Содержание:
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 июня 2006 г. N 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 июня 2006 г. N 490
«Об организации деятельности медицинской сестры участковой»
2. Департаменту трудовых отношений и государственной гражданской службы (Сафонов А.Л.) и Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володин) разработать квалификационные требования должности медицинской сестры участковой в срок до 1 ноября 2006 г.
3. Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володин) пересмотреть программы переподготовки и повышения квалификации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И. Стародубова.
В целях совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи населению утверждено Положение об организации деятельности медицинской сестры участковой, обеспечивающей оказание медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке. Согласно Положению на должность участковой медицинской сестры назначаются специалисты, имеющие среднее медицинское образование по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат по специальности «Сестринское дело». Участковая медсестра оказывает первичную медико-санитарную помощь населению в лечебно-профилактических учреждениях преимущественно муниципальной системы здравоохранения. В функции участковой медсестры входит организация амбулаторного приема участкового врача-терапевта, проведение доврачебных осмотров, диспансерное наблюдение больных, оказание неотложной доврачебной медицинской помощи, проведение профилактических мероприятий, руководство деятельностью младшего медицинского персонала и многое другое.
Ежедневно в конце рабочего дня участковой медсестрой заполняется дневник учета работы, где отражаются сведения о проделанной работе во время амбулаторного приема, при оказании помощи на дому, профилактической работе. Форма дневника и инструкция по его заполнению приведены в Приложении.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 июня 2006 г. N 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой»
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24 июля 2006 г. N 30
Приказ по работе участковой медсестры
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 июня 2006 г. № 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой»
В соответствии с подпунктом 5.2.11. пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080), и в целях дальнейшего совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи населению приказываю:
1.1. Положение об организации деятельности медицинской сестры участковой согласно приложению N 1.
1.2. Учетную форму N 039/у-1-06 «Дневник учета работы медицинской сестры участковой» согласно приложению N 2.
1.3. Инструкцию по заполнению учетной формы N 039/у-1-06 «Дневник учета работы медицинской сестры участковой» согласно приложению N 3.
2. Департаменту трудовых отношений и государственной гражданской службы (Сафонов А.Л.) и Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володин) разработать квалификационные требования должности медицинской сестры участковой в срок до 1 ноября 2006 года.
3. Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володин) пересмотреть программы переподготовки и повышения квалификации медицинской сестры участковой в срок до 1 ноября 2006 года.
Министр | М.Ю. Зурабов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июля 2006 г.
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 21 июня 2006 г. N 490
Положение об организации деятельности медицинской сестры участковой
1. Настоящее Положение регулирует деятельность медицинской сестры участковой, обеспечивающей оказание медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке.
2. На должность медицинской сестры участковой назначаются специалисты, имеющие среднее медицинское образование по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат по специальности «Сестринское дело».
3. Медицинская сестра участковая в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также настоящим Положением.
4. Медицинская сестра участковая осуществляет свою деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в лечебно-профилактических учреждениях преимущественно муниципальной системы здравоохранения:
— стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения;
— других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.
5. Оплата труда (финансирование деятельности) медицинской сестры участковой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Медицинская сестра участковая, обеспечивающая оказание медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке, в рамках своей компетенции:
— формирует совместно с врачом-терапевтом участковым врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных;
— организует амбулаторный прием врача-терапевта участкового, подготавливает к работе приборы, инструменты, обеспечивает бланками рецептов, направлений;
— проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни;
— осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет занятия # школах здоровья;
— изучает потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий;
— осуществляет диспансерное наблюдение больных, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;
— организует проведение диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
— проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в медицинской карте амбулаторного больного;
— оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
— оформляет направление больных на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;
— проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке;
— оформляет документацию по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документы для направления на медико-социальную экспертизу;
— оформляет заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;
— взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями;
— организует совместно с органами социальной защиты населения медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;
— руководит деятельностью младшего медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь;
— обеспечивает врача-терапевта участкового необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, спецодеждой;
— ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного (терапевтического) участка.
Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 21 июня 2006 г. N 490
Медицинская документация
Учетная форма N 039/у-1-06
Утверждена приказом
Минздравсоцразвития России
от 21 июня 2006 г. N 490
Числа месяца | Количество проработанных часов | Число посещений на амбулаторном приеме | Число посещений на дому, всего | Из общего числа посещений по поводу заболеваний, всего | Выполнено | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
процедур, манипуляций | профилактических мероприятий, патронаж | реабилитационных мероприятий | ||||||||
всего | из них на дому | всего | из них на дому | всего | из них на дому | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
. | ||||||||||
31 | ||||||||||
Итого за месяц |
Числа месяца | Мероприятия по гигиеническому воспитанию и образованию населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
всего | в том числе | ||||||
обучение уходу за больными, самоуходу | обучение населения принципам здорового образа жизни | занятия в «школах здоровья» с больными, имеющими заболевания | Прочие | ||||
сахарный диабет | бронхиальная астма | болезни сердца и сосудов | |||||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
. | |||||||
31 | |||||||
Итого за месяц |
Приложение N 3
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 21 июня 2006 г. N 490
Инструкция по заполнению учетной формы N 039-1/у-06 «Дневник учета работы медицинской сестры участковой»
1. Учетная форма N 039-1/у-06 «Дневник учета работы медицинской сестры участковой» (далее — Дневник) заполняется ежедневно медицинской сестрой участковой в конце рабочего дня.
2. В Дневнике указываются сведения о проделанной работе за каждый день текущего месяца во время амбулаторного приема, при оказании помощи на дому, профилактической работе:
в графе 1 указываются числа отчетного месяца по порядку;
в графе 2 указывается суммарное количество проработанных часов во время амбулаторного приема, посещений на дому (в соответствии с установленным графиком работы). В эту же графу включаются часы, проработанные в дневном стационаре (при организации дневного стационара);
в графе 3 отмечается число посещений во время самостоятельного амбулаторного приема;
в графах 4 и 5 указывается число посещений на дому с целью оказания медицинской помощи по назначению врача и с профилактической целью;
в графе 4 — всего посещений на дому;
в графе 5 — число посещений по поводу заболеваний, с соответствующей записью в учетных документах (учетная форма N 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного» и учетная форма N 025-12/у «Талон амбулаторного пациента», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 27 ноября 2004 г. N 255).
