Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти
Страницы в журнале: 26-31
К.Л. БЕРДНИКОВА,
кандидат юридических наук
Статья посвящена вопросам определения понятия гражданства как государственного института, его признакам и содержанию, а также месту в системе прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: гражданство, суверенитет, осуществление лицом своих прав и свобод, субъективные права человека, гражданство как политико-правовое явление
Citizenship in a system of rights and freedoms of individuals and institutions of public power
This paper is devoted to the definition of «citizenship» as a state institution, its features and content, as well as a place in the system of rights and freedoms of man and citizen.
Keywords: citizenship, sovereignty, the implementation of his or her rights and freedoms, of subjective human rights, citizenship as a political and legal phenomenon.
Определение понятия «гражданство» — нелегкая задача: это объясняется сложностью понимания специфического государственно-правового явления, а также органической связью гражданства с государством и правом. Вряд ли эта задача разрешима формально-логическими средствами, которые могут быть использованы лишь при разработке традиционных дефиниций, в частности при определении права через ближайшее родовое понятие и указании на видовые отличия. В таких условиях любая попытка может претендовать лишь на обобщение всего того, что уже известно об определенном предмете[1].
Гражданство — понятие, неразрывно связанное с государственностью. Более того, неоспорима связь между гражданством и государственным суверенитетом [ 2 ] . Именно с позиции распространения на личность суверенитета государства мы говорим о том, что гражданство является основой правового положения этой личности в государстве: наличие гражданства гарантирует полное распространение на личность всех прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве данной страны. Обладая гражданством, лицо вправе рассчитывать на защиту государством этих прав как на его территории, так и за его пределами. Однако из этого не следует, что осуществление лицом своих прав и свобод, равно как и исполнение обязанностей, устанавливается наличием у него гражданства. Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, обладают практически одинаковыми правами и свободами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства. Но существует так называемое правило национального режима[3], в соответствии с которым комплекс прав, свобод и обязанностей граждан России и лиц, не имеющих ее гражданства, аналогичен (за исключением ряда политических и некоторых других прав и обязанностей) и не может не соблюдаться в демократическом государстве, в котором права и свободы человека независимо от его гражданства или подданства выдвигаются на первое место, а их защита является приоритетной задачей самого государства.
В любом современном демократическом государстве гражданство является одним из центральных институтов правового положения личности, определяющих основы правового статуса гражданина[4]. Нельзя недооценивать и роль гражданства в формировании личности граждан государства: являясь политико-юридическим выражением идей равноправия и национального единства, гражданство связано с воспитанием глубоких чувств гражданственности, верности Родине, патриотизма[5].
Гражданство Российской Федерации, являясь одним из важнейших институтов конституционного права России, определяющих правовой статус личности, обладает целым рядом специфических признаков. Общие принципы, определяющие сущность российского гражданства, лежат в основе понимания всего института гражданства в целом и устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве 2002 года). Одним из данных принципов является единство российского гражданства.
В юридической науке термин «гражданство» понимается как:
1) политико-правовое явление, определяющее особый характер взаимоотношений человека и политико-социального образования — государства[6];
2) одно из основных субъективных прав человека (каждый человек имеет право на гражданство)[7] , т. е. предусмотренная законом возможность лица находиться в обозначенных выше взаимоотношениях с государством или прекратить их;
3) конституционно-правовой институт.
Существует также определение гражданства как членства лица в государстве; это определение логично увязывается с позиций договорной теории происхождения государства как публично-правового союза населения в рамках территории, политически организованной общности людей.
В.С. Шевцов подчеркивает: «Сущность гражданства заключается в том, что лицо и государство находятся в такой специфически определенной связи, которая сама по себе служит основанием для того, чтобы на это лицо в полной мере могла распространяться юрисдикция данного государства. Гражданство, характеризуемое как правовая связь лица с государством, носит сугубо объективный характер, хотя в свою очередь служит необходимым условием, предпосылкой для установления правого статуса гражданина»[8].
Однако ряд исследователей понятия «гражданство» полагают, что под гражданством следует понимать прежде всего правовую принадлежность лица к государству, позволяющую разграничивать распределение населения между различными государствами. Так, А.А. Головко пишет, что «принадлежность означает не подвластность, а вхождение в состав чего-то. Его (термин «гражданство». — Примеч. ред.) можно применять к человеку, который через принадлежность к государству входит в состав его граждан, т. е. в состав народа»[9]. Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно, посредством правовых норм, определяет круг своих граждан, т. е. круг лиц, постоянно находящихся с ним в общих политико-правовых отношениях, основным условием существования которых выступает государственная принадлежность лица, т. е. гражданство.
С.В. Черниченко считает, что разница между понятием «принадлежность лица к государству» и «правовая связь лица с государством» трудноуловима, поскольку «в обоих случаях имеется в виду определенное отношение между лицом и государством, носящее юридический характер»[10].
В 70—80-е годы прошлого века существовало понимание гражданства как устойчивой правовой связи лица с государством, определяющей его правовое положение не только внутри государства, но и вне его, в международном общении[11]. Эта связь лица с государством характеризуется равноправием между субъектами отношений. Большинство граждан любого государства являются его полными членами и в правовом, и в социальном значении, гражданами в каждом аспекте повседневной жизни государства. Фактическая связь граждан с государством выражается прежде всего в том, что большинство населения государства в нормальных условиях живет на его территории. Н.В. Витрук считает, что «постоянное проживание на территории государства — наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически институтом гражданства»[12].
Определяя гражданство как правовую связь, необходимо отметить основные свойства этого явления. Гражданство устойчиво, так как права и обязанности, входящие в его содержание, сохраняются в пространстве и во времени. Его устойчивость объясняется тем, что гражданство не замыкается пространственными пределами государства. Оно сохраняется независимо от того, находится гражданин на территории государства или за его пределами. Гражданство возникает с момента рождения человека либо с момента приобретения его в установленном законом порядке и сохраняется, как правило, на протяжении всей жизни человека, если не возникает вопрос об утрате гражданства.
