Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

Трасологическая экспертиза

В этом разделе представлены:

  • Транспортно-трасологическая экспертиза;
  • Трасологическая экспертиза (общая трасология);
  • Как назначить судебную трасологическую экспертизу;
  • Как воспользоваться услугами эксперта-трасолога в досудебном порядке.
  • Если Вас интресует стоимость проведения судебных экспертиз:

    Прейскурант на проведение судебных экспертиз

    —>
    Внимание!
    В Экспертно-правовом центре «Регион 70» появилась новая лицензионная версия пакета Autodesk 3DS Max© , которая экспользуется в трасологической экспертизе для трехмерной реконструкции обстоятельтв ДТП.

    Приглашаем к сотрудничеству дизайнеров для создания банка трехмерных моделей . Обращайтесь по телефону (3822) 76-56-96, или же пишите на e-mail.

    Трехмерное моделирование ДТП
    Томский экспертно-правовой центр занимается трехмерным масштабным графическим моделирование неочевидных происшествий — ДТП, аварий на нефтяных скважинах и др.

    Впервые! Видео-анимации ДТП и технологических аварий!

    Транспортно-трасологическая экспертиза

    Транспортная трасология — это раздел общей трасологии (букв. — учение о следах). Транспортная трасология изучает большое многообразие следов, различающихся по объектам, их оставившим, механизму их образования и месту нахождения. Следы могут быть образованы любым видом транспорта: колесным безрельсовым, гусеничным, двигающимся по рельсам, водным и т. д. По механизму образования следы могут быть от колес, гусениц, лыж, саней (для безрельсового транспорта), от выступающих частей транспортного средства (для любого вида транспорта), от частиц, отделяющихся от транспортного средства (частицы горюче-смазочных материалов, груза, загрязнений). Следами в широком смысле являются, и отделившиеся детали и части транспортного средства.

    Объектами, воспринимающими следы транспортных средств являются: дорожное покрытие, другие транспортные средства, одежда и тело человека, объекты окружающей обстановки и т. п.

    Основными задачами, решаемыми экспертами-автотрасологами являются:

    Выяснение механизма столкновения транспортных средств.

    Вопросы:

    • Каков механизм столкновения транспортных средств?
    • Какова последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении или ударе о преграду?
    • Каков угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта?
    • Где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда)?
    • В каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда?
    • Находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС?
    • Имело ли место столкновение представленных на исследование ТС, исходя из характера и локализации повреждений на данных ТС?
    • Исследование следов шин.

    • Шиной какой модели оставлен след, слепок которого представлен на исследование?
    • К какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП?
    • В каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на ___?
    • Не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) данного транспортного средства?
    • Определение модели автомобиля и его отождествление по отделившимся частям и деталям.

    • Каков тип фарного рассеивателя по осколкам фарного стекла, представленного на исследование в пакете N___?
    • Каков тип автомобиля, на который устанавливается данный фарный рассеиватель?
    • Не составляли ли осколки фарного стекла из пакета N___ единое целое с осколками из пакета N___?
    • Отождествление автомобиля по следам контактного взаимодействия.

      Необходимо помнить, что вопросы, связанные с определением «Идентификация» относятся к компетенции экспертов, владеющих специальностью «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств», т.е. являющихся экспертами в традиционной (общей) трасологии.

      Вопросы:

      • В результате взаимодействия каких частей автомобиля марки ___ (ТС-1) образовались повреждения на частях автомобиля марки ___(ТС-2)?
      • Не образованы ли повреждения на ТС-1 частями или деталями ТС-2?
      • Каков механизм образования данных повреждений? Автомобилем какой марки могли быть оставлены следы, обнаруженные на ___ при осмотре места ДТП?
      • Трасологическая экспертиза
        (общая трасология)

        Трасология — раздел науки — криминалистики, относящийся к криминалистической технике, в котором разрабатываются методы и научно-технические средства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов.

        В настоящее время на рынке экспертных услуг прочно заняло свое место такое направление общей трасологии как материаловедческая трасология. Это исследование, выполняемое на стыке двух наук — материаловедения и трасологии. Объектом исследования является место разрушения различных конструкционных материалов, задачей — определение причины и механизма образования данного разрушения. Область применения данного вида экспертиз практически неограниченна — определение причин разрушения изделий из металлов и сплавов, полимеров, строительных материалов, натуральной кожи, резин, стекла, древесины, волокнистых материалов, бумаги и др.

        Исследование проводится в следующих направлениях — поиске внутренних и внешних дефектов материала, определение совокупности действующих сил и факторов, приведших к разрушению (динамические, статические нагрузки, температура, давление, агрессивная среда), установление соответствия прочностных характеристик материала нормативным требованиям (инструментальный анализ). Все исследования проводятся с привлечением специалиста смежной специальности — химика, биолога.

        Вопросы, поставленные перед экспертом могут быть сформулированы следующим образом:

        • Какова причина и механизм разрушения _________ (например, шарового крана, установленного на радиаторе центрального отопления в квартире)?
        • Соответствует ли нормативным требованиям качество указанного объекта исследования?
        • Объекты традиционных трасологических исследований классифицируются на четыре большие группы:

          1. Cледы человека;
          2. Cледы орудий и инструментов;
          3. Cледы транспортных средств и их деталей;
          4. Cледы животных.
          5. Предметом любого трасологического исследования является внешнее строение следообразующего объекта, условия и механизм следообразования, и их связь с обстоятельствами расследуемого события.

            Классификация следов по Грановскому Г.Л.:

            След — любое материальное отображение свойств веществ и явлений, позволяющее судить об их свойствах и использовать их отражение для решения идентификационных, диагностических, реконструктивных и интеграционных задач.

            Понятие «след» в трасологии нельзя рассматривать без понятия «механизм следообразования». От природы взаимодействия (механическое, химическое, термическое и т.п.), его механизма, интенсивности зависит и появление следов.

            Вопросы, которые могут быть сформулированы при назначении трасологической экспертизы:

            Трасологическая идентификация

            • Нанесено ли повреждение в виде _____, локализованное на ______, предметом _____, представленным на экспертизу?
            • Составляли ли ранее единое целое ___________?
            • Трасологическая диагностика

              • Чем и при каких условиях был образован след ______?
              • Определить давность образования следов ____.
              • Определить механизм образования повреждений.
              • Определить последовательность (очередность) образования следов.
              • Определить направление движения объектов относительно друг друга по следам, оставленным в результате их взаимного контакта.
              • Определить пригодность следов для целей идентификации.
              • Интеграционная трасологическая задача

                • Установить факт контактного взаимодействия между _____?
                • Реконструктивная трасологическая задача

                  • К какому виду изделия принадлежали осколки стекла и пластмассы, обнаруженные _____ ?

                  Как назначить судебную трасологическую экспертизу?

                  Судебная экспертиза в соответствии с требованиями процессуального законодательства может быть назначена:

                  1. Постановлением или определением суда (судьи), а также постановлением органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора или органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении;
                  2. По ходатайству участника судопроизводства (истца, ответчика, обвиняемого, потерпевшего, защитника, представителя и т.д., и т.п.).

                  Порядок назначения судебных указан в статьях 195-207 УПК РФ, 79-87 ГПК РФ, 82-87 АПК РФ, 26.4 КоАП РФ.