К посещениям по поводу заболеваний относятся:
— посещения, когда у обратившегося выявлено заболевание;
— посещения для лечения, процедур, манипуляций по назначению врача;
— посещения диспансерным контингентом в период ремиссии;
— посещения больными в связи с открытием листка нетрудоспособности;
— посещения для получения справки о болезни ребенка;
в графах 6, 7 указывается число проведенных процедур и манипуляций, при этом:
в графе 6 — общее число проведенных процедур и манипуляций,
в графе 7 — число процедур и манипуляций, проведенных на дому;
в графах 8, 9 указывается число проведенных профилактических мероприятий и патронажа из числа всех посещений за день:
в графе 8 — общее число проведенных мероприятий,
в графе 9 — число проведенных профилактических мероприятий на дому;
в графах 10, 11 указывается число проведенных реабилитационных мероприятий:
в графе 10 — общее число проведенных реабилитационных мероприятий (массаж, физиотерапия и пр., в том числе инвалидам и ветеранам войн);
в графе 11 — число реабилитационных мероприятий, проведенных на дому.
На оборотной стороне дневника:
в графе 12 указываются числа отчетного месяца по порядку;
в графах 13 — 19 графах# указываются мероприятия по гигиеническому воспитанию и образованию населения:
— в графе 13 — общее число мероприятий по гигиеническому воспитанию и образованию населения;
в графе 14 — число мероприятий по обучению уходу за больными, связанными с конкретными заболеваниями, самоуходу;
в графе 15 — число мероприятий по обучению населения принципам здорового образа жизни. Во время групповых занятий по здоровому образу жизни число посещений показывается суммарно по числу присутствующих;
в графах 16 — 18 указываются число проведенных занятий в «школах здоровья» с больными, имеющими заболевания: сахарный диабет, бронхиальная астма, болезни сердца и сосудов;
в графе 19 указываются все прочие мероприятия по гигиеническому воспитанию и образованию населения.
Регистрационный N 8061
Текст приказа официально опубликован не был
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2006 N 584 О Порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
от 4 августа 2006 г. N 584
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ПО УЧАСТКОВОМУ ПРИНЦИПУ
В соответствии с пунктом 5.2.11 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080), и в целях дальнейшего совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи населению приказываю:
Утвердить Порядок организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу согласно приложению.
к Приказу Министерства
от 04.08.2006 N 584
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу.
2. Участковый принцип организации медицинского обслуживания населения, обеспечивающий доступность и качество медицинской помощи, является основной формой организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению муниципальных образований.
3. Организация медицинского обслуживания населения по участковому принципу осуществляется органами управления здравоохранением муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также настоящим Порядком.
4. Органы управления здравоохранением муниципальных образований осуществляют организацию медицинского обслуживания населения по участковому принципу с учетом критериев территориальной (в том числе транспортной) доступности доврачебной помощи, врачебной помощи, скорой медицинской (неотложной) помощи.
5. Медицинское обслуживание населения по участковому принципу осуществляется:
в городском округе — поликлиникой, в том числе детской, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики, поликлиническим отделением стационарно-поликлинического учреждения;
в муниципальном районе — поликлиникой, в том числе детской, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики, поликлиническим отделением стационарно-поликлинического учреждения, амбулаторией.
6. Установление зон обслуживания и закрепление населения за амбулаторно-поликлиническими и стационарно-поликлиническими учреждениями производится органами управления здравоохранением муниципальных образований в целях соблюдения принципа оказания первичной медико-санитарной помощи по месту жительства с учетом численности, плотности, возрастно-полового состава населения, уровня заболеваемости, географических и иных особенностей территорий.
7. Распределение населения по врачебным участкам осуществляется руководителями амбулаторно-поликлинических или стационарно-поликлинических учреждений в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
8. Руководители амбулаторно-поликлинических или стационарно-поликлинических учреждений в целях обеспечения права граждан на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения прикрепляют граждан, проживающих вне зоны обслуживания амбулаторно-поликлинического учреждения или стационарно-поликлинического учреждения, к врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения, не превышая численности населения на одну должность участкового врача более чем на 15 процентов от нормативной, предусмотренной пунктом 11 настоящего Порядка.
9. В амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждениях могут быть организованы врачебные участки:
— врача общей практики;
— комплексный терапевтический участок.
10. Обслуживание населения на врачебных участках осуществляется:
врачом-терапевтом участковым, медицинской сестрой участковой на терапевтическом участке;
врачом педиатром-участковым, медицинской сестрой участковой на педиатрическом участке;
врачом общей практики (семейным врачом), помощником врача общей практики, медицинской сестрой врача общей практики на участке врача общей практики (семейного врача);
врачом-терапевтом участковым, фельдшером (акушеркой), медицинской сестрой участковой на комплексном терапевтическом участке.
11. Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет:
на терапевтическом участке — 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;
на педиатрическом участке — 800 человек детского населения 0 — 17 лет включительно;
на участке врача общей практики — 1500 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;
на участке семейного врача — 1200 человек взрослого и детского населения;
на комплексном терапевтическом участке — 2000 и более человек взрослого и детского населения.
12. Комплексный терапевтический участок формируется из населения врачебного участка амбулаторно-поликлинического или стационарно-поликлинического учреждения с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом амбулатории и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими пунктами).
13. Врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи), фельдшеры, медицинские сестры участковые, медицинские сестры врача общей практики в рамках своей компетенции осуществляют ведение паспорта врачебного участка, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения.
14. Руководители амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений по согласованию с органами управления здравоохранением муниципальных образований в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях обеспечения ее доступности для обслуживания комплексных терапевтических участков (более 2000 чел.) могут формировать постоянно действующие бригады медицинских работников, состоящие из врача-терапевта участкового (врача-педиатра участкового), фельдшеров, акушерок, медицинских сестер, с распределением функциональных обязанностей по компетенции, исходя из установленных штатных нормативов, предназначенных для расчета количества должностей, предусмотренных для выполнения учреждением возложенных на него функций.
15. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения, в целях обеспечения доступности медицинской помощи населению руководителями амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений по согласованию с органами управления здравоохранением муниципальных образований врачебные участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения, с сохранением штатных должностей врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых, медицинских сестер врача общей практики, фельдшеров (акушерок) в полном объеме.
16. При организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу функция врачебной должности врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), должности среднего медицинского работника (медицинской сестры участковой, фельдшера) определяется объемом работы, который должен быть выполнен в пределах годового баланса рабочего времени по должности, с учетом специфики организации их деятельности.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2006 N 584 О Порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу
6. Организация оказания амбулаторной первичной медико-санитарной помощи больным заболеваниями терапевтического профиля осуществляется по участковому принципу в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2006 г. N 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» (зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2006 г., N 8200).
Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2006 N 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» утверждена соответствующая рекомендуемая численность обслуживаемого прикрепленного населения на врачебных участках.
Положением пункта 15 вышеназванного Приказа предусмотрено, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с тяжелыми климатическими условиями, в которых органами государственной власти установлен коэффициент за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях), а также в местностях с низкой плотностью населения, где имеются объективные трудности в обеспечении доступности первичной медико-санитарной помощи населению, предусмотрена возможность формирования врачебных участков с меньшей численностью прикрепленного населения (малокомплектные участки), с сохранением штатных должностей врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер участковых врачей-педиатров участковых, медицинских сестер врачей общей практики, фельдшеров (акушерок) в полном объеме.
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава СССР от 23.09.81 N 1000 (ред. от 22.12.89) «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АМБУЛАТОРНО — ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
- В данном виде документ опубликован не был
- • организационное (организация маршрута медико-социальной помощи, организация собственной работы);
- • лечебно-диагностическое;
- • профилактическое (профилактически-реабилитационное);
- • обеспечение инфекционной безопасности;
- • повышение квалификации.
- • формирование терапевтического (цехового) участка из числа прикрепленного к нему населения (работников предприятия, организаций), а также с учетом выбора гражданами медицинской организации;
- • профилактика неинфекционных заболеваний путем предупреждения возникновения, распространения и раннего выявления таких заболеваний, а также снижения риска их развития;
- • профилактика инфекционных заболеваний, направленная на предупреждение распространения и раннее выявление таких заболеваний, организация проведения вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
- • санитарно-гигиеническое образование, формирование здорового образа жизни, информирование населения о факторах риска заболеваний, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни;
- • анализ потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разработка программы проведения этих мероприятий;
- • обучение населения оказанию первой помощи при неотложных состояниях и заболеваниях, обуславливающих основную часть внегоспи- тальной смертности населения обслуживаемого участка (внезапная сердечная смерть (остановка) сердца, острый коронарный синдром, гипертонический кризис, острое нарушение мозгового кровообращения, острая сердечная недостаточность, острые отравления и др.);
- • осуществление диспансерного наблюдения и учета пациентов с хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями терапевтического профиля, в т. ч. имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;
- • проведение обследования пациентов, обратившихся за медицинской помощью, на предмет выявления заболеваний терапевтического профиля или повышенного риска их возникновения, осуществление лечения выявленных заболеваний и состояний в амбулаторных условиях или условиях дневного стационара на основе установленных стандартов медицинской помощи;
- • осуществление медицинской реабилитации лиц, перенесших острые заболевания терапевтического профиля или оперативные и эндоваскулярные (интервенционные) вмешательства в связи с заболеваниями терапевтического профиля;
- • оказание паллиативной медицинской помощи в соответствии с заключением и рекомендациями врачей-специалистов;
- • оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах пациентам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях или условиях дневного стационара;
- • направление пациентов на консультацию к врачам-специалистам;
- • осуществление отбора и направления пациентов для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;
- • проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов, представление их на врачебную комиссию, направление пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу;
- • выдача заключения о необходимости направления пациента по медицинским показаниям для реабилитации и лечения в санаторно-курортные организации;
- • взаимодействие в пределах компетенции с другими медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями;
- • участие в отборе пациентов для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также ведение учета лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю «Терапия»;
- • участие в организации и проведении диспансеризации населения и дополнительной диспансеризации работающих граждан в соответствии с установленным порядком ее проведения;
- • анализ деятельности Кабинета, участие в мониторинге и анализе основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности на обслуживаемом участке;
- • осуществление внедрения в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения пациентов в амбулаторных условиях;
- • участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием по вопросам терапии (внутренние болезни);
- • ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
- • врач-терапевт участковый — 1 на 1700 человек прикрепленного взрослого населения;
- • 1 на 1300 человек прикрепленного взрослого населения (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, высокогорных, пустынных, безводных и других районов (местностей) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также для местностей с низкой плотностью населения);
- • медицинская сестра участковая — 1 на 1 врача-терапевта участкового, кроме должностей, полагающихся на население приписного участка, обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом.
- • осуществление диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при заболеваниях терапевтического профиля, не требующих нахождения пациента в специализированном отделении;
- • выявление у пациента медицинских показаний и подготовка к проведению специализированных лечебно-диагностических процедур с последующим переводом для их выполнения и дальнейшего лечения в специализированное отделение;
- • осуществление реабилитации пациентов в стационарных условиях после основного лечения, в т. ч. хирургического и иного интервенционного, в специализированном отделении;
- • разработка и проведение мероприятий по повышению качества лечебно-диагностического процесса и внедрению в практику новых методов диагностики, лечения и реабилитации пациентов по профилю «Терапия»;
- • проведение санитарно-просветительной работы с пациентами, обучение их правилам первой помощи при неотложных состояниях, вероятность развития которых у них наиболее высокая;
- • оказание консультативной помощи врачам и иным медицинским работникам других подразделений медицинских организаций по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний по профилю «Терапия»;
- • осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
- • ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации;
- • участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием по вопросам оказания медицинской помощи по профилю «Терапия».
- • медицинская сестра палатная (постовая) — 4,75 на 15 коек (для обеспечения круглосуточной работы);
- • медицинская сестра процедурной — 1 на 30 коек;
- • старшая медицинская сестра — 1;
- • младшая медицинская сестра по уходу за больными — 4,75 на 15 коек (для обеспечения круглосуточной работы).
