Текст присяги прокурора

Прокуратура Белгородской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а

Телефоны:
8 (4722) 52-14-22
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98

Прохождение службы в органах прокуратуры Российской Федерации и выполнение служебного долга по защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства требуют от каждого прокурора и следователя посвящения себя служению Закону и строгого соблюдения всех положений Присяги прокурора (следователя), текст которой утвержден Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Присягу прокурора (следователя) принимает лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя.
Бланк с текстом Присяги утвержден Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 3 ноября 1999 г. N 82 «О Присяге прокурора».

Присяга прокурора

Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
святособлюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;
активно защищать интересы личности, общества и государства;
чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;
строго хранить государственную и иную охраняемую закономтайну;
постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.

Принятие Присяги производится в торжественной обстановке, как правило, после аттестования работников на соответствие занимаемой должности и до присвоения ему классного чина.
Текст Присяги зачитывается вслух каждым прокурором. Факт принятия Присяги подтверждается подписью лица, ее принявшего, на прилагаемом к настоящему Приказу бланке Присяги, который приобщается к личному делу прокурорского работника. В случае нарушения прокурорами Присяги решается вопрос об их привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов прокуратуры в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

308024, Город Белгород, ул. Горького, д.56-А. Тел.: (4722) 52-20-40, 52-14-20, 52-55-08

© 2020, Прокуратура Белгородской области

308024, Город Белгород, ул. Горького, д.56-А. Тел.: (4722) 52-20-40, 52-14-20, 52-55-08

«Дрожит мой голос от волнения.
На бланке ставлю подпись я свою,
Хочу быть прокурором, без сомнения,
И оставаться в боевом строю:
«Служению Закону посвящая,
Пред Родиной торжественно клянусь:
Закон России высший, соблюдая,
Я в жизни от него не отступлюсь».

Энциклопедические словари дают различные определения понятию «присяга», но большинство сходятся на том, что в ее основе – обещание выполнять свои обязанности (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю., 4-е изд. М. 1999).

Присяга существует с глубокой древности в большинстве государств мира. В зависимости от сложившихся веками традиций и обычаев, вероисповедания того или иного народа менялось ее содержание. Однако в одном ее слова схожи – защищать лучшее и следовать закону: «…буду защищать что свято…передам потомкам отечество не униженным или уменьшенным, а возросшим…повиноваться законам, принятым народом, и если кто вздумает нарушить их, не должен того допускать, стану защищать их…» (Клятва эфеба, Уссинг«Воспитание и обучение у греков и римлян», СПб, 1878, с.141).

Первыми появились, безусловно, присяги воинские. В том числе и в Российской империи с формированием регулярной армии Указом Петра I «О учинении присяги на каждый чин, как военным и гражданским, так и духовным лицам: а солдатам, при определении в службу» присяга из воинского обычая переведена в ранг государственного закона: «…обещаюсь служить верно и послушно. все исполнять исправно».

Предистория присяги российских прокуроров берет свои истоки также из Указа Петра Великого от 22 февраля 1711 года «Об учреждении Правительствующего сената…», где сенаторы, получившие первые надзорные функции, поклялись в верном исполнении своей должности: «Обещаюся…честно и чисто, неленостно, но паче ревностно исполнять звание свое… во-первых, верность моему государю и всему государству; во-вторых, правду и правый суд…» (Ю.Лучинский «Прокуратура Краснодарского края», Краснодар, 2005).

С учреждением Именным указом в 1722 году постов Генерал и Обер-Прокуроров при Сенате появляется и форма присяги болотирующим на эти должности: «…обещаюся и клянуся…избирание в чины…чинить мне ни для какой страсти, свойства дружбы или вражды, но по самой истине…» (Звягинцев А.Г. «История Российской прокуратуры», М., 2020, стр.11).

Впоследствии, с введением должностей прокуроров в надзорных судах, такую присягу давали и они. С годами менялось и содержание и название присяги прокурора. В начале XIXвека губернские прокуроры, вступая в должность, произносили Клятвенное обещание: «…верно и нелицемерно служить…надлежащим образом, по совести своей исправлять…и для корысти своей…противно должности своей и присяге не поступать…» (Звягинцев А.Г. «История Российской прокуратуры», М., 2020, стр.60).

В последующем присяга при определении на государственную службу, в том числе на прокурорские должности, была унифицирована и закреплена в Своде законов Российской империи (т.1.4.1, Приложение V, СПб, Изд. Канцелярии Его Императорского Величества. 1857.С.56). При назначении на должности военных прокуроров в Российской империи появились некоторые особенности принятия ими присяги.

Прологом военной прокуратуры стало учреждение Указом Павла I от 11 июля 1800 года в штате войсковой канцелярии войска Донского должности войскового прокурора. Первый, принявший эту должность, – кавалер Миклашевич помимо прокурорской произносил воинскую присягу (СуторминГ.М. «Правовое регулирование аудиторской и военно-прокурорской деятельности в Российском государстве (конец XVII-начало XX века).М., 2004, с.190).

С принятием в 1867 году Военно-судебного устава военные судьи и военные прокуроры Главного военно-судного управления военного министерства принимали присягу при поступлении на военную службу (Приложение к ст. 34 книги VI Свода военных постановлений, КанцелярияЕго Императорского Величества, СПб, 1869).

Кроме того, в повседневной деятельности офицеры руководствовались Высочайше утвержденным Наказом военно-судебным местам от 2 августа 1867 года, а при назначении на должность члена или председателя полкового суда, либо временного члена военно-окружного или Главного военного суда, принимали отдельную присягу (ст. 158 «Военно-судебного устава 1884 года», с.195).

С изменением текста воинской присяги на верность службы Царю и Отечеству в 1915 году к ней были приведены военные прокуроры всех чинов военно-судебных органов (Сутормин Г.М. «Правовое регулирование аудиторской и военно-прокурорской деятельности в Российском государстве (конец XVII-начало XX века).М., 2004, с.204).

После образования военных прокуратур Советской республики военнослужащие, проходившие там службу, приводились к военной присяге (например, согласно Указам Президиума Верховного Совета СССР «О тексте Военной присяги Рабоче-Крестьянской Красной Армии», «О тексте Военной присяги Рабоче-Крестьянского Военно-Морского флота» от 3 января 1939 года).

Современная Присяга прокурора, безусловно, основывается на лучших моментах своих советских предшественников, в том числе «Обязательства работника советской прокуратуры», введенного в 1981 году. Традицией стало его принятие в торжественной обстановке, гласно и открыто.

27 мая 1991 года приказом Генерального прокурора СССР введена «Присяга работника прокуратуры»: «…выполнять свои…обязанности в строгом соответствии с требованиями законов нашей страны;…».

Сегодня, согласно статье 40.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», лицо, впервые назначенное на должность прокурора, принимает Присягу: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь…». Принятие проходит в торжественной обстановке: «…свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы…». Как правило, после аттестования: «…непримиримо бороться с любыми нарушениями закона…».

Факт принятия Присяги удостоверяется подписью на бланке с текстом торжественной клятвы, который приобщается к личному делу прокурора: «…защищать интересы личности, общества и государства:…». И это не просто слова, за каждой строкой характер и образ жизни людей, связавших свою судьбу со службой в органах прокуратуры. За последние десятилетия в военных прокуратурах сложилась настоящая традиция – торжественно принимать присягу молодым офицерам в исторически значимых и памятных местах нашего Отечества.

С начала века ежегодно посвящение в военные прокуроры в военной прокуратуре Московского военного округа, а затем Западного, столичной военной прокуратуре проводится в Центральном зале музея Вооруженных Сил у Знамени Победы. В такой момент осознаешь важность и искренность напутственных слов ветеранов военных прокуратур.

«Служба военного прокурора сложна и требует серьезной самоотдачи. Только человек с безупречной репутацией способен по-настоящему служить Закону,…» – подчеркнул участник Великой Отечественной войны, генерал-майор юстиции в отставке Александр Васильевич Сбоев, напутствуя новое поколение военных прокуроров.

Начальник управления Главной военной прокуратуры Игорь Бутрим

Статья 40.4. Присяга прокурора (следователя)

Статья 40.4. Присяга прокурора (следователя)

1. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу прокурора (следователя) следующего содержания:

«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

активно защищать интересы личности, общества и государства;

чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».

2. Порядок принятия Присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Похожие главы из других книг

Статья 17. 7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Статья 17. 7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных

Глава 19 ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ И ПРОКУРОРА

Статья 40. Военная присяга и обязательство

Статья 40. Военная присяга и обязательство 1. Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом

Статья 298. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя

Статья 298. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя 1. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Статья 67. Отвод следователя или дознавателя 1. Решение об отводе следователя принимает руководитель следственного органа, а решение об отводе дознавателя принимает прокурор. Решение об отводе руководителя следственного органа принимает вышестоящий руководитель

Статья 67. Отвод следователя или дознавателя

10. ПОЛНОМОЧИЯ В ХОДЕ ОРД ПРОКУРОРА, СЛЕДОВАТЕЛЯ, РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И ОРГАНА, ВЫШЕСТОЯЩЕГО ПО ОТНОШЕНИЮ К ОРГАНУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ОРД

10. ПОЛНОМОЧИЯ В ХОДЕ ОРД ПРОКУРОРА, СЛЕДОВАТЕЛЯ, РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И ОРГАНА, ВЫШЕСТОЯЩЕГО ПО ОТНОШЕНИЮ К ОРГАНУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ОРД 1. Полномочия прокурора в ходе ОРД на основании Закона об ОРД.Прокурор вправе: рассматривать жалобу лица,

25. ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИИ ЗАКОНА

51. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМИ. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРА

Статья 13. Присяга адвоката

Статья 13. Присяга адвоката 1. В порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания:«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права,

Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.Судья Конституционного

Вопрос 372. Обстоятельства, исключающие возможность участия в судопроизводстве судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, защитника и представителя. Самоотводы и отводы, порядок их заявления и разрешения.

Вопрос 372. Обстоятельства, исключающие возможность участия в судопроизводстве судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, защитника и представителя. Самоотводы и отводы, порядок их заявления и разрешения. В соответствии со ст.

Текст присяги прокурора

686050, Магаданская область, Тенькинский район, п. Усть-Омчуг
ул. Горняцкая, д. 51

Приемная: (41344) 2-21-29 (факс)

685000, г. Магадан
ул. Якутская, д. 65

Приемная: (4132) 65-49-99 (тел/факс)

686110, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка
ул. Юбилейная, д. 19а

Приемная: (41342) 9-21-00 (факс)

686310, Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман
ул. Набережная, 3

Приемная: (41345) 2-26-62 (факс)

686232, Магаданская область, Ягоднинский район, п. Ягодное
ул. Квартал 60 лет СССР, д. 1

Приемная: (41343) 2-31-34 (факс)

685910, Магаданская область, Ольский район, п. Ола
ул. Лесная, д. 5а

Приемная: (41341) 2-57-97 (факс)