                  Как воспользоваться услугами специалиста-трасолога в досудебном порядке?

                  Обращение за помощью специалиста — это привлечение лица, обладающего специальными знаниями, для дачи консультации и (или) составления письменного заключения. Данный вид услуг проводится на договорной основе. Получение квалифицированной помощи эксперта (специалиста) — трасолога на досудебной стадии может потребоваться в целях определения истинных причин образования того или иного повреждения, приведшего к последствиям, требующим судебного разбирательства. Для обеспечения полноты и всесторонности исследования необходимо представить все имеющиеся объекты и материалы.

                  Эксперт (специалист) поможет сформулировать вопросы для решения конкретной экспертной задачи, а также даст квалифицированную консультацию о необходимости предоставления дополнительных исходных данных или о привлечении специалистов смежных отраслей науки и техники.

                  Стоимость трасологической экспертизы указана в прайс-листе. Разброс цен в указанном диапазоне обусловлен количеством поставленных перед экспертом вопросов, количеством и масштабами исследуемых следов (повреждений), а в случае идентификации и количеством сопоставляемых объектов.

                  Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.

                  На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

                  · не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного транспортного средства;

                  · к какому типу (виду) относится транспортное средство, оставившее следы на месте происшествия;

                  · автомобилем какой марки оставлены следы;

                  · в каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам;

                  · не составляли ли одно целое с транспортным средством предметы, обнаруженные на месте происшествия;

                  · не образованы ли следы на транспортном средстве (одежде потерпевшего) частью другого транспортного средства.

                  Методика идентификации транспортных средств по следам шин

                  Следы транспортных средств дают возможность:

                  1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель .

                  2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть.

                  3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

                  Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

                  Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

                  По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

                  Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами). Исследуются: ширина беговой дорожки. Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.

                  · рисунок протектора шины (для определения этой характеристики на экспертизу должен быть направлен след отображения не меньше определённого размера. Для легкового автомобиля — 60 см.)

                  В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

                  Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле:

                  Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств

                  1. Предмет и объекты экспертизы следов транспортных средств.

                  Вопросы разрешаемые криминалистической экспертизой транспортных средств.

                  2. Экспертиза следов колес.

                  Методика производства экспертизы и оформление материалов.

                  3. Идентификация транспортных средств по отделившимся деталям и частям.

                  Экспертиза осколков рассеивателей фар и указателей поворотов.

                  Трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз. Ее содержание отличается своими особенностями, которые заключаются в том, что для трасологической экспертизы характерно исследование следов-отражений для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов.

                  Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов экспертизы.

                  Объектами трасологической экспертизы являются следы-отражения, то есть материально-фиксированные отражения единичных объектов — предметов, людей, животных.

                  Объектами экспертизы транспортных средств являются:

                  — слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;

                  — фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии;

                  — предметы со следами (одежда, обувь) ;

                  — части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;

                  — человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).

                  Перед экспертом-трасологом ставятся вопросы в зависимости от объектов и предмета исследования, целей и задач исследования необходимых для разрешения трасологической экспертизой.

                  Рассмотрим три основные группы вопросов, которые могут быть поставлены эксперту трасологу.

                  — каким видом транспорта оставлены следы?

                  — соответствуют ли форма, размеры и взаимное расположение следов соударению автомобилей (транспортных средств) определенных типов, видов, марок?

                  — какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия?

                  — мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?

                  Вопросы, относящиеся к установлению конкретного транспортного средства: — не данным ли транспортным средством оставлены следы?

                  — одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

                  — не данной ли шиной оставлены следы на месте происшествия?

                  Вопросы, относящиеся к установлению целого по частям: — не принадлежат ли обнаруженные на месте дорожного происшествия части деталей поломанным деталям данного транспортного средства?

                  — не составляли ли ранее единое целое осколки стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия и на транспортных средствах?

                  2. Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств как и всякой другой криминалистической экспертизы состоит из следующих стадий:

                  — оценка результатов исследования;

                  — оформление материалов экспертизы;

                  На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с поступившими материалами, изучает состояние упаковки и объектов, соответствие объектов указанных в постановлении о назначении экспертизы, при необходимости фотографирует упаковку, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные материалы.

                  Рассмотрим более подробно три последующие стадии исследования диагностической экспертизы, выясним их особенности.

                  Детальное исследование — это стадия более глубокого изучения объектов экспертизы.

                  Исследование вещественных доказательств, как правило, начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия.

                  При осмотре объектов экспертизы нужно придавать значение характеру следов, принимать во внимание, каким веществом образованы следы наслоения и на каком материале.

                  Во время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая часть протектора, в каком объеме и с какой степенью четкости в них отражена, достаточно ли имеющегося отражения, чтобы решить поставленный вопрос. Если исследуемый слепок с объемного следа, важно выяснить, на каком материале образован след, состояние материала, глубину следа, когда и каким способом изготовлен исследуемый слепок.

                  Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он находится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора.

                  Возможность определения модели шины по ее следу обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это, прежде всего, размеры шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов.

                  В следе, исследуемом в натуре и по фотоснимку, в первую очередь предстоит выявить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их сравнения со специальными справочными материалами.

                  Самой благоприятной ситуацией является, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины отражения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической, в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе.

                  Названных двух параметров — ширины беговой дорожки и рисунка протектора чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами.

                  При неполном отражении ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка протектора, которая отражена в следе. Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов рисунка, которые отражены в следе.

                  Подлежащие измерению параметры выбираются с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные выступы, например, измеряются по их продольным и поперечным диагоналям, зигзагообразные по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах.

                  В процессе сравнения и при оценке результатов необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать.

                  Это объясняется: — нечеткостью отражения протектора в следе и неизбежными при этом ошибками измерений; — деформацией протектора, его выступающий частей под действием нагрузки на шину; — износом протектора.

                  Выступы на беговой дорожке имеют в сечении форму трапеции, с меньшим основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов, соприкасающаяся с дорогой постепенно увеличивается, в зависимости от степени износа разница в длине и ширине может достигать 2-3 мм. При значительном износе протектора наиболее ценную информацию будут нести угловые величины фигур.

                  Общий вывод по результатам исследования может быть либо определенным, когда установлена одна конкретная модель шины, либо альтернативным с указанием двух или более равновероятных моделей и объяснением причин этого.

                  Далее рассмотрим стадию оформления материалов, исследовательская часть заключения начинается краткой характеристикой поступивших на исследование объектов, в частности предмета, на котором находится след, или объекта содержащего результаты фиксации следа.

                  Затем идет описание следа вместе с данными о его виде, размерах, качестве отражения протектора. При описании рисунка протектора сосредотачивается внимание на той части, которая отражена в следе: общий вид, форма и размеры основных элементов, степень выраженности.

                  После выполнения сравнительного исследования требуется изложить его результаты, приводятся источники, из которых использованы справочные материалы. Перечисляются обнаружившиеся в следе признаки, которые совпадают с особенностями той или иной модели шины, дается их криминалистическая оценка. Если модель шины почему-либо не установлена или эксперт не смог прийти к категорическому выводу об одной модели, надо указать причины, обусловившие такой результат, либо назвать вероятные модели.