- • палаты для больных;
- • комнату для хранения медицинского оборудования;
- • помещение для осмотра больных;
- • пост медицинской сестры;
- • помещение сестры-хозяйки;
- • буфетную и раздаточную;
- • помещение для хранения чистого белья;
- • помещение для сбора грязного белья;
- • душевую и туалет для медицинских работников;
- • душевые и туалеты для больных;
- • санитарную комнату;
- • комнату для посетителей.
- • оказание медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи по профилю «Терапия» при заболеваниях и состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения;
- • проведение санитарно-просветительной работы пациентов, обучение их оказанию первой помощи при наиболее вероятных неотложных состояниях, которые могут развиться у пациента в связи с его заболеванием;
- • разработка и проведение мероприятий по повышению качества лечебно-диагностического процесса и внедрению в практику новых методов диагностики, лечения и реабилитации по профилю «Терапия»;
- • участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний по профилю «Терапия»;
- • заведующий (врач-терапевт) — 1 на 30 коек;
- • врач-терапевт — 1 на 15 коек;
- • старшая медицинская сестра — 1 на 30 коек;
- • медицинская сестра палатная (постовая) — 1 на 15 коек;
- • медицинская сестра процедурной — 1 на 15 коек.
- • учетная форма № 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», учетная форма № 030/у-04 «Контрольная карта диспансерного наблюдения», учетная форма № 025-12/у «Талон амбулаторного пациента» (утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»);
- • учетная форма № 030-Д/у «Карта диспансеризации ребенка» (утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2004 № 310 «Об утверждении карты диспансеризации ребенка»).
- 1. Для оценки качества работы специалистов с высшим медицинским образованием:
- • процент выполнения нормативов объемов медицинской помощи на одну должность врача-специалиста исходя из функции врачебной должности;
- • процент выявленных на ранней стадии заболеваний по профилю врача-специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-спе- циалистом;
- • процент выявленных запущенных заболеваний по профилю врача- специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-специали- стом;
- • процент случаев расхождения диагнозов при направлении в стационар и клинического диагноза стационара от общего числа направленных в стационар;
- • процент осложнений при проведении операций, лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации (для врачей-специалистов хирургического профиля), от общего числа проведенных операций, лечебно-диагностических манипуляций;
- • процент случаев несвоевременной госпитализации, приводящей к ухудшению состояния больного или развитию осложнений, по информации, представленной медицинской организацией, оказывающей стационарную медицинскую помощь, от общего числа направленных в стационар;
- • процент случаев направления на плановую госпитализацию больных без предварительного обследования либо обследованных не в полном объеме в соответствии с установленными требованиями к предварительному обследованию от общего числа больных, направленных в стационар;
- • отсутствие обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации;
- • процент случаев некачественного оформления медицинской документации от общего количества случаев оформленной медицинской документации на основании актов проведения внутриведомственной или вневедомственной экспертизы.
- 2. Для оценки качества работы специалистов со средним медицинским образованием:
- • отсутствие случаев нарушения установленных санитарных правил и норм;
- • отсутствие осложнений при проведении лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации;
- • отсутствие обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации.
- • оказание доврачебной медицинской помощи, забор биологических материалов для лабораторных исследований;
- • уход за больными в медицинской организации и на дому;
- • стерилизация медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными;
- • ассистирование при проведении лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях;
- • проведение подготовки пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача;
- • обеспечение выполнения врачебных назначений;
- • осуществление учета, хранения, использования лекарственных средств и этилового спирта;
- • ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения;
- • проведение санитарно-просветительной работы среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни;
- • осуществление сбора и утилизации медицинских отходов, мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
- • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
- • статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций;
- • правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций;
- • основы валеологии и санологии;
- • основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- • основы медицины катастроф;
- • медицинскую этику;
- • организация амбулаторного приема врача-терапевта (педиатра) участкового, обеспечение его индивидуальными картами амбулаторных больных, бланками рецептов, направлений, подготовка к работе приборов, инструментов;
- • формирование совместно с врачом-терапевтом (педиатром) участковым врачебного (терапевтического) участка из прикрепленного к нему населения, ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участие в формировании групп диспансерных больных;
- • осуществление диспансерного наблюдения больных, в т. ч. имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;
- • проведение доврачебных осмотров, в т. ч. профилактических, с записью результатов в медицинской карте амбулаторного больного;
- • проведение мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультация по вопросам формирования здорового образа жизни;
- • осуществление профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организация и ведение занятий в школах здоровья;
- • изучение потребностей обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разработка программ проведения этих мероприятий;
- • организация проведения диагностики и лечения заболеваний и состояний, в т. ч. восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
- • оказывание неотложной доврачебной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
- • оформление направления больных на консультации к врачам-специ- алистам, в т. ч. для стационарного и восстановительного лечения, по медицинским показаниям;
- • проведение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, организация и проведение противоэпидемических мероприятий и иммунопрофилактики в установленном порядке;
- • оформление документации по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документов для направления на медикосоциальную экспертизу, а также заключения о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;
- • взаимодействие с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями. Совместно с органами социальной защиты населения организация медико-социальной помощи отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе.
- • руководство деятельностью младшего медицинского персонала;
- • ведение медицинской документации;
- • участие в анализе состояния здоровья обслуживаемого населения и деятельности врачебного (терапевтического) участка;
- • осуществление сбора и утилизации медицинских отходов, мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
- • основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
- • правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;
- • правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений;
- • основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
- • основы диетологии;
- • основы диспансеризации;
- • социальную значимость заболеваний;
- • правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
- • психологию профессионального общения;
- • правила внутреннего трудового распорядка;
- • правила по охране труда и пожарной безопасности.
- • Приказ М3 СССР № 770 от 30.05.1986 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения».
- • Приказ МЗиСР РФ № 1006-Н от 03.12.2012 «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».
- • Приказ МЗиСР РФ № 302-н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
- • Приказ МЗиСР № 51-н от 31.01.2011 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
- • Приказ № 869, а также Приказ Минздрава России от 20.11.2002 Мя 350 (ред. от 18.05.2012) «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации»(включающий «Положение об организации деятельности медицинской сестры врача общей практики») содержит требования к медицинской сестре врача общей практики (семейного врача).
