Содержание:
Как изменится ОСАГО в 2020 году
Центральный банк и Минфин в 2020 г. основательно взялись за реформу ОСАГО – сперва ожидалось, что нововведения состоятся в середине уходящего года, но по разным причинам они отложились на начало 2020 г.
Изменятся не только тарифы, но и подход к расчету цены полиса. Необходимость в реформе ее авторы и страховщики аргументируют переходом к индивидуальной цене полиса ОСАГО, но вначале многим автомобилистам придется смириться с подорожанием услуги.
Сейчас стоимость полиса ОСАГО определяется умножением базового тарифа (коридор 3432–4118 руб.) на коэффициент стажа и возраста водителя (КВС), коэффициент бонус-малус (КБМ: скидки за безаварийную езду и надбавки за аварии), региональный коэффициент (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и коэффициент, связанный с мощностью двигателя.
Новый год – новые тарифы
В январе ЦБ вводит новые тарифы ОСАГО – коридор расширится на 20% в обе стороны: от 2746 до 4942 руб. Указание ЦБ находится на регистрации в Минюсте.
После изменения тарифов для среднеобобщенного водителя цена полиса вырастет с 5800 до 7000 руб., говорил в мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Тарифы необходимо поменять, объяснил он, чтобы создался конкурентный рынок с хорошей ценовой и физической доступностью услуги. Повышение верхней границы тарифа поддержали страховщики – они лоббировали такое изменение все последние годы.
Расширение коридора снизит убыточность услуги в проблемных регионах, как следствие, увеличится доступность полисов, утверждает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Благодаря этому удастся уйти от дотационного подхода и кросс-субсидирования, когда законопослушные водители одного региона платят за сверхубыточных из другого, поддерживает его член правления «Росгосстраха» Дмитрий Пурсанов.
В большинстве регионов страховщики продают ОСАГО по верхней границе коридора. «РЕСО-гарантия» готова была снизить цену полиса для опытных водителей в 90% регионах России, но из-за убыточности молодых водителей компания вынуждена продавать полисы по максимуму, объясняет Иванов.
Российский союз автостраховщиков проанализировал убыточность в разных регионах и выяснил, что лишь в 20 (из 85) цена ОСАГО после изменений может снизиться. По предварительным прогнозам ЦБ, расширение коридора снизит цены на ОСАГО для 80% водителей, а доля тех, для кого ОСАГО сильно подорожает, не превысит 5%. Если подорожание ОСАГО и произойдет, то средняя цена полиса вырастет максимум на 1,5%, привел в ноябре новую оценку Чистюхин. В январе – ноябре средняя цена полиса ОСАГО составила 5703 руб., по данным РСА (союз обобщает информацию от всех страховщиков ОСАГО).
Эксперты не верят ни ЦБ, ни страховщикам. Сразу после расширения тарифного коридора средняя цена полиса, скорее всего, вырастет, считает замдиректора группы рейтингов АКРА Евгений Шарапов. «Никакого снижения цены ожидать не стоит», – уверен и сопредседатель Центра стратегического развития страхового рынка Александр Коваль (с 2009 по 2012 г. возглавлял Федеральную службу страхового надзора). Он напоминает, что в прошлые годы ЦБ уже расширял коридор и тогда полисы ОСАГО дешевле не становились – а сейчас не позволит это сделать и изменение курса доллара и евро, что влечет повышение цен на запчасти. Волатильность курса рубля сказывается на стоимости ремонта, соглашается президент РСА Игорь Юргенс: около 70% российского автопарка – иностранные машины, которые чинятся иностранными материалами.
Чем моложе, тем дороже
Одновременно с новыми тарифами ЦБ введет более гибкую систему КВС с детальной градацией: вместо действующих четырех ступеней будет 58. Как обещает ЦБ, изменения снизят КВС для опытных водителей старшего возраста, а для молодых и неопытных повысят, что скажется и на цене полиса.
Например, для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа (16–21 год, стаж вождения 0 лет) коэффициент – 1,87; для наименее рискованного сочетания (старше 59 лет, стаж более 3 лет) коэффициент будет в 2 раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для пенсионеров.
Скидку перестанут обнулять
С опозданием в несколько месяцев после повышения тарифов ЦБ изменит подход к применению КБМ. С 1 апреля скидка за безаварийную езду или надбавка за аварийность будет назначаться водителю раз в год и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2020 г. у автовладельца в системе данных РСА будет числиться несколько КБМ, то ему будет присвоен самый низкий (более выгодный. – «Ведомости»). Такой подход исключит случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, сообщил ЦБ. «Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем (а не за договором. – «Ведомости») и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться», – указал ЦБ. Сейчас около 80% автовладельцев ездит безаварийно и совокупная накопившаяся скидка даст снижение цены полиса, говорит Юргенс.