                  Вывод по экспертизе фиксируется в виде ответа на поставленный вопрос. Если при исследовании следов выявлены броские особенности шины, эксперт указывает о них в своем выводе, такие данные важны для организации розыска шины.

                  В качестве иллюстрации к заключению об установлении модели шины прилагаются фотоснимок общего вида объекта экспертизы и отдельно более крупным планом фото снимок следа. Помещать фотоснимок рисунка протектора из справочных материалов не всегда целесообразно, однако в отдельных случаях использование таких снимков необходимо, когда след нечетко отражает небольшую часть протектора или когда использовались другие справочные материалы.

                  Другой вид экспертизы по следам транспортных средств — это идентификационная экспертиза, то есть установление конкретной шины, оставившей след на месте происшествия. Как и в других идентификационных экспертизах, исследованию подвергаются разные виды объектов: следы, если они изъяты вместе с предметом, или результаты их фиксации (слепки, оттиски, фотоснимки), а так же шина или несколько шин.

                  Направление на экспертизу вместо проверяемой шины ее экспериментальных следов нельзя считать правильным. Не изучив непосредственно шину и используя только экспериментальные следы, невозможно определить идентификационную значимость деталей строения протектора, отличить групповые признаки от единичных, определить устойчивость их отображения.

                  При осмотре следов особое внимание уделяется физическим свойствам поверхности, на которой образован след, поскольку от них зависят полнота и качество отражения протектора в следе.

                  Если представлен сам объект с поверхностным следом, то ложные детали должны быть выявлены при предварительном осмотре.

                  Предварительным исследованием шины определяются ее конструктивные данные и маркировочные обозначения; тип и модель, общие размеры, ширина беговой дорожки и рисунок протектора, серийный и гаражный номера.

                  Выясняется, не заменялся ли протектор покрышки, основным признаком замены является кольцевой выступ на боковине, образуемый краем нового протектора. Учитывается и общее состояние шины:

                  -степень изношенности протектора,

                  -наличие или отсутствие хорошо выраженных дефектов и признаков местного ремонта.

                  На стадии детального исследования объекты изучаются и сравниваются по общим и частным признакам. Поскольку некоторые общие признаки внешнего строения шины одновременно характеризуют и ее конструктивные особенности.

                  Первоначально определяют модель шины, оставившей след и полученные данные сопоставляют с моделью проверяемой шины. Различие моделей служит основанием для бесспорного вывода об отсутствие тождества, совпадение требует продолжение исследования по другим общим признакам — как производственным, так и эксплуатационным. Существенные различия этих признаков тоже могут служить основанием для отрицательного вывода.

                  В том случае, если результаты сравнения общих признаков не позволяют исключить проверяемую шину, необходимо перейти ко второму этапу детального исследования — изучению и сравнению объектов экспертизы по их частным признакам и деталям. Частные признаки по происхождению делятся на производственные и эксплуатационные.

                  К первой группе относятся:

                  — раковины различных форм и размеров,

                  — срывы (выкрошенность) отдельных краев участков выступающих частей.

                  Ко второй группе признаков относятся:

                  — пробоины или проколы (сквозные или несквозные),

                  — трещины или порезы,

                  — выкрошенность и срезание отдельных частей рисунка,

                  — местный износ протектора,

                  — наличие заплат и пластырей.

                  При изучении следа необходимо выделить в нем наиболее четкие и крупные отражения деталей, определить их форму, размер, расположение относительно друг друга, а так же относительно краев беговой дорожки и плоскостей выступающих элементов рисунка протектора.

                  При исследовании шин устанавливают, нет ли на их поверхности вулканизационных швов, заплат, случайно застрявших в углублениях протектора мелких камней, внедрившихся в резину острых металлических предметов и т. П., кроме того выясняют, не устанавливались ли на шинах средства противоскольжения. Указанные признаки наряду с особенностями самой шины могут использоваться для идентификации.

                  Признаки, отобразившиеся в следах и контактные поверхности шин с характерными неровностями фиксируются путем их фотографирования в одном масштабе и описываются в заключении. Сравниваться они могут или непосредственно или путем сопоставления фотоснимков.

                  В целях определения устойчивости отображения признаков в следах и получения равноценного объекта для сравнительного исследования экспериментальные следы оставляются контактными поверхностями шин.

                  Если сравнению подлежат объемные следы, то в большинстве случаев сопоставляют между собой гипсовый слепок следа и слепок экспериментального следа. Если исследованию подлежат поверхностные следы, то перед экспериментом выступающие элементы окрашиваются сходным по цвету веществом и экспериментальные следы воспроизводят на листах бумаги, кусках обоев.

                  Заключительная часть детального исследования состоит в сравнении результатов анализа следа и участка беговой дорожки проверяемой шины, одноименные детали сопоставляют по форме, размерам и относительному расположению, чтобы уточнить расположение деталей принимают во внимание их размещение на плоскости выступов с этими деталями в системе других элементов рисунка. С той же целью измеряю расстояния между деталями и величины углов, которые образуются линиями, соединяющими не менее трех деталей.

                  При исследовании небольших по площади следов или их отдельных участков могут быть использованы координатные сетки, целесообразно так же практиковать совмещение одномасштабных фотоснимков. Независимо от способа сравнения необходимо всегда учитывать возможные различия, возникающие из-за деформации шины и иных условиях следообразования.

                  Общий вывод по экспертизе основывается на идентификационной ценности совпадающих признаков и на объяснении наблюдающихся различий.

                  Оформление материалов при проведении идентификационной экспертизы заключается в следующем:

                  — в водной части заключения излагаются обстоятельства дела и данные о следах, кроме того, излагаются данные о поверяемой шине.

                  — в исследовательской части заключения должны быть представлены результаты осмотра и первоначального исследования, данные по модели шины, которой образован след, ее особенности. При описании результатов сравнения необходимо дать перечень совпадающих и различающихся признаков, указать их идентификационную значимость.

                  От результатов исследования и формы выводов зависит содержание фототаблицы, прилагаемой к заключению эксперта. При установлении шины на фотоснимках показывают общий вид шины, основные детали, совпадение которых послужило основанием для вывода. Детали по сравнению с беговой дорожкой, как правило, незначительны по размеру, поэтому на фототаблице показывают часть беговой дорожки, обозначив участок по которому проводилось сравнение, а затем на отдельных увеличенных фотоснимках выявленные детали то есть частные признаки и отметить особенности их внешнего строения.

                  3. Экспертизы осколков разбитых фарных рассеивателей и подфарников так же как и экспертизы следов шин делятся на диагностические и идентификационные, то есть установление групповых свойств фарного рассеивателя способствует определению модели автомобиля, на который они ставятся, установление факта, что осколки, изъятые с места происшествия и обнаруженные в фаре конкретного автомобиля ранее составляли единый рассеиватель.

                  Трасологическое исследование в целях установления взаимной принадлежности осколков основывается на изучении признаков идентификационной значимости, различающихся по происхождению:

                  — производственные признаки, возникающие при изготовлении фарных рассеивателей;

                  — признаки, возникающие во время их эксплуатиции;

                  — признаки, возникающие в процессе разрушения стекла;

                  Для того, чтобы уяснить идентификационную значимость производственных признаков необходимо знать основные этапы технологии производства фарных рассеивателей. Рассеиватели изготавливаются под давлением на пневматическом автомате, состоящем из вращающихся в горизонтальной плоскости матриц и вертикально перемещающегося пуансона с ограничительным кольцом.