- • организация амбулаторного приема врача общей практики (семейного врача), обеспечение его индивидуальными картами амбулаторных больных, бланками рецептов, направлений, подготовка к работе приборов, инструментов;
- • ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участие в формировании групп диспансерных больных;
- • выполнение профилактических, лечебных, диагностических, реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом общей практики (семейным врачом) в поликлинике и на дому, участие в проведении амбулаторных операций;
- • обеспечение врача общей практики (семейного врача) необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными средствами, спецодеждой;
- • учет расхода медикаментов, перевязочного материала, инструментария, бланков специального учета;
- • осуществление контроля за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременностью их ремонта и списания;
- • проведение доврачебных осмотров, в т. ч. профилактических, с записью результатов в индивидуальной карте амбулаторного больного;
- • выявление и решение в рамках компетенции медицинских, психологических проблем пациента;
- • обеспечение и предоставление сестринских услуг пациентам с наиболее распространенными заболеваниями, включая диагностические мероприятия и манипуляции (самостоятельно и совместно с врачом);
- • проведение занятий (по специально разработанным методикам или составленному и согласованному с врачом плану) с различными группами пациентов;
- • принятие пациентов в пределах своей компетенции;
- • проведение профилактических мероприятий:
- — выполнение профилактических прививок прикрепленному населению согласно календарю прививок;
- — планирование, организация, контроль профилактических обследований подлежащих осмотру контингентов с целью раннего выявления туберкулеза;
- — проведение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний;
- • организация и проведение гигиенического обучения и воспитания населения;
- • оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и несчастных случаях больным и пострадавшим;
- • своевременное и качественное ведение медицинской документации;
- • получение информации, необходимой для качественного выполнения функциональных обязанностей;
- • руководство работы младшего медицинского персонала, контроль объема и качества выполненной им работы;
- • осуществление сбора и утилизации медицинских отходов;
- • осуществление мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
- • теоретические основы сестринского дела;
- • основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, а также семейной медицины;
- • статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельности медицинских организаций;
- • правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения;
- • основные виды медицинской документации;
- • основы трудового законодательства;
- 1. Обеспечение безопасности пациента, включая:
- • пожарную безопасность;
- • электрическую безопасность;
- • устранение препятствий по ходу передвижения;
- • установление перил, ручек, укрепление ковриков и т.д.;
- • безопасное хранение чистящих, отбеливающих средств, красителей и т.д.;
- • надежность затворов на окнах и дверях;
- • безопасное хранение лекарств, контроль за содержимым домашних аптечек;
- • соответствие высоты стульев, кровати и т.д. росту пациента.
- 2. Уважение человеческого достоинства, соблюдение прав человека.
- 3. Соблюдение конфиденциальности (тайна личных дел, диагноза, содержание переговоров и т.д.).
- 4. Обеспечение качества общения с пациентом (доступность для беседы, эмоциональная поддержка).
- 5. Расширение круга общения пациента, создание обстановки для этого (доступность телефона, наличие адресов, письменных принадлежностей, побуждение к расширению общения).
- 6. Поощрение независимости и самостоятельности пациента, позволение делать столько, сколько он может.
- 7. Применение средств, способствующих расширению самообслуживания и большей самостоятельности (оборудование помещений, применение приспособлений — опорной палки, костылей, колясок и т.д.).
- 8. Одобрение действий пациента.
- 9. Профилактика и диагностика нарушений в различных сферах (психической, сексуальной, физической и пр.).
- 10. Оказание помощи в приеме пищи, передвижении, уходе за ногтями и волосами, стирке, одевании, доставке и приготовлении пищи, выполнении гигиенических процедур, уборке помещений и т.д.
- 11. Обеспечение инфекционной безопасности пациента.
- • сведениями о диагнозе и причинах (факторах) заболевания; о характере диагностических процедур (неинвазивные, инвазивные, значение, подготовка, риски, последствия и пр.);
- • о лечении, реабилитации, профилактике (схемы применения медикаментозных препаратов, проведения процедур и манипуляций, риски, эффективность);
- • об особенностях образа жизни при наличии того или иного заболевания (ограничения, режим, питание, взаимодействие с природой, с окружающими).
- 1. Физическое состояние. Неуместны занятия в случаях, когда пациент испытывает боль, слабость, у него имеется лихорадка или другое острое состояние.
- 2. Финансовые обстоятельства. Нужно знать материальные и экономические возможности семьи. Советы по питанию, образу жизни, приобретению лекарств должны быть даны с учетом этих обстоятельств.
- 3. Отсутствие поддержки. Необходимо помочь пациенту обрести поддержку семьи, объяснив его близким характер заболевания, возможные последствия, особенности ухода, необходимость изменении поведения.
- 4. Неправильное представление о заболевании и лечении, низкий уровень грамотности в целом. Для преодоления этого препятствия требуется умение адаптировать содержание рекомендаций и консультаций к уровню образования пациента.
- 5. Культурные, этические, языковые барьеры. Иногда эти препятствия бывают непреодолимыми, например, если пациент с трудом понимает язык, на котором вы говорите, или принципы его религиозного поведения запрещают выполнять рекомендации врача. В этом случае не следует слишком активно вмешиваться и менять жизненные обстоятельства пациента.
- 6. Отсутствие мотивации. Как правило, мотивацию к изменению поведения или обучения помогает найти пациенту врач, иногда больной сам находит стимул для изменения поведения. Медицинская сестра должна помочь пациенту осознать суть происходящего, продемонстрировать связь между его поведением и опасностью для здоровья, указать на необходимость постоянного лечения и соблюдения диеты во избежание осложнений. Возможно, после такой беседы, пациент сам обретет мотивацию.
- 7. Окружение очень часто подталкивает пациентов, желающих изменить свое поведение, к срыву или невыполнению рекомендаций. Нужно вместе с пациентом обсудить это препятствие и предложить способы его преодоления.
- 8. Негативный прошлый опыт. Часто пациенты в ответ на предложение изменить поведение, отказаться от вредных привычек, вспоминают о прошлых неудачах. В таких случаях важно определить причину неудач, помочь понять и осознать ее пациенту, подсказать пути решения проблемы факторов, снижающих их способность к самообслуживанию.