Без прописки, без мощности
Минфин подготовил поправки, поэтапно отменяющие коэффициенты: мощности – с 1 сентября 2020 г. и региональный – с 1 сентября 2020 г. Против отмены этих коэффициентов всегда выступали страховщики, но Минфин предусмотрел льготу. Он готов разрешить страховщикам с 1 сентября 2020 г. по 1 сентября 2020 г. устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% ниже или выше базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 г. – на 40% ниже или выше. В обоих случаях максимальная цена не может превышать трехкратного максимального базового тарифа ЦБ.
Отмена коэффициента мощности – правильное решение, это не определяющий фактор аварийности, говорит руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Но отмена коэффициента территорий будет означать не индивидуализацию, а, наоборот, усреднение тарифа, продолжает он. В Германии, одном из эталонных страховых рынков, территория разбита на 415 регионов, каждому из которых присвоено одно из 12 значений коэффициента. «Так что и мировая практика, и здравый смысл против этого нововведения», – резюмирует он.
Почему растут полисы
Итак, как сообщают «Ведомости», на прошлой неделе ставки тарифов повысили «Альфастрахование» и «Ингосстрах». При этом обе компании увеличили их на 14 процентов. Теперь тариф у них стал 4118 рублей, против 3600. Также увеличил ставку и «Росгосстрах» на 11 процентов, с 3699 рублей до тех же 4118.
Напомним, что расчет стоимости полиса производится умножением базового тарифа на коэффициенты. Таким образом, если страховщики увеличили базовый тариф на 500 рублей, то за полис столичным автомобилистам придется заплатить уже на 1000 рублей больше. Ведь территориальный коэффициент для Москвы равен 2. А еще есть другие увеличивающие коэффициенты.
Также стоит отметить, что эти три компании, по данным РСА, в январе — апреле заняли соответственно 1-е, 2-е и 4-е места по сборам ОСАГО.
До сих пор цены на ОСАГО после начала реформы только снижались. По последним данным РСА средняя стоимость ОСАГО уменьшилась на 5,62 процента и составила 5219 рублей.
Напомним, накануне один из руководителей «Ингосстраха» заявлял, что конкуренция между страховщиками подвела, и стоимость полисов в некоторых регионах упала ниже рентабельной.
Однако столица никогда не была убыточным регионом. Поэтому непонятно, зачем увеличивать стоимость полисов именно здесь?
Скорее всего, это желание компенсировать потери в убыточных регионах. Ведь увеличить стоимость полиса в этих регионах — значит совсем потерять там клиентов и сдать рынок конкурентам. А в Москве — можно. Даже если часть клиентов перейдет к конкурентам — это не сильно повлияет на доход компании.
Примечательно, что конкуренты не спешат следовать примеру этой тройки игроков. У ВСК тариф остался неизменным- 3590 рублей. А самый низкий оказался у «Согаза» — 3390 рублей. Тариф, до уровня которого подняли свои ставки три страховщика, был только у «РЕСО-гарантии».
Напомним, что после расширения коридора базовый тариф составил от 2746 рублей до 4942 рублей. Как не раз указывали в РСА, такая вилка дает возможность устанавливать справедливый тариф. Однако, как видно, страховщики стараются компенсировать свои убытки вовсе не установлением справедливого тарифа, а тем же перекрестным финансированием.
А автовладельцам, которые не хотят переплачивать за ОСАГО, стоит посмотреть на конкурентов этих трех компаний.
Комитет Госдумы по финансовому рынку отправит запрос в Центробанк в связи с информацией о росте тарифов ОСАГО в Москве. Депутаты собираются разобраться, имело ли место повышение и если да, то на каком основании оно произошло. Об этом «РГ» сообщил глава профильного комитета Анатолий Аксаков.
— Новость о том, что ряд крупных страховщиков ОСАГО возвращаются к прежним тарифам в Москве после их снижения, меня неприятно удивила, — сказал «РГ» Анатолий Аксаков. — Поэтому мы сейчас запросим информацию у Центрального банка и Всероссийского союза страховщиков по поводу реальной картины с тарифами на ОСАГО и будем ждать подтверждения или опровержения этой информации. И если эта информация верна, то хотелось бы знать: на каком основании такое повышение произошло.
Дальше комитет собирается реагировать, исходя из фактуры, которую представят ему банк России и страховщики. В любом случае, по словам Аксакова, информация должна получить официальное подтверждение. Поскольку сейчас, по его словам, «есть определенный диссонанс в информации».
— Мы слышали от Центробанка в Госдуме при отчете Банка России, что тарифы снизились на 4 процента при запуске новой системы тарифообразования, которую ЦБ утвердил в прошлом году, — пояснил депутат.
Аксаков напомнил, что тарифы по новой схеме должны расти не для всех, а для тех, кто нарушает ПДД и постоянно попадает в страховые ситуации. А для тех, кто добросовестно ездит, они, наоборот, должны были снизиться. Это из отчета ЦБ и следовало, отметил глава комитета. Вполне возможно, предположил он, что ситуацию с тарифами в Москве СМИ подают не совсем корректно.
— Я опасаюсь по поводу цепной реакции по другим регионам. Поэтому надо промониторить ситуацию, — подчеркнул парламентарий.
Говоря о возможной реакции ЦБ, в случае если будет выявлена необоснованность повышения, Аксаков отметил, что Банк России может потребовать установления тарифов, исходя из объективных условий.
Банк России не комментирует тарифную политику отдельных страховщиков, сообщили «Российской газете» в пресс-службе регулятора. На стоимость ОСАГО влияет множество факторов, в том числе конкурентная среда, судебная практика, динамика цен на запчасти, напомнили в Центробанке. С 1 июня в ОСАГО начнет работать финансовый омбудсмен, что также может оказать влияние на цену полиса. В любом случае Банк России будет внимательно следить за ситуацией на рынке ОСАГО, сообщил представить регулятора.
По прогнозам Российского союза автостраховщиков, цена полиса ОСАГО может снизиться по итогам второго этапа реформы этого рынка. Это почувствуют водители, которые отличаются безаварийной ездой.
Индивидуализация тарифов ОСАГО, которая предусмотрена на этом этапе реформы, поставит тарифы в зависимость от персональных особенностей вождения и аварийности конкретного автовладельца, а не только от региона, пояснил президент РСА Игорь Юргенс. «Мы рассчитываем на внесение в Госдуму этого блока поправок в самое ближайшее время», — сказал он.
Подешевело не для всех
Напомним, что 9 января вступило в силу указание Центробанка, согласно которому расширился тарифный коридор на ОСАГО. Напомним, что стоимость полиса ОСАГО состоит из базового тарифа, умноженного на коэффициенты. Коэффициенты бывают разные. Есть коэффициент по возрасту и стажу водителя. Теперь он тоже изменен, и в нем появилось 58 значений вместо 4. Причем вместе с увеличивающими значениями появились и понижающие, которые распространяются на возрастных и опытных водителей. Они распространяются на водителей от 35 лет со стажем управления более 3 лет.
Есть коэффициент по аварийности — так называемый бонус-малус. Есть коэффициенты по территориальному использованию транспорта, а также по мощности двигателя.
Коэффициенты Центробанк устанавливает жестко. А вот страховщик базовый тариф может назначать в пределах того коридора, который установил Банк России.
И этот коридор теперь расширился. Диапазон базового тарифа составит от 2746 до 4942 рублей. Тогда как раньше коридор был в границах от 3234 до 4118 рублей. То есть страховщики могут сами устанавливать базовый тариф в зависимости от убыточности того или иного региона, но в установленных пределах.
Напомним, что согласно данным РСА за 9 месяцев прошлого года, наиболее убыточным регионом была Республика Северная Осетия — Алания. Если средний уровень выплат от собранных премий по России составил 84 процента, то в этой республике он перевалил за 262 процента.
Однако, как выяснилось, урегулировать этот вопрос с помощью цен на полис ОСАГО страховщики не спешат.
В то же время Москва всегда была и остается профицитным регионом. Здесь страховщикам работать выгодно и приятно. Однако именно в столице понижать тариф спешат не все страховые компании.
А в Челябинске стоимость полиса ОСАГО самая высокая в стране. Это стало итогом деятельности мошенников от автострахования. В итоге в регионе самый высокий коэффициент по территориальному использованию автомобиля. А стоимость страховки для многих автовладельцев становится попросту запретительной. Но сейчас регион перестал быть в опасной убыточной зоне. Однако коэффициент остался прежним, а страховщики не спешат снижать в нем тарифную ставку. В итоге полис ОСАГО по-прежнему остается крайне дорогим.
Как сообщили в ВСК, они снизили тарифы для физических лиц на 10 процентов в шести регионах. А именно в Тульской, Костромской, Вологодской областях, Удмуртской Республике, Пермском крае, Республике Коми, где, по оценкам компании, наиболее благоприятная ситуация с убыточностью. В остальных регионах базовые ставки «ВСК» не изменяла.
Компания «СОГАЗ» изменила тарифы практически во всех регионах. В Москве и Санкт-Петербурге, как в самых безубыточных городах, тарифы были снижены. Точно так же компания поступила еще примерно в 30 регионах.
Как сообщил корреспонденту «РГ» заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов, было бы благоразумно дать страховщикам возможность изменять тарифы для каждого клиента индивидуально. Но чтобы добиться такой возможности, должен пройти ряд реформ в сфере страхования. По легковым автомобилям физлиц в 34 регионах у «РЕСО» остались прежние ставки тарифов (в том числе и в малых городах вне административных центров этих регионов). В столицах, а также в Московской и Ленинградской областях и еще в 25 регионах тарифы не менялись.
Руководитель внешних коммуникаций «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук сообщил, что в Северной Осетии в конце 2020 года средний полис стоил 4537 рублей, в начале января он вырос до 4747 рублей, а сейчас цена составляет 800 рублей.
— За счет изменения базового тарифа и коэффициента «возраст/стаж» до конца года уже на 70 территориях РФ произойдет сокращение средней итоговой премии для клиентов, — говорит Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов страхования АО «АльфаСтрахование».
В Челябинске стоимость полиса выросла с 6968 до 7200 рублей. В среднем по стране цена страхового полиса поднялась с 5916 до 6189 рублей.
Пресс-служба компании «Ингосстрах» сообщила, что с 11 января уже снижен тариф в Мурманской области. Теперь тариф для физлиц в этом регионе составит 3750 рублей. Ранее он был 4118 рублей.
Запланировано снижение тарифа еще в 4 городах: Санкт-Петербурге, Красноярске, Тюмени и Перми. Этот список неокончательный и будет дополняться.
— Мурманская область относится к категории «токсичных» в системе ОСАГО и имеет самый большой территориальный коэффициент, вследствие чего стоимость полиса для страхователей бывает очень высокой. К примеру, средняя премия по ОСАГО для 18-летнего мурманчанина составляет около 25 тысяч рублей, — комментирует директор филиала «Ингосстраха» в Мурманской области Михаил Кондратцев.
Понятно, что страховщики опасаются сейчас поднимать цены даже в сильно убыточных регионах. Ведь найдется конкурент, который будет там же предлагать более выгодные контракты. Кроме того, они опасаются, что при очень высокой стоимости обязательной страховки водителям просто будет выгоднее приобретать поддельные полисы, чтобы получить право на управление автомобилем.
В качестве эксперимента зашла на сайт онлайн-калькуляции стоимости полисов и внесла данные о своем авто, водительском классе и стаже езды. При регистрации авто в Костромской области предельная расчетная стоимость полиса для водителя с десятилетним стажем и максимальным коэффициентом бонус-малус оказалась 4811 рублей. При виртуальном «переезде» автовладельца во Владимир стоимость полиса выросла до 5921 рубля. Для Ивановской области тот же самый полис получился самым дорогим — 6661 рубль.
По данным страховщиков, Ивановская область входит в число «токсичных» регионов, где велик процент мошеннических действий при подаче заявлений о страховых случаях.
Для юрлиц большинство компаний ввело минимальную базовую ставку.
Так, при установленной Центробанком «вилке» в 2746-4942 рубля базовый тариф для физлиц Иркутска в зависимости от компании колеблется между 3432 и максимальными 4942 рублями. Отметим, что коэффициент по территории использования транспортного средства для Иркутска составляет 1,7, для Ангарска — 1,2, для большинства иных крупных городов — 1, для прочих населенных пунктов — 0,8.
В 2020 году для легковых авто физлиц базовый тариф составлял 3432-4118 рублей.
В Новосибирске тарифы ОСАГО увеличились на 15-20 процентов.
В Новосибирске часть страховых компаний уже воспользовалась законным правом увеличить ставки ОСАГО в пределах тарифного коридора, который теперь составляет 20 процентов. Часть компаний решились сразу на 20-процентное повышение базовой ставки (до 4292 рублей), другие крупнейшие игроки подняли ставку на 15 процентов от минимальных 2746 рублей.
В этом году в Санкт-Петербурге пока только одна компания подняла ставку до нового предельного уровня 4942 рубля. У остальных базовый тариф пока остался прежним — 4118 рублей. Но это вопрос времени. Месяц-два — и все остальные страховщики подтянутся до верхней планки. В Северной столице 90 процентов компаний всегда работают по максимально возможному базовому тарифу.
С 2020 года за ОСАГО придется платить совсем по-новому
Центральный банк России окончательно решил, как 50-и миллионам российских автовладельцев придется платить «страховку-налог» по имени ОСАГО уже в будущем году. Прежде всего, регулятор определился, что «автогражданка» все-таки должна подорожать. Напомним, что сейчас базовый полис может стоить от 3432 до 4118 рублей.
После того, как ЦБ ввел эту вилку тарифов в 2020?2020 годах, абсолютно все страховщики стали продавать полисы по максимально возможной цене, что вызвало рост стоимости ОСАГО примерно вдвое. Сейчас Центробанк решил «расширить коридор» цен базового полиса на 20% — до 2746?4942 рублей.
Характерно, что работники страховых компаний, с которыми связался портал «АвтоВзгляд», однозначно расценивают этот шаг регулятора, как фактическое разрешение задрать цены. Напомним, что об этом повышении ЦБ заговорил в начале 2020 года, когда страховое лобби голосило о диких убытках в сфере ОСАГО.
Примерно тогда же новый менеджмент крупнейшего на тот момент страховщика России «Росгосстраха» прекратил фактическое разворовывание компании. Благодаря чему уже к середине 2020 года статистика показала резкий рост прибыльности обязательного автострахования в нашей стране — выплаты водителям упали практически на 30% разом!
Это наглядно подтвердило версию, что с помощью «убыточности ОСАГО» страховое лобби маскировало убыточность «Росгосстраха». С такими данными на руках ЦБ взял «тайм-аут на раздумья» в истории с 20-процентным повышением цен ОСАГО. За это время тенденция не изменилась — рынок обязательной автогражданки продолжает радовать страховщиков уверенным падением объемов выплат и ростом прибылей.
И в этой ситуации Центробанк, идя на встречу страховому лобби, решил повысить в 2020 году благосостояние страхового сообщества на 20%. Счастья и достатка вам в Новом году, страховые воротилы!
Веселые старты: тест-драйв кроссовера Skoda Kodiaq Sportline
Распустили полис: трех лидеров рынка ОСАГО заподозрили в сговоре
ФАС начала проверку трех страховых компаний, которые после майских праздников подняли цены на ОСАГО в Москве и области. В случае выявления нарушений ведомство предпримет «соответствующие меры антимонопольного реагирования», сообщила «Известиям» начальник управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева. В «Росгосстрахе» и «Ингосстрахе» сообщили, что компании действительно повысили тарифы, вернувшись к ставкам 2020 года. При этом страховщики не исключили, что полис может вновь подешеветь.
Два крупнейших российских страховщика — «АльфаСтрахование» и «Ингосстрах» — практически одновременно повысили тарифные ставки ОСАГО в Москве и области на 14% (с 3600 рублей до 4118 рублей), а системообразующий «Росгосстрах» — на 11% (с 3699 рублей до 4118 рублей).
На скачок тарифов обратили внимание в ОНФ — эксперты проекта «За права заемщиков» попросили руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева проверить действия крупнейших страховщиков на предмет ценового сговора. Страховые компании, считают в ОНФ, нарушают ст. 11.1 ФЗ № 135, предусматривающую запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
— Своими согласованными действиями страховщики решили переложить на автовладельцев из более стабильного и обеспеченного региона часть убытков по ОСАГО в «токсичных регионах», — отметили в ОНФ.
Соответствующее письмо (есть в распоряжении «Известий») эксперты направили в ФАС 31 мая. Служба получила это заявление и уже начала проверку действий трех страховых компаний на предмет нарушения антимонопольного законодательства, подтвердила «Известиям» начальник управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева.
— Срок рассмотрения ФАС России заявлений о нарушении антимонопольного законодательства составляет 30 дней с возможным при необходимости продлением рассмотрения на два месяца, — уточнила Ольга Сергеева.
Она отметила, что в случае выявления нарушений служба предпримет «соответствующие меры антимонопольного реагирования».
Не в пользу потребителя
В пресс-службе «Росгосстраха» подтвердили, что после майских праздников в компании изменилась цена полисов ОСАГО — она вернулась к действовавшей в 2020 году ставке (4118 рублей). В некоторых городах тариф остался на прежнем уровне.
— Наша тарифная политика в ОСАГО зависит от общей ситуации на рынке, от динамики убыточности этого вида и от действий других страховщиков. Мы и далее будем внимательно наблюдать за ситуацией на рынке ОСАГО и регулярно изменять тариф в соответствии с ней и в рамках утвержденного тарифного коридора, — заявили «Известиям» в «Росгосстрахе».
Изменение стоимости полиса ОСАГО в Москве и области является коррекцией, возвращением ставки тарифа на прежний уровень, пояснил «Известиям» директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.
— Ранее, в апреле, «Ингосстрах» снизил ставку практически на 13%, до уровня 3600 рублей. Снижая ставку в апреле, мы опирались на предварительные результаты I квартала 2020 года, и после получения полных результатов за квартал было принято решение о возвращении к прежним значениям, — рассказал Виталий Княгиничев.
Он отметил, что в компании не исключают и возможности снижения стоимости полиса. Сейчас размер ставки в каждом регионе, по словам Виталия Княгиничева, зависит от показателей аварийности, объемов выплат, активности мошенников, профиля страхователей на территории.
В «АльфаСтраховании» также заявили, что после расширения тарифного коридора ЦБ в январе 2020 года страховщики оперативно корректируют тарифы в зависимости от показателей региона и действий компаний-конкурентов.
? В Москве мы фактически вернулись к ставке, которая действовала у нас и ранее — до 9 апреля 2020 года. Этот шаг был продиктован продолжающимся с конца 2020 года ростом стоимости запчастей и увеличением в связи с этим средней выплаты по ОСАГО. При этом жители столицы вряд ли ощутят эти изменения, так как срок страхования составляет один год. В прошлом году в нашей компании также действовала базовая ставка 4118 руб., — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании.
На сегодняшний день ценообразование в ОСАГО основано на математических расчетах, учитывающих убыточность в регионе, рост средней выплаты и другие показатели, а также действия конкурентов, уточнили в «АльфаСтраховании».
При этом страховщики считают майское повышение тарифов некритичным для столичных водителей.
— Изменение тарифов в большую сторону рядом компаний не станет критичным для москвичей. Со временем, после реализации полномасштабной реформы ОСАГО, размер стоимости обязательной «автогражданки» будет зависеть не от региона, а от водителя — насколько он аварийно водит и какой опыт вождения имеет, — полагает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
В январе уже изменился порядок расчета коэффициента страховых тарифов (Указание Банка России № 5000-У от 04.12.2020), напомнил председатель МКА «Адвокаты и бизнес» Дмитрий Штукатуров.
Эксперты прокомментировали подорожание полисов ОСАГО в Москве
Фото: ТАСС/Алексей Смышляев/Интерпресс
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев рассказал Москве 24, что о повышении стоимости полисов ОСАГО в Москве пока говорить рано.
По его словам, базовая ставка, которую подняли несколько крупных страховых компаний, не является показателем для повышения средней стоимости полисов по региону.
«Базовая ставка – это не совсем верный показатель. И нельзя сразу сказать, что стоимость ОСАГО поднимется. РСА осуществляет мониторинг не в целом, а как среднюю премию по каждому региону. Когда мы будем видеть, что есть средний рост премии ОСАГО, то тогда будет повод делать выводы», – пояснил эксперт.
Он добавил, что рынок страхования в столичном регионе очень конкурентный, поэтому каждый автовладелец может выбрать подходящую компанию.
В свою очередь, председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев уверен, что повышение стоимости полисов ОСАГО не за горами.
«Для страховых компаний было важно показать в начале года, что они снижают стоимость. Но если есть тарифный коридор, то страховые компании в ближайшие годы будут периодически поднимать базовую ставку. Снижение возможно только для тех автомобилистов, у кого безаварийный стаж большой», – сказал автоэксперт.
При этом он добавил, что вслед за крупными страховыми компаниями необязательно поднимут ставку и другие игроки.
«Есть два пула основных компаний: первый – «Росгосстрах», «Ингосстрах» и подобные, а другой пул – «РЕСО», «Согласие» и «ВСК». Если и вторые поднимут базовую ставку, то остальные их поддержат», – отметил Канаев.