686160, Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан
ул. Советская, д. 2

Приемная: (41347) 9-48-59 (факс)

686410, Магаданская область, Омсукчанский район, п. Омсукчан
ул. Транспортная, д.2

Приемная: (41346) 9-19-54 (факс)

686430, Магаданская область, Северо-Эвенский район, п. Эвенск
ул. Чубарова, д. 10

Приемная: (41348) 2-23-56 (факс)

« Август 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Контактная информация

Мы находимся по адресу:

685000, г. Магадан,
просп. Карла Маркса, д. 17

7 (4132) 62-47-98
7 (4132) 62-48-98 (факс)

Взаимодействие со СМИ и общественностью:

Информация о взаимодействии со СМИ для получения информационных материалов по различным аспектам деятельности прокуратуры Магаданской области. Информация о взаимодействии со СМИ для получения информационных материалов по различным аспектам деятельности прокуратуры Магаданской области.

Молодым специалистом принята присяга прокурора


В прокуратуре Магаданской области проведено очередное заседание аттестационной комиссии, на котором проведены аттестации двух прокурорских работников.

Успешно прошли аттестацию руководитель структурного подразделения прокуратуры области и молодой специалист – выпускница Уральского государственного юридического университета.

В торжественной обстановке впервые прошедшим аттестацию работником принята Присяга прокурора.

Председатель аттестационной комиссии поздравил молодого специалиста с успешным прохождением аттестации и вручил Памятный адрес с текстом Присяги и поздравлением прокурора области и книгу «Дело чести», изданную к 60-летию прокуратуры Магаданской области.

С напутственным словом выступил ветеран органов прокуратуры член Магаданского регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры.

При копировании материалов сайта, ссылка на источник обязательна.
2007-2017, Официальный сайт прокуратуры Магаданской области.

Разработано в «РБ Медиа Интерактив»
2012 г.

О нравственных требованиях к представителям «Должности прокурора» Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Гапузо В. Н.

Дан краткий анализ развития законодательства России относительно нормативного закрепления нравственных требований к представителям «должности прокурора ».

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Гапузо В.Н.,

ABOUT MORAL REQUIREMENTS TO REPRESENTATIVES «POSTS OF THE PUBLIC PROSECUTOR»

In article the short analysis of development of the legislation of Russia concerning standard fastening of moral requirements to representatives is given «a post of the public prosecutor».

Текст научной работы на тему «О нравственных требованиях к представителям «Должности прокурора»»

Актуальные проблемы теории государства и права

О НРАВСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ «ДОЛЖНОСТИ ПРОКУРОРА»

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института международного права и экономики им. А.С. Гоибоедова

vgrmn @yandex.ru 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. Дан краткий анализ развития законодательства России относительно нормативного закрепления нравственных требований к представителям «должности прокурора».

Ключевые слова: «должность прокурора», узаконение, «форма присяги балотирующим», присяга, прокурор, следователь прокуратуры, следователь Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователь Следственного комитета Российской Федерации.

ABOUT MORAL REQUIREMENTS TO REPRESENTATIVES «POSTS OF THE PUBLIC PROSECUTOR»

the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair of criminally-legal disciplines of International law institution and economy of A.S.Griboedov

Annotation. In article the short analysis of development of the legislation of Russia concerning standard fastening of moral requirements to representatives is given «a post of the public prosecutor».

Key words: «a post of the public prosecutor», legalization, «the oath Form балотирующим», the oath, the public prosecutor, the inspector of Office of Public Prosecutor, the inspector of Investigatory committee at Office of Public Prosecutor of the Russian Federation, the inspector of Investigatory committee of the Russian Federation.

Вовлечение в уголовно-процессуальные правоотношения некоторых представителей «должности прокурора» одного из субъектов Российской Федерации1, а также результаты историко-правового исследования2 побудили автора данной статьи вычленить вопрос о нравственных требованиях к представителям «должности прокурора».

Уже в одном из первых узаконений Российской империи о «должности прокурора» закреп -лялись положения о нравственных требованиях к представителям указанной «должности». В частности, речь идет об Именном указе «О обязанностях Сенатских Членов, о заседании Президентов Воинских Коллегий Иностранной и Берг-Коллегий в Сенате, о бытии при Сенате Генерал и

Обер-Прокурорам, Рекетмейстеру, Экзекутору и Герольдмейстеру, а в каждой Коллегии по Прокурору; о выбирании Кандидатов к оным местам, и о чинении при сем выборе и балотировании присяги по приложенной форме», «данным Сенату» 12 января 1722 г.3 Представляет несомненный интерес «Форма присяги балотирующим», в том числе и на должность прокурора, что побудило нас этот структурный элемент Именного указа от 12 января 1722 г. привести в полном объеме: «Я, нижеименованный обещаюся и клянуся всемогущим Богом, что, по Его Императорскаго Величества указу, определенное ныне балотирование и избирание в чины представленных Господ штаба, и Царедворцов, чинить мне ни для какой страсти, свойства, дружбы или вражды, но

по самой истине, как я пред Богом и страшным Его судом в том ответ дать могу, и как суще мне Господь Бог да поможет, Аминь». Это фактически первая присяга для представителей «должности прокурора». Удивляет лаконичность и достаточно высокий уровень нравственных требований к претендентам на «должность прокурора».

Нравственные требования закреплены и в Именном указе «О должности Генерал-Прокурора» от 27 апреля 1722 г.4 Так, в п. 4 данного узаконения закреплено следующее положение: «Должен смотреть над всеми Прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате, и должен все Прокурор-ския доношения предлагать Се-

нату и инстиговать, чтоб по них исполнено было; також ежели на Прокуроров будут доношения, что они звании своих истинно и ревностно не исполняют: то их в суд представлять Сенату же».

А как аналогичные положения регулируются в законодательстве Российской Федерации? Приходится констатировать, что в первом российском нормативном правовом акте о «должности прокурора» — Законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.5 — принятие присяги прокурором вообще не предусматривалось. Лишь спустя шесть лет этот пробел был устранен в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» от 23 декабря 1998 г.6 И ныне сотрудники прокуратуры Российской Федерации принимают присягу следующего содержания: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

$ свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

$ непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

$ активно защищать интересы личности, общества и государства;

$ чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

$ строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

$ постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Еще спустя год положения поименованного Закона были конкретизированы в приказе Генерального прокурора РФ «О Присяге прокурора (следователя)» № 82 от 3 ноября 1999 г.7. В этом подзаконном нормативном правовом акте представитель «должности прокурора» с наибольшим объемом полномочий «приказывает» нижестоящим прокурорам «в своей служебной деятельности и личном поведении неукоснительно соблюдать положения Присяги прокурора (следователя)» (п. 1). В случае же нарушения представителями «должности прокурора» присяги Генеральный прокурор РФ предписывает «бескомпромиссно решать вопрос об их привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов прокуратуры» (п. 4).

Приказ Генерального прокурора РФ № 82 от 3 ноября 1999 г. нуждается в корректировке, ибо «следователь прокуратуры» поэтапно «трансформировался» в «следователя Следственного комитета Российской Федерации»8.

Изложенное позволяет нам сформулировать следующее предложение: нравственные требования к представителям «должности прокурора», причем сопоставимые с таковыми при существовании должности прокурора в Российской империи необходимо нормативно закрепить в Федеральном законе «О должности прокурора в Российской Федерации». Обеспечить единообразное исполнение законодательства на территории Российской Федерации и тем самым осуществлять надзорную деятельность могут лишь представители «должности прокурора» в нравственном отношении безупречные.

1 См. об этом: Богданов В., Егоров И. Доигрались. Уволены руководители подмосковной прокуратуры // РГ — 2011, 15 апреля.; Козлова Н. Ставки сделаны. Мосгорсуд продляет аресты фигурантам уголовного дела о незаконном казино в 15 городах Московской области // РГ. 2011. 29 апреля; Она же. Прокурорская посадка. Задержаны еще два фигуранта

по делу о подпольных казино // РГ. 2011, 19 мая; (Она же. Против арестов. Прокуратура защищала бывших прокуроров Подмосковья // РГ. 2011. 20 мая; Она же. К элитной земле не подступишься. Следствие обжалует очередное прекращение прокурорского дела // РГ. 2011. 24 мая.

2 См.: Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование) : Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

3 См.: ПСЗ РИ-1. Т VI. № 3877. С. 479-480.

4 См.: ПСЗ РИ-1. Т VI. № 3979. С. 662-664. Именно это узаконение предложено считать первым узаконением о должности прокурора (см.: Галу-зо В.Н. Институт власти прокурора в России // Государство и право. 2011. № 2. С. 81-85).

5 См.: РГ. 1992. 18 февраля; Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

6 См. об этом: Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Хи-мичевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2001. С. 13-16; Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 15-17; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. С. 15-17; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. С. 14-17; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 16-18; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. С. 14-16; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. С. 14-17.

7 См.: Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Т. 2. Тула: Автограф, 2004. С. 58-60.

8 См. об этом: Вопросы Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1004 от 1 июля 2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 4122; Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента РФ № 38 от 14 января 2011 г. // СЗ РФ. 2011. № 4. Ст. 572.

Мораль и нравственность в деятельности органов прокуратуры Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Мухортов Алексей Александрович

В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия нравственных и моральных норм, их сходство и различие, а также взаимосвязь данных норм с органами прокуратуры. Целью исследования является выработка общих и различных аспектов действий норм морали и нравственности с целью определения эффективной модели их соотношения.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Мухортов Алексей Александрович,

Текст научной работы на тему «Мораль и нравственность в деятельности органов прокуратуры»

?рический императив). Мнение Аристотеля по этому поводу таково: «Справедливость — это душевная добродетель,

состоящая в том, чтобы всем воздать по заслугам» [11].

1 См.: Пахалов М. Ю. Справедливость: от объективной ценности в политико-правовой мысли западноевропейского Средневековья к современной абстракции // История государства и права. 2020. № 17. С. 39.

2 Античные философы: свидетельства, фрагменты, тексты. Киев, 1955. С. 23, 26, 38.

3 См.: Беланова Г. О. Указ. соч. С. 22.

5 Нерсесянц В. С. Платон. М., 1984. С. 45.

6 Беланова Г. О. Указ. соч.

7 См.: Давидович В. Е. Указ. соч. С. 19.

8 См.: Давидович В. Е. С. 23.

9 См.: Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности: учеб. пособие. М., 2008.

10 См.: Давидович В. Е. Указ. соч. С. 191.

11 Цит. по: Четвернин В. А. Понятия права и государства. Введение в курс теории государства и права. М., 1997.

1лг\ 111 i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия ^ нравственных и моральных норм, их сходство и различие, а также взаимосвязь данных g норм с органами прокуратуры. Целью исследования является выработка общих и раз- Ц личных аспектов действий норм морали и нравственности с целью определения эф- Ц фективной модели их соотношения.

Ключевые слова: мораль, нормы морали, нравственность, нравственные нор- g мы, нормативные явления, процесс правоприменения, применение норм морали и нрав- §

ственности, этика прокурора. ^

Annotation. The article examines the main aspects of the interaction of ethical and moral standards, their similarities and differences, and the relationship of these standards with the Prosecutor’s office. The aim of the study is to develop common and different aspects of action norms of morality and ethics with the aim of identifying effective models of their relationships.

Keywords: morality, morality, ethics, moral norms, normative phenomena, the enforcement process, the application of standards of morality, ethics Prosecutor.

Деятельность органов прокуратуры многообразна, она связана как с работой государственных органов и должностных лиц, так и с охраной законных интересов и прав граждан. Получив удостоверение работника прокуратуры, человек становится представителем закона и государства, поэтому его личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве, чести и достоинстве, совести и долге становятся делом государственной важности.

Закон о прокуратуре содержит конкретные нормы, определяющие нравственные требования к поведению прокуроров. В частности, в ст. 40.1 установлено, что прокурором может быть > лицо, которое, наряду с наличием рос-^ сийского гражданства и высшего юри-^ дического образования, полученного в ^ образовательном учреждении высшего а профессионального образования,

^ имеющем государственную аккредита-?^ цию, должно обладать необходимыми Й профессиональными и моральными качествами, а также способное по состоя-§ нию здоровья исполнять возлагаемые на Ц него служебные обязанности. | В соответствии со ст. 40.4 лицо,

§ впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, в соответствии с которой обязует-у ся, в частности, чутко и внимательно Ц относиться к предложениям, заявлениям Ц и жалобам граждан, соблюдать объек-§ тивность и справедливость при решении | судеб людей, дорожить своей профес-| сиональной честью, быть образцом не-

^ подкупности, моральной чистоты, «

скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Последний абзац текста Присяги прокурора совершенно определенно указывает на то, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры. Именно поэтому требования нравственности можно считать приоритетными в числе тех, которые могут быть предъявлены не только непосредственно к служебной деятельности прокурора, но и к правильности выстраиваемых им взаимоотношений с подчиненными, с посетителями, с должностными лицами поднадзорных органов и организаций, а также к его поведению вне службы, в быту.

Требования к этике прокурора разработаны и утверждены также на международном уровне. Так, в соответствии со Стандартами профессионального поведения и ответственности прокуроров, принятыми 23 апреля 1999 г. Международной Ассоциацией прокуроров, прокуроры всегда поддерживают честь и достоинство своей профессии; ведут себя профессионально, в соответствии с законом, правилами и этикой своей профессии; применяют высочайшие стандарты честности и внимательного отношения; стремятся быть стойкими, независимыми, беспристрастными; служат интересам общества и защищают их. Прокуроры должны исполнять свои обязанности беспристрастно, без страха, одолжения или предрассудков, не поддаваться влиянию интересов индивидуальных лиц или групп, давлению общества или прессы, всегда стремиться к установлению истины, содей-

ствовать в этом суду и обеспечивать законное и справедливое решение для пострадавшего, обвиняемого и всего общества в соответствии с законом и велением справедливости.

Таким образом, на первый взгляд представляется очевидным, что требования соблюдения нравственных норм в деятельности прокуроров надлежащим образом облечены в правовые формы. Однако это не совсем так. Действующее законодательство, к сожалению, не конкретизирует, не дает толкования тому, что же понимать под «необходимыми моральными качествами» (ст. 40.1 Закона о прокуратуре), «соблюдением объективности и справедливости при решении судеб людей», «моральной чистотой» (ст. 40.4 Закона о прокуратуре) [1], «внутренним убеждением» и «совестью» (на основании которых судьи, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь и дознаватель оценивают доказательства — ст. 17 УПК [2]).

Важнейшим нравственным требованием к прокурору следует признать также следование принципам объективности и справедливости.

Необходимость соблюдения нравственных норм непосредственно относится и к деятельности российских прокуроров. Властные полномочия, предоставленные законом людям прокурорской профессии, многократно повышают их ответственность перед обществом за достойное выполнение своих обязанностей. Прокурор должен обладать высокими нравственными, морально-волевыми, психологическими качествами, поскольку личностные изъяны могут привести к опасным последствиям.

10 декабря 1948 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, можно считать днем рождения человечества в правовом смысле — оно получило универсальный закон о правах человека и гражданина. Российская Феде-

рация ратифицировала эту декларацию лишь через четыре с лишним десятилетия после ее принятия. Поэтому нами она, видимо, пока еще не до конца осмыслена [3].

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, в частности, подчеркнуто: необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона. Деятельность прокуратуры, являющейся важнейшей структурой правоохранительной системы Российской Федерации, как раз и направлена прежде всего на обеспечение законности как необходимого условия реализации прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что значительный объем работы по защите этих прав и свобод выполняется прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов органами и учреждениями, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудитель- > ного характера, включая содержание ^ задержанных и заключенных под стра- ^ жей [4]. ^

Во Всеобщей декларации прав §

человека зафиксировано, что каждый

должен обладать всеми правами и всеми ^

свободами, провозглашенными в ней ВД

(ст. 2). Соответственно, верховенство ^

прав и свобод человека и гражданина §

признано в правовой системе Россий- |

ской Федерации, Конституция РФ га- |

рантирует эти права и свободы согласно § общепризнанным принципам и нормам

международного права (п. 1 ст. 17). g

учетом личных, политических, у

экономических, социальных и культур- Ц

ных прав и свобод человека и гражда- Ц

нина, зафиксированных во Всеобщей §

декларации прав человека и в Консти- |

туции Российской Федерации, Гене- |

ральная прокуратура нацеливает проку- ^

роров на защиту в первую очередь прав, «

обеспечивающих человеку достойное |

существование: трудовых, жилищных, ^

имущественных, экологических и иных.

Первостепенное внимание уделяется прокуратурой защите этих прав от нарушений, носящих массовый характер, а также защите престарелых, инвалидов, несовершеннолетних, малообеспеченных и других лиц, которые не могут самостоятельно отстоять свои права [5].

Восстановление прокурором нарушенных прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении его правовой защищенности от произвола и беззакония, от кого бы они ни исходили. Поэтому все сообщения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина должны оперативно и обстоятельно проверяться прокуратурой, чтобы своевременно принимались меры по выявлению, устранению и пре-^ дотвращению в будущем подобных на> рушений.

^ Должность прокурора всегда

Л должна ассоциироваться с понятием & справедливости. В каждом случае тре-^ буется объективность, непредвзятость, о^ справедливость, недопущение обвини-^ тельного уклона при решении вопросов, | связанных с привлечением граждан к § ответственности.

Ц В связи с этим Генеральный про-

| курор РФ, определяя роль прокурорско-© го надзора в укреплении законности и § правопорядка, в своих приказах указы-^ вает на недопустимость проявления со стороны работников прокуратуры пред-^ взятости и произвола а также необъек-о тивности при рассмотрении жалоб, за-§ явлений, сообщений и других обращений граждан. -Л Профессиональная деятельность

^ прокурорского работника нередко тре-Ц бует большой личной инициативы, § упорства, настойчивости, целеустрем-сц ленности и значительных организаторских способностей.

А. Ф. Кони писал о прокуроре, что «в речи своей он не должен ни представлять дело в одностороннем виде, извлекая из него только обстоятельства, уличающие подсудимого, ни преувеличивать значения доказательств и

улик или важности преступления. Таким образом, в силу этих этических требований, прокурор приглашается сказать свое слово и в опровержение обстоятельств, казавшихся сложившимися против подсудимого, причем в оценке и взвешивании доказательств он говорящий публично судья» [6, с. 41].

В судебном состязании на плечи прокурора-обвинителя возложена важная задача: «сгруппировать и проверить все изобличающее подсудимого, и если подведенный им итог с необходимым и обязательным учетом всего говорящего в пользу обвиняемого создает в нем убеждение в виновности подсудимого, -заявить о том суду. Сделать это надо в связном и последовательном изложении, со спокойным достоинством исполняемого грустного долга, без пафоса, негодования и преследования какой-либо иной цели, кроме правосудия, которое достигается не непременным согласием суда с доводами обвинителя, а непременным выслушиванием их [6, с. 45].

Положение государственного обвинителя, несомненно, таит в себе опасность некоторой односторонности, обвинительного уклона. Прокурор идет в суд лишь тогда, когда на основе материалов предварительного следствия у него сложилось убеждение в виновности подсудимого. Иначе не может быть передано дело в суд, иначе прокурор не был бы обвинителем. В этом нет ничего плохого, если прокурор правильно оценивает значение материалов и выводов предварительного следствия для суда, если он отдает себе отчет в том, что основное — судебное — разбирательство еще впереди, и оно может существенно изменить выводы, к которым пришел следователь. Если же прокурор не учитывает этого, если он к тому же недостаточно самокритичен, не обладает способностью к самоконтролю, он легко может утерять объективность [7].

И. Д. Перлов правильно отмечал, что прокурор должен видеть в каждом

деле не безликий судебный «случай», а живого человека, стоящего за этим делом, с его сложными переживаниями [8].

Нельзя не отметить воспитательный аспект судебной речи прокурора, которой не ограничивается разъяснением правовых норм, а должен нести в себе заряд убеждения, способствовать формированию правосознания.

Прокуроры должны постоянно пополнять свои теоретические знания. Известно, что знания, полученные в высшем учебном заведении, обесцениваются через десять-двенадцать лет. Изменяется законодательство, совершенствуется следственная и прокурорская практика. Более изощренными становятся способы правонарушений, особенно в настоящее время в условиях все возрастающей организованной преступности и коррупции. Известна истина: если знания не прибавляются ежедневно, они убавляются. Поэтому, пока длится трудовая жизнь прокурора, он должен повышать свою квалификацию, свою компетентность и профессиональный уровень.

Следует иметь в виду, что при правовом регулировании законодатель пользуется, прежде всего, моральными критериями. Основу права составляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральное содержание, выраженное либо непо-

средственно, либо через ряд опосредующих звеньев. Это придает им нравственное обоснование и нравственный авторитет. Поэтому, когда говорят о нравственной основе права, имеют в виду, что определенный нравственный аспект присущ не только самим нормам права, но и способам их реализации. Одни и те же социальные потребности, ценности и блага часто охраняются и нормами права и нормами морали одновременно.

Таким образом, служение обществу «только тогда будет полезно, когда в него будет внесена строгая нравственная дисциплина, и когда интересы общества и человеческое достоинство личности будут ограждаться с одинаковой чуткостью и усердием» [6, с. 42-47].

В работах, посвященных прокурорскому надзору, правильно указывается, что собирание материалов проверки должно вестись прокурором спокойно, вежливо, корректно, что при этом недопустимо проявлять раздражительность, нельзя допускать придирчивость, бестактность, грубость, нельзя оскорблять и запугивать граждан.

Прокурор должен проявлять разборчивость при применении тактических приемов получения информации и исключать психическое воздействие.

1. О прокуратуре Российской Федерации. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.

3. См., например: Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Понятие основ правового статуса человека и гражданина // Право и жизнь. 2004. С. 83.

4. См., например: Соломичев В. И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. М., 1998. С. 56-58.

5. См.: Беркович Е. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. М., 1998. С. 13.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кони А. Ф. Избранные произведения. М.: Гос. издат. юрид. лит., 1956. С. 41.

7. Строгович М. С. Проблемы судебной этики. М.: Наука, 1947. — С. 220.

8. Перлов И. Д. Судебная этика // Советское государство и право. 1970. № 12.

К 343 13 И. В. МАТВИЕНКО, старший преподава-

УДК ‘ тель кафедры уголовного процесса Уфим-

ского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

I. V. MATVIENKO, senior lecturer the Department of criminal process Ufa the law Institute of MIA of Russia candidate of legal Sciences (Ufa)

ТЕНДЕНЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ TRENDS PROSECUTION

а Аннотация. В статье анализируется правовой институт уголовного преследо-

| вания в контексте проводимых в Российской Федерации изменений в уголовном и уго-? ловно-процессуальном законодательстве. Определяется характер и направления развития современного уголовного преследования. ^ Ключевые слова: уголовное преследование, предварительное расследование,

| Annotation. The article analyzes the legal institution of criminal prosecution in the

context held in the Russian Federation changes in the criminal and criminal-procedural legislation. Determines the nature and direction of development of modern criminal prosecution.

1 Keywords: criminal prosecution, preliminary investigation, inquiry. u

Л Институт уголовного преследо-^ вания в Российской Федерации долгое | время был подвергнут забвению. ф Уголовно-процессуальный ко-^ декс Российской Федерации (далее -^ УПК РФ) восстановил понятие «уго-^ ловное преследование» и дал ему закона нодательную регламентацию в отдель-

ной третьей главе. Кроме того, в раз-?^ личных разделах, главах и статьях УПК РФ часто встречается выражение «уголовное преследование». Многие положения уголовно-процессуального зако-

нодательства, регулирующие отношения по осуществлению уголовного преследования, постоянно обновляются и требуют новых разъяснений.

Уголовное преследование должно быть объектом повышенного внимания, поскольку оно составляет основу структуры уголовного судопроизводства, является его движущей силой. Исключительно через эту деятельность и посредством ее осуществления реализуется требование государства и потерпевшего о привлечении лиц, виновных в

Наталья Поклонская: «Присягу прокурора Украины я не нарушала. На Майдане был госпереворот!»

До того, как сменить офицерский китель на депутатский пиджак, Наталья Поклонская возглавляла крым скую прокуратуру. В дни референдума о воссоединении полуострова с Россией Киев отключил Крым от общей базы регистрации преступлений. Тогда прокурорам пришлось работать в ручном режиме и самостоятельно восстанавливать все уголовные дела.

В день прокуратуры России «Комсомолка» пообщалась Натальей Поклонской. Депутат объяснила, почему она не нарушала присягу украинскому народу, как в Киеве проходил майдан и собирается ли она после работы в Госдуме вернуться к службе в органах.

УКРАИНА ПЫТАЛАСЬ ПОВТОРИТЬ В КРЫМУ МАЙДАН

— Как вы считаете, сильна прокуратура в России? Достаточно ли у прокуроров полномочий?

— Конечно, российской прокуратуре по закону предоставлено немало рычагов влияния. И прокуроры выполняют достойно свои служебные обязанности. Тех полномочий, которые уже есть, при полном их использовании вполне достаточны. Задача, поставленная перед прокурорами Петром Первым ещё 300 лет назад, актуальна и сегодня. Прокуратура и создавалась для того, чтобы быть надзорным органом, обеспечивать верховенство права и соблюдение закона на всей территории России. Туда могут обратиться все люди, считающие, что нарушены их права или свободы.

— Как создавалась прокуратура в Крыму? Какие были основные сложности?

— Вначале прокуроры республики занимались подготовкой к проведению референдума. Они обеспечивали возможность реализации конституционных прав граждан на самоопределение . Это закреплено в Конституции Украины , в конституции Крыма и в Уставе ООН . Это незыблемое, неотъемлемое право народа. Мы обеспечивали соблюдение закона. Самые сложные вопросы того времени – организационные. Генеральная прокуратура Украины сразу же отключила Крым от единого реестра досудебных расследований. Нам пришлось всё делать в ручном режиме и переписывать те дела, которые уже были в этой системе. А это очень огромный объем работы. Украина вставляла нам палки в колёса и делала всё, чтобы в Крыму повторился хаос, происходящий тогда в Киеве. Они не возвращали материалы уголовных дел, направленных раньше в столицу для согласования. Они специально вредили и нам, и всему МВД . Поэтому прокуроры республики Крым контролировали всю работу правоохранительной системы.

До того, как сменить офицерский китель на депутатский пиджак, Наталья Поклонская возглавляла крымскую прокуратуру Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

КИЕВ ВСТАВЛЯЛ НАМ ПАЛКИ В КОЛЁСА

— А когда прокуратура республики Крым была подключена уже к российской системе?

— В России иначе настроена работа правоохранителей. То есть, в Украине нет понятия постановление о возбуждении уголовного дела. В России это есть. В Украине если кому-то нужно показать, что возбуждено дело, то они это делают. Но могут и умолчать. Есть ловушка и лазейка, где можно отыграть в свою пользу. В России же существует четкая регистрация и учет преступлений и происшествий. К российской системе учета преступлений и происшествий мы были подключены уже после решения народа о возвращении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Это после 21 марта. Но фактически весь март мы работали в ручном режиме. Я благодарна своим коллегам в прокуратуре республики Крым, которые прошли вместе мы этот путь и отстояли офицерскую честь. Это тот период времени, который никогда не уйдет из памяти. Это будет двигать нас к новым победам. Служба в прокуратуре – это, прежде всего, честь, совесть — несмотря ни на что.

— Из-за украинской диверсии каким-то преступникам удалось избежать наказания?

— Да, были такие материалы, которые не вернулись из Киева умышленно. Но прокуратура республики Крым хранит дубликаты материалов, направленных куда -либо. Эти документы мы подняли, восстановили и провели проверки. Мы каждый материал искали. Прокуроры ездили в суды, чтобы получить копии утерянных документов. Но по каждому материалу мы выносили новое процессуальное решение уже в соответствие с УПК Российской Федерации. Прокуратура восстановила все документы. Возможно, какие-то дела были умышленно потеряны. Но это обязательно всплывёт наружу.

В настоящий момент Наталья Поклонская возглавляет комиссию Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРЕСТУПНИКАМ ПРИСЛУЖИВАТЬ НЕ СОБИРАЮСЬ»

— Некоторые недоброжелатели говорят, что вы предали присягу Украине. Вы согласны с этим?

— Я бы хотела им посоветовать ознакомиться с её текстом и задуматься, кто на самом деле нарушает присягу. Единственный источник власти по украинской Конституции — украинский народ. И ему и была дана присяга. Во всех документах закреплено незыблемое право на самоопределение. Если кто-то его нарушает, значит, он совершает преступление. В Киеве произошел государственный переворот. Незаконным путем и вооруженным захватом власть взяли люди, организовавшие этот переворот. Генпрокуратура Украины, когда еще длился так называемый майдан, вносила в реестр преступлений сведения о государственном перевороте на тех, кто сейчас называют себя руководителями Украины. Куда они дели это уголовное производство? Как они его переквалифицировали? Вот нарушение присяги, когда не защитили, не отстояли государственность. Был легитимный и прокурор генеральный, и президент Украины, живы все были, здоровы. Но почему-то наши правоохранители не нашли в себе силы воли, духа и чести офицерской отстоять и защитить этих руководителей, которым они служили. Вмиг они стали прислужить новым людям, которые пришли к власти незаконным путем. Пусть там посмотрят, какое количество офицеров у нас из Генеральной прокуратуры и из правоохранительных органов Украины принимало участие в так называемой антитеррористической операции на юго-востоке Украины. Сколько этих офицеров убило людей детей, стариков, которым они давали присягу. Так кто же предатель? Когда я увидела, что предательство в Генеральной прокуратуре Украины наступило, что нет никакой реакции на преступления, совершенные на майдане, я сложила свои полномочия. Я сказала, что форму надеть на себя уже не смогу, потому что мне стыдно. И написала рапорт на увольнение. Чтобы не быть предателем. Потому что государственным преступникам я прислуживать не собиралась. Мне было очень больно и очень тяжело принимать такое решение, я уходила в никуда. Но предателем я не буду! Поэтому я и переехала в Крым.

В Киеве против лидеров восстания заводили уголовные дела, а потом скрывали их, рассказала «КП» депутат Госдумы Фото: Евгения ГУСЕВА

— Вы очень быстро получили звание генерала. Не слишком стремительная карьера?

— Я очень благодарна руководству страны за такую высокую оценку моей службы. А вот люди, которые так думают по поводу стремительной карьеры, могу вспомнить такую фразу – незавидна участь того, кому никто не завидует.

ПРОКУРОР НЕ ДОЛЖЕН ПРИКРЫВАТЬСЯ СВОИМ УДОСТОВЕРЕНИЕМ

— Какими качествами должен обладать современный прокурор?

— Прежде всего, он должен быть просто порядочным человеком, должен стать образцом сам, а потом уже требовать с других. Он не может для себя какие-то делать поблажки – ему можно, а другим нет – и прикрываться прокурорским удостоверением. Это вообще самое страшное. И это есть во многих государствах. Это неискоренимо. Будут проявляться такие эпизоды, в любом случае. Но настоящий прокурор должен это презирать и не допускать в своей службе.

— Вы считаете, этому можно научиться? Или это с детства воспитывается?

— С детства прививаются признаки порядочности. А вот чтобы наработать опыт, нужны годы службы. Прокурор должен с пониманием относиться даже к тем людям, которых он обвиняет в суде. Это наша работа, это наша служба. Необходимо раскрывать свое сердце. Приобретается и с опытом. Но ни в коем случае прокурор не должен быть черствым. Это страшно. Это же человеческая судьба. Жизнь такая, что очень многие думают, что с ними ничего не произойдет. Но беда может прийти к любому. Так вот, прокурор не должен ухмыляться над бедой человека, но строго следовать букве закона.

Я ПРОДОЛЖАЮ БЫТЬ ПРОКУРОРОМ

— Не думаете, лет через пять сменить депутатский пиджак на прокурорский китель?

— Это уже как сложится судьба. Вот на сегодняшний день я продолжаю быть прокурором. Да, нахожусь на выборной должности депутата Госдумы, но я не уволена из органов прокуратуры в целом. Я временно нахожусь в должности депутата, но продолжаю быть прокурором. Вернусь или нет? На все воля Божья.

Наталья Поклонская: «Присягу прокурора Украины я не нарушала. На Майдане был госпереворот!».В Киеве против лидеров восстания заводили уголовные дела, а потом скрывали их, рассказала «КП» депутат Госдумы.

Читайте так же:  Срок действия экрана

admin