Семейной медицинской сестре надлежит обучать не только пациента правилам и методам, позволяющим расширить уровень самообслуживания, но и его ближайшее окружение — уходу за этим членом семьи. Часто эта работа в психологическом плане бывает достаточно тяжелой.
Зная социальный статус семьи, уровень здоровья каждого из ее членов, особенности развития и течения заболеваний, пользуясь доверием и авторитетом у своих пациентов, семейная медицинская сестра может более эффективно заниматься не только координирующей деятельностью, но и разработкой и реализацией конкретных профилактических мероприятий, необходимых каждой семье, в соответствии с условиями жизни данной семьи, а также разработкой и реализацией планов сестринского ухода за пациентами.
Стационар на дому организуют для тяжелых больных, не госпитализированных по различным причинам (обычно из-за отказа самого пациента или его родственников), либо для пациентов, чье состояние позволяет обеспечить адекватное лечение на дому. В случае организации стационара на дому поликлиника предоставляет больному лекарственные препараты. В стационаре на дому, в отличие от обычного патронажа, медсестра осуществляет и координирует более интенсивную помощь, включающую консультации специалистов, внутривенные капельные вливания и другие инъекции, забор биоматериала на исследования, снятие ЭКГ и др.
Третьим важнейшим направлением деятельности медицинской сестры общей практики является санитарно-гигиеническое обучение пациентов и их родственников, в т. ч. проведение занятий с пациентами в форме «школ», организованных по нозологическому принципу (для пациентов, страдающих такими заболеваниями, как бронхиальная астма, сахарный диабет, артериальная гипертензия). Эти заболевания, которые могут привести к инвалидизации и смертельному исходу, являются потенциально контролируемыми. Однако это возможно при условии сознательного участия больного, который должен обладать определенным объемом информации о своей болезни, методах и перспективах ее лечения. Но самое главное — пациент должен быть готов выполнять рекомендации врача. Именно низкая мотивация пациентов, непонимание ими своего состояния часто сводят на нет все усилия врача. Обучение в школе проходит в форме чередующихся теоретических и практических занятий, на которых медицинская сестра играет роль наставника.
В качестве примера, иллюстрирующего тематику и основные направления работы разных по профилю школ пациентов, приведем следующие. В «Школе для больных сахарным диабетом» пациенты должны получить информацию о том, что такое сахарный диабет, каковы его осложнения; зачем и как контролировать уровень глюкозы в крови и моче с помощью глюкометра и тест-полосок; каковы признаки гипер-, гипогликемии, кетоацидоза; как регулировать уровень глюкозы в крови с помощью диеты (понятие о хлебных единицах) и правильного приема сахароснижающих препаратов; как ухаживать за конечностями и предупредить развитие диабетической стопы и других осложнений.
В процессе занятий в «Школе артериальной гипертензии» пациенты получают информацию о факторах риска, механизмах развития и осложнениях артериальной гипертонии, принципах профилактики и лечения, методах самоконтроля за своим состоянием, приемах самопомощи при его ухудшении. Обучающимся рассказывают о диете, лечебной физкультуре, иглореф- лексотерапии, трудотерапии, пропагандируют здоровый образ жизни; проводят одно практическое занятие, на котором изучают правила измерения артериального давления; дают инструкции по ведению дневника. Во время занятий пациенты обмениваются впечатлениями, высказывают собственное мнение, делятся опытом, что положительно сказывается на усвоении материала и стимулирует больных к выполнению рекомендаций.
Средние медицинские работники службы семейной медицины, проводя значительное время с больным и его семьей, должны сформировать у пациента и его окружения четкую убежденность в важности сохранения и поддержания здоровья, научить навыкам первичной профилактики, сформировать представление об имеющемся заболевании, возможностях обеспечения приемлемого качества жизни при его наличии, научить основным приемам ухода и самоухода.
При проведении обучения пациентов следует учитывать ряд теоретических предпосылок. Первой из них является правильная оценка психологического статуса пациента в разные периоды течения его заболевания. После того как больной узнал о своем диагнозе, он психологически проходит через несколько стадий. Первая стадия — тревога — характеризуется, с одной стороны, желанием знать правду о болезни, с другой — нежеланием принять случившееся. Пациенты борются с конфликтующими желаниями оставаться независимыми, с одной стороны, и необходимостью получать помощь и уход, с другой. Это время депрессии. Вторая стадия возвращает человека в детство, он взаимодействует с теми, кто ухаживает за ним, как с родителями, а не как с равными. Это позиция потребности в защите. В это время человек становится самососредоточенным и зависимым, может прекратить отношения с окружающим миром, думает только о своих ощущениях. Чувство времени становится ограниченным, будущее кажется неопределенным. Третья стадия — это потребность найти новое существование перед лицом болезни. Результат зависит во многом от социальной поддержки, отношений в семье и от поддержки, которую может обеспечить медицина.
После того как диагноз хронического заболевания окончательно подтвержден, следует сразу же провести встречу с пациентом. Перед этим необходимо выяснить его образовательный уровень, социальную принадлежность, жизненную и профессиональную активность, характер взаимоотношений в семье, а также общую настроенность пациента (насколько он понимает необходимость постоянного лечения, изменения стиля жизни, контроля за своим состоянием, например, способен ли он постоянно измерять артериальное давление или проводить пикфлуометрию). Далее следует определить план мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию и обучению пациента (в каком виде лучше всего преподнести ему необходимую информацию, ее объем, периодичность и т. д.).
Конечная цель школ пациента — осознание взаимной социальной ответственности медицинского персонала и пациента при лечении, уходе, реабилитации и профилактике, развитие взаимовыгодного сотрудничества обеих сторон, создание доверительных отношений, повышение культуры общения, поддержание и улучшение здоровья. Нужно научить пациента бороться и нести ответственность за свое здоровье. Активное наблюдение за своим состоянием и осознание позитивных моментов подвигают пациента к необходимости изменения некоторых привычек и образа жизни. Для этого медицинской сестре следует иметь не только знания в плане ухода за больным, но и осведомленность в основных вопросах философии, психологии. Ввиду того что медицинская сестра посвящает значительную часть своей работы обучению пациентов чему-либо, ей необходима компетентность в области педагогики.