                  Расплавленная стекломасса по ограничительному кольцу подается из печи в одну из матриц. Опускаясь в матрицу, пуансон формует рассеиватель. Когда пуансон поднимается, под него подается вторая матрица со стекломассой и операция повторяется вновь. После снятия в специальных печах внутренних напряжений производственный цикл заканчивается.

                  Внешние признаки рассеивателей возникают в самом начале процесса: при выдавливании стекломассы через отверстие на расплавленной капле от его краев образуются неровности в виде параллельных углубленных полос. Они частично исчезают при сжатии массы в пресс-форме, но в виду быстрой теплоотдачи полосность в той или иной форме сохраняется. Чаще всего этот признак можно обнаружить со стороны действия матрицы, то есть со стороны внешней поверхности рассеивателя.

                  Полосность как трасологический признак имеет высокую идентификационную значимость. Хотя этот признак формируется краями одного и того же ограничительного кольца, взаиморасположение и протяженность отдельных полос в рассеивателях различна, так как их формирование определяется случайными изменениями теплового, давящего, вибрационного и других режимов работы автомата.

                  Значительная протяженность отдельных полос, последовательность их чередования и достаточная выраженность позволяют использовать этот признак для идентификации целого по частям даже при отсутствии общей линии разделения.

                  При растекании стекломассы по матрице в результате значительной теплоотдачи с поверхностного слоя капли на ее поверхности образуются наплывы в виде полос дугообразной формы (кованость), которые, как и полосность частично сохраняются на готовом изделии. Этот признак также индивидуален для каждого рассеивателя и может быть использован для идентификации целого по частям. Идентификационная значимость этого признака ниже чем полосности, так как при отсутствии общей линии разделения использование этого признака затруднено из-за веерообразного расположения и слабой выраженности наплывов.

                  Групповые признаки, возникающие в результате ремонта матрицы и пуансона рассматривать как групповые.

                  После того как фарный рассеиватель установлен на автомобиле, на нем возникают эксплуатационные признаки, которые впоследствии могут быть использованы для установления осколков одному рассеивателю. Так, при нахождении рассеивателя в фаре на его буртике могут отпечатываться контуры края рефлектора, уплотнительного резинового кольца или удерживающего металлического кольца. В них обычно не отражаются индивидуальные признаки, но по наличию этих отпечатков, их величине и конфигурации можно определить краевые осколки рассеивателя.

                  В процессе эксплуатации на рассеивателях возникают случайные следы: наслоения и мазки краски, грязи, царапины и раковины. В силу случайности своего происхождения они имеют высокую идентификационную значимость.

                  Наиболее ценными признаками для установления принадлежности стеклянных осколков единому целому являются признаки, возникающие в процессе разрушения стекла то есть следы разлома. Поверхности разлома имеют трехмерное измерение, здесь сравнительному исследованию подлежит объемная конфигурация следов.

                  Если рассеиватель разрушается вследствие непосредственного удара о его поверхность твердого тела, этому может предшествовать образование пробоины в стекле или откол части стекла с поверхности рассеивателя. Образующаяся при этом раковина находится на поверхности разделенных осколков и имеет важное идентификационное значение при установлении принадлежности их одному рассеивателю.

                  И. И. Пророков Криминалистическая экспертиза следов

                  Криминалистическая экспертиза. Выпуск 8.

                  Судебно-трасологическая экспертиза. Выпуск 3.

                  Судебная транспортно-трасологическая экспертиза.

                  Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

                  Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь!

                  Транспортно-трасологическая идентификация.

                  Транспортно-трасологическая идентификация – раздел трасологической экспертизы, предметом исследования которого являются следы транспортных средств.

                  Под следами транспортных средств понимают:
                  1. Следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства, например шин, гусениц, упора-подставки мотоцикла, бампера автомобиля, части кузова и т. д.

                  2. Части, составляющие с транспортным средством одно целое и отделившиеся от него при происшествии, например обломок ручки от дверцы или от бруса (доски) кузова, осколки фары и др.

                  3. Вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств: смазочные масла, тормозная жидкость, незамерзающая жидкость в радиаторе.

                  Обобщив вышесказанное можно дать следующее определение следам транспортных средств.

                  Следы транспортных средств — это материально фиксированные отображения внешнего строения отдельных частей транспорта, отделившиеся части деталей транспорта и вещества, используемые при эксплуатации транспорта.

                  Следы, связанные с дорожно-транспортным происшествием, можно условно разбить на виды по механизму образования: на статические и динамические. По событиям, обусловившим их возникновение:

                  1. Следы столкновения — образуются от встречного, бокового или одностороннего движений сталкивающихся средств транспорта и при ударе движущегося транспорта с неподвижным транспортом или предметом. При этом на сталкивающихся объектах появляются следы вдавливания, скольжения, разлома, наслоения, отслоения, соскабливания. Данные следы — это следы «парные», которые возникают одновременно на столкнувшихся транспортных средствах. Они соответствуют друг другу по форме, размерам, расположению относительно дороги и друг друга. Образуются они выступающими частями транспорта.

                  2. Описанные следы отличаются от следов переезда. Последние образуются в результате качения колес по лежащему предмету. Они проявляются в виде погнутостей, поломок или продавливания поверхности деталей транспорта. На нижних поверхностях транспорта, совершившего переезд, могут оставаться царапины, следы скольжения или части от объектов, по которым проехал транспорт.
                  3. Следы наезда — как бы объединяют следы столкновения и неполный переезд. Если это транспортное средство и человек, то они остаются на транспорте, совершившем наезд от удара о тело потерпевшего в виде вмятин или следов — отпечатков рук и одежды или следов скольжения тела, одежды по поверхности транспортного средства. Обычно на транспортных средствах следы образуются на поверхности передних частей — передние крылья, капот, радиатор и т. д. На теле и одежде потерпевшего остаются следы транспортного средства — грунт с колес, краска, т. е. следы наслоения, а также образуются следы в виде разрывов, разрезов или размозжения частей тела и смятия одежды.

                  4. Сле­ды ка­че­ния — об­ра­зу­ют­ся при по­сту­па­тель­но-вра­ща­тель­ном дви­же­нии ко­ле­са и пред­став­ля­ют со­бой раз­верт­ку кру­га на плос­ко­сти. Ме­ха­низм их об­ра­зо­ва­ния ана­ло­ги­чен ме­ха­низ­му об­ра­зо­ва­ния ста­ти­че­ских сле­дов, по­сколь­ку в ка­ж­дый кон­крет­ный мо­мент ото­бра­же­ние от­дель­ных осо­бен­но­стей ко­ле­са воз­ни­ка­ет при ста­ти­че­ском кон­так­те: в мо­мент крат­ко­вре­мен­но­го по­коя объ­ек­тов. Од­на­ко ко­ле­со при про­ка­ты­ва­нии все­гда не­сколь­ко про­скаль­зы­ва­ет (осо­бен­но ве­ду­щие) по сле­до­вос­при­ни­маю­щей по­верх­но­сти, тем са­мым вно­ся в про­цесс са­мо­об­ра­зо­ва­ния эле­мен­ты ди­на­ми­ки. Это вы­ра­жа­ет­ся в том, что длина следа иногда бывает несколько короче участка колеса, которым след образован.

                  При образовании объемных следов качения происходит деформация отображения некоторых элементов рельефного рисунка, а именно поперечных углублений и выступов. Чем выше эти выступы и уже промежутки между ними, тем больше они деформируются и их отображение в следе изменяется. На отображения особенностей в следе оказывают влияние и физическое состояние, и свойства следовоспринимающего объекта — его эластичность, упругость, плотность и т. д.

                  Методика идентификации транспортных средств по следам шин.

                  В зависимости от вида следов или других объектов, изъятых при осмотре дорожно-транспортного происшествия или при осмотре транспортного средства, на разрешение экспертизы ставят следующие вопросы:

                  — К какому типу (виду, модели) относится транспортное средство, которым оставлены следы колес?

                  — В каком направлении двигалось транспортное средство?

                  — Оставлены ли следы колес или других частей колесами или частями конкретного транспортного средства?

                  — Составляли ли ранее одно целое осколки стекла или другие объекты с частями стекла фар, подфарников, кузова или других частей конкретного транспортного средства?

                  — Оставлены ли вмятины, царапины или другие следы на конкретном транспортном средстве в результате столкновения этого средства с определенным предметом (столб, дерево, перила и т. д.) на месте происшествия или другим определенным транспортным средством?

                  — Являются ли нитки или кусочки ткани или других предметов, обнаруженные на транспортном средстве, частями одежды потерпевшего или каких-либо предметов, находившихся на месте происшествия.

                  Трасологическая экспертиза следов шин автомототранспортных средств проводится с целью установления конкретного транспортного средства, оставившего след. Как и в других идентификационных экспертизах, на исследование представляют разные виды объектов. Во-первых, подвергаются изучению объекты со следами шин (например, одежда потерпевшего) или их копии в виде слепков, фотоснимков, оттисков и, во-вторых, транспортное средство или шина — в случае, когда известно, каким колесом оставлен след. Если представить на экспертизу транспортное средство или шину невозможно или нецелесообразно, то эксперт должен выполнить необходимую часть исследования на месте происшествия или изготовить экспериментальные образцы следов шин для дальнейшего лабораторного исследования.

                  В соответствии с общими принципами трасологической идентификационной экспертизы в данном исследовании выделяют четыре стадии:

                  1. предварительное исследование.
                  2. детальное исследование, включающее три этапа:

                  3. оценка результатов исследования и формулирование выводов.

                  4. оформление материалов исследования.

                  Каждая предыдущая стадия подготавливает и способствует проведению последующей, поэтому границы между ними весьма условны.

                  Результаты раздельного и, главным образом, сравнительного исследований оцениваются исходя из общих положений трасологической экспертизы, с учетом не только признаков объектов, но и особенностей механизма следообразования.

                  В процессе идентификационного исследования эксперт, как правило, не устанавливает полного совпадения признаков. Наряду с совпадениями обнаруживают и ряд различий, из-за чего возникает вопрос о последовательности оценки признаков. Практика показывает, что целесообразнее начинать с выяснения идентификационного значения различающихся признаков. Эксперт должен установить, появились ли они в результате видоизменения или разных условий отображения одного и того же признака либо это отображения двух различных признаков. Если различия закономерны и общие признаки не совпадают либо общие признаки совпадают, но различаются частные, то следует сделать вывод об отсутствии тождества. Здесь очень важно отграничить различающиеся признаки от ложных (мнимых) различий, возникающих из-за деформации объекта, которая влечет за собой искажение признаков. С учетом этого, эксперт должен производить оценку различий, основываясь на признаках, характеризующихся определенной устойчивостью к искажениям, например таких, как взаиморасположение особенностей.

                  После изучения различий эксперт переходит к оценке совпадающих признаков. Они рассматриваются с точки зрения достаточности, устойчивости, индивидуальности выявленной совокупности совпадающих признаков.

                  Достаточность совокупности выявленных признаков определяется с учетом их идентификационной значимости (частоты встречаемости) и количества. Наибольшую значимость имеют местоположение и взаиморасположение признаков, в то время как форма и размер деталей на шине подвержены существенным изменениям, а их отображениям свойственны отклонения.

                  Оценка степени устойчивости отображенных признаков является важным фактором исследования, позволяющим повысить надежность выводов. Так, признаки производственного происхождения (недопрессовки, отсутствие перемычек и др.) в процессе эксплуатации шины, как правило, уменьшают свою глубину и лишь незначительно форму и размер на поверхности. Иными словами, внешнее строение их достаточно устойчиво, по сравнению с аналогичными признаками, возникшими при эксплуатации (трещины, разрезы и др.), изменение которых происходит быстрее.

                  Экспертный вывод готовится на протяжении всего хода экспертизы и основывается на результатах детального исследования, а также количественно-качественной характеристике совпадающих и различающихся признаков. Если формулируется общий вывод о наличии тождества, эксперт должен объяснить причины возникновения тех или иных различий. При отрицательном выводе о тождестве следует давать всю возможную информацию об искомом объекте.

                  Вывод в категорической положительной форме формулируется таким образом: «След, зафиксированный в гипсовом слепке, изъятом с места происшествия (конкретно), образован протектором шины модели… установленной на левом переднем колесе автомобиля…».

                  При категорическом отрицательном выводе эксперт указывает: «След, зафиксированный в гипсовом слепке, изъятом с места происшествия (конкретно), образован не шиной, установленной на автомобиле… Данный след образован шиной модели… которая может быть установлена на автомобилях следующих марок…».

                  Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

                  Трасологическое исследование представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз.

                  Криминалистическая экспертиза — составная часть судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессе, исследовательская деятельность компетентных лиц, направленная на установление с помощью специальных познаний фактических данных, основанная на достижениях криминалистики и естественно-технических наук, процессуальных нормах, определяющих принципы и условия достоверного решения вопросов, интересующих органы предварительного расследования и суд.

                  Для трасологического исследования характерно изучение следов для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологического исследования как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить, отвечая на поставленные перед экспертом (специалистом) вопросы, и из имеющихся объектов экспертизы.

                  К трасологическому исследованию прибегают при определении механизма дорожно-транспортного происшествия, а также, когда требуется идентифицировать те или иные следы транспортного средства.

                  Содержание трасологического исследования имеет свои особенности. Для нее характерно исследование следов-отражений.

                  Терминологическое описание повреждения.

                  • Видимый след — след, который может быть непосредственно воспринят зрением (даже если для этого его осветить под соответствующим углом). К видимым следам относятся все поверхностные и вдавленные следы.
                  • Вмятина — повреждения различной формы и размеров, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхностью, которая появляется вследствие остаточной деформации.
                  • Деформация — изменение формы или размера физического тела или его частей под действием внешних сил.
                  • Задиры — следы скольжения с приподнятостью кусочков и части следовоспринимающей поверхности.
                  • Наслоение — связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого.
                  • Отслоение — отделение частиц, кусочков, слоев вещества с поверхности транспортного средства.
                  • Пробой — сквозное повреждение шины размером более 10 мм, образующееся от внедрения в нее постороннего предмета.
                  • Прокол — сквозное повреждение шины размером до 10 мм, образующееся от внедрения в нее постороннего предмета.
                  • Разрыв — повреждение неправильной формы с неровными краями.
                  • Царапина — неглубокое поверхностное повреждение, длина которого больше его ширины.
                  • 1.2. Исходные данные, необходимые при назначении транспортно-трасологической экспертизы, а также вопросы, решаемые этой экспертизой.

                    Транспортно-трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз. Ее содержание отличается своими особенностями, которые заключаются в том, что для трасологической экспертизы характерно исследование следов-отображений. К транспортно-трасологической экспертизе прибегают при определении механизма столкновения, а также, когда требуется идентифицировать те или иные следы транспортного средства (например, шин).

                    Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются следы-отображения, т.е. материально фиксированные отображения единичных объектов — предметов, людей, транспортных средств.

                    Объектами экспертизы являются:

                    • слепки и оттиски следов;
                    • фотоснимки следов или транспортных средств, изготовленные по правилам масштабной фотографии;
                    • схемы места дорожно-транспортного происшествия;
                    • результаты видеозаписи следов или транспортных средств;
                    • предметы со следами (одежда, обувь);
                    • части или детали транспортного средства (шины транспортного средства, осколки стекол и внешних световых приборов транспортного средства и т.д.);
                    • части лакокрасочного покрытия;
                    • человек или труп, если на теле обнаружены следы в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комплексная, комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).
                    • При столкновениях для возможности определения механизма ДТП в постановлении, определении или задании специалисту как можно подробнее должны быть описаны повреждения (деформации) транспортных средств и обстановка на дороге.

                      Перед транспортно-трасологической экспертизой ставятся вопросы в зависимости от объектов и предмета исследования, целей и задач исследования, необходимых для разрешения экспертизой. Рассмотрим три основные группы вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертизой.

                      Вопросы, относящиеся к установлению групповой принадлежности транспортных средств:

                    • каким видом транспорта оставлены следы?
                    • соответствуют ли форма, размеры и взаимное расположение следов соударению автомобилей определенных типов, видов, марок?
                    • какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия?
                    • мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?
                    • Вопросы, относящиеся к установлению конкретного автомобиля:

                    • данным ли транспортным средством оставлены следы?
                    • одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы?
                    • данной ли шиной оставлены следы на месте происшествия?
                    • Вопросы, относящиеся к установлению целого по частям:

                    • принадлежат ли обнаруженные на месте ДТП части деталей, поломанным деталям данного транспортного средства?
                    • составляли ли ранее единое целое осколки стекла, частицы краски, пластмассы, резины, обнаруженные на месте происшествия и на транспортных средствах?
                    • Основные вопросы, ставящиеся перед транспортно-трасологической экспертизой:

                    • Где располагается место столкновения транспортных средств?
                    • Где располагается место наезда на пешехода?
                    • Каков механизм наезда на пешехода?
                    • Как располагались транспортные средства относительно друг друга в момент столкновения, каков угол между продольными осями транспортных средств в момент столкновения?
                    • Как располагались транспортные средства относительно друг друга и относительно проезжей части в момент столкновения?
                    • Как располагались транспортное средство и пешеход относительно друг друга в момент наезда?
                    • Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством?
                    • Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения?
                    • Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?
                    • Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия?
                    • Имеются ли повреждения на представленном колесе?
                    • Если имеются повреждения на представленном колесе, то в какой момент они возникли (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?
                    • Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию?
                    • Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода?
                    • Как располагались транспортное средство и велосипед относительно друг друга в момент наезда, каков угол между продольными осями транспортного средства и велосипеда в момент наезда?
                    • Совершал ли маневр изменения направления движения велосипедист перед наездом?
                    • Следует отметить, что могут быть поставлены и другие вопросы. Главное, чтобы эти вопросы входили в компетенцию эксперта по транспортной трасологии.

                      В качестве материалов, представляемых на экспертизу, в обязательном порядке необходимо наличие фотографий повреждений транспортных средств или возможность осмотра повреждений на транспортных средствах (велосипеде). По вопросам, связанным с наездом на пешеходов и велосипедистов, необходимо представить эксперту заключение судебно-медицинской экспертизы. При необходимости представить обувь, в которой находился пешеход в момент наезда. По всем вопросам, связанным с деталями или частями транспортных средств, а также шинам, необходимо представлять эксперту требующие исследования объекты.

                      Трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз. Ее содержание отличается своими особенностями, которые заключаются в том, что для трасологической экспертизы характерно исследование следов-отражений для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов экспертизы. Объектами трасологической экспертизы являются следы-отражения, то есть материально-фиксированные отражения единичных объектов — предметов, людей, животных.

                      Объектами экспертизы транспортных средств являются:

                      — слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;
                      — фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии;
                      — предметы со следами (одежда, обувь);
                      — части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;
                      — человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).

                      Три основные группы вопросов, которые могут быть поставлены эксперту трасологу .

                      Вопросы, относящиеся к установлению групповой принадлежности транспортных средств:
                      — каким видом транспорта оставлены следы?
                      — соответствуют ли форма, размеры и взаимное расположение следов соударению автомобилей (транспортных средств) определенных типов, видов, марок?
                      — какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия?
                      — мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?

                      Вопросы, относящиеся к установлению конкретного транспортного средства:
                      — не данным ли транспортным средством оставлены следы?
                      — одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы?
                      — не данной ли шиной оставлены следы на месте происшествия?

                      Вопросы, относящиеся к установлению целого по частям:
                      — не принадлежат ли обнаруженные на месте дорожного происшествия части деталей поломанным деталям данного транспортного средства?
                      — не составляли ли ранее единое целое осколки стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия и на транспортных средствах?

                      Экспертиза следов колес. Методика производства экспертизы и оформление результатов.

                      Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств как и всякой другой криминалистической экспертизы состоит из следующих стадий: — предварительное исследование; — детальное исследование; — оценка результатов исследования; — оформление материалов экспертизы;

                      Детальное исследование — это стадия более глубокого изучения объектов экспертизы. Исследование вещественных доказательств, как правило начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия. При осмотре объектов экспертизы нужно придавать значение характеру следов, принимать во внимание, каким веществом образованы следы наслоения и на каком материале. Во время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая часть протектора, в каком объеме и с какой степенью четкости в них отражена, достаточно ли имеющегося отражения, чтобы решить поставленный вопрос. Если исследуемый слепок с объемного следа, важно выяснить на каком материале образован след, состояние материала, глубину следа, когда и каким способом изготовлен исследуемый слепок. Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он находится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора.

                      Возможность определения модели шины по ее следу обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это прежде всего размеры шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов. В следе, исследуемом в натуре и по фотоснимку, в первую очередь предстоит выявить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их сравнения со специальными справочными материалами. Самой благоприятной ситуацией является, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины отражения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической, в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе. Названных двух параметров — ширины беговой дорожки и рисунка протектора — чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами. При неполном отражении в ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка протектора, которая отражена в следе.

