее — Правила)).
Организации, которые являются организаторами XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2020 г., не признаются плательщиками транспортного налога в отношении транспортных средств, которые одновременно соответствуют двум критериям:
— принадлежат организациям на праве собственности;
— используются ими в связи с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта. Такой порядок предусмотрен абз. 3 ст. 357 НК РФ.
В свою очередь, в бюджетных организациях платить транспортный налог с автотранспортных средств, составляющих имущество казны, должна организация, на которую:
— возложены функции по управлению и распоряжению имуществом казны;
— зарегистрировано транспортное средство. Об этом сказано в Письме Минфина России от 23 сентября 2009 г. N 03-05-05-04/12.
Некоторые категории граждан и организаций могут быть освобождены от уплаты транспортного налога. Поскольку транспортный налог является региональным, перечень льготных категорий плательщиков должен быть установлен законами субъектов РФ (ст. 356 НК РФ).
Отметим, что может применять льготы по транспортному налогу агропромышленная организация, у которой есть специальные сельскохозяйственные автомашины, даже если показатели деятельности организации не соответствуют критериям сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленным в п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ. Ведь тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания) не являются объектом обложения транспортным налогом при одновременном выполнении двух условий:
— если они используются в сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции;
— если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такой порядок предусмотрен пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.
При применении этой нормы следует руководствоваться определением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ. В частности, исключать из налоговой базы по транспортному налогу тракторы, комбайны и специальные автомашины могут организации и предприниматели:
— которые производят сельхозпродукцию, ее первичную следующую (промышленную) переработку;
— у которых доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70% от общих доходов за календарный год. Этот показатель определяется по итогам года, за который уплачивается транспортный налог.
Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. N 03-05-05-04/05, от 24 декабря 2007 г. N 03-05-05-04/08.
Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое содержится в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, содержит более строгие критерии. Однако несоблюдение этих критериев на применение льгот по транспортному налогу не влияет. Их нужно учитывать только при применении единого сельхозналога (п. 5 ст. 346.2 НК РФ) и при расчете налога на прибыль, а также взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ст. 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ и ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).
Подчеркнем, что нужно платить транспортный налог с транспортного средства, которое является объектом обложения налогом на имущество. Ведь одновременная уплата транспортного налога и налога на имущество не является двойным налогообложением (п. 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О). Поэтому, если транспортное средство подлежит обложению транспортным налогом (ст. 358 НК РФ) и на него не распространяются льготы, с этого объекта нужно платить оба налога.
На практике возникает вопрос: кто должен платить транспортный налог с транспортного средства, находящегося в лизинге, — лизингодатель или лизингополучатель? В целом транспортный налог должна платить та сторона договора лизинга, на которую зарегистрировано транспортное средство (ст. 357 НК РФ). Зарегистрировать транспортное средство, переданное по договору лизинга, можно как на лизингодателя, так и на лизингополучателя. Этот вопрос стороны согласовывают при заключении договора лизинга. Такой порядок следует из п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ и п. 48 Правил. При этом возможен один из двух вариантов.
1. Транспортное средство регистрируется на лизингодателя (п. 48.1 Правил). В данном случае обязанность по уплате транспортного налога возлагается на него как на срок действия договора лизинга, так и по его окончании (если договором не предусмотрен выкуп лизингового имущества).
2. Транспортное средство регистрируется на лизингополучателя. Для этого варианта предусмотрены два способа оформления регистрации автомобиля в ГИБДД:
— при покупке транспортное средство сначала ставится на учет на имя лизингодателя, а затем временно (на срок действия договора) передается и регистрируется за лизингополучателем;
— при покупке транспортное средство сразу регистрируется за лизингополучателем (временно — на срок действия договора) без предварительной регистрации на лизингодателя. Это следует из п. 48.2 Правил.
При этом варианте обязанность по уплате транспортного налога на срок действия договора лизинга возлагается на лизингополучателя только в одном случае — если транспортное средство изначально регистрируется на него (без первоначальной регистрации на лизингодателя). В противном случае налог перечисляет лизингодатель как в течение срока действия договора, так и по его окончании (если договором лизинга не предусмотрен выкуп лизингового имущества). Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 24 марта 2009 г. N 03-05-05-04/01.