В ходе обучения пациент и/или его родственник должен овладеть следующей информацией:
Нужно установить долгосрочные, доверительные отношения с пациентами и членами их семей. Обеспечение пациента полной информацией помогает создать атмосферу доверия, укрепляет отношения с пациентом.
Эффективному обучению пациента может помешать ряд причин.
Таким образом, медицинская сестра общей практики — это равноправный участник, наряду с врачом общей практики, всех видов лечебно-профилактической работы на участке. В соответствии с мировыми стандартами медицинская сестра общей практики должна относиться к пациентам как к уникальным личностям; уметь выявлять их проблемы, в т. ч. внутрисемейные, координировать медицинскую помощь в течение всей жизни пациентов. Хорошая, дружная работа тандема: врач и медсестра общей практики — залог снижения заболеваемости и повышения показателей здоровья семьи.
Для занятий любой медицинской деятельностью необходимо наличие ряда условий (требований), касающихся уровня подготовки специалистов. Они определены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
В частности, по специальности «Общая практика» для среднего медицинского персонала необходимо наличие среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»; дополнительного профессионального образования с повышением квалификации не реже одного раза в пять лет.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”» содержит характеристики, которые применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования. В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. При этом должностное наименование
«старший» устанавливается при условии, что специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
Данным Приказом определено, что к должностм>ш обязанностям медицинской сестры относятся следующие:
Медицинская сестра должна знать:
по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.
Старшая медицинская сестра должна иметь среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям медицинской сестры участковой относятся следующие:
Медицинская сестра участковая должна знать:
по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Общая практика» без предъявления требований к стажу работы.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2012 Мя 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» среди данных должностей выделены: медицинская сестра, медицинская сестра врача общей практики (семейного врача), медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра патронажная, медицинская сестра участковая.
При организации профилактической работы на участке медицинская сестра должна также знать ряд приказов, касающихся различных направлений этой работы, в т. ч.:
К должностным обязанностям медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) относятся следующие:
Медицинская сестра врача общей практики (семейного врача) должна знать:
Требования к квалификации: среднее профессиональное образование
по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Общая практика» без предъявления требований к стажу работы.
Реорганизация оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики отводит медицинской сестре роль гораздо более значительную, чем ранее. Она не может оставаться просто помощницей врача, исполнительницей его назначений. Пропаганда здорового образа жизни, вакцинация населения, активное выявление лиц с факторами риска, постоянное наблюдение за хроническими больными, в т. ч. с нестабильным течением заболевания, обучение пациентов самостоятельному контролю своего состояния — вся эта работа входит в обязанности медсестер, которые таким образом активно участвуют в первичной и вторичной профилактике. Именно профилактика самих заболеваний и их осложнений позволяет снизить затраты на все виды медицинских услуг, особенно таких дорогостоящих, как вызовы скорой помощи и лечение в стационарах. Она должна взять на себя определенный объем самостоятельной работы и выполнять ее профессионально и с полной ответственностью.
Семейный врач и медицинская сестра должны быть выражением высокого уровня профессионализма в диагностике, лечении заболеваний и уходе за своими пациентами. Педагогическая направленность деятельности семейной медицинской сестры предполагает обучение пациентов и его семьи элементарным способам взаимопомощи. Медицинская сестра должна осуществить первую помощь в случае экстренных состояний пациента, таких как травматические повреждения, различные виды шока, остановка дыхания и сердечной деятельности.
Расширение функциональных обязанностей и ответственности медицинских сестер общей практики происходит в нескольких формах. Во-первых, медсестра выполняет некоторые функции, традиционно выполняемые участковым терапевтом. Например, ведет самостоятельный прием пациентов в специально оснащенных кабинетах поликлиники, где имеются электрокардиограф, тонометр, набор для определения внутриглазного давления, таблицы для определения остроты зрения, весы, ростомер и др. Медсестра проводит прием параллельно с приемом врача.
На прием приглашают лиц, состоящих на диспансерном учете, а также имеющих факторы риска, находящихся в периоде подбора медикаментозной терапии, и других пациентов для осуществления динамического наблюдения, выписки направлений на обследование, проведения бесед по здоровому образу жизни, консультаций по диете и режиму при различных заболеваниях, обучения методам самоконтроля за своим состоянием. При необходимости пациенты могут самостоятельно записаться на прием к медицинской сестре врача общей практики в регистратуре.
Во-вторых, медицинская сестра играет ведущую роль в развитии ста- ционарзамещающих методов оказания медицинской помощи: патронаж больных и стационар на дому. Отбор больных для патронажа осуществляет врач. Прежде всего, это хронические больные с нестабильным течением или обострением заболевания, а также находящиеся в периоде подбора медикаментозной терапии. Эти пациенты нуждаются в постоянном, но не круглосуточном наблюдении, им часто необходима экстренная медицинская помощь.
При передаче пациента под патронажное наблюдение врач общей практики осматривает больного вместе с медсестрой. При этом они определяют тяжесть состояния, обсуждают основные синдромы болезни, параметры мониторинга, назначаемое лечение, механизм действия препаратов, ожидаемый результат терапии, возможные побочные действия и осложнения, тактику медицинской сестры в тех или иных случаях и границы ее самостоятельных действий.
В задачу медицинской сестры при патронаже входит наблюдение за динамикой состояния больного, соблюдением им диеты и режима, правильностью приема лекарств. Внедрение стандартов наблюдения за больным, позволило систематизировать подход к амбулаторному ведению медицинскими сестрами больных с артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом, язвенной болезнью, нарушениями мозгового кровообращения и заболеваниями мочевыделительной системы. Стандарты позволили также разграничить функции и ответственность медицинской сестры и врача. Качественный патронаж — это лучшее свидетельство хорошей работы в команде врача и медицинской сестры: пациент находится под пристальным наблюдением медицинской сестры, получая своевременные консультации врача.