Ранее в СМИ появилась информация о том, что крупные страховые компании резко увеличили стоимость полиса ОСАГО для столичных автомобилистов. На прошлой неделе «АльфаСтрахование» и «Ингосстрах» повысили базовые ставки на 14 процентов. Также в Москве после майских праздников поднял ставку по ОСАГО и «Росгосстрах» – на 11 процентов.
Таким образом, размер базовой ставки для владельцев легковых автомобилей (и легковых автомобилей с прицепом) этих трех компаний достиг 4 118 рублей. При этом итоговая цена полиса рассчитывается на основе базовой ставки для каждого автомобилиста индивидуально: в расчет берутся возраст, стаж водителя, аварийность езды и прочие коэффициенты.
С 9 января в России вступили в силу новые тарифы по ОСАГО. Согласно указанию ЦБ РФ о расширении тарифного коридора, диапазон ставок базового тарифа для легковых автомобилей физлиц составляет 2 746 – 4 942 рубля
Поделиться в социальных сетях:
© 2012 – 2020
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2020 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. Тел.: +7 (495) 728-73-81. Почта: [email protected]
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Источник и правообладатель информации о курсах валют — ПАО «Московская биржа». По условиям распространения информации обращаться на ПАО «Московская биржа». Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Повышение тарифов ОСАГО
Выберите тип транспортного средства
Еще до принятия последних поправок в области обязательного автострахования было понятно, что государство слишком долго медлило с увеличением базового тарифа ОСАГО. Да, с момента введения «автогражданки» неоднократно пересматривались поправочные коэффициенты, в том числе территориальный. Но этих изменений было явно недостаточно для приведения цены «автогражданки» в соответствие с реалиями рынка. На протяжении последних лет андеррайтеры страховщиков неустанно твердили о назревшей необходимости кардинального пересмотра стоимости полиса.
А после заметного увеличения размера страховых сумм ведущие игроки рынка буквально требовали у правительства и Центробанка скорейшего принятия постановления об увеличении базового тарифа ОСАГО. По расчетам экспертов, рост лимитов ответственности без корректировки цен на страховки мог привести к краху всей системы обязательного автострахования. Причем доводы страховых андеррайтеров по поводу несоразмерного соотношения убытков и платежей за автостраховку основывались на математических расчетах.
В итоге Центробанк (ЦБ), ответственный за изменение страховых тарифов ОСАГО, решил все-таки поднять планку максимальной стоимости страховой защиты. Стоит заметить, что специалисты ЦБ приняли во внимание важнейшее социальное значение «автогражданки», потому решили увеличивать цену в несколько этапов, что позволило избежать резкого скачка стоимости. Сначала изменению подверглись лишь базовые тарифы, но при этом был несколько пересмотрен порядок расчета страховой премии. На втором этапе повторно увеличились базовые ставки, а также подверглась изменениям таблица, регулирующая цену по городам и регионам. В результате описанных изменений стоимость обязательной страховки для рядовых автовладельцев выросла практически в два раза. Однако некоторые эксперты в области страхования ответственности говорят о необходимости дальнейшего роста тарифов ОСАГО в 2020 году.
С точки зрения частного автовладельца такие заявления, конечно, кажутся откровенным безумием, ведь цена страховой защиты и так значительно возросла. Правда, при детальном изучении аргументов андеррайтеров ведущих страховщиков становится очевидно, что их предложение по дальнейшему повышению тарифов ОСАГО не лишено смысла. Вот только пока не ясно, прислушается ли к мнению экспертов Центробанк России. Учитывая продолжающуюся дискуссию относительно адекватности стоимости «автогражданки», приобретает актуальность вопрос, будут ли вновь увеличены тарифы ОСАГО в 2020 году? Чтобы более или менее точно предсказать тарифную политику Центробанка в области ОСАГО нужно прежде всего проанализировать прошлогодние прогнозы.
Время неоднократно доказывало, что порой государство по тем или иным причинам отказывается от отдельных предложений по реформированию отечественной «автогражданки». Причем чаще всего позиция регулятора страхового рынка вполне оправдана, ведь любые инициативы, направленные на изменение тарифов в калькуляторе ОСАГО , нужно рассматривать с учетом социальной значимости данного вида страховых услуг. Часто новаторские предложения остаются лишь проектами из-за того, что могут вызвать резкую критику со стороны рядовых автовладельцев.
Итак, в 2020 году неоднократно высказывались два наиболее интересных предложения по корректировке страховых тарифов ОСАГО:
- Либерализация цены автостраховки за счет введения ценового коридора.
- Корректировка стоимости полиса в зависимости от возраста автомобиля.
- Во-первых, закон обязывает всех без исключения автовладельцев периодически проверять техническое состояния транспорта. Следовательно, старые машины ничем не отличаются от новых в плане аварийности, ведь они находятся в исправном состоянии. Следовательно, возраст автомобиля не может служить критерием при расчете страхового тарифа ОСАГО.
- Во-вторых, общее количество старых машин на российских дорогах по-прежнему очень велико. Значит увеличение цены полиса вызовет заметную волну недовольства автомобилистов. Причем такое подорожание обязательной автостраховки первым делом скажется на пенсионерах и людях с ограниченными возможностями, то есть на наиболее уязвимых категориях граждан. Получается, что авторы данного предложения не учли социальную значимость «автогражданки».
Если введение ценового коридора вызвало одобрение у специалистов Центробанка, то вторая инициатива так и не была реализована на практике. С виду оба предложения выглядят вполне логичными, так почему же первое было принято, а второе осталось без внимания? Чтобы это понять, стоит более подробно рассмотреть их преимущества и недостатки.
Практика либерализации цен на обязательное страхование ответственности автовладельцев достаточно широко применяется по всему миру, причем весьма успешно. В этом нет ничего удивительного, ведь введение тарифного коридора естественным образом создает условия для рыночной конкуренции между автостраховщиками.
Другими словами, в перспективе страховые компании будут вынуждены повышать качество обслуживания страхователей, а также снижать страховой тариф ОСАГО для безубыточных клиентов.
Единственным минусом этого нововведения является опасность демпинга со стороны небольших страховщиков. Умышленное занижение цены полиса, пусть даже и вполне законное, может привести к банкротству компании, особенно если у нее нет достаточных страховых резервов. Однако подобный риск был практически сведен к нулю после ужесточения надзора за автостраховщиками со стороны Центробанка. С начала 2020 года регулятор крайне тщательно анализирует финансовое состояние отечественных страховых компаний, что уже привело к отзыву лицензий ряда довольно крупных игроков рынка.
Таким образом, появление тарифного коридора сулит автовладельцам одни плюсы. То есть в данном случае полностью соблюдена концепция социальной значимости обязательного автострахования. Кроме того, нужно учесть один очень интересный момент: Центробанк может поменять тарифы ОСАГО в 2020 году максимум два раза, а в дальнейшем сможет это делать не чаще одного раза в год. При этом регулятор всегда имеет возможность повлиять на тарифную политику автостраховщиков. Иначе говоря, в случае необходимости экстренного изменения стоимости полиса Центробанк может принудить страховщиков к снижению итогового тарифа за счет ценового коридора.
На первый взгляд данная инициатива кажется оправданной, но при детальном анализе становятся очевидны два существенных недостатка:
С учетом описанных недостатков ставится ясно, почему специалисты Центробанка не стали внедрять данный способ корректировки страхового тарифа ОСАГО. Появление подобного поправочного коэффициента не только не оправдано с точки зрения статистики, но и чревато недовольством как отдельных социальных групп автомобилистов, так и общества в целом.
Многие автовладельцы могут справедливо заметить, что цена полиса была увеличена чрезмерно, а значит Центробанк проигнорировал социальную значимость «автогражданки». Однако, как ни парадоксально, необходимость резкого повышения тарифов ОСАГО в 2020-2020 годах была обусловлена именно исключительной важностью «автогражданки» для российского общества. Государство долгое время отказывалось признать назревшую необходимость пересмотра базового страхового тарифа ОСАГО, в результате чего оказалось под угрозой дальнейшее существование системы обязательного автострахования. Потому резкое и существенное подорожание полисов свидетельствует как раз о социальной значимости данного вида страховых услуг.
В любом случае отмена «автогражданки» окажет на личный бюджет автомобилистов гораздо большее негативное влияние, чем резкий рост стоимости полиса.
Рядовому российскому автовладельцу будет непросто найти деньги в случае необходимости серьезного ремонта машины после аварии. Нередко виновники дорожных происшествий не в состоянии возместить причиненный ущерб из своего кармана.
Из вышеизложенного следует, что основной целью Центробанка является оптимизация системы ОСАГО с учетом социальной значимости данного вида услуг. Тарифная политика регулятора страхового рынка по большей части продиктована именно этим. Получается, что надзорная инстанция вряд ли будет без крайней необходимости радикально менять расценки на обязательное страхование автогражданской ответственности.