Государство устанавливает определенные отношения со всеми лицами, находящимися на его территории: гражданами государства, иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. В то же время отношения, устанавливаемые с иностранцами и апатридами, уже не обладают таким свойством, как устойчивость. Они существуют до тех пор, пока указанные категории лиц находятся в пределах территории государства, и прекращаются с момента их выезда за его пределы. Правовая же связь между гражданином Российской Федерации и государством носит универсальный характер и сохраняется независимо от того, находится он в ее пространственных пределах или нет. Это различие коренится не только в свойствах гражданства, но и в совокупности тех прав, обязанностей и свобод, которые возникают между государством и гражданином.
В.С. Нерсесянц отмечает, что на различных этапах исторического пути к современной концепции прав человека мы имеем дело с тем или иным вариантом привилегированного человека. Последним типом такого привилегированного человека в историческом ряду является гражданин, а последней формой прав привилегированного человека — права гражданина в их соотношении с правами человека[13].
Рассматривая гражданство как определенное правоотношение, следует отметить, что содержание такого правоотношения составляют взаимные субъективные права и юридические обязанности гражданина и государства: право граждан требовать от государства защиты своих прав и законных интересов, в том числе за пределами государства, и, соответственно, обязанность государства оказывать такую защиту; право государства требовать у гражданина подчинения правопорядку и, соответственно, обязанность гражданина исполнять законы[14].
Гражданство как правоотношение характеризуется тем, что оно является правовым состоянием. Лицо, произвольно или непроизвольно вступающее в отношения гражданства, характеризуется определенным состоянием, которое по существу своему безусловно, т. е. имеет силу и требует признания не только лицом и государством, состоящим в этом отношении, но и всеми другими лицами и организациями. При этом такое состояние, однажды установившись, не может прекратиться только по воле пребывающих в нем лиц.
Одним из аспектов определения понятия гражданства как правовой связи является вопрос о соотношении в ней политического и правового компонентов. В Законе РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» законодатель определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, тогда как в Законе СССР от 23.05.1990 № 1518-1 «О гражданстве СССР» гражданство определялось как политико-правовая связь человека с государством. Закон о гражданстве 2002 года характеризует гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией.
Отказ от политического компонента в законодательном определении, по мнению ряда ученых, имеет положительную сторону. Политизация правового статуса гражданства влечет за собой его неустойчивость, а решение вопросов гражданства ставится в зависимость от соотношения политических сил. Определение гражданства как правового явления освобождает квалификацию гражданства от оценочных политических подходов, нередко осложняющих реализацию права на гражданство[15].
Гражданство представляет собой своеобразное субъективное право. С.Н. Братусь характеризовал субъективное право «как меру возможного или дозволенного поведения лица»[16]. Аналогичных взглядов придерживались и другие ученые[17].
С.С. Алексеев отмечал: «Субъективное право в самом общем виде представляет собой меру дозволенного поведения»[18]. Но понятие «субъективное право» не может существовать само по себе в чистом виде, оно всегда рассматривается в связях и отношениях с иными понятиями и отношениями и требует определения субъектов отношений.
Вместе с тем во взглядах ученых нет единого мнения о существовании у лица субъективных прав по поводу гражданства. Сторонники одной научной позиции (И.Е. Фарбер, О.О. Миронов, Н.В. Витрук) выступают за признание гражданства субъективным правом[19]. Другие ученые полагают, что гражданство не может иметь качества субъективного права, поскольку оно является двусторонней связью между личностью и государством и носит объективный характер, и только государство обладает суверенным правом решать вопрос об установлении или прекращении этой связи[20]. Действительно, гражданство носит прежде всего объективный характер и возникает независимо от субъективного волеизъявления лица, примером чего является приобретение гражданства по рождению. Но существуют и другие основания приобретения гражданства, не учитываемые представителями первого направления и обязательно требующие волеизъявления лица. В частности, это требование распространяется на приобретение гражданства в порядке регистрации, приема, восстановления в гражданстве, оптации. Субъективное право по поводу гражданства возникает и в случаях прекращения гражданства.
Особенность гражданства как субъективного права состоит в том, что оно является необходимой предпосылкой для наделения лица всеми правами, свободами и обязанностями, закрепленными Конституцией РФ. Вместе с тем при рассмотрении гражданства как субъективного права и гражданства как правоотношения возникает вопрос: может ли субъективное право по поводу гражданства существовать вне правоотношения? Н.Г. Александров допускал возможность существования определенных прав вне правоотношений, рассматривая эти права в качестве элементов общей правоспособности. Действительным же оно становится только тогда, когда его обладатели вступают в конкретные правоотношения[21].
Институт гражданства имеет сложную структуру. Нормы института гражданства объединяются в обособленные группы, образуя субинституты по отношению к институту гражданства в целом. Такими субинститутами можно считать, например, порядок приобретения и прекращения гражданства, гражданство детей и гражданство родителей, гражданство субъектов федерации, двойное гражданство.
Гражданство по своей природе непосредственно связано и с государственным суверенитетом, и с территориальным устройством государства, и с правовым положением личности, так как служит необходимой предпосылкой для обладания правами и обязанностями граждан. Последнее дало основания для отнесения института гражданства в качестве субинститута к более широкому правовому институту — институту основ правового статуса граждан[22]. В качестве субинститутов в него, кроме института гражданства, входят институт прав, свобод и обязанностей граждан; институт правосубъектности и т. д. Таким образом, институт гражданства представляет собой самостоятельный межотраслевой комплексный институт права, ядро которого составляют нормы конституционного (государственного) права.
Содержание института гражданства — это совокупность правовых норм, регулирующих специфическую группу общественных отношений по поводу связи лица с государством, служащих основой правового состояния большей части населения государства.
В институте гражданства представлены нормы национального и международного права. Сердцевину его составляют нормы Конституции РФ и Закона о гражданстве 2002 года, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие отношения гражданства. Доктринальный аспект института гражданства охватывает вопросы, связанные с изучением основополагающих международно-правовых документов о правах и свободах человека и гражданина, с декларацией о государственном суверенитете (актов независимости), а также с анализом господствующих в конкретном государстве доктрин, теоретических постулатов, взглядов и воззрений относительно гражданства.
Давая характеристику гражданства как правовой связи между субъектами права, необходимо отметить основные свойства этого явления. Гражданство — это не только правовая связь между гражданином и государством. Правовая связь существует и между иностранцами и государством пребывания. Специфика правовой связи гражданина со своей страной заключается в ее устойчивости, которая проявляется во времени и в пространстве[23]. В первом случае речь идет о непрерывности гражданства, во втором — о подчинении гражданина власти своего государства независимо от фактических связей между ними. В отношении собственных граждан государство обладает высшей властью независимо от их местонахождения. Исключения составляют случаи двойного гражданства, предоставления политического убежища и статуса беженца.
Устойчивость во времени и в пространстве — один из признаков гражданства, характеризующий его как феномен, существующий постоянно и не подвергающийся воздействию внешних факторов. Постоянство не означает, что гражданство нерасторжимо. Международным и внутригосударственным правом закреплено наряду с правом человека на гражданство право на отказ от него. Устойчивость правовой связи — это признак отношений гражданства, не присущий отношениям с участием иностранцев, даже если последние постоянно проживают на территории иностранного государства. Это отличает граждан от иностранцев, которые даже при выезде с территории иностранного государства могут иметь с ним определенные правовые отношения, например, по уплате налога на недвижимое имущество, но теряют при этом саму правовую связь с государством. Не обладая устойчивостью, правовая связь государства и иностранца основана на фактическом отношении между ними. Это положение свойственно и гражданству, но не имеет для него обязательного значения. Речь идет о фактической (действительной) связи между иностранцем и государством, выражающейся в постоянном месте жительства на его территории. Применительно к гражданству этот признак именуется эффективностью гражданства и имеет первостепенное значение как в национальном, так и в международном праве.
Гражданство обладает таким свойством, как непрерывность. Свойству непрерывности сопутствует устойчивость гражданства, которая означает, что содержание гражданства сохраняется с момента его приобретения в соответствии с условиями, установленными законодательством данного государства, пожизненно либо до момента его прекращения. Вместе с тем устойчивость гражданства, а также прав и обязанностей, составляющих его содержание, является формально юридической. Она не предполагает обязательной фактической устойчивости гражданства и образующих его содержание прав и обязанностей. На нее не влияют ни объем прав той или иной категории граждан, ни их обеспеченность, ни фактическое неравенство граждан в том или ином государстве. Устойчивость гражданства выступает основным правовым критерием, отличающим его от правовой связи, существующей между государством и проживающими в нем временно или постоянно иностранцами или лицами без гражданства.
Наряду с правовой устойчивостью гражданство обладает свойством фактической связи лица с государством, так как существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Гражданство есть юридическое оформление состава населения государства[24].
Понятия «гражданство» и «гражданин», будучи неразрывно связанными, имеют разное правовое содержание и не могут отождествляться.
Следует согласиться с мнением Б.В. Щетинина, который полагал, что правовой статус гражданина можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих отношения между гражданином и государством по поводу приобретения, утраты и охраны прав гражданства, предоставления гражданам гарантированных по закону прав и свобод, а также выполнения возложенных на граждан по закону обязанностей[25].
Таким образом, гражданство является важнейшим элементом правового статуса личности и основой взаимоотношений гражданина и государства. С гражданством связаны существенные юридические последствия для человека: объем его прав, свобод и обязанностей и гарантированность государственной защиты этих прав и свобод.
Гражданство — это правовое состояние, которое предполагает наличие взаимных прав и обязанностей как у гражданина по отношению к государству, так и у государства по отношению к гражданину.
Гражданство является комплексным правовым институтом, отношения в котором регулируются нормами различных отраслей права. Основу его составляют нормы конституционного права, регламентирующие гражданство как устойчивую политико-правовую связь физического лица с конкретным государством. Нормы административного права определяют содержание механизма решения вопросов гражданства (приобретения, изменения и утраты гражданства), а также взаимной ответственности сторон — участниц правоотношений гражданства. Этой же цели служат нормы уголовного и гражданского права. Нормы международного права направлены на устранение коллизий, возникающих между национальным законодательством различных, особенно сопредельных, государств. Приоритет международных норм перед правовыми нормами национального законодательства также создает основу для демократического развития института гражданства.
1 См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М., 1996. С. 100.
2 См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. — Саратов, 1974. С. 50—51.
3 См.: Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. — М., 1994. С. 11.
4 См.: Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. — М., 1996. С. 35.
5 См.: Фарбер И.Е. Указ. раб. С. 47.
6 См.: Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 3: Российское гражданство: Моногр. — М., 2011. С. 32.
7 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международных договоров. — М., 1989.
8 Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. — М., 1969. С. 19.
9 Головко А.А. Человек, личность, гражданин. — Мн., 1982. С. 19.
10 Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. — М., 1968. С. 6.
11 См.: Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. — М., 1960. С. 245.
12 Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе / Отв. ред. В.А. Патюлин. — М., 1979. С. 37—38.
13 См.: Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 года) // Права человека в истории человечества и в современном мире. — М., 1989. С. 23.
14 См.: Бойцов В.Я. К вопросу о понятии гражданства как государственно-правового отношения. — Свердловск, 1969. С. 22—23.
15 Конституционное право Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. — Екатеринбург, 1995. С. 116.
16 Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. — М., 1950. С. 8—21.
17 См.: Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. — М., 1961. С. 229; Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. — М., 1958. С. 57; Явич Л.С. Общая теория права. — Л., 1976. С. 172—173; Лазарев В.В. Общая теория права и государства. — М., 1994. С. 32—33.
18 Алексеев С.С. Общая теория права. — М., 1960. С. 8—21.
19 См.: Фарбер И.Е. Указ. раб. С. 54—55; Миронов О.О. Содержание категории «советское гражданство» // Проблемы конституционного права. Вып. 1. — Саратов, 1974. С. 89.
20 См.: Полянский В.В. Советское гражданство: (Политико-правовые проблемы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1979. С. 9; Он же. Принципы советского гражданства // Советское государство и право. 1980. № 5. С. 124.
21 См.: Александров Н.Г. Право и законность в период развитого строительства коммунизма. — М., 1961. С. 230.
22 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М., 1995. С. 151—153.
23 См.: Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. — М., 1986. С. 160.
24 См.: Витрук Н.В. Указ. раб. С. 26—38.
25 См.: Щетинин Б.В. Гражданин и социалистическое государство // Советское государство и право. 1975. № 2. С. 4.