Очень важным компонентом сестринского патронажа является обучение пациента самостоятельному контролю своего состояния и оказанию самопомощи при его ухудшении. Членов семьи больного обучают приемам и правилам ухода, выполнению несложных медицинских манипуляций и оказанию доврачебной помощи при ухудшении состояния. Одновременно методом анкетирования могут выявляться факторы риска заболеваний у членов семьи, проводится санитарно-просветительская работа.
Работа семейных медицинских сестер на дому предусматривает решение еще одной важнейшей социальной проблемы — формирование условий для максимально долгого и успешного проживания инвалида дома с помощью разнообразных средств ухода и технических приспособлений. При этом должен быть решен ряд задач.
Наименование документ | ПРИКАЗ Минздрава СССР от 23.09.81 N 1000 (ред. от 22.12.89) «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АМБУЛАТОРНО — ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ» |
Вид документа | приказ, нормативы, нормы, перечень, положение |
Принявший орган | минздрав ссср |
Номер документа | 1000 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 22.12.1989 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
Приложение N 47. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО УЧАСТКА
1. Участковая медицинская сестра является помощником врача — терапевта участкового и работает под непосредственным руководством указанного врача — специалиста и старшей медицинской сестры терапевтического отделения (поликлиники, амбулатории).
2. Основными задачами участковой медицинской сестры являются:
— выполнение лечебных и диагностических назначений врача в поликлинике и на дому;
— проведение профилактических и санитарно — просветительных мероприятий среди населения участка.
3. В соответствии с этими задачами участковая медицинская сестра:
— подготавливает амбулаторный прием врача — терапевта участкового (подготовка рабочего места, приборов, инструментария, индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов и др., своевременное получение результатов лабораторных и других исследований и расклейка их по картам и т.д.);
— по указанию врача — терапевта участкового измеряет пациентам артериальное давление, проводит термометрию и другие медицинские манипуляции;
— под контролем врача заполняет статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направлений на лечебно — диагностические исследования, вносит в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований; помогает заполнять посыльные листы во ВТЭК, санаторно — курортные карты, выписки из индивидуальных карт амбулаторного больного;
— при соответствующих условиях под диктовку врача пишет рецепты и заполняет графы листка нетрудоспособности, индивидуальной карты амбулаторного больного и др.;
— выдает очередные талоны для повторных посещений;
— объясняет больному способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям;
— под контролем и руководством врача заполняет контрольную карту диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашает диспансерных больных на прием к врачу;
— подготавливает предварительные материалы для составления отчета по диспансеризации населения участка;
— комплектует необходимыми инструментами и медикаментами сумку врача — терапевта участкового для оказания медицинской помощи на дому;
— выполняет медицинские манипуляции и производит забор материала для бактериологических исследований в соответствии с назначением врача, информируя его о выполнении диагностических и лечебных процедур и о всех случаях нарушения режима больными, невыполнения противоэпидемических требований инфекционными больными, оставляемыми для лечения на дому;
— проводит под руководством и контролем врача профилактические прививки и регистрирует мероприятия по дегельминтизации населения.
4. Участковая медицинская сестра оснащается сумкой медицинской сестры, укомплектованной медицинским инструментарием, перевязочным материалом и соответствующим набором медикаментов, об израсходовании которых она отчитывается пред старшей медицинской сестрой.
5. Участковая медицинская сестра работает по графику, утверждаемому в установленном порядке.
Начальник Главного управления
лечебно — профилактической помощи
И.В.ШАТКИН
Приложение N 48
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 23.09.1981 г. N 1000
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Основным нормативным документом, определяющим содержание работы участковой медицинской сестры, является Приказ Минздравсоц- развития РФ № 490 от 21.06.2006 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой».
Данным Приказом определено, что участковая медицинская сестра (УМС) обеспечивает оказание медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке. На эту должность назначаются специалисты, имеющие среднее медицинское образование по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат по специальности «Сестринское дело».
Основными направлениями деятельности медицинской сестры являются следующие:
УМС осуществляет свою деятельность по оказанию первичной медико- санитарной помощи населению в следующих лечебно-профилактических учреждениях (преимущественно муниципальной системы здравоохранения): поликлиниках; амбулаториях; прочих стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения; других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.
Следующим нормативным документом является Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “Терапия”».
Данным Приказом определено, что медицинская помощь оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи (то есть в поликлинике, амбулатории); скорой; специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи (оказываемой в стационаре); паллиативной медицинской помощи. Медицинская помощь может оказываться: амбулаторно; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно. Медицинская помощь оказывается в форме: экстренной медицинской помощи (при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента), неотложной (при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента); плановой (при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью).
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в т. ч. снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется по территориально-участковому принципу (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»). Оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи в медицинских организациях и их подразделениях осуществляется на основе взаимодействия врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-терапевтов участковых цехового врачебного участка, врачей общей практики (семейных врачей) и врачей-специалистов, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю заболевания пациента (врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей- эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов и др.). При отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях и/или при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям врач-терапевт, врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач) по согласованию с врачом-специалистом по профилю заболевания пациента направляет его в медицинскую организацию для проведения дополнительных обследований и/или лечения, в т. ч. в стационарных условиях. При наличии медицинских показаний пациенты направляются для проведения реабилитационных мероприятий в специализированные медицинские и санаторно-курортные организации, а также в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь.
Терапевтический кабинет (как структурное подразделение медицинской организации) создается для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи по профилю «Терапия». Штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов.
Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н.
Основными функциями Кабинета являются:
Рекомендуемые штатные нормативы терапевтического кабинета:
Терапевтическое отделение стационара осуществляет следующие функции:
Рекомендуемые штатные нормативы терапевтического отделения:
Терапевтический дневной стационар является структурным подразделением медицинской организации и организуется для осуществления медицинской помощи по профилю «Терапия» при заболеваниях и состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения. Штатная численность терапевтического дневного стационара устанавливается руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов.
В терапевтическом дневном стационаре рекомендуется предусматривать:
Терапевтический дневной стационар осуществляет следующие функции:
Рекомендуемые штатные нормативы:
Поскольку одним из показателей качества медицинской помощи является ее доступность, Минздравсоцразвития России издал Приказ от 21.022011 № 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвую щих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи». В нем, в частности, определено, что основными учетными медицинскими документами при оценке деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, являются:
К показателям деятельности отнесены следующие: