Пошлина не мазут

«Роснефть» выступила против повышения пошлин на мазут с 2017 года

«Роснефть» попросила правительство отложить введение с 2017 г. экспортной пошлины на темные нефтепродукты в размере 100% от пошлины на нефть, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к одному из министерств. Отложить нужно больше чем на год, считает компания, так как она не успела модернизировать НПЗ и до сих пор выпускает много мазута, объясняет один из них.

Минэнерго получило поручение правительства проработать этот вопрос, работа продолжается, сообщил представитель министерства. Минэкономразвития подготовило позицию и направило ее в ответственное ведомство – Минэнерго, отметил представитель Минэкономразвития, не раскрывая позицию. Минфину об инициативе «Роснефти» не известно, сказал его представитель. Представители вице-премьера Аркадия Дворковича и «Роснефти» отказались от комментариев.

«Роснефть» остается одним из лидеров по производству мазута в России, пишут аналитики Deutsche Bank. В 2020 г. компания снизила его производство на 5,5% год к году до 26,6 млн т, но мазут по-прежнему занимает почти треть всей ее переработки и вместе с дизелем (26,2 млн т в 2020 г.) является основным продуктом. В России производство мазута в 2020 г. снизилось на 8% до 72 млн т.

100% пошлины на мазут планировалось ввести с 2020 г. в рамках большого налогового маневра. Это должно было снизить производство мазута, которое с 2005 по 2020 г. выросло почти на 40% до 78 млн т, причем 62 млн т из них компании экспортировали. Но возник риск, что компании резко сократят переработку, что приведет к дефициту топлива на внутреннем рынке. Повышение пошлины растянули: в 2020 г. она выросла с 66 до 76% от экспортной пошлины на нефть, в 2016 г. – до 82%, с 2017 г. должна была составить 100%.

Год назад «Роснефть» представила программу модернизации НПЗ стоимостью 466 млрд руб., но теперь откладывает инвестиции из-за снижения маржи переработки, по которой ударил налоговый маневр, говорится в обзоре Deutsche Bank. Масштабных инвестиций в переработку уже не будет: компания выполнила обязательство по переходу на выпуск топлива класса «Евро-5» и теперь будет инвестировать, исходя из экономической целесообразности, объяснял в июне на телефонной конференции вице-президент «Роснефти» по переработке Дидье Касимиро.

Из-за роста пошлин на темные нефтепродукты «Роснефть», как один из лидеров производства мазута, больше всех может пострадать из-за своего решения сэкономить на модернизации переработки, заключает в отчете Deutsche Bank. С этого года «Роснефть» планирует существенно увеличить капвложения в добычу в России, а не в модернизацию НПЗ, так как в 2020 г. ей нужно будет поставить в Китай дополнительные 15 млн т нефти, объясняет аналитик UBS Максим Мошков. Инвестиции «Роснефти» в 2016 г. планируются в 922 млрд руб. (+40% к 2020 г.).

Экспортная пошлина на темные нефтепродукты рассчитывается от экспортной пошлины на нефть, а она, в свою очередь, снижается в следующем году с 42 до 30%, напоминает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Это значит, что в абсолютном значении в 2017 г. пошлина на темные нефтепродукты в любом случае снизится либо на $3 до $84 за тонну при ставке в 100%, либо на $18 до $69 за тонну при сохранении ставки в 82% (при цене на нефть $50/барр.), объясняет он. При сохранении пошлины на темные нефтепродукты EBITDA «Роснефти» в сегменте переработки вырастет на $650 млн, оценивает Мошков.

С 2020 г. средняя маржа переработки в России упала в 4 раза до примерно $3 на баррель, в том числе из-за снижения цен на нефть, в этих условиях перенос 100% пошлины на темные нефтепродукты нужно анализировать, говорит Борисов. Надо очертить круг НПЗ, которые могут сократить объем переработки, и то, как это отразится на региональных балансах нефтепродуктов, заключает эксперт. Откладывать повышение пошлины на темные нефтепродукты нельзя, настаивает представитель Минфина. У компаний была двухлетняя отсрочка, причем в 2020 г. предполагалось рассчитывать пошлину на темные нефтепродукты от 60% пошлины на нефть, а с 2017 г. пошлина на нефть упадет вдвое, объясняет он.