Основные подходы к пониманию природы права на гражданство как субъективного права. Статьи по предмету Конституционное право России
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРИРОДЫ ПРАВА НА ГРАЖДАНСТВО КАК СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА
Н.М. МАМАСАХЛИСИ
В конституционно-правовой доктрине понятие гражданства рассматривается как понятие многоаспектное, многогранное, содержащее в себе следующие правовые характеристики:
1) гражданство как особое правоотношение;
2) гражданство как конституционно-правовой институт;
3) гражданство как право человека .
———————————
Ванюшин Я.Л. Конституционное право на гражданство и роль органов Федеральной миграционной службы в его реализации: дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 15; Михайлова Е.В. Право на гражданство Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 21.
Между тем понимание гражданства через право породило множество дискуссий среди ученых-конституционалистов. По мнению одних теоретиков права, таких как И.Е. Фарбер, О.О. Миронов, гражданство представляет собой особое субъективное право, в то время как другие ученые категорически выступают против такого понимания гражданства, вкладывая в его содержание исключительно правовую или политико-правовую связь лица с определенным государством . Третьи и вовсе пытались гармонично соединить «связь» и «право» воедино, рассуждая о том, что второе является лишь следствием первого. Так, В.С. Шевцов полагал, что «гражданство не представляет собой ни права, ни совокупности прав, а служит лишь предпосылкой, создающей возможность применения к лицу правовых норм» . В любом случае нить, которая объединяет всех авторов воедино, — это то, что в той или иной степени каждый связывает содержание гражданства с правами и обязанностями, возникающими между человеком и государством.
———————————
Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. М., 1960. С. 244; Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1970. С. 134.
Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. М., 1969. С. 15.
Возвращаясь к полемике о том, является ли гражданство субъективным правом человека в классическом его понимании, а именно — гарантированной государством мерой возможного (дозволенного) поведения личности, следует рассмотреть эволюцию понятия «право на гражданство» как в доктринальном, так и в законодательном (национальном и международном) его употреблении.
О.О. Миронов выступает за признание гражданства как своеобразного субъективного права, содержание которого слагается из ряда правомочий. Из них наиболее характерными, являющимися как бы квинтэссенцией права на гражданство, являются: правомочие гражданина находиться, проживать на территории государства; пользоваться защитой прав и законных интересов со стороны государства как на его территории, так и вне ее; иметь весь комплекс политических прав, предусмотренных Конституцией; замещать любые государственные должности, свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства .
———————————
Миронов О.О. Содержание категории «советское гражданство» // Проблемы конституционного права. Вып. 1 (2). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974. С. 89.
И.Е. Фарбер, определяя гражданство как особое субъективное право, считал, что оно состоит по меньшей мере из четырех правомочий:
1) каждый имеет право на гражданство;
2) гражданство есть право индивида на защиту его прав со стороны государства;
3) гражданство есть право пребывать на территории своего государства;
4) гражданство означает право на равенство перед законом .
———————————
См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974. С. 54 — 55.
При таком понимании юридической природы права на гражданство справедливым представляется замечание В.Я. Кикотя, отметившего, что «правомочие обладать всем комплексом прав, свобод и обязанностей» в этом случае представляет собой своего рода «право на права», что выходит за рамки понимания природы субъективного права . Прав и Н.В. Витрук, отметивший, что «перечисленные правомочия по существу представляют собой юридические последствия, которые наступают для лица при обладании им гражданством определенного государства, за исключением, может быть, первого правомочия. Приведенная выше формула означает подмену понятий: гражданство как право есть право на гражданство» .
———————————
Российское гражданство: учебное пособие / под ред. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 147.
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. С. 111.
Другие ученые не относят право на гражданство к субъективным, настаивая на его объективном характере. Так, В.В. Полянский считает, что «понимание гражданства как субъективного права противоречит объективному характеру существования гражданства. Эта связь носит объективный характер как для человека, так и для государства. . Само гражданство выступает в качестве предпосылки для обладания различными субъективными правами» . Вместе с тем О.О. Миронов, приверженец понимания гражданства через право субъективное, в качестве аргумента существования такового также приводит суждение о том, что гражданство является необходимой предпосылкой для наделения лица всеми правами и обязанностями, зафиксированными в Конституции .
———————————
Полянский В.В. Советское гражданство (политико-правовые проблемы): автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1979. С. 9. См. также: Русинова С.И. О государственном устройстве в системе советского государственного права // Советское государство и право. 1962. N 9. С. 63.
Миронов О.О. Указ. соч. С. 89.
Таким образом, в зависимости от того, какое содержание вкладывают ученые в те или иные юридические термины, одни авторы видят в гражданстве субъективное право человека, а другие нет. Следовательно, можно видеть, как один и тот же ключ легко подходит к разным правовым замочкам. Не оспаривая фактически неопровержимый факт, что состояние гражданства является основанием, условием предоставления личности соответствующих благ в полном объеме, а, наоборот, ученые, ставя это явление во главу угла понимания гражданства, либо пытаются доказать существование права на гражданство, либо, наоборот, категорически опровергают это.
Схожей позиции придерживался и В.С. Шевцов, подчеркивая, что гражданство является лишь объективным фактом. Решать любой вопрос в области гражданства полномочно только государство. «Это его неотъемлемое суверенное право. Вот почему нормы законодательства о гражданстве не закрепляют каких-либо субъективных прав, хотя, безусловно, на основе этих норм в процессе их реализации возникают правомочия лица как субъекта конкретного правоотношения в области гражданства» .
———————————
Шевцов В.С. Указ. соч. С. 37. О праве гражданства как о суверенном праве государства писал В.В. Полянский. См.: Принципы советского гражданства // Советское государство и право. 1980. N 5.
Однако наиболее приемлемым видится подход, в соответствии с которым под реализацией человеком права на гражданство понимается гарантированная государством возможность притязать на гражданство. В свою очередь, государство обязано рассмотреть и разрешить (притязание) с максимальной благожелательностью. В итоге С.А. Авакьян делает вывод, что «можно говорить о нескольких линиях обеспечения гражданства:
— право на внимательное рассмотрение ходатайства о предоставлении российского гражданства;
— право на пребывание в российском гражданстве;
— право на изменение гражданства РФ» .
———————————
См.: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 22.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что ключевыми словами для определения этого субъективного права являются «правомочия», «предпосылка», «притязание». Представляется, что расхождение во взглядах обусловлено различным пониманием как содержания гражданства, так и природы субъективного права.
Современные исследователи, определяя гражданство как основу правового статуса человека и гражданина, отмечают исключительность и весомость гражданства как субъективного права .
———————————
См.: Ванюшин Я.Л. Указ. соч. С. 30.
Я.Н. Ванюшин право на гражданство определяет как предусмотренную законом и основанную на личном волеизъявлении возможность человека приобретать и прекращать гражданство, а также осуществлять его выбор . Е.В. Михайлова под правом на гражданство понимает предусмотренную законом возможность лица приобретать гражданство, изменять гражданство, выбирать гражданство, а также выходить из него . Таким образом, право на гражданство авторами отождествляется с реализацией ряда перечисленных в определении правомочий по поводу гражданства . Вместе с тем если просмотреть правовую регламентацию порядка приобретения, изменения и выхода из гражданства, то становятся очевидными многочисленные препоны, делающие реализацию того или иного правомочия невозможным. Например, государство не обязано предоставить свое гражданство, даже если соискатель гражданства соответствует всем критериям, предъявляемым для получения гражданства. Праву на гражданство в таких случаях корреспондирует не обязанность государства предоставить такое гражданство, а лишь право государства решить этот вопрос исходя из требований его законодательства о гражданстве и государственных интересов .
———————————
Там же. С. 32 — 33. См. также: Калинин В.Н. Институт гражданства в российском праве: Общетеоретический аспект: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 75; Российское гражданство: учеб. пособие / под ред. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 148.
Михайлова Е.В. Право на гражданство в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 27.
В.В. Полянский также полагает, что «физическое лицо имеет субъективные права, реализуемые в конкретных отношениях по поводу возникновения и прекращения гражданства. Но это — не субъективное право гражданства, а субъективные права по поводу гражданства» // Советское государство и право. 1980. N 5. С. 124.
Кутафин О.Е. Российское гражданство: монография. М.: Проспект, 2011. С. 169 — 170.
При перемене гражданства также «не осуществляется какое-то принадлежащее гражданам субъективное право, а возникает лишь субъективное правомочие, которым обладает лицо в правоотношении с государством по поводу перемены гражданства. Нормы законодательства о гражданстве не закрепляют каких-либо субъективных прав, хотя, безусловно, на основе этих норм в процессе их реализации возникают правомочия лица как субъекта конкретного правоотношения по поводу гражданства. Правомочие. заключается лишь в праве ходатайствовать о выходе из гражданства, но отнюдь не вправе требовать реализации принадлежащего ему субъективного права на перемену гражданства» . Стоит отметить, что, несмотря на императивное закрепление в ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации — разделе об основах конституционного строя — невозможности лишения права изменить гражданство, законодатель на уровне федерального закона прописал ограничения указанного права, являющегося одновременно элементом конституционного строя . Можно ли на уровне федерального закона ограничить основы конституционного строя — вопрос дискуссионный .
———————————
Шевцов В.С. Указ. соч. С. 37 — 38.
См.: Подпункты «а», «б» статьи 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
См.: Харитонов М.М. Возможность ограничения права изменить гражданство Российской Федерации с точки зрения иерархии конституционных норм // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 10. С. 10 — 13.
И даже в случае возникновения у гражданина сильного желания порвать прочную политико-правовую связь с государством вопрос выхода из гражданства решается исключительно по усмотрению самого государства. «В силу общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право на изменение гражданства, но не право на отказ от него в одностороннем порядке» . Таким образом, «праву гражданина РФ на изменение гражданства, т.е. на выход из гражданства РФ, корреспондирует право Российского государства определять свою позицию по данному вопросу, а не автоматически и формально разрешать выход» .
———————————
См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 1228-О.
Авакьян С.А. Указ. соч.
И все же представляется, что «право на гражданство» нельзя отождествлять с «правомочием по поводу гражданства». Безусловно, когда нет возможности реализовывать конкретные правомочия, говорить о гражданстве как о праве не приходится. Поэтому Конституционный Суд в своих решениях использует формулу «субъективное право на приобретение гражданства», оговаривая, что оно «не носит абсолютного и безусловного характера» , намекая таким образом на объективно существующую дискрецию государства в отношении решения вопросов, связанных с гражданством. Представляется, что именно по этой причине авторы Конституции РФ 1993 года намеренно не стали включать во вторую главу, посвященную правам и свободам, «право на гражданство», а упомянули об этом праве в связи с принципиальными характеристиками конституционного строя в главе первой. Так, согласно ч. 1 и 3 ст. 6 Конституции РФ «гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и права изменить его».
———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1254-О; Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2020 г. N 1267-О; Определение Конституционного Суда РФ от 3 марта 2020 г. N 318-О.
Как бы то ни было, одним из самых веских аргументов наличия права на гражданство является его упоминание в целом ряде международных документов. Так, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на гражданство . В качестве нормы-принципа право на гражданство закреплено в пункте «a» ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве . Право каждого индивида на гражданство также гарантируется пунктом «c» ст. 5 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года . Конвенция о правах ребенка также закрепляет право ребенка с момента рождения на приобретение гражданства . Справедливое замечание высказал профессор Б.С. Эбзеев, отметив, что «международное право непосредственно не регулирует поведения индивидов, не предоставляет им прав, а накладывает обязанности по обеспечению личности прав человека, и поэтому нет оснований истолковывать соответствующие положения международно-правовых документов как признание гражданства субъективным правом лица» . Вероятно, именно поэтому, несмотря на развитие международно-правовых инструментов защиты прав человека, безусловно оказавших существенное воздействие на национальное законодательство о гражданстве, лишь в трех Конституциях государств постсоветского пространства автору удалось найти формулу «право на гражданство».
———————————
Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1995. N 67.
Европейская конвенция о гражданстве (ETS N 166): заключена в г. Страсбурге 06.11.1997. Россия подписала 06.11.1997, но так и не ратифицировала.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: заключена 21.12.1965 // Ведомости ВС СССР. 1969. 18 июня. N 25. Ст. 219.
Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.
Эбзеев Б.С. Конституционные основы свободы личности в СССР. Саратов, 1982. С. 59.
Так, в Конституции Азербайджанской Республики ст. 52 «Право на гражданство» открывает перечень политических прав, помещенный в главе «Основные права и свободы человека и гражданина». Из содержания статьи следует, что под «правом» в данном случае понимается гарантированная принадлежность к гражданству при соответствии лица следующим условиям: оно подвластно государству, имеет с ним [государством] политическую и правовую связь. Создатели Конституции позаботились и о закреплении в ней «гарантий права на гражданство». К таковым относятся: невозможность ни при каких обстоятельствах лишения гражданства, невозможность ни при каких обстоятельствах изгнания из Азербайджанской Республики или выдачи иностранному государству, правовая защита и покровительство гражданам Азербайджанской Республики, временно или постоянно проживающим за ее пределами .
———————————
Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. // СЗ АР. N 9. 2009. Ст. 554.
Конституция Эстонской Республики в ст. 8, главе «Основные права и обязанности», закрепляет право каждого ребенка на гражданство в случае, когда один из родителей является гражданином Эстонии по рождению . На уровне закона «право на гражданство» закрепляют также Грузия, Таджикистан, Казахстан.
———————————
Статья 8 Конституции Эстонской Республики от 28.06.1992 (в ред. от 13.04.2011). Eesti Vabariigi pohiseadus. Опубликован (Avaldamismarge): RT, 1992. 26, 349; RT I, 2003. 64, 429.
Еще не так давно право каждого человека на гражданство было зафиксировано в статье 1 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 (ред. от 06.02.1995, с изм. от 16.05.1996) «О гражданстве Российской Федерации» .
———————————
Российская газета. 1992. N 30.
Фундаментальное изучение проблем гражданства, как было отмечено выше, позволило поставить под сомнение обоснованность его упоминания в связке со словом «право». Поэтому представляется важным определиться, какой смысл вкладывается в «право на гражданство», установленное международными актами.
«Из контекста права человека на гражданство, установленного ст. 7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и п. «a» ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве, можно сделать вывод о существовании субъективного права каждого на гражданство государства постоянного пребывания. Тем не менее высказываемые по этому вопросу мнения пока очень осторожные: прежде всего они учитывают межгосударственный аспект и обязанности по недопущению состояния безгражданства. На практике — кроме случая правопреемства государств — очень сложно определить, по отношению к кому может быть осуществлено такое право на гражданство» . Более того, даже оптация, по мнению Б.С. Эбзеева, не служит доказательством истинности наличия существования субъективного права. «Каждое государство, в гражданстве которого состоит такое лицо, вправе считать его своим гражданином. В подобном случае создается известная неопределенность, но она ликвидируется не национальным законодательством, а международно-правовым актом, договором между государствами, который регулирует не отношения типа «государство — оптант», а отношения типа «государства — государство» . Надо отметить, что «право на гражданство страны пребывания» не предусмотрено и в Конвенции 1997 года о гражданстве. В ней лишь абстрактно закрепляется «право на гражданство».
———————————
Международное право = Volkerrecht / Вольфганг Граф Витцтум, М. Боте, Р. Дольцер и др.; пер. с нем. Т. Бекназара, А. Насыровой, Н. Спица; науч. ред. Т.Ф. Яковлева; пред., сост. В. Бергманн. М.: Инфотропик Медиа, 2011. Серия «Германская юридическая литература: современный подход». Кн. 2.
Эбзеев Б.С. Указ соч. С. 60.
В Пояснительном докладе к Европейской конвенции о гражданстве указаны мотивы включения права на гражданство лишь как принципа . «Принцип права на гражданство включен в Конвенцию потому, что он предопределяет последующие положения Конвенции, касающиеся существа, в частности те, в которых речь идет об избежании безгражданства. Это право можно рассматривать в качестве позитивно сформулированного обязательства не допускать безгражданства. Несмотря на признание существования права на гражданство, право на какое-либо конкретное гражданство определяется правилами каждого государства-участника, регулирующими вопросы гражданства. » .
———————————
Право на гражданство как принцип закреплено в статье 3 Закона о гражданстве Республики Беларусь и статье 4 Закона о гражданстве Кыргызской Республики.
Пояснительный доклад к Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 года).
Таким образом, изучение принципов и норм международного права, касающихся вопросов регулирования права на гражданство, позволяет сделать вывод, что право на гражданство понимается в «узком» смысле как обязанность государства по недопущению безгражданства. Вслед за документами международного уровня российское законодательство отразило тот самый «узкий» подход, в соответствии с которым закреплен запрет на лишение государством гражданства и возможности его изменения в случае возникновения состояния безгражданства. Указанная гарантия зафиксирована как в Конституции Российской Федерации, так и в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», и действует она в отношении всех граждан России.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в Докладе за 2020 год отдельно выделил раздел «право на гражданство», в первом же абзаце которого оговаривает, что «как и во всех демократических странах, в Российской Федерации это право существует в виде негативной гарантии, не допускающей лишения гражданства без согласия на то самого его носителя. В абсолютном большинстве случаев правом на сохранение гражданства наделены те, кто его имеет. Всем же остальным предоставляется только возможность его приобретения в соответствии с национальным законодательством, применяемым в сугубо дискреционном порядке» .
———————————
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год.
Стоит отметить и существование не всегда оправданных препятствий, как установленных законом, так и вызревших в ходе правоприменения, существенным образом блокирующих процесс реализации права на гражданство. К ним можно отнести: принятие в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (п. «г» ч. 1 ст. 16 ФЗ); наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений (п. «ж» ч. 1 ст. 16 ФЗ); требование об отказе от прежнего гражданства как условие приема в российское. К сожалению, встречаются и случаи «скрытого лишения» гражданства лиц, проживающих за рубежом. Так, не единичны случаи, когда при попытке произвести замену старого паспорта (с истекшим сроком действия) на новый российские консульские учреждения отказывают в выдаче нового паспорта со ссылкой на отсутствие сведений о приобретении данными лицами российского гражданства . Отдельной темой, заслуживающей внимания, служит проблема определения гражданской принадлежности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Все вышеперечисленные барьеры на пути приобретения гражданства явно не свидетельствуют о наличии гарантированной возможности реализации права на гражданство. И, несмотря на проводимую либерализацию законодательства о гражданстве, направленную на упрощение получения паспорта РФ, все же существует глубоко вросшая корнями административная волокита, терзающая человека на протяжении всего процесса приобретения гражданства. В связи с этим представляется весьма сложным определить для гражданства какое-либо особое место в системе основных прав и свобод.