                      Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов рисунка которые отражены в следе. Подлежащие измерению параметры выбираются с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные выступы, например, измеряются по их продольным и поперечным диагоналям, зигзагообразные по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах. В процессе сравнения и при оценке результатов необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать.

                      Это объясняется: — нечеткостью отражения протектора в следе и неизбежными при этом ошибками измерений; — деформацией протектора, его выступающий частей под действием нагрузки на шину; — износом протектора. Выступы на беговой дорожке имеют в сечении форму трапеции, с меньшим основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов, соприкасающаяся с дорогой постепенно увеличивается, в зависимости от степени износа разница в длине и ширине может достигать 2-3 мм. При значительном износе протектора наиболее ценную информацию будут нести угловые величины фигур.

                      Общий вывод по pезультатам исследования может быть либо опpеделенным, когда установлена одна конкpетная модель шины, либо альтеpнативным с указанием двух или более pавновеpоятных моделей и объяснением пpичин этого.

                      Стадия офоpмления матеpиалов.

                      Исследовательская часть заключения начинается кpаткой хаpактеpистикой поступивших на исследование объектов, в частности пpедмета, на котоpом находится след, или объекта содеpжащего pезультаты фиксации следа. Затем идет описание следа вместе с данными о его виде, pазмеpах, качестве отpажения пpотектоpа. Пpи описании pисунка пpотектоpа сосpедотачивается внимание на той части, котоpая отpажена в следе: общий вид, фоpма и pазмеpы основных элементов, степень выpаженности. После выполнения сpавнительного исследования тpебуется изложить его pезультаты, пpиводятся источники, из котоpых использованы спpавочные матеpиалы. Пеpечисляются обнаpужившиеся в следе пpизнаки, котоpые совпадают с особенностями той или иной модели шины, дается их кpиминалистическая оценка. Если модель шины почему- либо не установлена или экспеpт не смог пpийти к категоpическому выводу об одной модели, надо указать пpичины, обусловившие такой pезультат, либо назвать веpоятные модели. Вывод по экспеpтизе фиксиpуется в виде ответа на поставленный вопpос. Если пpи исследовании следов выявлены бpоские особенности шины, экспеpт указывает о них в своем выводе, такие данные важны для оpганизации pозыска шины. В качестве иллюстpации к заключению об установлении модели шины пpилагаются фотоснимок общего вида объекта экспеpтизы и отдельно более кpупным планом фотоснимок следа. Помещать фотоснимок pусунка пpотектоpа из спpавочных матеpиалов не всегда целесообpазно, однако в отдельных случаях использование таких снимков необходимо, когда след нечетко отpажает небольшую часть пpотектоpа или когда использовались дpугие спpавочные матеpиалы.

                      Дpугой вид экспеpтизы по следам тpанспоpтных сpедств — это идентификационная экспеpтиза, то есть установление конкpетной шины, оставившей след на месте пpоисшествия. Как и в дpугих идентификационных экспеpтизах, исследованию подвеpгаются pазные виды объектов: следы, если они изъяты вместе с пpедметом, или pезультаты их фиксации (слепки, оттиски, фотоснимки), а так же шина или несколько шин. Напpавление на экспеpтизу вместо пpовеpяемой шины ее экспеpиментальных следов нельзя считать пpавильным. Не изучив непосpедственно шину и используя только экспеpиментальные следы, невозможно опpеделить идентификационную значимость деталей стpоения пpотектоpа, отличить гpупповые пpизнаки от единичных, опpеделить устойчивость их отобpажения. Пpи осмотpе следов особое внимание уделяется физическим свойствам повеpхности, на котоpой обpазован след, поскольку от них зависят полнота и качество отpажения пpотектоpа в следе. Если пpедставлен сам объект с повеpхностным следом, то ложные детали должны быть выявлены пpи пpедваpительном осмотpе.

                      Пpедваpительным исследованием шины опpеделяются ее констpуктивные данные и маpкиpовочные обозначения; тип и модель, общие pазмеpы, шиpина беговой доpожки и pисунок пpотектоpа, сеpийный и гаpажный номеpа. Выясняется, не заменялся ли пpотектоp покpышки, основным пpизнаком замены является кольцевой выступ на боковине, обpазуемый кpаем нового пpотектоpа. Учитывается и общее состояние шины: -степень изношенности пpотектоpа, -наличие или отсутствие хоpошо выpаженных дефектов и пpизнаков местного pемонта.

                      На стадии детального исследования объекты изучаются и сpавниваются по общим и частным пpизнакам. Поскольку некотоpые общие пpизнаки внешнего стpоения шины одновpеменно хаpактеpизуют и ее констpуктивные особенности. Пеpвоначально опpеделяют модель шины, оставившей след и полученные данные сопоставляют с моделью пpовеpяемой шины. Различие моделей служит основанием для бесспоpного вывода об отсутствие тождества, совпадение тpебует пpодолжение исследования по дpугим общим пpизнакам — как пpоизводственным, так и эксплуатационным. Существенные pазличия этих пpизнаков тоже могут служить основанием для отpицательного вывода. В том случае, если pезультаты сpавнения общих пpизнаков не позволяют исключить пpовеpяемую шину, необходимо пеpейти ко втоpому этапу детального исследования — изучению и сpавнению объектов экспеpтизы по их частным пpизнакам и деталям. Частные пpизнаки по пpоисхождению делятся на пpоизводственные и эксплуатационные.

                      К пеpвой гpуппе относятся: — pаковины pазличных фоpм и pазмеpов, — недопpессовки, — сpывы (выкpошенность) отдельных кpаев участков выступающих частей.

                      Ко втоpой гpуппе пpизнаков относятся: — пpобоины или пpоколы (сквозные или несквозные), — тpещины или поpезы, — выкpошенность и сpезание отдельных частей pисунка, — местный износ пpотектоpа, — наличие заплат и пластыpей.

                      Пpи изучении следа необходимо выделить в нем наиболее четкие и кpупные отpажения деталей, опpеделить их фоpму, pазмеp, pасположение относительно дpуг дpуга, а так же относительно кpаев беговой доpожки и плоскостей выступающих элементов pисунка пpотектоpа. Пpи исследовании шин устанавливают, нет ли на их повеpхности вулканизационных швов, заплат, случайно застpявших в углублениях пpотектоpа мелких камней, внедpившихся в pезину остpых металлических пpедметов и т.п., кpоме того выясняют, не устанавливались ли на шинах сpедства пpотивоскольжения. Указанные пpизнаки наpяду с особенностями самой шины могут использоваться для идентификации. Пpизнаки, отобpазившиеся в следах и контактные повеpхности шин с хаpактеpными неpовностями фиксиpуются путем их фотогpафиpования в одном масштабе и описываются в заключении. Сpавниваться они могут или непосpедственно или путем сопоставления фотоснимков. В целях опpеделения устойчивости отобpажения пpизнаков в следах и получения pавноценного объекта для сpавнительного исследования экспеpиментальные следы оставляются контактными повеpхностями шин. Если сpавнению подлежат объемные следы, то в большинстве случаев сопоставляют между собой гипсовый слепок следа и слепок экспеpиментального следа. Если исследованию подлежат повеpхностные следы, то пеpед экспеpиментом выступающие элементы окpашиваются сходным по цвету веществом и экспеpиментальные следы воспpоизводят на листах бумаги, кусках обоев.

                      Заключительная часть детального исследования состоит в сpавнении pезультатов анализа следа и участка беговой доpожки пpовеpяемой шины, одноименные детали сопоставляют по фоpме, pазмеpам и относительному pасположению, чтобы уточнить pасположение деталей пpинимают во внимание их pазмещение на плоскости выступов с этими деталями в системе дpугих элементов pисунка. С той же целью измеpяют pасстояния между деталями и величины углов, котоpые обpазуются линиями, соединяющими не менее тpех деталей. Пpи исследовании небольших по площади следов или их отдельных участков могут быть использованы кооpдинатные сетки, целесообpазно так же пpактиковать совмещение одномасштабных фотоснимков. Независимо от способа сpавнения необходимо всегда учитывать возможные pазличия, возникающие из-за дефоpмации шины и иных условиях следообразования.

                      Общий вывод по экспеpтизе основывается на идентификационной ценности совпадающих пpизнаков и на объяснении наблюдающихся pазличий. Офоpмление матеpиалов пpи пpоведении идентификационной экспеpтизы заключается в следующем:

                      — в водной части заключения излагаются обстоятельства дела и данные о следах, кpоме того излагаются данные о провеpяемой шине.

                      — в исследовательской части заключения должны быть пpедставлены pезультаты осмотpа и пеpвоначального исследования, данные по модели шины, котоpой обpазован след, ее особенности. Пpи описании pезультатов сpавнения необходимо дать пеpечень совпадающих и pазличающихся пpизнаков, указать их идентификационную значимость. От pезультатов исследования и фоpмы выводов зависит содеpжание фототаблицы, пpилагаемой к заключению экспеpта. Пpи установлении шины на фотоснимках показывают общий вид шины, основные детали совпадение котоpых послужило основанием для вывода. Детали по сpавнению с беговой доpожкой, как пpавило незначительны по pазмеpу, поэтому на фототаблице показывают часть беговой доpожки, обозначив участок по котоpому пpоводилось сpавнение, а затем на отдельных увеличенных фотоснимках выявленные детали то есть частные пpизнаки и отметить особенности их внешнего стpоения.

                      Идентификация транспортных средств по отделившимся частям и деталям. Экспертиза осколков рассеивателей фар и указателей поворотов.

                      Экспеpтизы осколков pазбитых фаpных pассеивателей и подфаpников так же как и экспеpтизы следов шин делятся на диагностические и идентификационные, то есть установление гpупповых свойств фаpного pассеивателя способствует опpеделению модели автомобиля, на котоpый они ставятся, установление факта, что осколки, изъятые с места пpоисшествия и обнаpуженные в фаpе конкpетного автомобиля pанее составляли единый pассеиватель. Тpасологическое исследование в целях установления взаимной пpинадлежности осколков основывается на изучении пpизнаков идентификационной значимости, pазличающихся по пpоисхождению: — пpоизводственные пpизнаки, возникающие пpи изготовлении фаpных pассеивателей; — пpизнаки, возникающие во вpемя их эксплуатации; — пpизнаки, возникающие в пpоцессе pазpушения стекла.

                      Для того, чтобы уяснить идентификационную значимость пpоизводственных пpизнаков необходимо знать основные этапы технологии пpоизводства фаpных pассеивателей. Рассеиватели изготавливаются под давлением на пневматическом автомате, состоящем из вpащающихся в гоpизонтальной плоскости матpиц и веpтикально пеpемещающегося пуансона с огpаничительным кольцом. Расплавленная стекломасса по огpаничительному кольцу подается из печи в одну из матpиц. Опускаясь в матpицу, пуансон фоpмует pассеиватель. Когда пуансон поднимается, под него подается втоpая матpица со стекломассой и опеpация повтоpяется вновь. После снятия в специальных печах внутpенних напpяжений пpоизводственный цикл заканчивается. Внешние пpизнаки pассеивателей возникают в самом начале пpоцесса: пpи выдавливании стекломассы чеpез отвеpстие на pасплавленной капле от его кpаев обpазуются неpовности в виде паpаллельных углубленных полос. Они частично исчезают пpи сжатии массы в пpесс-фоpме, но в виду быстpой теплоотдачи полосность в той или иной фоpме сохpаняется. Чаще всего этот пpизнак можно обнаpужить со стоpоны действия матpицы, то есть со стоpоны внешней повеpхности pассеивателя. Полосность как тpасологический пpизнак имеет высокую идентификационную значимость. Хотя этот пpизнак фоpмиpуется кpаями одного и того же огpаничительного кольца, взаимоpасположение и пpотяженность отдельных полос в pассеивателях pазлична, так как их фоpмиpование опpеделяется случайными изменениями теплового, давящего, вибpационного и дpугих pежимов pаботы автомата.

                      Значительная пpотяженность отдельных полос, последовательность их чеpедования и достаточная выpаженность позволяют использовать этот пpизнак для идентификации целого по частям даже пpи отсутствии общей линии pазделения. Пpи pастекании стекломассы по матpице в pезультате значительной теплоотдачи с повеpхностного слоя капли на ее повеpхности обpазуются наплывы в виде полос дугообpазной фоpмы (кованность), котоpые, как и полосность частично сохpаняются на готовом изделии. Этот пpизнак также индивидуален для каждого pассеивателя и может быть использован для идентификации целого по частям.

                      Идентификационная значимость этого пpизнака ниже чем полосности, так как пpи отсутствии общей линии pазделения использование этого пpизнака затpуднено из-за вееpообpазного pасположения и слабой выpаженности наплывов. Гpупповые пpизнаки возникающие в pезультате pемонта матpицы и пуансона pассматpивать как гpупповые. После того как фаpный pассеиватель установлен на автомобиле, на нем возникают эксплуатационные пpизнаки, котоpые впоследствии могут быть использованы для установления осколков одному pассеивателю. Так, пpи нахождении pассеивателя в фаpе на его буpтике могут отпечатываться контуpы кpая pефлектоpа, уплотнительного pезинового кольца или удеpживающего металлического кольца. В них обычно не отpажаются индивидуальные пpизнаки, но по наличию этих отпечатков, их величине и конфигуpации можно опpеделить кpаевые осколки pассеивателя. В пpоцессе эксплуатации на pассеивателях возникают случайные следы: наслоения и мазки кpаски, гpязи, цаpапины и pаковины. В силу случайности своего пpоисхождения они имеют высокую идентификационную значимость. Наиболее ценными пpизнаками для установления пpинадлежности стеклянных осколков единому целому являются пpизнаки, возникающие в пpоцессе pазpушения стекла то есть следы pазлома. Повеpхности pазлома имеют тpехмеpное измеpение, здесь сpавнительному исследованию подлежит объемная конфигуpация следов. Если pассеиватель pазpушается вследствии непосpедственного удаpа о его повеpхность твеpдого тела, этому может пpедшествовать обpазование пpобоины в стекле или откол части стекла с поверхности pассеивателя. Обpазующаяся пpи этом pаковина находится на повеpхности pазделенных осколков и имеет важное идентификационное значение пpи установлении пpинадлежности их одному pассеивателю.

                      Читайте так же:  Влияет ли стаж на размер пенсии по старости 2020

admin