Представитель «Газпром нефти» отказался от комментариев, представители «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Башнефти» в воскресенье на запросы не ответили.

Экспортная пошлина на мазут в России повышена с первого января

МОСКВА, 1 янв – РИА Новости/Прайм. Экспортная пошлина на мазут в РФ с 1 января 2017 года повышена до 100% от экспортной пошлины на нефть, как предусмотрено налоговым маневром в нефтяной отрасли, который реализуется в России с 2020 года.

Так, с 1 января снижается ставка экспортной пошлины на нефть на 30%, ставки пошлин на светлые нефтепродукты снижаются (для бензинов и дизтоплива — до 30% от нефтяной к 2017 году, для нафты — до 55%). Согласно расчетам Минфина, пошлина на экспорт нефти из РФ, которая рассчитывается ежемесячно, в январе 2017 года снизится на 12,5%, или на 11,3 доллара, — до 79,1 доллара за тонну с 90,4 доллара за тонну в декабре.

Ввести экспортную пошлину на мазут в размере 100% от пошлины на нефть планировалось в рамках налогового маневра с 2020 года, но нефтекомпании не успевали с введением новых мощностей, которые повысили бы глубину переработки нефти. Минэнерго и Минфин согласовали компромиссный вариант, согласно которому повышение пошлины на мазут производится поэтапно (до 100% с 2017 года).

По словам замглавы Минфина Ильи Трунина, в следующем году правительству предстоит обсудить еще один вариант налогового маневра, предусматривающий постепенную отмену экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с соразмерным повышением НДПИ, корректировкой акцизов на нефтепродукты, а также введением «отрицательных» акцизов в качестве компенсации для перерабатывающих компаний.

Ряд экспертов опасается, что снижение экспортных пошлин может вызвать рост цены на нефть на внутреннем рынке, так как компаниям становится выгоднее увеличить поставки сырья на экспорт, а не продавать в России. Например, директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов подсчитал, что снижение экспортных пошлин с 42% (в 2016 году) до 30% (в 2017 году) может привести к увеличению цены нефти на внутреннем рынке (при мировой цене на уровне 50 долларов за баррель) примерно на 1,4 тысячу рублей за тонну.

Ставки вывозных таможенных пошлин (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Ставки вывозных таможенных пошлин

Стороны, участвующие в Договоре о зоне свободной торговли (Санкт-Петербург, 18 октября 2011 г.), не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к названному Договору

Ставка вывозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в российских рублях, либо в евро, либо в долларах США)

Рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304:

— лососевые, за исключением печени, икры и молок:

— — тунец синий, или обыкновенный, и тунец тихоокеанский голубой (Thunnus thynnus, Thunnus orientalis):

— — — тунец синий, или обыкновенный (Thunnus thynnus), прочий

из 0302 99 000 9

тунца синего, или обыкновенного (Thunnus thynnus)

Пшеница и меслин:

— — — пшеница мягкая и меслин

50 — 6,5 тыс. рублей за 1 тонну, но не менее 10 рублей за 1 тонну**

Семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые:

Читайте так же:  Госпошлина на выдачу повторного свидетельства о рождении

— семена рапса, или кользы, с низким содержанием эруковой кислоты:

6,5, но не менее 11,4 евро за 1000 кг

Семена подсолнечника, дробленые или недробленые:

— — лущеные; в лузге серого цвета и с белыми полосками

6,5, но не менее 9,75 евро за 1000 кг

руды и концентраты вольфрамовые

Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических:

— — для использования в качестве топлива

— — для прочих целей

нефть сырая кроме:

— газовый конденсат природный:

— — газовый конденсат стабильный плотностью при 20 °С не менее 650 , но не более 850 , и с содержанием серы не более 1,0 мас.%

— — нефть сырая плотностью при 20°С более 887,6 , но не более 994 и с содержанием серы не менее 0,015 мас.%, но не более 3,47 мас.%(8)

— — нефть сырая плотностью при 20°С не менее 694,7 , но не более 980 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 5 мас.%(10)

9,0 доллара США за 1000 кг

— — нефть сырая плотностью при 20°С не менее 694,7 , но не более 887,6 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.%(8)

0 долларов США за 1000 кг

Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты:

— нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов:

2710 12 110 —
2710 12 250 9,
2710 12 900 2,
2710 12 900 8,
из 2710 20 900 0

49,8 доллара США за 1000 кг

тримеры и тетрамеры пропилена

2710 12 310 0,
2710 12 700 0,
2710 19 110 0 —
2710 19 350 0
из 2710 20 900 0

27,2 доллара США за 1000 кг

Информация Минэкономразвития РФ от 19 августа 2020 г.

2710 19 421 0 —
2710 19 480 0,
2710 20 110 0 —
2710 20 190 0

2710 12 411 0 —
2710 12 590 0,
из 2710 20 900 0

2710 19 510 1 —
2710 19 680 9,
2710 20 310 1 —
2710 20 390 9

90,7 доллара США за 1000 кг

2710 19 710 0 —
2710 19 980 0,
из 2710 20 900 0

масла смазочные; прочие

2710 91 000 0 —
2710 99 000 0

Газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие:

2711 12 —
2711 19 000 0

сжиженные углеводородные газы

— в газообразном состоянии:

вазелин и парафин,

0 доллара США за 1000 кг

Кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород:

5,8 доллара США за 1000 кг

2713 20 000 0 —
2713 90 900 0

— — этан, бутан, изобутан

— циклоалканы, циклоалкены и циклотерпены:

2902 41 000 0 —
2902 43 000 0

Необработанные шкуры крупного рогатого скота (включая буйволов) или животных семейства лошадиных (парные или соленые, сушеные, золеные, пикелеванные или консервированные другим способом, но не дубленые, не выделанные под пергамент или не подвергнутые дальнейшей обработке), с волосяным покровом или без волосяного покрова, двоеные или недвоеные:

— целые шкуры, недвоеные, каждая массой не более 8 кг в сухом состоянии, 10 кг в сухосоленом или 16 кг в парном, мокросоленом или ином консервированном виде:

— — сушеные или сухосоленые

— целые шкуры массой более 16 кг:

— прочие, включая чепраки, получепраки и полы

Необработанные шкуры овец или шкурки ягнят (парные или соленые, сушеные, золеные, пикелеванные или консервированные другим способом, но не дубленые, не выделанные под пергамент или не подвергнутые дальнейшей обработке), с шерстным покровом или без шерстного покрова, двоеные или недвоеные, кроме исключенных примечанием 1в к данной группе:

— с шерстным покровом:

— без шерстного покрова:

Прочие необработанные шкуры (парные или соленые, сушеные, золеные, пикелеванные или консервированные другим способом, но не дубленые, не выделанные под пергамент или не подвергнутые дальнейшей обработке), с волосяным покровом или без волосяного покрова, двоеные или недвоеные, кроме исключенных примечанием 1б или 1в к данной группе:

Дубленая кожа или кожевенный краст из шкур крупного рогатого скота (включая буйволов) или животных семейства лошадиных, без волосяного покрова, двоеные или недвоеные, но без дальнейшей обработки:

— — нешлифованные лицевые недвоеные; лицевые двоеные:

— — — из целых шкур крупного рогатого скота (включая буйволов), площадь поверхности которой не превышает 2,6 (28 квадратных футов)

— — — — крупного рогатого скота (включая буйволов):

10, но не менее 206 евро за 1000 кг

из целых шкур телят индийского зебу, без головы и ног, или с головой и ногами, каждая нетто-массой не более 4,5 кг, растительного дубления, без дальнейшей обработки или подвергнутая определенной обработке, но явно непригодная к непосредственному использованию для производства кожевенных изделий

10, но не менее 90 евро за 1000 кг

— — — из целых шкур крупного рогатого скота (включая буйволов), площадь поверхности которой не превышает 2,6 (28 квадратных футов):

— — — — из целых шкур телят индийского зебу, без головы и ног, или с головой и ногами, каждая нетто-массой не более 4,5 кг, растительного дубления, без дальнейшей обработки или подвергнутая определенной обработке, но явно непригодная к непосредственному использованию для производства кожевенных изделий

— — — — — из целых шкур, площадь поверхности которой превышает 2,6 (28 квадратных футов)

Дубленая кожа или кожевенный краст из шкур овец или шкурок ягнят, без шерстного покрова, двоеные или недвоеные, но без дальнейшей обработки:

— во влажном состоянии (включая хромированный полуфабрикат):

во влажном состоянии (включая хромированный полуфабрикат)

— в сухом состоянии (краст):

— — из шкур индийской грубошерстной овцы, растительного дубления, подвергшихся или неподвергшихся определенной обработке, но явно непригодных к непосредственному использованию для производства кожевенных изделий

10, но не менее 70 евро за 1000 кг

Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные:

— обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами:

бревна из древесины хвойных пород, любой степени пропитки, не менее 6 м, но не более 18 м в длину и с окружностью комеля более 45 см, но не более 90 см

из 4403 11 000 1

столбы из древесины хвойных пород для линий связи или электропередачи, круглого сечения, окоренные на окорочном станке с полным удалением луба до ровной поверхности, торцы запилены под прямым углом к оси и/или заострены, длиной не менее 6 м и не более 13,05 м, с диаметром торцов не менее 125 мм и не более 350 мм, пропитанные по всей поверхности маслянистыми защитными средствами на основе каменноугольного масла, или сланцевого масла, или антраценового масла или пропитанные по всей поверхности водорастворимыми защитными средствами на основе меди и/или хрома, с глубиной пропитки защитным средством (толщина слоя древесины, содержащего защитное средство) не менее 15 мм

15 евро за 1

Постановление Правительства РФ от 30 августа 2020 г. N 754

из 4403 11 000 9

Об этом премьера Владимира Путина предупредил менеджер ЛУКОЙЛа

Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун выступил с критикой повышения к 2020 году экспортной пошлины на мазут до запретительного уровня. С этим предложением недавно выступил премьер Владимир Путин. По мнению господина Федуна, увеличение пошлины на мазут приведет к снижению объема переработки в России и сокращению предложения бензина на 5 млн тонн.

Читайте так же:  Лицензия и право использования программы учета

России, скорее всего, придется отказаться от идеи введения заградительных пошлин на темные нефтепродукты в 2020 году. Такое мнение высказал вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, выступая на форуме «Россия зовет!». По мнению топ-менеджера, запретительная экспортная пошлина сделает нерентабельной работу около полутора десятков НПЗ, общий объем переработки которых оценивается в 33 млн тонн нефти в год. Остановка этих заводов «может привести к потере до 5 млн тонн бензина»,— заявил господин Федун, отметив, что по прогнозам компании рост потребления бензина в России в ближайшие годы составит 4–4,5% в год. По его мнению, разовое выбытие перерабатывающих мощностей приведет и к дефициту на рынке авиационного керосина.

Напомним, что вопрос о повышении экспортной пошлины на мазут до запретительного уровня предлагался Минэнерго и обсуждался параллельно с новым налоговым режимом «60–66». Введенный с 1 октября режим «60–66» устанавливает единую ставку экспортных пошлин на нефтепродукты, при этом ставка экспортной пошлины на мазут вырастает с 35% до 66% от нефтяной. Целью повышения пошлин была ликвидация «технологического офшора» (первичная переработка нефти для экспорта по низким для нефтепродуктов ставкам экспортной пошлины). Минэнерго еще на стадии обсуждения основных направления развития отрасли в начале 2011 года предлагало более резкое повышение экспортной пошлины на мазут, нежели предполагалось в рамках режима «60–66», но натыкалось на противодействие нефтяников. Точку в споре поставил премьер Владимир Путин. «В затянувшейся дискуссии о выравнивании пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты нужно поставить точку, я предлагаю начать постепенное сближение уровней пошлин. В течение двух недель прошу обеспечить внесение в правительство РФ проектов соответствующих решений: с 2020 года нужно выйти на равные ставки по мазуту и сырой нефти»,— заявил Владимир Путин на июльском совещании по проблемам нефтяной отрасли в Киришах.

«Мы столкнемся с ручным управлением, когда каждой компании будет ставиться задание, чтобы выполнить обеспечение баланса и работу транспортной инфраструктуры в РФ»,— предупреждает Леонид Федун.

Эксперты не столь категоричны. Как пояснил “Ъ” директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, названная господином Федуном цифра в 5 млн тонн бензина, который может уйти с рынка в случае увеличения пошлин на мазут, кажется фантастической. Эксперт не исключает некоторого снижения нефтепереработки после введения запретительных пошлин на мазут, но уверен, что оно не будет слишком значительным: обязательства компаний по объемам поставок на внутренний рынок и по срокам модернизации прописаны в соглашениях с правительством. Кроме того, повышение экспортной пошлины на мазут приведет к снижению его цены и увеличению его предложения на внутреннем рынке, что также должно стать дополнительным стимулом для нефтяников модернизировать производство, чтобы использовать мазут как сырье для дальнейшей переработки, то есть увеличивать глубину переработки нефти.

Мазут «утек» мимо таможни. Но через два года вернулся – вдвойне

29 Августа 2020

Компания-декларант возместила двукратный размер неуплаченных вывозных пошлин и оплатила штраф

Сотрудники Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) ФТС России выявили факт незаконного вывоза в Румынию мазута общей стоимостью 68 млн рублей, сообщает пресс-служба ЦЭТ.

Нарушение было совершено еще два года назад – в 2017-м. Тогда новороссийская транспортная компания вывезла через порт Новороссийск мазут под видом смеси ароматических углеводородов, не облагаемых вывозной таможенной пошлиной. Таким образом, бюджету был нанесен ущерб в размере 7,6 млн рублей.

По данному факту в отношении ответственного сотрудника компании-экспортера возбуждено уголовное дело по статье «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». На саму же фирму завели административное дело по статье «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».

Уголовной ответственности сотрудник новороссийской компании смог избежать. Так как у него имелись смягчающие вину обстоятельства. При вынесении окончательного решения был учтен тот факт, что подобное правонарушение он совершил впервые. В то время как фирма-декларант от ответственности не ушла. Ей пришлось перечислить в бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы ущерба, а также оплатить штраф. В итоге, в бюджет поступило 27,6 млн рублей.

Напомним, в апреле Крымская таможня возбудила уголовное дело по факту уклонения от уплаты таможенных платежей на сумму более 3,5 млн рублей в отношении индивидуального предпринимателя. LR

Фото: newsae.ru

*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики — станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости

Научно-
образовательный
портал IQ

Экспортные пошлины на бензин и мазут будут рассчитывать по старинке

Нефтяники убедили чиновников не слишком сильно повышать экспортную пошлину на нефтепродукты — тариф увеличится “всего” с $37,5 до $45,4 за тонну. Нефтяники рады уже тому, что им не придется платить еще на треть больше — это сделало бы экспорт нефтепродуктов нерентабельным.

Две недели назад директор департамента налоговой политики Минфина Михаил Моторин отстаивал сохранение пошлин на уровне 90%, утверждая, что “не видит оснований” для пересмотра тарифной шкалы. Но вице-премьер Александр Жуков заявил, что резкого повышения пошлин не будет, поскольку бюджет и так получит значительные дополнительные доходы от пересмотренной пошлины на сырую нефть. Тогда комиссия предложила крупнейшим нефтяным компаниям представить свои расчеты рентабельности экспорта при разных уровнях тарифа.

Консультации с “ЛУКОЙЛом”, “Татнефтью”, ТНК, “Сибнефтью” и “ЮКОСом” побудили чиновников пересмотреть свое решение. По словам члена защитной комиссии, пока нефть стоит дорого, комиссия решила рассчитывать пошлину на нефтепродукты на уровне 90% от старой пошлины на нефть. “Решение примет [министр экономического развития Герман] Греф, но таково предложение рабочей группы комиссии, — говорит чиновник. — Высокая пошлина сделала бы экспорт нефтепродуктов совершенно неэффективным, а у него и сейчас низкая рентабельность”. Другой член комиссии добавляет, что “мы и так задрали пошлину на сырую нефть и немного компенсируем это не очень высоким тарифом по нефтепродуктам”. По старой шкале пошлина на нефть с 1 августа составила бы $50,6, а не $69,9, как сейчас. С тонны вывозимых нефтепродуктов нефтяникам придется платить $45,4 — это 65% от новой нефтепошлины, или 90% от старой.

Нефтяники настаивали на радикальном снижении пошлин. По их расчетам, находящимся в распоряжении “Ведомостей”, при нынешних ценах вывоз мазута приносит рентабельность всего 4,5%, а дизтоплива — 8,1%. При такой цене нефти, по расчетам компаний, на уплату пошлины у них остается всего $2,1 с тонны вывезенных нефтепродуктов, а при более низких ценах пошлину вообще платить не с чего. Зато когда нефть стоит $35-40/барр., с тонны нефтепродуктов компании готовы заплатить $12-16.

По словам начальника департамента Минфина Александра Саковича, представленные нефтяниками расчеты легко критиковать: “Добыча тонны нефти стоит 870-900 руб., а не 1600-2400 руб., несколько завышены транспортные расходы и стоимость переработки. Высокопоставленный сотрудник крупной нефтяной компании, однако, считает рентабельным экспорт нефтепродуктов только с приграничных НПЗ: “Транспорт тонны нефтепродуктов из Восточной Сибири стоит даже не средние $55, а все $80-100, так что их экспорт убыточен даже при нынешней пошлине”.

Пошлина в $63 была бы “катастрофой” для отрасли, говорит замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров: компании перестали бы вывозить нефтепродукты, а из-за затоваривания внутреннего рынка пришлось бы останавливать НПЗ. “Чтобы не производить так много дизтоплива, пришлось бы сократить выпуск бензина”, — соглашается начальник отдела по связям с инвесторами “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский. Устаревшее оборудование российских НПЗ позволяет произвести из тонны сырой нефти всего 16-20% бензина, а остальное — дизель, мазут и керосин, подчеркивает он.

“Разумным решением” называет позицию защитной комиссии Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”: “Экспорт нефтепродуктов за первое полугодие и так сократился на 20%, а НПЗ загружены всего на 70%”. По расчетам Андрея Мачанскиса из Brunswick UBS, при пошлине в $45,4 и нынешних мировых ценах на нефтепродукты экспорт дизтоплива будет иметь рентабельность 29%, а мазута — 3%. А при пошлине $62,9 вывоз мазута приносил бы 10% убытков, а дизтоплива — 18% прибыли.

Читайте так же:  Льготы матерей-одиночек на школу

На сегодняшнем заседании комиссия по защитным мерам во внешней торговле предложит правительству повысить экспортный тариф на нефтепродукты с $37,5 до $45,4 за тонну, рассказали “Ведомостям” три знакомых с работой комиссии чиновника. К этому решению Минэкономразвития, Минфин и Минпромэнерго пришли после двухнедельных дискуссий, отказавшись от идеи повысить пошлину до $62,9 за тонну. Этой величины тариф достиг бы, если бы чиновники решили сохранить тариф на дизтопливо, мазут, авиакеросин, бензин и моторные масла на уровне 90% от пошлины на нефть. С 1 августа вступает в силу новая шкала расчета экспортного тарифа на нефть. Когда нефть на мировом рынке стоит дорого, пошлина по новой шкале значительно выше, чем по прежней (при цене свыше $25/барр. – $31,03 плюс 65% от разницы между фактической ценой нефти и $25), а когда нефть дешева – то немного ниже. В мае – июне средняя цена нефти Urals достигла $33,5/барр., и в августе – сентябре компании будут платить $69,9 с экспортируемой тонны нефти (сейчас – $41,6). Соответственно, пошлина за тонну нефтепродуктов должна была повыситься до $62,9 (90% нефтяного тарифа).

АНАЛИЗ-Скачок пошлины на экспорт мазута с 2020 года грозит дефицитом бензина в РФ

ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 7 МИНУТ

Олеся Астахова, Максим Назаров

МОСКВА (Рейтер) — РФ может потерять почти пятую часть нефтепереработки после запланированного на 2020 год увеличения экспортной пошлины на мазут до уровня нефтяной, что пополнит казну, но грозит дефицитом моторного топлива в стране, прогнозируют аналитики.

Рост таможенной ставки на мазут до уровня нефтяной с 2020 года был ещё несколько лет назад предусмотрен в зависящем от сырьевых доходов российском бюджете, дефицит которого власти пытаются преодолеть уже третий год.

Главной целью скачка пошлины на мазут, которая сейчас составляет 66 процентов от нефтяной, власти называли принуждение нефтеперерабатывающих заводов к модернизации, однако в надежде на отсрочку этой драконовской меры НПЗ несильно спешили переоснащать производство.

Российские НПЗ переработали 2020 году 273 миллиона тонн нефти, Минэнерго ждет сохранения этого показателя в текущем году. Но в 2020 году, когда пошлина на экспорт мазута, приносящая бюджету львиную долю дохода от экспорта нефтепродуктов, достигнет уровня нефтяной, российской казне достанется дополнительно четверть триллиона рублей, а нефтепереработчикам — потери.

В апреле экспортная пошлина на нефть составит $387 за тонну, на мазут — $255,4.

Угрозу последствий от повышения пошлины — снижение переработки нефти, если производство мазута станет убыточным — власти осознали еще год назад. Но не придумав другого источника поступления 240 миллиардов рублей, кроме роста мазутной ставки, отменять это решение не стали.

Вместо повышения мазутной пошлины правительство могло бы увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но и такое развитие событий выйдет боком для отрасли, снизив уже не переработку, а производство нефти в РФ, составившее в 2020 рекордные в постсоветское время 523 миллиона тонн.

“Перед нами альтернатива: либо резкий рост НДПИ и удар по нефтедобыче, либо существенное сокращение переработки и, как следствие, дефицит бензина на внутреннем рынке”, — сказал Рейтер источник в Минфине РФ.

В марте замминистра финансов Сергей Шаталов говорил в интервью Рейтер, что отказаться от заградительной пошлины на мазут можно за счет резкого увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также снижения акцизов и экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. С 2020 года РФ в очередной раз увеличила НДПИ на нефть, за счет чего ждала почти 200 миллиардов дополнительных рублей в бюджет за три года.

Рост пошлины подтолкнет российские НПЗ до минимума сократить экспорт мазута, который в 2020 году составил 60 миллионов тонн. Для этого потребовалось бы снизить переработку почти наполовину, то есть на 120 миллионов тонн, но вряд ли отрасль пойдет на столь радикальные меры ради сохранения маржи.

Чтобы минимизировать потери от повышения экспортной ставки на мазут, российским НПЗ придется сократить переработку нефти приблизительно на 50-60 миллионов тонн, подсчитали аналитики и Рейтер.

По оценке директора нефтегазового центра EY Дениса Борисова, при текущей конфигурации НПЗ и сохранении ставки экспортной пошлины на бензин и нафту в размере 90 процентов от нефтяной порядка 60 миллионов тонн перерабатывающих активов может оказаться за гранью рентабельности.

