Ветви власти в россии и их полномочия

Взаимодействие властей

Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Конституция России

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.

Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.

Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.

Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со­
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уго ловное, гражданское , административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают эконо­мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот­стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров­ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот. который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни­кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

Читайте так же:  Коллегия военных адвокатов форум

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от­рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече­ния успешности начатого дела?


Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить :

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо­рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра­
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

Полномочия государственных властей

Современное демократическое государство функционирует на основе принципа разделения властей. В своем классическом варианте этот принцип был сформулирован в XVIII в. французским ученым Шарлем Монтескье как разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Сегодня к этим трем властям добавля­ют также власть главы государства.

Глава государства в современном мире представлен либо монархом, либо прези­дентом (в зависимости от формы государственного правления). Его основные функции:

1. Глава государства представляет страну на внутренних и международных цере­мониях, вручает государственные награды, принимает верительные грамоты послов. Другими словами, он олицетворяет собой народ, страну, т.е. выполняет представительские функции.

2. Глава государства имеет право законодательной инициативы (т.е. внесения от своего имени на рассмотрение высшего законодательного органа власти проекта закона), имеет право промульгации (обнародова­ния) закона, а в некоторых случаях – право вето на решения парламента.

3. Глава государства имеет право созыва внеочередных сессий высшего законодательного органа власти, а в ряде стран и право его роспуска.

4. Глава государства является верховным главнокомандующим.

5. Глава государства решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища, имеет право помилования.

6. Глава государства имеет право единоличного введения чрезвычайного положения, объявления со­стояния войны в случае вооруженного нападения.

Законодательная власть представлена парламентом. В каждой стране он имеет свое название, в зависимости от исторических и культурных традиций страны (сейм в Польше, Великий народный хурал в Монголии, конгресс в США, Федеральное собрание в Российской Федерации и т.д.).

К основным полномочиям законодательной власти относятся следующие:

  • Принятие, изменение и отмена законов.
  • Утверждение бюджета.
  • Определение налоговой политики.
  • Формирование и упразднение государственных органов.
  • Контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
  • Исполнительная власть представлена правительством. Правительство состоит из руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств. Она выполняет две основные функции:

    1. Руководство деятельностью государственных органов в центре и на местах с целью реализации объявленной (законодательным органом или главой государства) внутренней и внешней политики.

    2. Распорядительную. Это право исполнительной власти издавать приказы, поста­новления, инструкции и другие так называемые подзаконные акты в целях реа­лизации принятых законов. Предоставление исполнительной власти такого права обусловлено тем, что закон, как правило, не имеет прямого действия, т.е. не может быть непосредственно применен на практике, т.к. не содержит внутри себя механизма своей реализации. Необходимо прописать, из каких источников закон будет финансироваться, определить исполнителей этого закона, условия его реализации. Все это делается специальными актами соответствующих министерств и ведомств, а иногда требует принятия дополнительных законодательных решений. Именно в силу важности данной функции исполнительную власть называют часто реальной властью.

    Судебная власть осуществляет правосудие. Она выполняет две основные функции:

    1. Определяет соответствие поведения людей действующим законам.

    2. Принимает меры по пресечению незаконной деятельности.
    В структуру судебной власти входят:

    — Конституционный суд РФ;

    — Верховный (федеральный) суд РФ;

    — Высший арбитражный суд;

    — суды краев, областей, республик в составе РФ;

    Большое значение для понимания устройства нашего государства имеет разделение властей, о котором говорится в ст. 10 Конституции РФ.

    Конституция Российской Федерации

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    Это означает, что государственные органы разделены на три группы, которые называют “ветвями власти”, а именно законодательную, исполнительную и судебную.

    Они имеют разные задачи и разные полномочия, т.е. между ними имеется разделение прав и обязанностей. Кроме того, один и тот же человек не может работать в органах, которые относятся к разным ветвям власти, и, например, депутат Государственной Думы РФ, не может одновременно быть федеральным министром. Поэтому, кроме разделения полномочий, существует и разделение людей, принадлежащих к разным ветвям власти.

    Как следует из их названия, органы законодательной власти занимаются принятием законов. Общероссийским органом законодательной власти является Федеральное Собрание РФ, которое состоит из двух палат: Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.

    Органы исполнительной власти занимаются исполнением законов. Они могут избираться, как, например, главы субъектов федерации или назначаться, как федеральные министры. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. В то же время у Президента имеется так много полномочий по управлению текущей жизнью страны, что фактически можно считать, что он руководит исполнительной властью

    Органы судебной власти занимаются контролем за соблюдением Конституции и законов законодательной и исполнительной властью. Высшими судебными органами России являются Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ. Два последних суда возглавляют систему судов общей юрисдикции и арбитражные суды, а Конституционный суд РФ не имеет нижестоящих органов и работает в гордом одиночестве.

    Субъекты федерации могут создавать свои конституционные или уставные (в субъектах федерации, где вместо конституций действуют уставы) суды, которые самостоятельны и никак не связаны с Конституционным судом РФ.

    Чтобы заказать услугу или получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону (495) 229-67-08, skype: jurpom или напишите нам.

    Следующие материалы:

    • Разделение властей было “открыто” англичанином Локком и французским философом Монтескье в XVII-XVIII веках. Они говорили о том, что власть всегда поро …

    «>Для чего нужно разделение властей?
    Государственные органы разделяются не только по ветвям власти, но и по уровню, на котором они находятся, т.е. они делятся на федеральные (общероссийск …

    Таблица «Полномочия органов государственной власти»

    Таблица, где перечислены полномочия органов государственной власти в соответствии с Конституцией РФ. Очень полезна для обучающихся, сдающих ЕГЭ и ОГЭ

    Просмотр содержимого документа
    «Таблица «Полномочия органов государственной власти»»

    Президент (не относится ни к одной ветви власти)

    Правительство РФ (исполнительная власть)

    Федеральное собрание (Парламент РФ – законодательная власть)

    Суды (судебная власть)

    Совет Федерации (верхняя палата)

    — издание указов и распоряжений

    — подписание федеральных законов

    — предоставление гражданства и политического убежища

    государственными наградами, присвоение почетных званий

    — назначение и освобождение от должности полномочных представителей в федеральных округах, глав субъектов

    — назначение выборов в Государственную Думу

    — ежегодное послание к Федеральному собранию

    — роспуск Государственной Думы

    — назначение с согласия Госдумы – Председателя Правительства РФ; назначение и освобождение заместителей и министров

    -выдвижение кандидатур судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов

    — назначение судей федеральных судов

    — утверждение военной доктрины

    — назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил

    — введение военного и чрезвычайного положения

    — ведение переговоров и подписание международных договоров

    — назначение и отзыв послов и дипломатических представителей

    — разработка и предоставление в Госдуму бюджета

    — обеспечение проведения единой государственной политики

    — управление федеральной собственностью

    — меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, собственности, борьбе с преступностью

    — меры обеспечения обороны и государственной безопасности

    — утверждение изменения границ между субъектами

    — утверждение Указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения

    — использование Вооруженных сил РФ за пределами

    — назначение выборов Президента РФ

    — отрешение Президента от должности

    — назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов

    — назначение и освобождение Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты

    — ратификация и денонсация международных договоров

    — ежегодное утверждение федерального бюджета, налогов и сборов

    Читайте так же:  Заявление в суд на заемщика

    — согласие Президенту на назначение Председателя Правительства

    — решение вопроса о доверии Правительству

    — назначение и освобождение Председателя Центробанка, председателя Счетной Палаты, уполномоченного по правам человека

    — выдвижение обвинения против Президента для отрешения

    — внешнеполитические вопросы в связи с обращением Президента, Правительства, по инициативе палаты, по собственной инициативе

    является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики

    1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

    а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

    б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации

    2. разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной власти;

    б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

    3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

    Полномочия органов государственной власти

    Основные ветви власти

    Функционирование государственных органов производится на основе принципа разделения властей. Данное понятие в своем классическом виде было сформулирован еще XVI веке ученым из Франции Шарлом Монтескье, который разделил все ветви власти на законодательную, исполнительную и судебную. В таком виде система разделения властей существует и по сей день.

    Некоторые авторы в данную систему добавляют также главу государства в силу его особых, специфических полномочий. Такое положение связано с тем, что глава государства выполняет комплекс полномочий из различных сфер, в том числе и затрагивающих различные ветви власти, Кроме того, президент во многих странах осуществляет руководство государственными органами в системе разделения властей, в том числе и высшими.