После окончания действия договора лизинга транспортное средство, зарегистрированное на лизингополучателя, снимается с временного учета (п. 48.7 Правил). При этом, если лизингополучатель был плательщиком транспортного налога в течение срока действия договора (то есть транспортное средство изначально было зарегистрировано на него), обязанность по уплате налога перейдет к лизингодателю после перерегистрации автомобиля в ГИБДД.
В случае, когда договором лизинга предусмотрен выкуп лизингового имущества по окончании срока действия договора, при уплате транспортного налога учитываются следующие особенности. Если транспортное средство изначально было зарегистрировано только на лизингополучателя (то есть он был плательщиком транспортного налога), то и после окончания договора лизинга обязанность по уплате налога останется за ним. При этом лизингополучатель обязан снять транспортное средство с временного учета и зарегистрировать его на себя на постоянной основе.
Если в период действия договора лизинга плательщиком транспортного налога был лизингодатель, то обязанность заплатить налог появится у лизингополучателя после перерегистрации транспортного средства в ГИБДД. Это следует из положений ст. 357 НК РФ, п. п. 48.4 и 48.7 Правил.
Возможен также вопрос: кто должен платить транспортный налог с транспортного средства, которое было продано, но не снято с регистрационного учета в ГИБДД? В целом плательщиками транспортного налога являются организации и граждане, на которых транспортное средство зарегистрировано (ст. 357 НК РФ). Если транспортное средство остается зарегистрированным на прежнего владельца, то плательщиком налога является его продавец, а не покупатель.
Далее разберем следующую ситуацию: нужно ли платить транспортный налог по автомобилю, не поставленному на учет в ГИБДД или Ростехнадзоре? Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Официальная позиция по этому поводу контролирующими ведомствами не высказывалась. При этом объектами обложения транспортным налогом являются транспортные средства, зарегистрированные в ГИБДД или Ростехнадзоре (п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938). Поэтому платить налог с транспортных средств, которые не поставлены на учет, организация не обязана. Это следует из положений ст. 358 НК РФ. Поскольку транспортные средства, принадлежащие организации, отражаются на балансе, при налоговой проверке не исключены разногласия по поводу налогообложения этого имущества. Инспекция может потребовать уплаты транспортного налога и с незарегистрированных транспортных средств. Результатом таких споров нередко являются судебные разбирательства.
Позиция большинства арбитражных судов по этой проблеме отличается от позиции налоговой службы. Судьи считают, что с транспортных средств, которые не поставлены на учет в ГИБДД или Ростехнадзоре, транспортный налог платить не нужно (Постановления ФАС Центрального округа от 3 апреля 2006 г. N А68-АП-279/12-05, ФАС Волго-Вятского округа от 30 января 2006 г. N А43-16227/2005-35-548, ФАС Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. N А05-13823/2005-31). Однако есть судебные решения, выводы которых совпадают с позицией налоговой службы. Они основаны на том, что регистрация транспортного средства зависит от волеизъявления его собственника или владельца. Поэтому отсутствие такой регистрации не может служить основанием для освобождения от уплаты налога (Постановления ФАС Московского округа от 7 мая 2008 г. N КА-А40/3514-08 и от 31 мая 2006 г. N КА-А41/4543-06, ФАС Западно-Сибирского округа от 28 августа 2007 г. N Ф04-5734/2007(37452-А03-15)).
Подчеркнем, что незарегистрированное транспортное средство эксплуатировать нельзя (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ). За нарушение Правил регистрации транспортных средств предусмотрена административная ответственность. Так, организацию могут оштрафовать на сумму от 1000 до 3000 руб., должностных лиц организации (например, руководителя) — на сумму от 100 до 300 руб. (ст. 19.22 КоАП РФ). Назначить штраф могут органы внутренних дел или Ростехнадзор (ст. ст. 23.3 и 23.35 КоАП РФ).
Также отметим, что нужно платить транспортный налог с автомобилей, которые находятся на консервации. Ведь объектами обложения транспортным налогом являются все зарегистрированные транспортные средства. От уплаты налога освобождены только те транспортные средства, которые указаны в п. 2 ст. 358 НК РФ. Автомобили, которые находятся на консервации, в их число не входят.