Тяжелее всего придётся небольшим НПЗ, считают эксперты.

“Это очевидно. Мини-НПЗ умрут, а на плаву останутся только те, которые перерабатывают большие объемы нефти”, — говорит аналитик ИФД Капитала Виталий Крюков.

По словам главы Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктора Рябова, выравнивание нефтяной и мазутной пошлин обанкротит НПЗ, которые перерабатывают менее 3 миллионов тонн нефти в год.

НЕПРИЯТНОСТЬ ДЛЯ БОЛЬШИХ

По мнению аналитиков, запретительная пошлина сократит переработку и на крупных НПЗ, несмотря на их оснащенность вторичными процессами, позволяющими сократить выход мазута. В числе первых под удар попадают большинство НПЗ Роснефти, поскольку на них доля мазута в объеме производства превышает треть.

Сама Роснефть, однако, не подтвердила, что будет снижать загрузку заводов:

“Однозначно сказать о неизбежном существенном снижении объемов переработки при введении 100-процентной пошлины на мазут нельзя. Решение будет зависеть от ряда макроэкономических факторов — как от уровня цены на нефть на мировом рынке, так и объема закрытия неэффективных мощностей в нефтеперерабатывающей отрасли РФ”.

Падение переработки нефти на 20 процентов приведет к сокращению производства бензина на 10 процентов, авиакеросина — 20 процентов, согласно подсчётам Рейтер. РФ произвела 39 миллионов тонн автобензина и 10 миллионов тонн авиакеросина в 2020 году.

По мнению аналитиков, такое снижение производства топлива на внутреннем рынке окажется весьма болезненным.

“Спрос на бензин будет расти, и сокращение рынка на 10 процентов окажет очень сильное влияние”, — считает аналитик Анкоринвест Сергей Вахрамеев.

Некоторые независимые НПЗ говорят, что смогут остаться на плаву в 2020 году и после повышения пошлины.

По словам источника на одном из частных заводов в Сибири, с 50-процентным выходом мазута, на данный момент НПЗ получает $146 маржи за тонну переработанной нефти, из них около $70 приходится на мазут. После выравнивания мазутной и нефтяной пошлин этот завод просто лишится этих $70 за тонну, но останется в плюсе, утверждает источник.

Есть и другие рецепты выхода из мазутной западни — небольшие НПЗ разработали целую серию мер, в которых им придется конкурировать с крупными заводами.

Так, Новошахтинский НПЗ в Ростовской области, мощность которого пока составляет 2,5 миллиона тонн в год, надеется удвоить ее в 2016 году и будет делать акцент на битумную программу развития. Завод надеется продавать битум в страны Азитаско-Тихоокеанского региона (АТР) и Африку и рассчитывает, что власти согласятся снизить ставку пошлины для этого продукта.

Яйский НПЗ в Кемеровской области мощностью 3 миллиона тонн в год ждет высокий локальный спрос на мазут для отопления, а также для производства судового (бункерного) топлива в портах — в этом случае пошлина не взимается, и собирается вдвое нарастить объем переработки к 2020 году.

Антипинский НПЗ в Тюмени (7,7 миллионов тонн нефти в год), на долю мазута в переработке которого приходится свыше 46 процентов, рассчитывает уже в конце 2020 года избавиться от мазута, достроив установку вакуумной перегонки нефтяных остатков и замедленного коксования, а оставшиеся объемы продавать на бункеровку.

Афипский НПЗ в Краснодарском крае мощностью 6 миллионов тонн в год, надеется не потерять прибыль за счет экспорта дизтоплива в Европу и реализации мазута бункеровщикам, избавляя его от экспортной пошлины. Часть мазута НПЗ с 2020 года рассчитывает перерабатывать на строящейся вакуумной перегонке мазута и висбрекинга.

при участии Натальи Чумаковой, редактор Власта Демьяненко

admin