    Таким образом, ветви власти разделяется на:

    Полномочия ветвей власти

    Законодательная власть реализует законотворческую функцию, а именно создают норма права, которые регулируют отношения в различных сферах в конкретном государстве. Кроме того, законодательный орган непосредственно участвует в утверждении бюджета, определяет налоговую политику государства, формулирует и упраздняет ряд государственных органов, осуществляющих контроль за исполнительной властью и представленными ей органами.

    Исполнительная власть представлена исполнительными органами. Центральное место здесь занимает правительство, которое представлено руководителями министерства, государственными комитетами и ведомствами. Функции исполнительных органов власти заключаются в следующем:

  • осуществление руководства деятельностью исполнительными органами власти с учетом иерархии, а также реализация обозначенной политики, как внутренней, так и внешней.
  • осуществление распорядительных функций, а именно органы исполнительной власти имеют право на издание ряда нормативных актов, именуемых подзаконными, в целях реализации принятого закона, существование таких актов необходимо в тех случаях, когда нормы, принятые действующим законодательством, не содержат механизмов их реализации, в таком случае подзаконные нормативные акты могут создать данный механизм, а также условия реализации правовых норм, все это приводит в действие существующие правовые нормы, заставляя их функционировать надлежащим образом.
  • Функции, которые реализует исполнитель власть, является важными, в силу чего данную ветви власти также иногда называют реальной.

    Судебная власть. Ее функция заключается в осуществлении правосудия, что реализуется определением соответствия поведения людей нормам действующих законов, а также принятием мер по пресечению незаконной деятельности лиц. Полномочия суда реализуются на основании норм действующего законодательства, который регулирует функции суда и его компетенцию. В частности, сюда относится Конституция РФ, общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры, внутреннее законодательство, в частности комплекс федеральных законов, которые регламентирует статус суда, функции судей, систему органов судебной власти.

    Особенно в данной ветви власти необходимо выделить Конституционный суд РФ, основная задача которого – недопустимость нарушения норм Конституции РФ. Данный суд имеет право на толкование норм Конституции, что приобретает официальное значение. Любой гражданин на территории Российской Федерации имеет право обратиться в Конституционный суд РФ, если какой-либо закон будет нарушать его конституционное право.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Ветви власти в россии и их полномочия

    § 16. Законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации

    Разделение властей. Сосредоточение власти в руках одного человека или узкого круга лиц — представителей одной, чаще всего исполнительной, ветви власти, — как правило, ведёт к тирании. Поэтому в демократических государствах возобладал принцип разделения властей, суть которого в том, что три ветви власти — законодательная (представительная), исполнительная и судебная — должны быть самостоятельны, независимы одна от другой, не подчиняться друг другу, не пытаться «подмять» под себя «власть-соперницу». Противоречия между основными ветвями власти неизбежны, но они должны разрешаться цивилизованным путём, на правовой, конституционной основе, не приводить к конфликтам, общественно-политическим взрывам. Принцип разделения властей закреплён в ст. 10 Конституции РФ.

    Законодательная власть. Российская Федерация — государство с республиканской формой правления. Это означает, что высшим законодательным (представительным) органом государственной власти является собрание, в европейской политической традиции именуемое парламентом.

    Многовековая история развития и совершенствования парламентского правления обусловила такое политико-правовое явление, как парламентаризм. Парламентаризм — система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, отличающаяся разделением законодательных и исполнительных функций при ведущем положении парламента. При парламентаризме правительство образуется и контролируется парламентом. Парламентаризм означает высшую степень независимости парламента от правительства.

    Парламент (фр . parler — говорить) — общенациональное представительное учреждение, которое осуществляет законодательные функции. Современные парламенты — наследники сословно-представительных учреждений, возникших в XII—XIV вв.

    В России парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации от каждого субъекта Российской Федерации делегируются по два представителя. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (кроме лиц, специально оговоренных в законе). Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

    Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления и т. п.

    Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Для контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату.

    Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя и его заместителей.

    Конституция чётко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Так, к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами её территории; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и др.

    К ведению Государственной Думы РФ относятся: принятие законов, дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.

    Конституция устанавливает основания роспуска Государственной Думы: она может быть распущена после трёхкратного отклонения ею кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, представленных Президентом Российской Федерации, в случае повторного (в течение 3 месяцев) выражения недоверия Правительству Российской Федерации либо в результате рассмотрения Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, поставленного по инициативе Председателя Правительства.

    Президент Российской Федерации. Президент — выборный глава государства в большинстве современных государств с республиканской формой правления. В президентских республиках помимо статуса главы государства в целом президент является также и главой исполнительной власти.

    По Конституции РФ, Президент Российской Федерации является главой государства. Как глава государства, он призван обеспечивать единство государственной власти, согласованность её отраслей, устойчивость страны. Он обеспечивает и направляет деятельность всех федеральных государственных органов, координирует их функции.

    Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    Читайте так же:  Требования фгос к программе изо

    Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Как гарант Основного Закона он обладает правом законодательной инициативы, что позволяет ему приводить в соответствие с положениями Конституции текущее законодательство. Он обладает правом вето на стадии подписания федеральных законов, вправе приостанавливать действие правовых актов, противоречащих Конституции.

    Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления её внутренней и внешней политики. В течение шести лет — срока своего пребывания на посту — он участвует в формировании Правительства РФ, состава Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, назначении Председателя Центрального банка РФ, предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ, формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил РФ, назначает и отзывает послов. Президент РФ назначает выборы Государственной Думы, может распустить её в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает референдумы, вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране.

    Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ. Он решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами, присваивает почётные звания России, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

    Президент РФ обладает неприкосновенностью. Он прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

    Исполнительная власть. Высший федеральный орган России, осуществляющий исполнительную власть, — Правительство Российской Федерации . В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместитель и федеральные министры.

    Порядок формирования Правительства Российской Федерации таков. Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклонит представляемую Президентом кандидатуру, Президент распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства представляет Президенту список органов исполнительной власти и предлагает ему кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

    Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения и т. д.; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществляет меры по обеспечению законности, прав человека и др.

    Если Правительство РФ неудовлетворительно справляется со своими обязанностями, его полномочия могут быть прекращены досрочно. Процедура досрочного прекращения полномочий Правительства РФ осуществляется следующим образом: Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ; Президент может принять решение об отставке Правительства; Государственная Дума может большинством голосов выразить недоверие Правительству (в этом случае Президент может принять решение об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы). После повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент либо принимает решение о его отставке, либо распускает Государственную Думу.

    Судебная власть. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел во всех судах открытое. В судопроизводстве осуществляются принципы состязательности и равноправия сторон. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судопроизводстве — в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

    В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие её судебную систему.

    К федеральным судам относятся:

    • Конституционный Суд РФ ;
    • Верховный Суд РФ , верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции .
    • К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

      Мировые судьи рассматривают не очень сложные гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

      Конституционный Суд Российской Федерации (19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ и др. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ и т. д.

      Являясь высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд РФ рассматривает отнесённые к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

      Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории судебного органа.

      Прокуратура Российской Федерации. Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей.

      Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генерального прокурора РФ назначает Совет Федерации по представлению Президента. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с её субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором России.

      Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, Прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Она приводит в исполнение уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности и т. д.

      Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

      Как принимаются законы? Конституция строго регламентирует порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации. Правом законодательной инициативы обладают несколько десятков лиц, ряд органов и организаций. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов (если иное не предусмотрено Конституцией РФ). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Сложнее процедура принятия федерального конституционного закона. Он считается принятым, если одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

      Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент за это время отклоняет его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный федеральный закон.

      Думаем, сравниваем, делаем выводы

      1. В политических дискуссиях неоднократно отмечались противоречия в системе разделения властей, закреплённой в российской Конституции, её асимметричность и несбалансированность. В центре внимания при анализе российской модели разделения властей были чрезмерные, по мнению её критиков, полномочия Президента и фактически полная неподконтрольность исполнительной власти Федеральному Собранию. Согласны ли вы с такой критикой? Какие положения Конституции подкрепляют эту точку зрения и почему?

      2. Существует точка зрения, согласно которой сильная президентская власть наиболее соответствует историческим особенностям развития России и способствует развитию страны в дальнейшем. Согласны ли вы с этим тезисом? Подтвердите или опровергните его.

      3. Чем обусловлено наличие в России двухпалатного парламента? Зачем необходимо наличие верхней палаты — Совета Федерации?

      4. Прокуратура РФ выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Чем обусловлен особый правовой статус прокуратуры? Какова роль прокуратуры в современном Российском государстве?

      5. Французский мыслитель Ж. Ж. Руссо выступал с критикой теории разделения властей. Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти — особые проявления единой власти народа». Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

      Можно ли сейчас согласиться с подобной точкой зрения?

    admin