При этом не нужно платить транспортный налог за автомобили с транзитными номерами, так как обязанность по уплате транспортного налога возникает только с момента регистрации автомобиля в ГИБДД (ст. 357 НК РФ). Регистрация автомобиля в ГИБДД и выдача знаков «Транзит» являются разными регистрационными действиями (п. 34 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001).
Знак «Транзит» выдается при продаже автомобиля, при перегоне автомобиля из одного места регистрации в другое, в связи с вывозом автомобиля за пределы России и в других случаях, которые предусмотрены Правилами. Выдача знаков «Транзит» при постановке автомобиля на учет в подразделениях ГИБДД законодательством не предусмотрена. Кроме того, свидетельство о регистрации транспортного средства при выдаче знаков «Транзит» не выдается (п. 33.2 Правил).
Таким образом, выдача знака «Транзит» не означает, что автомобиль поставлен на регистрационный учет. Следовательно, обязанности по уплате транспортного налога у его владельца не возникает. Аналогичная точка зрения отражена в Письме Минфина России от 3 июля 2008 г. N 03-05-06-04/39.
Далее отметим, что не нужно платить транспортный налог с автомобиля, который числится в угоне. Так как если факт угона (кражи) транспортного средства подтвержден документально, то оно не является объектом обложения транспортным налогом (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Подтвердить этот факт можно справками органов внутренних дел, которые занимаются расследованиями таких преступлений (п. 17.4 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, абз. 2 п. 5 Правил).
Основанием для прекращения уплаты транспортного налога является подлинник справки об угоне. Однако, если налогоплательщик может представить только копию справки, выданной соответствующим подразделением ОВД, он не лишится права на освобождение от уплаты транспортного налога. В этом случае налоговая инспекция обратится за подтверждением факта угона в подразделение ОВД, указанное в ксерокопии. Такой порядок приведен в Письме ФНС России от 7 апреля 2010 г. N 3-3-07/475.
Если у налогоплательщика нет справки ОВД об угоне транспортного средства, но есть какие-либо другие документы, подтверждающие факт угона, право на освобождение от уплаты транспортного налога ему придется отстаивать в суде (Письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. N 3-3-07/475).
В период розыска (с момента подтверждения факта угона и до возврата автомобиля владельцу либо прекращения (приостановления) уголовного дела) угнанное транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом. При этом месяцы, в которых автомобиль был угнан и возвращен владельцу, включаются в период нахождения транспортного средства у владельца (Письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. N 3-3-07/475).
После прекращения либо приостановления уголовного дела об угоне налогоплательщик имеет право снять угнанный автомобиль с учета в ГИБДД. Для этого необходимо представить в ГИБДД заявление и письмо органов предварительного следствия о приостановлении (прекращении) уголовного дела (абз. 2 п. 5 Правил).
Если расследование по факту угона не приостановлено (не прекращено), а автомобиль не найден, уголовное дело будет прекращено через два года с момента угона (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В таком случае снять автомобиль с регистрации можно будет только по истечении этого срока. До снятия автомобиля с регистрации налогоплательщик должен ежегодно подтверждать факт его угона в целях освобождения от налогообложения. Такой порядок приведен в Письме ФНС России от 7 апреля 2010 г. N 3-3-07/475.
Также отметим, что нужно платить транспортный налог с автомобиля, на который наложен арест. Ведь плательщиками транспортного налога являются организации и граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Начисление налога прекращается с месяца, следующего за тем, в котором транспортное средство было снято с регистрационного учета (п. 3 ст. 362 НК РФ). Иных оснований для прекращения уплаты транспортного налога (кроме угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательство не предусматривает. Таким образом, пока транспортное средство зарегистрировано на организацию, она должна платить за него транспортный налог. Независимо от того, наложен на это имущество арест или нет. Подтверждает такой вывод Письмо ФНС России от 6 апреля 2010 г. N 3-3-06/468.
Нужно платить транспортный налог и с автомобиля, приобретенного для использования в качестве запасных частей, если автомобиль зарегистрирован в ГИБДД, так как объектами обложения транспортным налогом являются все зарегистрированные транспортные средства. От уплаты налога освобождены только те транспортные средства, которые указаны в п. 2 ст. 358 НК РФ. Фактический характер использования автомобиля (разборка на запчасти) не освобождает его от налогообложения. Аналогичная точка зрения отражена в Письме Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-06-04-04/15. Обязанность по уплате транспортного налога прекратится после того, как транспортное средство будет снято с регистрационного учета. Основанием для снятия разобранного автомобиля с учета является его списание с баланса (утилизация). Об этом сказано в п. 5 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001.
Чтобы избежать уплаты транспортного налога с автомобилей, которые приобретены для использования в качестве запчастей, их не следует регистрировать в ГИБДД. Так как организации и граждане обязаны регистрировать в ГИБДД только те транспортные средства, которые предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Об этом сказано в п. 1 Правил. Если автомобиль изначально приобретен для использования в качестве запчастей, то ставить его на регистрационный учет не нужно. В этом случае организация не сможет эксплуатировать его в качестве транспортного средства, следовательно, этот автомобиль не будет объектом обложения транспортным налогом.
Также нужно коммерческой организации платить транспортный налог с автомобилей, приобретенных для использования в режиме «тест-драйв» (для проведения показательных выездов). Так как объектами обложения транспортным налогом являются все зарегистрированные транспортные средства (ст. 358 НК РФ). Те транспортные средства, которые освобождаются от налогообложения, указаны в перечне, приведенном в п. 2 ст. 358 НК РФ. Автомобили, которые используются в режиме «тест-драйв», в этот перечень не входят.
Нужно платить транспортный налог и с автомобилей, которые находятся в длительном ремонте (в течение нескольких месяцев), например после ДТП. Ведь объектами обложения транспортным налогом являются все зарегистрированные транспортные средства (ст. 358 НК РФ). Те транспортные средства, которые освобождаются от налогообложения, указаны в перечне, приведенном в п. 2 ст. 358 НК РФ. Автомобили, которые находятся в ремонте, в их число не входят. Транспортный налог за ремонтируемые автомобили можно не платить только в том случае, если они сняты с регистрационного учета (Письмо Минфина России от 3 июля 2008 г. N 03-05-06-04/39). Такой подход подтверждает и арбитражная практика (Определение ВАС РФ от 14 ноября 2007 г. N 14553/07, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 г. N А56-50465/2006, ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. N Ф09-8501/07-С3).
Также отметим, что коммерческая организация должна платить транспортный налог, даже если зарегистрированный на нее автомобиль она внесла в качестве вклада по договору простого товарищества. Ведь плательщиками транспортного налога являются организации и граждане, на которых транспортное средство зарегистрировано (ст. 357 НК РФ). Поэтому до тех пор, пока зарегистрированное в организации транспортное средство не будет снято с учета в ГИБДД или Ростехнадзоре, она обязана платить налог. И тот факт, что машина передана в качестве вклада по договору простого товарищества и является общей долевой собственностью товарищей, значения не имеет (п. 1 ст. 1043 ГК РФ и ст. 357 НК РФ).
Транспортный налог на прицеп к легковому автомобилю и трактору
Последнее обновление 2020-02-22 в 13:35
Нужно ли платить транспортный налог на прицепы и полуприцепы? В условиях повышения налоговой нагрузки на плательщиков — и на обычных граждан, россияне обращают внимание на все тонкости фискального законодательства и ищут правовые нормы, позволяющие уменьшить их бремя. Действует ли налог за прицеп на легковую машину, рассмотрим в статье.
Нужно ли платить транспортный налог на прицеп и полуприцеп?
Транспортным налогом облагаются граждане, индивидуальные предприниматели и фирмы, если на них зарегистрированы машины и другие виды средств передвижения, признаваемые объектами по ст.358 НК РФ.
Разница в обложении этих 3 категорий в том, что граждане полностью освобождены от обязанности сообщать о своем имуществе и считать по нему налоги. Исключение — ошибки в письме от ИФНС или его отсутствие: в этом случае гражданину придется разбираться и документально подтверждать ошибочность сведений налогового органа.
Прицеп не облагается транспортным налогом на уровне федерального законодательства — вам не нужно смотреть региональные акты. Более того — вам не нужно подавать какие-либо документы в ИФНС. Ведь инспекции получают сведения непосредственно от органов, регистрирующих ТС — от ГИБДД, ГИМС, технадзора и пр. Таким образом, налоговый орган уже знает, какими параметрами обладает ваше имущество.
Не взимается транспортный налог и на тракторный прицеп, и на бортовой полуприцеп, поскольку они тоже не самоходные средства передвижения.
Если же вы получили письмо от ИФНС с таким уведомлением, где объектом обложения числится прицеп или полуприцеп:
то вам нужно обратиться в свою налоговую и дать пояснения. Возьмите с собой документы, подтверждающие, что отсутствует объект обложения. Также вы можете обратиться в ведомство в онлайн-режиме:










В «Личном кабинете»:
- Перейдите в раздел жизненных ситуаций.
- Здесь откройте специальную услугу и опишите, какой налог на прицеп к легковому автомобилю вам прислали, — постарайтесь указать больше точных сведений: номер уведомления, дату, дату получения письма и ваши личные данные. Дайте ссылку на ст.358 НК РФ и напишите, что транспортный налог со прицепа не платится.
- Налог на прицеп к легковому автомобилю в 2020 году не платится.
- Если вы получили письмо от налоговой на прицеп, немедленно обратитесь в ИФНС и сообщите, что произошла ошибка.
- Для обращения можно использовать онлайн-сервисы сайта ФНС России.
- О1 — прицепные устройства, способные транспортировать груз весом до 0,75 тонн.
- О2 — прицепы с грузоподъемностью от 0,75 до 3,5 тонн.
- Пружинной или рессорной (зависимые).
- Торсионной, рычажно-пружинной или резино-жгутовой (независимые).
- Вес нагруженного прицепного устройства должен быть до 750 кг.
- Масса машины и прицепа не превышает 3,5 тонн.
- Мотоциклы, машины, снегоходы, мопеды, автобусный транспорт и прочая техника.
- Водный транспорт — гидроцикл, катер, яхта, теплоход и прочие.
- Воздушный транспорт — самолеты, вертолеты и так далее.
- Лодки с мотором, имеющим мощность до 5 л.с.
- Весельные судна.
- ТС, которые украдены и разыскиваются полицией.
- Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью.
- С/х техника, а именно тракторы, комбайны и прочая.
- Нужно ли регистрировать прицепное устройство? В 2020 году это обязательно. Изделие регистрируется по месту проживания хозяина, но не позже, чем через 5 суток с момента покупки, оформления на таможне или снятия с учета. Если прицеп продается в розницу, на него составляется ПТС и выдается ДКП. В паспорте указываются сведения о марке и модели прицепа, ВИН-код, дата выпуска, вес и номера (рамы и кузова). Правоустанавливающим документом является ДКП. После завершения регистрации владелец получает номер и регистрационное свидетельство.
- Стоит ли проходить техосмотр?Прохождение техосмотра является обязательным для прицепа, а периодичность проверки составляет раз в два года. Это условие актуально, если с момента выпуска изделия прошло до пяти лет. Если больше, то проверка проводится ежегодно.
- Нужна ли страховка? Оформлять страховой полис на прицеп не нужно.
- объект будет использоваться в производственной или управленческой деятельности организации или сдаваться за плату во временное пользование;
- срок использования объекта превышает 12 месяцев;
- не предполагается последующая перепродажа объекта;
- объект способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем.
- Основных средств по первоначальной стоимости, которой будет сумма фактических затрат на приобретение ОС и связанных с его приобретением дополнительных расходов (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов) (п. 8 ПБУ 6/01). Стоимость ОС погашается посредством начисления амортизации в течение срока его полезного использования способом, закрепленным в учетной политике, с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету в качестве основного средства (п. 17, п. 18, п. 19, п. 20 ПБУ 6/01).
- МПЗ по фактической себестоимости, которая равна сумме фактических затрат на их приобретение (без учета НДС), с обеспечением надлежащего контроля за их движением (п. 5 ПБУ 6/01, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01). При вводе прицепа и прицепного устройства в эксплуатацию их стоимость единовременно списывается на расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99).
Как правило, ответ будет выдан вам в течение 30 дней.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!
(1 оценок, средняя: 5,00)
Нужно ли платить транспортный налог на прицеп?
Все типы автотранспорта, с которых взимается налог на транспорт, перечислены в статье 358 НК РФ «Объект налогообложения». У многих автолюбителей помимо авто есть прицеп, который также имеет свой регистрационный номер. Поэтому для них актуальным становится вопрос, платится ли транспортный налог с прицепа?
Прицеп и полуприцеп – правила регистрации и учета
Прицеп и полуприцеп не являются самостоятельными средствами передвижения или перевозки грузов и пассажиров. Они относятся к вспомогательным транспортным средствам, которые могут передвигаться только с помощью основного самоходного транспорта. Поэтому не удивительно, что возникает вопрос, нужно ли платить транспортный налог на прицеп. Они так же, как и транспортное средство проходят следующие законодательно предусмотренные процедуры:
регистрация в ГИБДД;
Получение регистрационной записи прицепа в ГИБДД – это обязательная процедура, которая проводится в отношении всех транспортных механизмов. Она должна быть проставлена не позже 10 суток с момента покупки, снятия с учета либо процедуры таможенного оформления. Для регистрации требуется предъявить документ, подтверждающий право собственности движимым имуществом, где указываются следующие сведения:
После регистрации объекта собственнику выдается номер и свидетельство.
Что касается техосмотра, в этом случае, прицепу необходимо проходить его:
один раз в два года (при условии, что с года его выпуска прошло менее 5 лет);
один раз в год (при условии, что с года его выпуска прошло более 5 лет).
Несмотря на то, что прицеп с автомобильной техникой имеет общие законодательные правила учета и регистрации, транспортный налог на прицепы и полуприцепы платить не нужно.
Начисляется ли транспортный налог?
Основываясь на налоговое законодательство РФ, можно утверждать, что обязательным налоговым платежом облагаются самоходные и несамоходные виды транспорта, к которым относятся:
Однако в их перечень не входят прицепы и полуприцепы, поэтому следует вывод, что транспортный налог на прицеп не начисляется. Также ссылаясь на Методические рекомендации по утвержденному приказу МНС РФ № БГ-3-21/177 пункт 12 раздела 4 следует утверждение, что прицепы и полуприцепы считаются передвижными установками, выполняющими производственные функции. Относятся к основным фондам и учитываются на соответствующих субсчетах предприятия.
Как уже отмечалось выше, прицепы и полуприцепы не входят в перечень пункта 1 статьи 358 НК РФ, соответственно и не подлежат налогообложению. Данное утверждение распространяется на все виды прицепов, независимо от их массы, объема и формы собственности.
Иногда налоговики в силу своей неопытности либо недобросовестности начисляют владельцам транспортный налог, тем более что для собственников прицеп является транспортом. Поэтому вопрос начисляется ли транспортный налог на прицепы у них не вызывает никаких сомнений, они уверенны, что ответ положительный.
Если случилось так, что налоговая предъявляет претензии по уплате налога, каждому собственнику прицепов следует обратиться к законодательству РФ и направить в письменном виде жалобу в соответствующие органы для разрешения споров.
Транспортный налог на прицеп к легковому автомобилю — вид регулярного платежа, который многие автовладельцы считают обязательным. Но так ли это? В законах РФ указано, что налогообложение в отношении транспорта применяется сразу после покупки и оформления машины. Особенности и сроки выплаты, размер налога, а также вариант предоставления отчета устанавливается для каждого региона персонально. Но если с автомобилями все понятно, как быть с прицепами — платить за это имущество транспортный налог или в этом нет необходимости. Рассмотрим эти моменты более подробно.
Чтобы разобраться в вопросе налогообложения, важно понимать суть такого вида транспорта. Прицеп — это ТС без мотора, предназначенное для применения в комплексе с другим автомобилем (должен оборудоваться двигателем). Главное назначение прицепа заключается в транспортировке дополнительного груза. Указанное определение также распространяется на полуприцепы и прицепы типа «роспуски».
По назначению такие конструкции бывают нескольких видов — грузовыми, специальными (для перевозки разной техники), а также прицепы в виде «дач». Еще одна классификация подразумевает деление на две категории по весу перевозимого груза:
Конструктивно прицеп состоит из кузовной и равной части, а также дышла и подвески. Один из основных элементов — дышло, имеющее I-образную или A-образную форму, зафиксированное на раме (в передней части). В состав этого элемента входят тросы для страховки, сцепной узел, а также специальная подставка (если она предусмотрена в конкретной модели).
В зависимости от конструкции прицепы бывают 1-но и 2-осными. Что касается подвески, она бывает:
Некоторые модели прицепов имеют тормозную систему, в том числе ручник.
Чтобы управлять автомобилем с прикрепленным к нему прицепом, водитель должен иметь права категории B. Здесь имеется два условия:
Если рассмотренные требования нарушены (одно или другое), водитель должен иметь права с категорией «E». Отдельное внимание нужно уделить специальному прицепному устройству (фаркопу), которое можно поставить на любое транспортное средство. В случае, когда на транспорте еще нет такого изделия, нужно установить его, а после подключить световые приборы (габаритные огни, стопы, поворотники).
За какой транспорт нужно платить налог?
Налогообложение касается следующих ТС:
Транспортный налог не касается некоторых видов ТС, а также автовладельцев, относящихся к льготной категории. Если говорить о транспорте, налогообложению не подлежат:
С учетом сказанного легко сделать вывод, что транспортный налог на легковой прицеп не выплачивается, ведь такой тип ТС не входит в перечень наземного. Иными словами, прицепное устройство не входит в список налогооблагаемого транспорта.
При рассмотрении вопроса, касающегося прицепов, важно учесть еще ряд особенностей. В частности, груз в прицепном ТС не должен выходить за габариты сзади более, чем на 2 м, а по ширине — 2,55 м. Суммарная высота изделия и груза должна быть до 4 м от поверхности дорожного покрытия.
Если груз выходит за габариты сзади более чем на 100 см или по бокам более 40 см, требуется крепить знак «Крупногабаритный груз». Если транспорт перемещается ночью, в передней части нужно крепить осветительное устройство или белый отражатель, а сзади фонарь или красный отражатель.
По законодательству в прицепном устройстве разрешено перевозить только грузы, а транспортировка людей исключена. Кроме того, нельзя перевозить изделия, отличающиеся легкостью воспламенения и взрывоопасностью. К таким предметам можно отнести газовый баллон, а также канистру с топливом. Если инспектор обнаруживает нарушение, он вправе оштрафовать автовладельца и даже задержать транспорт.
Стоит выделить еще один важный момент. Транспортируемый груз не должен препятствовать движению, ухудшать обзорность или влиять на устойчивость машины. Кроме того, нельзя, чтобы объект закрывал световые приборы, знаки регистрации или опознания ТС.
В завершении рассмотрим вопросы и ответы, которые интересуют автовладельцев, имеющих в распоряжении прицеп:
Зная особенности эксплуатации прицепа, можно исключить потерю времени и денег. При этом сведений в статье достаточно, чтобы сделать главный вывод — платить транспортный налог на прицеп не нужно.
Полуприцеп транспортный налог
Дата публикации 13.05.2020
Организация приобрела прицеп для автомобиля и прицепное устройство к нему общей стоимостью менее 40 000 руб. Прицеп поставлен на учет в ГИБДД, номерной знак получен. Как учесть этот прицеп в бухгалтерском учете? В каком порядке за него уплачивается транспортный налог?
Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства при одновременном выполнении в отношении него следующих условий (п. 4 ПБУ 6/01):
Активы, соответствующие критериям основных средств, стоимость которых находится в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (МПЗ) (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).
Таким образом, в зависимости от учетной политики прицеп и прицепное устройство могут быть учтены в составе:
Несамоходные прицепы не являются объектом обложения транспортным налогом (п. 1 ст. 358 НК РФ, письмо Минфина России от 16.02.2011 № 03-05-05-04/03). Поэтому транспортный налог по несамоходному прицепу уплачивать не надо.