———————————
URL: https://novayagazeta.ru/comments/66239.html.
Тем не менее «право на гражданство» красной нитью пронизывает всю главу о правах и свободах человека и гражданина. Являясь предпосылкой для распространения на личность в полном объеме прав и свобод и несения равных обязанностей, гражданство и его принципы в то же время в соответствии с Конституцией РФ относятся к основам конституционного строя — базовым положениям и устоям российского государства.
Литература
1. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
2. Бердникова К.Л. Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти // Современное право. 2012. N 2.
3. Ванюшин Я.Л. Конституционное право на гражданство и роль органов Федеральной миграционной службы в его реализации: дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.
4. Кутафин О.Е. Российское гражданство: монография. М.: Проспект, 2011.
5. Михайлова Е.В. Право на гражданство Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: дис. . канд. юрид. наук, М., 2008.
6. Полянский В.В. Советское гражданство (политико-правовые проблемы): автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1979.
7. Смирнова Е.С. Институт гражданства: статичность или перспективы национального и международно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 1. С. 24 — 30.
8. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974.
9. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. М.: Юридическая литература, 1969.
10. Эбзеев Б.С. Конституционные основы свободы личности в СССР. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Гражданин, гражданство. Права человека и гражданина
Взаимоотношения личности (человека), гражданина и государства имеют особую юридическую форму в виде «гражданства». Это понятие в юридической литературе, как правило, определяется так: «гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» [1] .
По-видимому, содержание гражданства как правовой связи личности с государством заключается в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей. Такой вывод соответствует пониманию гражданства как правоотношения, субъектами которого выступает и гражданин, и государство. Факт гражданства дает право каждому гражданину требовать от других граждан, а также от органов государства, должностных лиц и др. уважения и признания всех его прав и свобод, а последние обязаны выполнять это требование и соответствующим образом строить свое поведение. Из факта гражданства вытекает право и возможность государства требовать от гражданина исполнения всех правовых предписаний. В свою очередь государство обязано охранять интересы гражданина, сто права и свободы.
Конституция РФ, базируясь на общепризнанных нормах международного права, закрепляет следующие основные принципы российского гражданства:
Впервые на конституционном уровне (ст. 62 Конституции РФ) гражданину Российской Федерации предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Эта возможность реализуется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Отметим и то, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не снижает значения его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, предопределяемых российским гражданством.
Порядок приобретения и прекращения российского гражданства регулируется Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».
Конституция РФ закрепляет важный принцип, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных законом или международным договором Российской Федерации.
Как видим, используемый в Конституции РФ термин «каждый» означает, что речь идет об определенном обобщении, означающем, что права и свободы распространяются не только на российских граждан, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Назовем в связи с этим следующее конституционное положение: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23).
Вместе с тем ясно, что большинство прав принадлежит лишь гражданину России. В частности, ст. 33 Конституции РФ устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и органы местного самоуправления». Очевидно и то, что в случае совершения правонарушения гражданин должен нести юридическую ответственность по законам своего государства. В отношении гражданина иностранного государства могут действовать и иные правила.
Определение в законе гражданства как устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Права человека и гражданина. Права человека – права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек, член сообщества людей. Предпосылка возникновения прав человека – объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования. Поэтому права человека признаются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности и индивида, и общества. К их числу прежде всего относятся право на жизнь, право собственности, право на создание семьи, неприкосновенность личности, свободу и т.д. Они принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное осуществление прав человека – один из основных признаков развитости гражданского общества.
Права человека получают официальное закрепление в документах внегосударственного характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах и др. [2] Такие права признаются международным сообществом, рассматриваются в качестве обязательных для всех государств мира, не зависят от их социально-экономического строя.
Соответственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией. Это значит, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства. Любой индивид может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты нрав человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Таким межгосударственным органом является Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Конституцией РФ предусмотрен также специальный институт, осуществляющий контроль за соблюдением прав человека и гражданина – уполномоченный по правам человека. Соответствующие нормы, относящиеся к этому институту, предусмотрены Конституцией РФ, содержатся в Федеральном конституционном законе от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Существенно то, что институт Уполномоченного по правам человека учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Главное в том, что происходящие в обществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, на наполнение свободы личности новым содержанием.
Особая значимость принадлежит принятой в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, ставшей органической частью Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности.
Конституция РФ закрепляет принципиальные положения, связанные с понятием права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека определяются как высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина закрепляются как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).
Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
Конституция РФ использует такие понятия, как «человек», «гражданин», которые различаются в терминологическом и содержательном смысле.
Прежде всего имеется в виду то, что на территории каждого государства находятся не только его граждане, но и иностранцы и лица без гражданства. По-видимому, по отношению к ним речь должна идти не о правах гражданина, а о правах человека. В частности отметим, что правовое положение иностранных граждан, соответственно их права определяются национальным законодательством государства местонахождения и заключенными международными договорами и соглашениями.
К тому же по своему содержанию понятия «человек» и «гражданин» различаются разным объемом прав. Скажем, обладание политическими правами непосредственно связано с принадлежностью к российскому гражданству. Обязанность защищать Отечество, нести военную службу относится только к гражданам Российской Федерации.
В Конституции РФ закрепляется институт гражданства Российской Федерации (ст. 6, 61, 62), перечисляются права и обязанности российских граждан (ст. 31 –33, 59), определяются формы и средства их защиты (ст. 61).
Конституционные права и свободы составляют не только ядро правового статуса личности, но и являются основополагающей предпосылкой, основой всех других прав. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения – на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.
В Конституции РФ разделения прав на группы нет. Объяснение этому может заключаться в том, что все классификации прав личности относительны, условны. Как видно, одно и то же право может иметь отношение к разным группам, скажем, личное право свободы может быть отнесено и к политическим правам, и к свободе художественного творчества, и др. Уделим внимание краткой характеристике основных прав и свобод с учетом их группового обособления.
1. Личные права и свободы являются по своей сути правами и свободами человека, т.е. каждого индивида, и не производны от принадлежности к гражданству государства, не предопределяются им. Они составляют основу правового положения личности, охватывают фундаментальные аспекты ее свободы, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне.
Они отражены в ст. 20–29 Конституции РФ и представлены в значительно большем объеме, чем это было в предшествующих, советских конституциях. Личные права включают:
- – право на жизнь;
- – право на свободу и неприкосновенность личной частной жизни, жилища;
- – тайну переписки, телеграфных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений;
- – свободу передвижения и выбора места жительства;
- – свободу совести, свободу мысли;
- – свободу выбора национальности и выбора языка общения.
- – по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида, и не связаны непосредственно с наличием гражданства, принадлежностью к определенному государству;
- – эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
- – они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.
- – свобода слова, право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии, право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия;
- – право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным;
- – право на равный доступ к государственной службе;
- – право на участие в отправлении правосудия;
- – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
- 3. Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека, предусматривают его возможности отстаивать, реализовать свое право на достойную жизнь, на защиту от экономического произвола, на овладение культурными ценностями общества. Эти нрава закреплены в ст. 8, 9, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 42, 43, п. 1, 2 ст. 44 Конституции РФ и включают:
- – право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность;
- – право частной собственности, включая право собственности на землю;
- – право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности;
- – право на социальное обеспечение;
- – право на жилище;
- – право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- – право на образование;
- – свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания; право на благоприятную окружающую среду и др.
- – соблюдать Конституцию РФ и законы страны (п. 2 ст. 15 Конституции РФ);
- – уважать права и свободы других лиц (п. 3 ст. 17 Конституции РФ);
- – заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ);
- – заботиться о памятниках истории и культуры (п. 3 ст. 44 Конституции РФ);
- – сохранять окружающую среду (ст. 59 Конституции РФ);
- – получение основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ) и др.
- 1. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право па возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Имеется в виду обязанность государства возместить причиненный вред в связи с наличием такого основания ответственности, как незаконные действия (или бездействие) соответствующих государственных органов (должностных лиц).
- 2. Статья 1069 ГК РФ устанавливает обязанность государства возместить вред гражданину, если таковой был причинен в результате незаконных действий либо бездействий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа самоуправления.
- 3. Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного заключения под стражу или незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законом, такой вред возмещается за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Следовательно, государство берет на себя обязательство возместить причиненный ущерб вне зависимости от причины нарушения прав гражданина.
Личные права производны от естественного права на жизнь и свободу, выражают гуманистические основы жизни общества, призваны обеспечить индивидуальность личности в отношениях с другими людьми и государством.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
Значимость личных прав и свобод индивидов подтверждается тем, что именно они открывают главу о нравах и свободах человека и гражданина. Известно, что в предшествующих советских конституциях последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала закреплялись социально-экономические, затем политические и личные права и свободы.
Следует отметить, что некоторые из конституционных статей, фиксирующих права и свободы личности, отличаются декларативным характером, не обеспечены механизмом реализации, например ст. 27 Конституции РФ.
Согласно содержанию этой статьи, «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». В действительности это не так, о чем, в частности, свидетельствуют нередкие публикации в российских газетах.
2. Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» человеку от рождения, а политические – только «гражданам» государства. Политические права нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин – это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь, способствовать проявлению инициативы личности в политической сфере. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31–33 Конституции РФ.
К политическим правам и свободам относятся:
Наиболее общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано каждому гражданину, осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей.
Непосредственные формы реализации рассматриваемого права – это: участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и др.
Особенность рассматриваемых прав в том, что они могут быть реализованы как индивидуально (право на равный доступ к государственной службе), так и коллективно (право на шествия, демонстрации). Показательны в этом плане п. 4, 5 ст. 29, ст. 30, п. 4, п. 5 ст. 32 Конституции РФ и др.
Государство признает, соблюдает и защищает политические права гражданина, так же как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ).
Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод нередко не содержит необходимого механизма реализации. Многие конституционные положения (ст. 40 – право на жилье, ст. 38 – защита материнства и детства, ст. 43 – право на высшее образование и др.) объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены материальными и правовыми гарантиями. В самом деле, сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях существующей безработицы, о праве на жилье в обстановке увеличивающейся дороговизны жилья, и т.д.
Права и свободы человека в юридической литературе также подразделяются на абсолютные и относительные.
Первые – это такие фундаментальные личные права человека, ограничение или временное приостановление которых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, право на судебную защиту и др.
Вторые – те, которые могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.
Очевидно, возможности личности в различных сферах общественной жизни ограничиваются определенными требованиями, которые к ней предъявляет государство. Такие требования, как известно, принимают форму юридических обязанностей, т.е. необходимого должного поведения. Это подтверждает общепризнанное правило: нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.
В Конституции РФ закреплена система юридических обязанностей, представляющих собой существенный элемент взаимодействия личности и общества, государства. В их числе есть такие обязанности, которые касаются только российских граждан (например, обязанность защищать Отечество).
Вместе с тем большинство юридических обязанностей в качестве установленных законодательством мер должного поведения обязанных субъектов распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. К таким обязанностям относятся следующие:
Изложенный материал может служить основанием для следующего вывода: конституционные (основные) права, свободы и обязанности важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством.
Взаимная ответственность государства и личности — необходимый показатель их взаимодействия. Он выражает нравственные и правовые начала в отношениях между государством как носителем политической власти и конкретным гражданином.
Именно государство в лице его органов является основным гарантом осуществления прав, свобод и законных интересов граждан, берет на себя обязанность их обеспечивать. Это, в частности, проявляется в следующем.
Личность также песет ответственность в отношениях с государством. При совершении гражданином противоправного деяния к нему применяются меры юридической ответственности, соответствующие тяжести совершенного правонарушения, либо правовосстановительные средства компенсационного характера.
Таким образом, гражданин и государство – носители взаимных обязательств, соответствующих прав и обязанностей, в соответствии с которыми может строиться их взаимная юридическая ответственность.
Как видим, теория государства и права рассматривает и изучает в этой сфере отношений лишь некоторые самые общие черты взаимодействия гражданина и государства. Основное ключевое звено такого взаимодействия заключается в обеспечении необходимых условий для нормальной жизнедеятельности общества. Для этого каждая из сторон рассматриваемого отношения «государство – гражданин» должна строить свои действия на основе права, принципа законности, ориентации на ценности демократического общества.